Bleriot-SPAD S.61
Страна: Франция
Год: 1923


Одноместный истребитель
Описание:
Bleriot-SPAD S.61
Flight, December 1924
The Paris Aero Show 1924
Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии

Bleriot-SPAD S.61

Прототип истребителя Bleriot-SPAD S.61/1, впервые поднявшийся в воздух 6 ноября 1923 года, создавался параллельно с истребителем S.51 и отличался от последнего прямым крылом. За S.61/1 последовал S.61/2, у которого вместо подфюзеляжного радиатора установили фронтальный, а крыло было выполнено в основном из дерева, а не из металла.
  Хотя французские военные не заинтересовались S.61, последовали крупные заказы на 250 и 100 машин S.61/2 от Польши и Румынии соответственно. Позднее в Польше по лицензии фирмы CWL и PZL построили еще 30 самолетов.
  Четыре S.61/2, первоначально предназначавшиеся Польше, остались у фирмы "Bleriot-SPAD" и послужили базой для создания ряда экспериментальных модификаций. Первым стал S.61 bis, позднее переделанный в S.61/6. Первым вариантом этого типа стал S.61/6a, оснащенный двигателем Lorraine-Dietrich с W-образным расположением цилиндров. Этот же самолет переименовали в S.61/60 после установки топливных баков увеличенной емкости. На нем знаменитый пилот Пеллетье д'Уази 25 июня 1925 года выиграл гонку на Кубок Мишлен ("Coupe Michelin"). S.61/6C предназначался для побития мирового рекорда скорости, но был потерян при попытке его установления. Созданный на замену S.61/6d выиграл Кубок Мишлен в 1927 года. Четыре месяца спустя его оснастили новым двигателем Lorraine мощностью всего 230 л. с. (172 кВт) и присвоили обозначение S.61/9. Несмотря на слабый двигатель, в 1929 году самолет занял второе место в гонке на Кубок Мишлен.
  Другие экспериментальные варианты S.61 включали S.61/3 с уменьшенными в размахе крыльями металлической конструкции и S.61/4, оснащенный двигателем Lorraine-Dietrich 12Ee мощностью 480 л. с. (358 кВт). Построили три экземпляра S.61/5 с двигателем Hispano-Suiza 12Gb мощностью 450 л. с. (336 кВт), один из них переделали в S.61/8 с мотором Hispano-Suiza 12Hb, развивавшим 500 л.с. (373 кВт).
  S.61/7 с крылом увеличенного размаха и двигателем Lorraine-Dietrich, оснащенным турбонагнетателем Rateau, был предназначен для побития мирового рекорда высоты. На свою беду Луи Блерио связался с летчиком Жаном Коллизо, бизнесменом, служившим военным пилотом во время Первой мировой войны. Он уже имел на счету рекорд высоты, установленный на истребителе Gourdou-Leseurre GL-40, и намеревался превзойти его (с помощью фальсифицированных показаний приборов) на S.61/7. Возникшие подозрения привели к проверке приборов, и обман раскрылся. В результате Коллизо лишили Ордена Почетного Легиона, полученного за установление двух "рекордов", а поврежденный при посадке S.61/7 пустили на слом.
  Последним вариантом S.61 был S.61 SES с новым крылом, который, как предполагалось, должен заинтересовать поляков. Но по характеристикам он не превосходил S.61/2, и от дальнейшей его разработки отказались.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bleriot-SPAD S.61/2

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один двигатель жидкостного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Ew мощностью 450 л. с. (336 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 227 км/ч на оптимальной высоте; время набора высоты 4000 м - 9 мин 39 с; потолок 7500 м
  Масса: пустого 1055 кг; максимальная взлетная 1565 кг
  Размеры: размах крыла 9,57 м; длина 6,98 м; высота 2,90 м; площадь крыльев 29,30 м2
  Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers в носовой части фюзеляжа

Flight, December 1924

The Paris Aero Show 1924

BLERIOT AERONAUTIQUE

  IT is to be feared that many visitors to the Grand Palais may have missed the Bleriot exhibits altogether, as the stand alloted to the famous French constructor is tucked away under one of the galleries. Of the exact cause for this we have no knowledge, but a rumour is current to the effect that M. Bleriot had at first decided not to exhibit, and that when, at the last minute, so to speak, he altered this decision all the main stands had been taken and he had to be satisfied with the present position, which is certainly not at all in keeping with the importance of one of France's oldest constructors and one of the pioneers of aviation.
<...>
  The Spad 61 is very similar to the 81, but in place of the Hispano a "broad-arrow" Lorraine-Dietrich engine of 450 h.p. is fitted. Like the 81, the wings are of metal construction, but, if desired, ordinary wood structure wings can be supplied instead. The speed of the 61 is slightly greater than that of the 81 owing to the greater engine power, being 260 km./h. (162 1/2 m.p.h.) at ground level. The ceiling, fully loaded, is given as 8,000 m. (26,200 ft.). The usual equipment consists of two machine-guns firing through the propeller, but if desired another two can be fitted on the top plane.
<...>

Flight, December 1926

The Paris Aero Show 1926

BLERIOT-AERONAUTIQUE

  THE exhibit of Bleriot-Aeronautique consists of (a) the Spad-61 altitude record type aeroplane, with 450 h.p. Lorraine-Dietrich engine, on which M. Callizo established the existing world's record with 12,442 m. on August 23, 1926; (6) the fuselage of a Bleriot-165 transport aeroplane; (c) a Bleriot variable pitch propeller; and (d) a Bleriot elastic wheel.
  The Spad-61 Altitude Record Aeroplane.- The Spad-61 altitude record aeroplane is constructionally identical with the well-known Spad-61 single-seater fighter, 350 of which type were recently delivered to the Polish Air Force. The wings have duralumin spars and interplane struts, and wooden ribs, the framing being covered with fabric. The fuselage is of monocoque construction. The wings have 7 sq. m. more wing area than the single-seater-fighter, but the weight loaded is the same in both types (1,522 kg,).
  The 450 h.p. Lorraine-Dietrich engine is equipped with a Rateau super-charger of the turbine type.
  Specification of the Spad-61 Altitude Record Aeroplane.- Engine, 450 h.p. Lorraine-Dietrich; span, 11-72 m.; length, 7-185 m.; height, 3-20 m.; wing area, 37 sq. m.; weight, empty, 1,147 kg.; fuel load, 285 kg.; useful load, 90 kg.; weight loaded, 1,522 kg.; maximum speed, sea level, 283 km.p.h.
<...>


  THE only complete machine exhibited by this famous French pioneer constructor was the Spad 61, which holds the world's altitude record. This machine is of orthodox Spad design and construction, and therefore calls for little comment. The speed claimed for it of 283 km./h. (176 m.p.h.) at 5,000 metres, seems somewhat optimistic, even allowing for the supercharged 450 h.p. Lorraine-Dietrich engine.
<...>
Истребитель S.61/2 состоял на вооружении 2-го, 3-го, 4-го и 11-го истребительных полков польских ВВС. Польские S.61/2 заняли второе место в гонке на кубок "Capitaine Echard", проводившейся в 1927 году во время воздушных состязаний в Цюрихе.
A Record Breaker: The Bleriot-Spad, with 450 h.p. Lorraine-Dietrich engine, on which the French pilot, Jean Callizo, made a world's record altitude flight of 12,442m. (40,810 ft.) on August 23. This flight, which lasted 2 hrs. 25 mins., thus beat his previous record of 12,066 m. (40,783 ft.) created on October 10, 1924.
A WORLD'S RECORD HOLDER: The Spad 61 holds the world's record for altitude.
The Bleriot-Spad 61 holds the world's altitude record with a height of 12,442m. (40,800 ft.).
Bleriot-SPAD S.61/2
Истребитель SPAD-61C1.