Поиск по сайту:
Описание
Страна : Великобритания
Год : 1957
Одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
Варианты
- Short - SB.5 - 1952 - Великобритания
- English Electric - P.1 - 1954 - Великобритания
- English Electric / BAC - Lightning - 1957 - Великобритания
- English Electric / BAC - Lightning T.4 / T.5 - 1959 - Великобритания
English Electric Lightning
В 1963 году образовавшаяся "British Aircraft Corporation" занялась дальнейшей модернизацией перехватчика English Electric Lightning, принятого на вооружение в 1960 году. Его появление возвестило начало новой эры для британских ВВС. Инициатором этого проекта стал В. И. В. "Тэдди" Питтер. Благодаря его дальновидному предложению фирма "English Electric" получила в еще 1947 году контракт на постройку экспериментального сверхзвукового самолета P.1A. Этот самолет с двумя бесфорсажными турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Sapphire впервые взлетел 4 августа 1954 года, а в дальнейшем в одном из полетов превысил скорость звука. Были собраны три экземпляра: два для летных испытаний и один для наземных испытаний на прочность. Эти самолеты отличались характерными эллиптическими воздухозаборниками.
В 1954 году проект существенно переработали для превращения его в перехватчик с большой скороподъемностью. Собрали три прототипа P.1B с турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon и круглыми воздухозаборниками, оснащенными центральным коническим телом - генератором скачков уплотнения. Первый из них впервые взлетел 4 апреля 1957 года. 19 месяцев спустя Министерство авиации назвало его Lightning. 25 ноября 1958 года, после оснащения P.1B двигателями Avon с форсажными камерами, он впервые превысил скорость в два числа Маха. А в 1960 году, после сборки и испытаний еще 20 опытных самолетов, перехватчик под наименованием Lightning, наконец, приняли на вооружение. Британские ВВС получили высокоскоростной сверхзвуковой всепогодный перехватчик, а также небывалую до сих пор головную боль с его техническим обслуживанием. Впрочем, эти проблемы возникли позже, а тогда летные характеристики Lightning вызывали восторг. Этот самолет имел РЛС Ferranti AI.Mk 23 AIRPASS для перехвата воздушных целей и связанную с ней систему управления огнем с антенной в центральном конусе воздухозаборника. Вооружение - две 30-мм пушки и две самонаводящиеся УР Firestreak малой дальности с тепловой ГСН.
Первая серийная машина Lightning F.Mk 1 с форсированными двигателями Avon Mk 200R впервые взлетела 29 октября 1959 года. Следующим летом начались их поставки в эскадрилью №74. Затем эти самолеты стали поступать в 56-ю и 111-ю эскадрильи. Последними серийными самолетами модели F.Mk 1 (всего 68 машин, включая 20 предсерийных и один планер для статиспытаний) стали 28 перехватчиков Lightning F.Mk 1A. На них были проведены доработки, в частности предусмотрена возможность установки съемной штанги дозаправки в полете. Затем построили 44 самолета следующего варианта Lightning F.Mk 2 с увеличенной дальностью, потолком и скоростью, усовершенствованным БРЭО, дыхательной системой со сжиженным кислородом, управляемым носовым колесом и двигателями Avon Mk 210 со всережимными форсажными камерами. Первый F.Mk 2 взлетел 11 июля 1961 года. Позднее этими машинами оснастили эскадрильи №№ 19 и 92, размещенные в ФРГ.
Позже построили 70 самолетов Lightning F.Mk 3 с двумя двигателями Avon Mk 301 тягой по 72,77 кН на форсаже. У него не было пушек, только всеракурсные УР Red Тор. Для перелета на большую дальность самолет мог оснащаться двумя большими надкрыльевыми топливными баками и штангой для дозаправки в полете под левой консолью крыла. Первый F.Mk 3 также получил увеличенный киль со "срезанной" законцовкой и РЛС управления огнем на встречных курсах AI.Mk 23B. Впервые самолет этого типа взлетел 16 июля 1962 года, и в середине 1964 года поступил на вооружение эскадрильи №74. Впоследствии ими также перевооружили эскадрильи №№23, 29,56 и 111.
Последняя версия Lightning F.Mk 6 появилась в 1965 году, став результатом давно назревшего решения фирмы "British Aircraft Corporation". Во-первых, был почти удвоен запас топлива, а во-вторых, изменена передняя кромка крыла - для придания ей переменной стреловидности. Эти новшества позволили совершать полеты на увеличенную дальность с большей массой. Дополнительный запас топлива, помещавшийся в значительно увеличенном фюзеляжном баке, в сочетании с пониженным сопротивлением крыла с новой передней кромкой на дозвуковых скоростях существенно улучшили характеристики машины. Собрали всего 39 экземпляров F.Mk 6. Им предшествовали 16 Lightning F.Mk 3A, переделанных до промежуточного стандарта F.Mk 6. Позднее их модифицировали по полной программе. Саудовская Аравия и Кувейт закупили усовершенствованный вариант F.Mk 6 под обозначением Lightning F.Mk 53 (один переделанный F.Mk 3 и 34 серийных самолета) и Lightning F.Mk 53K (12 серийных самолетов). Саудовская Аравия также купила пять Lightning F.Mk 52, переделанных из стандарта F.Mk 2.
К июню 1988 года истребители Lightning постепенно сняли с вооружения британских ВВС. В Кувейте их списали в 1977 году, а в Саудовской Аравии - в декабре 1985-го.
Варианты
Lightning T.Mk 4: двухместный учебно-боевой самолет на базе F.Mk 1A (22 шт.)
Lightning T.Mk 5: двухместный (с расположением кресел бок о бок) учебно-боевой самолет на базе F.Mk 3 (22 шт.)
Lightning T.Mk 54: бывшие учебно-боевые самолеты T.Mk 4, поставленные Саудовской Аравии (2 шт.)
Lightning T.Mk 55: учебно-боевой самолет для Саудовской Аравии (7 машин, включая один переделанный вариант T.Mk 5)
Lightning T.Mk 55КБ: учебно-боевой самолет для Кувейта (2 машины)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
BAC Lightning F.Mk 6
Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
Силовая установка: два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon R8.136 Mk 301 тягой no 56,45 кН без форсажа и 72,77 кН на форсаже
Летные характеристики: макс. скорость 2415 км/ч (2,3М) на высоте 12190 м; крейсерская скорость 958 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 15 240 м/мин; практический потолок 18290м; дальность полета 1287 км с топливом только во внутренних баках
Масса: пустого самолета 12719 кг; максимальная взлетная 18915 кг
Размеры: размах крыла 10,61 м; длина 16,84 м; высота 5,97 м; площадь крыла 42,60 мг
Вооружение: большой двухсекционный подфюзеляжный контейнер содержал в задней секции топливный бак, а в передней - либо доп. запас топлива, либо контейнер с двумя неподвижными курсовыми 30-мм пушками ADEN. На фюзеляже крепились две УР Firestreak либо Red Тор, либо блоки 51-мм НАР. Кроме того, могли подвешиваться пять 70-мм АФА Vinten 360, либо (в ночной разведке) АФА и сканирующее оборудование, а также блоки с ИК-ловушками; подкрыльевые/надкрыльевые узлы подвески могли нести 144 НАР либо шесть 454-кг бомб
- Описание
Фотографии
-
Air Pictorial 1957-06
BARRIER BUSTER. The English Electric P.1B made its first flight on Thursday, 5th April 1957, and the first photograph to be released shows a number of detail differences between the IB and the lA. Most noticeable is the now fashionable dorsal spine running from cockpit to fin. Fin area is larger and the rudder is slightly smaller and inset. Jet effluxes have been altered and entirely new is the radio mast on the fuselage spine. Not visible in this photograph is the shock wave cone set in the jet air intake. The cone is adjustable for supersonic and high-speed flight, and the prototype IB has a large probe fitted. Two Rolls-Royce reheat Avons give the aircraft a top speed in the region of 1,500 m.p.h. A total of 100 IBs are on order, including 20 fully equipped pre-production aircraft which will be used for development purposes.
-
Air Pictorial 1957-10 / J.Stevens - S.B.A.C. 1957
The English Electric P.1B displayed at Mach 0.98.
-
Aeroplane Monthly 1988-11 / R.Beamont - A flash of silver (4)
Dramatic shot of the author flying P.1B prototype XA847 at Warton in June 1957.
-
Aeroplane Monthly 1988-11 / R.Beamont - A flash of silver (4)
P.1B XA847 during an early air-to-air session. Note initial configuration, without ventral tank and with first-stage “small” fin - Warton, 1957.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
Roland Beamont flying the Lightning prototype, XA847, from Warton, spring 1957. The aircraft is seen with the original fin.
-
Мировая Авиация 40
4 апреля 1957г.: English Electric P.1B (XA847) выполнил 24-минутный полет с авиабазы Уортон под управлением Роланда Бюмона, самолет достиг скорости М=1,2.
-
Air Pictorial 1957-09 / J.Stevens - Farnborough 1957
The nose cone of the English Electric P.1B (XA847) can be clearly seen in this photograph. Note also the dive brake outline just below and ahead of the fin leading edge.
-
Aeroplane Monthly 1988-11 / R.Beamont - A flash of silver (4)
The author flying XA847 over the Lake District during the first air-to-air photographic sortie in 1957.
The first prototype Lightning, XA847, photographed after reaching Mach 2 in October 1958, with the author at the controls. Note that the aircraft still retains the “small” fin. -
Air Pictorial 1957-12
THE ENGLISH ELECTRIC P.1B SUPERSONIC FIGHTER ordered for the Royal Air Force is powered by ROLLS-ROYCE AVON TURBO JETS
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Прототип P.1B достиг сверхзвуковой скорости в первом же полете 4 апреля 1957г.
The P.1B prototype, XA847, Britain's first supersonic fighter. -
Aviation Historian 19 / K.Hayward - Kill or cure? The view from Whitehall
The publication of the 1957 Defence White Paper on April 4 that year coincided with the maiden flight of the first English Electric P.1B, XA847. The paper called for an air-defence strategy relying on ground-based guided missiles, but development of the Lightning (as it became) was deemed too far advanced for it to be cancelled.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Самолет P.1B в ходе испытаний с ЖРД
-
Air Pictorial 1957-09
THE ENGLISH ELECTRIC P.1B ordered for the Royal Air Force is powered by ROLLS-ROYCE AVON TURBO JETS
Banked view of the P.1B reveals modified main-wheel doors and basic similarity of planform to P.1A. -
Aeroplane Monthly 1988-11 / R.Beamont - A flash of silver (4)
Another view of XA847, taken at Warton in June 1957.
-
Мировая Авиация 167
4 апреля 1957 года в первом же полете первый опытный P.1B (XA847) достиг скорости М=1,2. Заходящий на посадку самолет демонстрирует тормозные щитки и длинные стойки шасси.
-
Aeroplane Monthly 1988-11 / R.Beamont - A flash of silver (4)
The author lands P.1B XA847 at its first SBAC Farnborough Show in September 1957. Note the “small” fin.
-
Aeroplane Monthly 1992-01 / R.Beamont - Spinning the P.1
The author lands P.1B XA847 at the end of its maiden flight, also from Warton, on April 4, 1957.
-
Мировая Авиация 167
Уже позже - во время испытаний с расположением вооружения под фюзеляжем - XA847 был оснащен гаргротом. Кроме того, изучались способы экстренного торможения самолета в песке и пене полистирола, тогда пришлось дополнительно защитить воздухозаборник.
-
Air International 1994-10 / P.Cooper - Forever Farnborough (2)
Trials were conducted during 1966 of a soft runway arrester bed, the aircraft used being an English Electric Canberra and a Lightning. Lightning P.1 XA847 is seen here entering the arrester bed (gravel pit) at speed during August 1966. Note the intake guard to prevent stones being ingested into the engines. This aircraft is now part of the RAF Museum collection.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
Lightning XA847 with “Stage 2” fin and low speed mock-up of the long ventral tank - 1959.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Он же с увеличенным килем и форкилем
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
P.1B prototype XA847 with developments to restore Nv (directional stability) reduced by the enlarged ventral tank. Note the two additional fins at the rear of the tank.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
The same aircraft with long ventral tank and fins plus a dorsal fin fillet.
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
XA853, the second prototype P.1B, on test from Warton in 1957.
-
Мировая Авиация 167
Второй P.1B, XA853, активно привлекался к отработке различного вооружения для Lightning. Самолет летал на испытания преимущественна из Боскомб-Дауна, на снимке он изображен с двумя УР Firestreak (ранее Blue Jay).
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Пуск НАР с предсерийного самолета P.1B (борт XG313)
-
Air Pictorial 1957-12
The English Electric P1.B supersonic fighter is now flying with its main armament of two de Havilland Firestreak air-to-air missiles mounted on pylons on either side of the fuselage.
-
Air Pictorial 1957-10 / J.Stevens - S.B.A.C. 1957
P.1B intake;
-
Air International 1980-07 / B.Burns - Efficacious air intakes /Fundamentals of design/ (8)
Example of the centre body supersonic external compression intake is provided by the Lightning.
-
Air Pictorial 1958-02
The English Electric P.1 supersonic fighter has been described as "The last manned fighter for the R.A.F." Whether this is true or not only time will tell. The P.1B shown here is equipped with two de Havilland Firestreak infra-red air-to-air missiles - standard armament in addition to the fixed cannon in the fuselage.
A dramatic publicity photograph of the Lightning shortly before its entry into RAF service, highlighting its futuristic appearance and ability to intercept any aerial threat with its state-of-the-art de Havilland Firestreak infra-red homing guided air-to-air missile system. -
Мировая Авиация 11
В июле 1960 года 74-я эскадрилья первой приняла самолеты F.Mk 1.Первый опыт показал, что Lightning был прекрасным истребителем-перехватчиком ближнего действия, справлявшимся с любой известной тактикой бомбардировщиков.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 1 стал первой строевой модификацией самолета
-
Aviation Historian 6
The Richard T.Riding's deafening photograph of Handley Page Victor B.2 XL164 coming in to land after a sparkling display at the 1961 SBAC Show at Farnborough. Lined up in the background are the nine English Electric Lightnings of No 74 Sqn, which, led by Sqn Ldr John Howe, dazzled the crowd with a formation take-off with full reheat, followed immediately by a vertical climb.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Флайт-лейтенант Дж.Браун из 74-й АЭ покидает свой F.Mk 1. Октябрь 1963г.
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
Торжественная церемония принятия на вооружение первого серийного "Лайтнинга" F.1A
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Официальная церемония принятия "Лайтнинга" на вооружение RAF
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / Museums Guide
Lightning lineage at Cosford: from front to back, Short SB.5 WG768, English Electric P.1A WG760 and Lightning F.1 XG337.
Другие самолёты на фотографии: English Electric P.1 - Великобритания - 1954Short SB.5 - Великобритания - 1952
-
Air Enthusiast 2006-01 / T.Buttler - Upwardly Mobile /Test-beds and experimentals/
A scene at RAE Bedford, foreground left to right: the second SC.1 XG905; SC.1 test-pilot Tom Brooke-Smith; the Rolls-Royce 'Flying Bedstead'. Background; left to right: Vickers Varsity; Shorts SB.5; Hunter F.6 WW598; Lightning F.1 from the development batch.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hunter - Великобритания - 1951Rolls-Royce TMR - Великобритания - 1954Short SB.5 - Великобритания - 1952Short SC.1 - Великобритания - 1957Vickers Varsity - Великобритания - 1949
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Линия сборки "Лайтнингов" F.Mk 1. Семлсбери, середина 1959г.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Истребитель F.Mk 1A - первая ступень развития серийных "Лайтнингов"
-
Air Pictorial 1977-12 / C.Hobson - Lightning F.1A XM192
Lightning F.1A XM192 wearing Wattisham TFF markings, seen at Upper Heyford on the station's Open Day, 19th June 1971
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
Опробование двигателей "Лайтнинга" перед ночным полетом
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
"Лайтнинг" F.1A из 111-го эскадрона RAF
-
Air Pictorial 1961-10
Lightnings of 111 Squadron. The new marking replacing the former black bar consists of a black lightning flash through the roundel outlined in yellow.
-
Мировая Авиация 6
Нагрузка, которую испытывали летчики в кабине Lightning, означала, что в подразделения, где на вооружении стояли Lightning набирали только пилотов высшего класса. Согласно требованиям, потенциальный пилот должен был иметь свыше 1000 часов налета на быстрых реактивных самолетах.
-
Мировая Авиация 3
29 июня 1960г. Базировавшаяся в Колтишелле (графство Норфолк) эскадрилья "Тигр" стала первым соединением Королевских ВВС Великобритании, вооруженным самолетами Lightning F.Mk 1. Этот самолет открыл эру английской сверхзвуковой истребительной авиации.
-
Air Enthusiast 1971-11 / R.Braybrook - Decline and Fall? /Fighters in the RAF/ (3)
Throughout the ’sixties, the English Electric Lightning has provided the backbone of Britain's fighter defences and the latest versions remain in front-line service at home and abroad. Illustrated are Lightning F Mk IAs of No 111 Squadron.
-
Aviation Historian 19 / K.Hayward - Kill or cure? The view from Whitehall
Although the 1957 Defence White Paper favoured an air-defence strategy centred around ground-to-air guided missiles, manned interceptors would still be required to fill the gaps in the system until the missile infrastructure was fully in place. The Lightning F.1 entered operational RAF service with No 74 Sqn in June 1960 - the same year No 56 Sqn received the Lightning F.1A, six examples of which are seen here armed with pairs of Firestreak air-to-air missiles.
-
Мировая Авиация 11
F.Mk 1А имел несколько улучшений по сравнению с F.Mk 1, самым заметным из которых была возможность установки топливоприемной штанги. Кроме того, радио диапазона УКВ (UHF) заменило старое с диапазоном ОВЧ (VHF), а вдоль фюзеляжа снаружи проложили кабельные каналы к пилонам.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
English Electric Lightning F Mk.1A aircraft of the "Firebirds” aerobatic team of No 56 Squadron, R.A.F.
-
Мировая Авиация 245
Эскадрилья отработки тактики боевого применения (AFDS)/эскадрилья переучивания на Lightning
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
"Лайтнингам", несмотря на их кажущуюся неуклюжесть, был доступен красивый групповой пилотаж
-
Air Pictorial 1961-10 / Spotter's Notebook
... and the deadly Lightnings ...
-
Aviation Historian 1 / ??? - Surprise, surprise!
Britain’s interceptor force at the height of the Cold War comprised the Lightning, which continued to provide sterling service for the RAF well into the 1980s, and the all-weather Gloster Javelin, which had been withdrawn from front-line service by 1968. Here a pair of Lightnings of Nos 56 and 111 Sqns accompany a Javelin FAW.8 of No 41 Sqn.
Другие самолёты на фотографии: Gloster Javelin - Великобритания - 1951
-
Air International 1979-02 / B.Burns - 'Whys' and 'Wherefores' of Wings /Fundamentals of design/ (1)
One of the very different solutions to a similar requirement, for a supersonic interceptor: the BAC Lightning with 60 deg sweep, 5 percent thickness and 0.15 taper
-
Aeroplane Monthly 1979-10
Lightning F.1A XM182 of No 56 Squadron, photographed by RICHARD WILSON
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Влажный воздух Британии обеспечивал эффектную визуализацию скачков уплотнения во время трансзвуковых полетов
-
Aviation Historian 2
Lightning F.1A XM177 of No 56 Sqn was one of four examples of the type used during Exercise Trumpet, the Air Fighting Development Squadron’s high-altitude interception trials against Lockheed U-2s in late 1962.
-
Aviation Historian 1 / ??? - Surprise, surprise!
Lightning F.1A XM175/T comes in to land with airbrakes open during a sortie with No 56 Sqn. A total of four F.1As were used during the high-altitude U-2 interception trials in October/November 1962, two from No 111 Sqn and two from No 56 Sqn, XM175 being one of the latter.
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
"Лайтнинги" F.2 из 92-го эскадрона RAF в ремонтном ангаре
-
Мировая Авиация 11
Улучшения F.Mk 2 включали многорежимную форсажную камеру, систему с жидким кислородом вместо предыдущей с газообразным, улучшенное навигационное оборудование, приборную панель OR.946, автоматическое управление полетом и резервный генератор постоянного тока.
The Lightning Mk. II is equipped with more advanced electronics than the Mk. I, and it will follow the earlier model into service with Fighter Command. -
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
XN723 was the first production Lightning Mk 2. It crashed at Hucknall on March 25, 1964, following fire in one of the engines. The pilot ejected safely.
-
Air Pictorial 1964-09 / R.Levy - Lightning Defence
Lightning F.2 XN732 "H".
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 2 по сути являлся доведенным "до ума" истребителем P.1B
-
Air Pictorial 1964-09 / R.Levy - Lightning Defence
Lightning F.2 XN789 "G" of No. 92 Squadron. The fin is blue; squadron badge consists of a cobra and two maple leaves
-
Мировая Авиация 119
Перехватчики Lightning F.Mk 2 эскадрильи № 92. На снимке видны первоначальная форма киля и малый топливный бак в нижней части фюзеляжа.
-
Мировая Авиация 148
Самолет с кодом XA918 был вторым серийным экземпляром Victor B.Mk 1. После первого полета 21 марта 1956 года его сохранили для проведения испытаний. Он стал первым самолетом, оснащенным заправочным оборудованием, получив подкрыльевые блоки HDU Mk 20 и выдвижной фюзеляжный блок HDU Mk 17. Испытания с перехватчиками English Electric Lightning F.Mk 2 из 19-й эскадрильи (на фотографии) проводились в августе 1964 года. Они позволили двухточечным заправщикам B(K).Mk 1, позднее B.Mk 1 (K2P), из сменившей специализацию 55-й эскадрильи оперативно начать дозаправку истребителей.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952
-
Air Pictorial 1964-09 / R.Levy - Lightning Defence
Close-up of XN733 "L" showing ports installed for lower Aden cannon, flight-refuelling probe, and drill Firestreak missile. The flash around the nose roundel is red and yellow
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 2 из 19-й АЭ на боевом дежурстве. Авиабаза Гютерслох (ФРГ), середина 1960гг.
-
Air Pictorial 1964-09 / R.Levy - Lightning Defence
No. 92 Squadron line-up. The second Lightning from the camera, XN786 "D", has a blue spine as well as fin, a recent innovation
-
Aeroplane Monthly 1985-02 / R.Beamont - Sing a song of shock-stall (2)
English Electric's supersonic design and test centre, Warton, photographed in the Fifties. Five development Lightnings can be seen at the “South Side" experimental flight shed.
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
No. 19 Squadron Lightning F.2As at Gutersloh shortly before replacement by No. 19 (Phantom) Squadron at Wildenrath
-
Air Pictorial 1977-02 / I.Stott - R.A.F.'s Biggest Tactical Fighter Meet
Lightning F.2A XN724 from No. 19 Squadron, Gutersloh, Germany, landing at Leuchars on 3rd August. The squadron has since re-equipped with Phantoms and moved to Wildenrath
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
BAC (English Electric) Lightning F.2A.
-
Air Pictorial 1977-01 / J.Stroud - Air Affairs
BAC'S MILITARY FAMILY - Seen over Warton are (left to right): Tornado sixth prototype XX948, a Jaguar GR.1 for the R.A.F., Strikemaster Mk. 80 1124 for the R. Saudi A.F., R.A.F. Lightning F.2A XN795, and a Canberra TT.18 of the Royal Navy. The Tornado and Jaguar are, of course, produced in collaboration with BAC’s European partners. To date some 3,800 aircraft of these five types have been ordered, of which 2,800 are in service (including 1,000 exported or built under licence abroad). During the 1980s some 1,200 Tornadoes and Jaguars will be in NATO service and there will still be some 300 Canberras, Jet Provosts and Lightnings in service with the R.A.F. and Royal Navy
Другие самолёты на фотографии: BAC BAC.167 Strikemaster - Великобритания - 1967English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949Panavia Tornado IDS (GR) - International - 1974SEPECAT Jaguar - International - 1969
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 2A - стрельба из пушек
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 2A из 92-й эскадрильи приземлился на авиабазе Гютерслох. Июль 1975г.
-
Air Pictorial 1976-03
First R.A.F. Lightning to appear in grey/green camouflage and full squadron markings, F.3 XP753 of No. 5 Squadron is seen at Binbrook on 19th January 1976.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 3 из 29-й эскадрильи на авиабазе Уоттишем
-
Aeroplane Monthly 1988-07 / M.Oakey - Grapevine
Lightning F.3 XS903 on arrival at RAF Elvington on May 18, 1988, at the end of its last flight. The aircraft is to go on permanent display at the Yorkshire Air Museum.
-
Air Pictorial 1988-01 / J.Rawlings - No.29 Squadron - First with Tornado F.3
For seven years (1967-74) No. 29 Squadron flew English Electric Lightning F.3s from Wattisham, where XP707 "H" is seen on 1st April 1968
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Техобслуживание "Лайтнинга" F.Mk 3 из LTF. Авиабаза Ньюквей, 10 августа 1983г. Через 16 дней самолет упал в море, пилот погиб
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
BAC Lightning F.Mk 3 of No 111 Squadron, RAF Fighter Command
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Взлетает "Лайтнинг" F. Mk 3 из 111-й эскадрильи
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 3 из учебного звена LTF
-
Air Pictorial 1987-09 / P.Hatch - The Royal Air Force Today
BAC (English Electric) Lightning F.3 XP741 "AR" of No. 5 Squadron, Binbrook, makes a smart get-away from Coningsby after a visit on 13th June 1987
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
Lightning F.3 XP697 was converted to F.6 status at Bristol and is seen here taking off from Filton on its maiden flight, on April 17, 1964, with the author at the controls.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
The author making the first flight of the prototype Lightning Mk 6, XP697 from Filton on April 17, 1964.
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
Lightning development aircraft XG310, with the first “final stage” fin and rudder modification.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
The author flying the Mk 3 development Lightning, XG310, with “Stage 3” fin in its final form.
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
Пара "Лайтнингов" F.3 из 111-го эскадрона RAF в полете над Западной Германией
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
English Electric Lightning F. Mk. 3 carrying overwing jettisonable fuel tanks
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Надкрыльевые баки в начальной конфигурации во время испытаний на истребителе F.Mk 3A (борт XN725)
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Этот "Лайтнинг" F.Mk 6 (борт XP693) был получен путем переделки истребителя F.Mk.3
-
Air Pictorial 1976-03 / R.Lindsay - Strike's Silent Targets /Flying with the RAF today/
No. 56 Squadron Lightning F.6 XS929 blasts away with reheat on top engine only in a climb which took him from 1,000 to 30,000 ft. in less than a minute
-
Air International 1996-03 / J.Goulding - Grey Days /Flying colours/ (2)
English Electric Lightning F.6 XR728 ‘JS’ illustrating a variation on the two-tone grey scheme adopted towards the end of their service life. Note that the colour demarcation line is lower than that of XR749.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
The first series production Lightning Mk 6, XR754, on test over the Lake District.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
First series production Lightning Mk 6, XR754, on test over the Lake District.
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
На этих снимках хорошо видны различия в формах крыла "лайтнингов" F.Mk.2 и F.Mk.6
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
No. 11 Sqn. Lightning F.6 XR754 (C.O.s a/c), Binbrook
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
Projected development for air-to-ground and air-to-sea missile systems. The aircraft is Mk III development Lightning XN725; it is fitted with overwing tanks and has the long ventral tank.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинги" F.Mk 6 из 23-й эскадрильи после приземления в Торонто. Август 1968г.
-
Air International 1980-11 / ??? - Ace qualifying at Akrotiri
Lightnings being re-armed at Akrotiri between firing sorties.
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / M.Oakey - Grapevine
Technicians from RAF Binbrook add the finishing touches to Lightning F.6 XS925, now on display at the RAF Museum at Hendon.
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
"Лайтнинги" 11-го эскадрона RAF
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
На одной из авиабаз НАТО в Западной Германии, 1970-е годы
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Самолеты 11-й эскадрильи на Мальте. 1970г.
-
Air Pictorial 1987-09
Nostalgic shot by P. Tasker of No. 5 Squadron Lightning F.6 XS903 “AM" at Binbrook wearing the evil-looking shark's mouth which it gained during an A.P.C. in Cyprus in 1984. No. 5's Lightings will be retired in December 1987
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Armstrong Whitworth Argosy / A.W.650 - Великобритания - 1959Avro Shackleton / Type 696 - Великобритания - 1949Avro Vulcan / Type 698 - Великобритания - 1952BAe Harrier - Великобритания - 1966Blackburn Buccaneer / B-103 - Великобритания - 1958De Havilland Dove / D.H.104 - Великобритания - 1945English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952Hawker-Siddeley Andover / HS.748 - Великобритания - 1960Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - Великобритания - 1967Lockheed C-130 Hercules - США - 1954Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964Percival Pembroke / Sea Prince / P.66 - Великобритания - 1952SEPECAT Jaguar - International - 1969Vickers VC-10 - Великобритания - 1962Westland Wessex - Великобритания - 1958Westland Whirlwind - Великобритания - 1953
-
Air Pictorial 1968-11
Lightning F.53 G-AWON
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинги" из 111-й эскадрильи выруливают на взлет
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Самолеты 5-й эскадрильи уходят в перелет на Сингапур. Декабрь 1969г.
-
Мировая Авиация 6
Lightning был единственным и последним британским боевым сверхзвуковым истребителем полностью отечественной разработки. Пилотам Королевских ВВС придется ждать поступления на вооружение Eurofighter 2000 международной разработки, чтобы испытать подобные высокоскоростные качества в условиях одноместной машины.
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
AIR DEFENCE FORMATION - Two Victor K.2s (Nos. 55, 57 Sqns.), two Lightning F.6s (Nos. 5, 11 Sqns ), four Phantoms (Nos. 23, 29, 56, 111 Sqns.), three Canberras (T.17 of 360 Sqn., TT.18 of No. 7, B.2 of No. 100), preceded by an 8 Sqn. Shackleton (not illus.)
Другие самолёты на фотографии: English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964
-
Air Pictorial 1977-02
On 30th December 1976 No. 19 Squadron. R.A.F., based at Wildenrath, Germany, formally completed its re-equipment with McDonnell Douglas Phantom FGR.2s and the previous No. 19 Squadron at Gutersloh with BAC Lightning F.2As was phased out - both No. 19 types shown here
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964
-
Aeroplane Monthly 1980-09 / Plane Crazy
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Tiger Moth / D.H.82 - Великобритания - 1931
-
Air International 1989-01 / J.Fricker - EFA's Great Radar Contest (1)
Introduction of the Panavia Tornado F Mk 3 to succeed the English Electric Lightning has brought GEC Marconi to the forefront of radar development for the RAF, in succession (at least temporarily ) to Ferranti.
Другие самолёты на фотографии: Panavia Tornado ADV (F) - International - 1979
-
Мировая Авиация 241
Пара Lightning F.Mk 3 из 74-й эскадрильи сопровождает советский 3М (1966 год). Морские разведчики особенно часто перехватывались британскими Lightning на рубеже национальной зоны ПВО или во время слежения за учениями ВМС стран НАТО.
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3М - Россия - 1955
-
Мир Авиации 2005-02 / Л.Захаров - Командировка в Египет /Устами очевидца/
Полет в связке: под крылом разведчика Ту-16Р пристроился перехватчик F.3 Lightning.
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-16Р - Россия - 1955
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
Типичная сцена времен "холодной войны": "Лайтнинг" F.6 из 23-го эскадрона RAF сопровождает советский противолодочный самолет Ту-142 (Ту-95РЦ???) над Северным морем
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинг" F.Mk 6 из 23-й эскадрильи сопровождает Ту-95РЦ во время учений "Океан". Апрель 1970г.
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965
-
Aeroplane Monthly 1993-10
A 23 Sqn Lightning F.6 escorts a Tu-95 Bear over the North Sea in September 1974.
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965
-
Авиация и Время 1999-03 / Ю.Егоров, А.Бондарев, Р.Мараев - Над седой равниной моря /Монография/
В полетах на боевую службу Ил-38 приходилось регулярно встречаться с истребителями стран НАТО. Пара 145-й ОПЛАЭ во время перехвата Lightning из 11-й эскадрильи RAF
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-38 - Россия - 1961
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
"Лайтнинг" F.6 из 92-й АЭ готовится к дозаправке от танкера "Виктор" K.Mk 2P
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952
-
Aeroplane Monthly 1981-03 / B.Gunston - The V-bombers (3)
One pair of Lightnings being refuelled by Victor K.1As.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952
-
Air Pictorial 1968-11 / ??? - Farnborough Report
Lightning F.6s XR726 and XS926 of No. 5 Squadron latch on to No. 55's Victor K.1 XH614 for the refuelling demonstration
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / R.Beamont - Testing the Ultimate Bomber (3)
On February 22, 1965, the prototype had arrived at Warton escorted by a Lightning.
Другие самолёты на фотографии: BAC TSR.2 - Великобритания - 1964
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
For dose-in defence each base has a squadron of Rapier missiles. This picture, taken at Gutersloh, shows a Rapier turret of No. 63 Squadron, R.A.F. Regiment, with a Lightning passing overhead
-
Air International 1980-11 / ??? - Ace qualifying at Akrotiri
A Binbrook Wing Lightning F Mk 6 taxying in at Akrotiri after completing a shoot
-
Aeroplane Monthly 1988-12 / R.Beamont - A flash of silver (5)
Lightning F.6 XR770 seen before delivery to 74 Squadron in 1966 when it was flown on a number of occasions in Saudi Arabian markings.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Вооружение многоцелевого истребителя "Лайтнинг" F.Mk 53
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Arabian Fledgling ... the Royal Saudi Air Force
Lightning F Mk 53 (53-669) of the storage unit at Riyadh seen during ex-storage engine runs.
-
Мировая Авиация 251
2-я, 6-я и 13-я эскадрильи Королевских ВВС Саудовской Аравии. 2-я эскадрилья стала второй в саудовских ВВС, получившей Lightning, и вначале базировалась в Дахране, но в ноябре 1976 года передислоцировалась в Табук. Номера самолетов 2-й эскадрильи начинались с 201-го, причем эскадрилья стала последней в саудовских ВВС, летавшей на Lightning до их официального снятия с вооружения в декабре 1985 года. 6-я эскадрилья летала на этих самолетах в то же время, что и 2-я, а вот 13-я эскадрилья эксплуатировала Lightning весьма небольшое время.
-
Air Pictorial 1968-11 / ??? - Farnborough Report
Also raring to go, BAC Lightning F.53 53-687, armed with Aden cannon, P.R. pack and underwing SNEBs, is the 21st for the R. Saudi A.F.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
"Лайтнинги" F.Mk 53 из 2-й эскадрильи RSAF. Под крылом подвешена 1000-фунтовая бомба
-
Air Enthusiast 1973-03 / Talkback
Shown taking off on its delivery flight from the BAC Military Aircraft Division airfield at Warton on 4 September 1972 is the final Lightning 53 for the Royal Saudi Air Force, delivered as a replacement aircraft and among the last new Lightnings to come off the production line pending possible further orders.
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Arabian Fledgling ... the Royal Saudi Air Force
A Lightning А Mk 53 (53-698) of the Lightning Conversion Unit taking-off at Riyadh during an RSAF cadet passing-out parade. This aircraft is one of nine used in offensive action against Yemeni forces in December 1969 from Khamis Mushayt.
-
Aeroplane Monthly 1983-01 / R.Beamont - Taking the Lightning to Mach 2
Two Lightning F53s of the Royal Saudi Arabian Air Force on finals over Half Moon Bay to Dhahran airport.
-
Мировая Авиация 251
Подразделение переподготовки Королевских ВВС Саудовской Аравии. Данная часть, вероятно, дислоцировалась вначале на авиабазе Джидда, куда поставлялось большинство ранних Lightning для саудовских ВВС. Предположительно, она передислоцировалась в Дахран еще до того, как получила все свои машины, а затем находилась в Эр-Рияде и несколько лет - на авиабазе Хамис-Мушаит. Считается, что ее расформировали на рубеже конца 1970-х - начале 1980-х годов.
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
В Саудовской Аравии "Лайтнинги" F.Mk 53 служили до замены на F-15C
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-15A/C Eagle - США - 1972
-
Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Arabian Fledgling ... the Royal Saudi Air Force
A view of a maintenance hangar at Ryadh with Strikemaster Mk 80s, Cessna 172s, and Lightning F Mk 53s and T Mk 55s. The Lightings on the extreme right were in long-term storage at the time this photograph was taken.
Другие самолёты на фотографии: BAC BAC.167 Strikemaster - Великобритания - 1967Cessna 172 Skyhawk / 182 Skyline / T-41 - США - 1955English Electric / BAC Lightning T.4 / T.5 - Великобритания - 1959
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
Саудовские "лайтнинги" на аэродроме и в ремонтном боксе
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Передняя опора шасси
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Левая основная опора шасси и ниша правой опоры
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Носовая часть F.Mk 2A в четырехпушечной конфигурации
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Съемная подкрыльевая штанга дозаправки в воздухе
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Отклоняемый закрылок
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Надкрыльевой топливный бак
-
АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
BAC "Лайтнинг" F.3, элементы конструкции: носовая и основная стойки шасси, тормозной щиток, сопла двигателей, носовой конус с крышкой воздухозаборника, катапультное кресло
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Red Top infra-red air-to-air missile on Lightning
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Управляемая ракета "Ред Топ"
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
Управляемая ракета "Файрстрик"
-
Мировая Авиация 36
УР FIRESTREAK. Первые Lightning в качестве "главного калибра" несли две УР Firestreak с тепловыми ГСН. Этими же УР вооружались перехватчики Sea Venom и Javelin. На ракете был установлен ИК-телескоп, способный отклоняться на 15° от оси ракеты, и несколько ИК-датчиков. Ракета снабжена твердотопливным ракетным двигателем, управление на траектории осуществляется отклонением аэродинамических рулей. Боевая часть - стержневого типа. Несмотря на существенные ограничения, ракета Firestreak зарекомендовала себя надежным оружием, поэтому оставалась на вооружении и после появления более совершенной УР Red Тор.
Тип фотографий