Варианты
- Bleriot-SPAD - S.61 - 1923 - Франция
- PWS - PWS-10 - 1930 - Польша
Bleriot-SPAD S.61
Прототип истребителя Bleriot-SPAD S.61/1, впервые поднявшийся в воздух 6 ноября 1923 года, создавался параллельно с истребителем S.51 и отличался от последнего прямым крылом. За S.61/1 последовал S.61/2, у которого вместо подфюзеляжного радиатора установили фронтальный, а крыло было выполнено в основном из дерева, а не из металла.
Хотя французские военные не заинтересовались S.61, последовали крупные заказы на 250 и 100 машин S.61/2 от Польши и Румынии соответственно. Позднее в Польше по лицензии фирмы CWL и PZL построили еще 30 самолетов.
Четыре S.61/2, первоначально предназначавшиеся Польше, остались у фирмы "Bleriot-SPAD" и послужили базой для создания ряда экспериментальных модификаций. Первым стал S.61 bis, позднее переделанный в S.61/6. Первым вариантом этого типа стал S.61/6a, оснащенный двигателем Lorraine-Dietrich с W-образным расположением цилиндров. Этот же самолет переименовали в S.61/60 после установки топливных баков увеличенной емкости. На нем знаменитый пилот Пеллетье д'Уази 25 июня 1925 года выиграл гонку на Кубок Мишлен ("Coupe Michelin"). S.61/6C предназначался для побития мирового рекорда скорости, но был потерян при попытке его установления. Созданный на замену S.61/6d выиграл Кубок Мишлен в 1927 года. Четыре месяца спустя его оснастили новым двигателем Lorraine мощностью всего 230 л. с. (172 кВт) и присвоили обозначение S.61/9. Несмотря на слабый двигатель, в 1929 году самолет занял второе место в гонке на Кубок Мишлен.
Другие экспериментальные варианты S.61 включали S.61/3 с уменьшенными в размахе крыльями металлической конструкции и S.61/4, оснащенный двигателем Lorraine-Dietrich 12Ee мощностью 480 л. с. (358 кВт). Построили три экземпляра S.61/5 с двигателем Hispano-Suiza 12Gb мощностью 450 л. с. (336 кВт), один из них переделали в S.61/8 с мотором Hispano-Suiza 12Hb, развивавшим 500 л.с. (373 кВт).
S.61/7 с крылом увеличенного размаха и двигателем Lorraine-Dietrich, оснащенным турбонагнетателем Rateau, был предназначен для побития мирового рекорда высоты. На свою беду Луи Блерио связался с летчиком Жаном Коллизо, бизнесменом, служившим военным пилотом во время Первой мировой войны. Он уже имел на счету рекорд высоты, установленный на истребителе Gourdou-Leseurre GL-40, и намеревался превзойти его (с помощью фальсифицированных показаний приборов) на S.61/7. Возникшие подозрения привели к проверке приборов, и обман раскрылся. В результате Коллизо лишили Ордена Почетного Легиона, полученного за установление двух "рекордов", а поврежденный при посадке S.61/7 пустили на слом.
Последним вариантом S.61 был S.61 SES с новым крылом, который, как предполагалось, должен заинтересовать поляков. Но по характеристикам он не превосходил S.61/2, и от дальнейшей его разработки отказались.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bleriot-SPAD S.61/2
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один двигатель жидкостного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Ew мощностью 450 л. с. (336 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 227 км/ч на оптимальной высоте; время набора высоты 4000 м - 9 мин 39 с; потолок 7500 м
Масса: пустого 1055 кг; максимальная взлетная 1565 кг
Размеры: размах крыла 9,57 м; длина 6,98 м; высота 2,90 м; площадь крыльев 29,30 м2
Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers в носовой части фюзеляжа
Описание:
- Bleriot-SPAD S.61
- Flight, December 1924
The Paris Aero Show 1924 - Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2024-07 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (1)
Истребитель PWS-10 (СПАД-61)
-
Мировая Авиация 58
Истребитель S.61/2 состоял на вооружении 2-го, 3-го, 4-го и 11-го истребительных полков польских ВВС. Польские S.61/2 заняли второе место в гонке на кубок "Capitaine Echard", проводившейся в 1927 году во время воздушных состязаний в Цюрихе.
Bleriot-Spad 61 prototype. -
Flight 1926-11 / Flight
A Record Breaker: The Bleriot-Spad, with 450 h.p. Lorraine-Dietrich engine, on which the French pilot, Jean Callizo, made a world's record altitude flight of 12,442m. (40,810 ft.) on August 23. This flight, which lasted 2 hrs. 25 mins., thus beat his previous record of 12,066 m. (40,783 ft.) created on October 10, 1924.
-
Flight 1926-12 / Flight
A WORLD'S RECORD HOLDER: The Spad 61 holds the world's record for altitude.
-
Flight 1926-12 / Flight
The Bleriot-Spad 61 holds the world's altitude record with a height of 12,442m. (40,800 ft.).
-
Авиация и Космонавтика 2024-07 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (1)
Истребитель СПАД-61 выруливает на взлет
-
Авиация и Космонавтика 2024-07 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (1)
Офицеры польских ВВС позируют у раскапотированного СПАД-61
-
Мировая Авиация 58
Bleriot-SPAD S.61/2
-
АэроХобби 1993-01 / И.Самарский - Самолеты с бело-красными "шаховницами" /Аэроархив/ (1)
Истребитель SPAD-61C1.
- Фотографии