Avro Vulcan / Type 698
Страна: Великобритания
Год: 1952


Пятиместный стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Кабина (3)
Avro серии 698 Vulcan

   После Второй мировой войны Великобритания озаботилась созданием оружия, сдерживающего угрозу ядерного нападения. Необходимость в этом отразилась в спецификации В. 14/46 на самолет, способный базироваться в любой точке мира и атаковать цели на удалении до 2735 км, неся 4536 кг бомб. Дальность полета с полной боевой нагрузкой определялась в 6437 км, практический потолок - 12190 м. а максимальная высота бомбометания - 13 715 м. Эти требования окончательно оформились в спецификации В. 35/46, согласно которой были разработаны так называемые "бомбардировщики серии V": Vickers Valiant, Avro Vulcan и Handley Page Victor.
   Каждый производитель по-разному подошел к решению возникших технических проблем. Avro серии 698 Vulcan получил дельтовидное крыло. Это обеспечивало высокую прочность конструкции в сочетании с большой емкостью утолщенной корневой части крыла и, как полагали разработчики, ряд аэродинамических улучшений. Эта конструкция была шагом в еще слабо изученную область аэродинамики. Для получения необходимых данных компания построила пилотируемую модель-аналог серии 707 в масштабе 1:3 к исследуемому самолету.
   Первый из двух прототипов Vulcan совершил свой первый полет 30 августа 1952 года. Он был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon RA.3 тягой по 28.91 кН, которые позже заменили на Armstrong Siddeley Sapphire тягой по 35,59 кН, а затем на турбовентиляторные Rolls-Royce Conway R.Co.7 тягой по 66,72 кН. Самолет потерпел крушение 14 сентября 1958 года. Второй прототип поднялся в воздух 3 сентября 1953-го, а первый серийный Vulcan B.Mk 1 совершил первый полет 4 февраля 1955 года. Официальные испытания в Боскомб-Дауне показали, что перегрузки на больших высотах вызывают вибрацию, что в свою очередь угрожает усталостным разрушением крыла. Чтобы избавиться от вибраций крыло было модифицировано путем уменьшения стреловидности от корневой части до полуразмаха, в результате чего прямая передняя кромка стала изогнутой. Поднявшийся в воздух 5 октября 1955 года Vulcan этой конфигурации был признан полностью удовлетворяющим требованиям, Фюзеляж самолета с круглым сечением плавно переходил в дельтовидное крыло. Убираемое трехопорное шасси на носовой стойке имело два спаренных колеса, а на каждой из двух стоек основного шасси устанавливалась восьмиколесная тележка. Вертикальное оперение состояло из киля с рулем поворота. Рули высоты были встроены в заднюю кромку крыла у фюзеляжа. Экипаж из пяти человек размещался в герметизированной кабине. Первый и второй пилоты располагались бок о бок на катапультных креслах, а специалист по электронике, штурман и оператор РЛС - также бок о бок на обычных сиденьях лицом назад. Оборонительное вооружение отсутствовало. В бомбовых отсеках самолет мог нести фугасные бомбы калибра 454 кг и морские мины, а также "специальные боеприпасы", то есть ядерные бомбы. Силовая установка менялась неоднократно: первоначально Mk 1 оснащался турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Olympus Mk 101 тягой по 48,93 кН, позднее - двигателями Olympus Mk 102 или 104 силой тяги 53,38 кН и 60,05 кН соответственно.
   В 1961 году на всех машинах был переделан хвостовой конусный обтекатель для размещения аппаратуры радиоэлектронного противодействия, после чего самолеты получили новое обозначение Vulcan B.Mk 1.
   В 1957 году второй прототип Vulcan подвергся значительной переработке. Его оснастили более мощными двигателями и значительно измененным крылом увеличенной площади с изогнутой передней кромкой, а также элевонами вместо сочетания элеронов и рулей высоты. Другие изменения включали в себя вспомогательную силовую установку и оборудование для дозаправки в воздухе. Новая модификация Vulcan B.Mk 2 поступила в эксплуатацию в 1960 году. Когда в 1963 году прекратилась разработка баллистической ракеты класса "воздух - земля" AGM-48A Skybolt, основным вооружением самолета стала стратегическая ракета Blue Steel. Однако с принятием на вооружение ракет Polaris, запускаемых с подводных лодок, Vulcan был переделан в обычный дальний бомбардировщик с аппаратурой РЭП, призванной облегчить прорыв системы ПВО. B1962-1964 годах на все B.Mk 2 установили двигатели Olympus 301 тягой по 88,96 кН.
   Окончательным стандартом, до которого было доведено большинство B.Mk 2, стал Vulcan B.Mk 2А с ракетами Blue Steel. На нем установили РЛС слежения за рельефом для преодоления ПВО на малых высотах, а также усовершенствованную аппаратуру РЭП. К моменту поставки последнего Vulcan B.Mk 2/2А большинство B.Mk 1/1А было уже снято с вооружения. В 1973 году несколько самолетов переделали в морские стратегические разведчики Vulcan B.Mk 2MRR, оснастив их различным разведывательным оборудованием, а также с дополнительным запасом топлива в бомбовом отсеке.
   В начале 1980-х годов было решено, что увеличение срока службы оставшихся самолетов обойдется слишком дорого в связи с изношенностью основных элементов конструкции. Поэтому с июня 1981 -го по июнь 1982 года все самолеты Vulcan сняли с вооружения. Этот процесс был ненадолго приостановлен, когда Аргентина в апреле 1982 года захватила Фолклендские острова. Несколько самолетов из трех эскадрилий составили ударную эскадрилью, способную атаковать Фолкленды с базы на острове Вознесения. Другие шесть машин переделали в топливозаправщики Vulcan K.Mk 2. Эти машины были последними Vulcan, прослужившими до марта 1984 года.
   Всего построили 134 самолета Vulcan: 45 машин B.Mk 1 и 89 B.Mk 2. Два экземпляра B.Mk I использовались для испытаний двигателей. Один из них налетал 1000 часов с турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Olympus 593, предназначенным для самолета Concorde. Другой оснастили двигателем Olympus 22R, размещенным в отсеке вооружения. Двигатель предназначался для сверхзвукового самолета TSR.2.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avro серия 698 Vulcan B.Mk 2

   Тип: пятиместный стратегический бомбардировщик
   Силовая установка: четыре ТРД Rolls-Royce Olympus 301 силой тяги 88,96 кН каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 1038 км/ч на высоте 12190 м; крейсерская скорость 1006 км/ч на высоте 12190 м; практический потолок 16 765 м; дальность полета около 7403 км с нормальной бомбовой нагрузкой
   Масса: максимальная взлетная 113398 кг
   Размеры: размах крыла 33,83 м; длина 30,45 м; высота 8,28 м; площадь крыла 368,26м'
Приборная доска пилотов
Рабочее место оператора систем РЭБ
Рабочее место штурмана