Варианты
- Ильюшин - БШ-2 / ЦКБ-55 / ЦКБ-57 - 1939 - Россия
- Ильюшин - Ил-2 - 1940 - Россия
- Ильюшин - Ил-2 М-82 - 1941 - Россия
- Ильюшин - Ил-2М - 1942 - Россия
- Ильюшин - Ил-2У / УИл-2 - 1943 - Россия
- Ильюшин - Ил-8 - 1943 - Россия
Ил-2
Штурмовик Ил-2 являлся одним из самых массовых боевых самолетов Второй мировой войны. Эта удачная машина строилась в огромных по авиационным меркам количествах. По советским источникам, заводами выпущено 36163 таких самолета. Ил-2 начинался с проекта ЦКБ-55, разработанного КБ С.В. Ильюшина, ставшим частью Центрального конструкторского бюро (ЦКБ).
Особенностью двухместного самолета ЦКБ-55, или БШ-2, стал бронекорпус, встроенный в конструкцию фюзеляжа и защищавший экипаж, мотор, радиаторы и бензобак.
В итоге получился самолет, который очень хорошо подходил для своей задачи - штурмовых ударов с малых высот. Однако руководство ВВС его отвергло в пользу легкой одноместной версии ЦКБ-57 с мотором АМ-38 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) и приподнятым фонарем кабины летчика. В проекте ЦКБ-57 также заменили два из четырех установленных в крыле пулеметов на 20-мм пушки, под крылом установили узлы подвески реактивных снарядов (PC). Прототип впервые взлетел 12 октября 1940 года.
Приемные испытания закончились всего за три месяца до немецкого нападения в июне 1941 года.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (3)
Прототипы. Работа над БШ-2 (бронированным штурмовиком) началась в 1938 году. К созданию прототипа приступил конструктор СВ. Ильюшин. В апреле того же года опытный образец потерпел аварию при посадке. Но, несмотря на целый ряд проблем, связанных с установкой брони, первый прототип машины поднялся в воздух в конце 1939 года. Производственные испытания закончились в марте 1940 года, после чего модель передали в ЛИИ (Летно-исследовательский институт). Летные характеристики двухместного штурмовика не соответствовали требованиям. Нужен был другой двигатель. Ильюшин решил изготовить более скоростной одноместный вариант ЦКБ-57. Он поднялся в воздух уже спустя семь месяцев. В то время руководство ВВС СССР полагало, что одноместный штурмовик без заднего стрелка наиболее рационален, поскольку в ходе выполнения заданий его будут сопровождать свои истребители. Поэтому на ЦКБ-57 заднюю кабину стрелка-радиста заменили дополнительным топливным баком, а вместо использовавшегося на БШ-2 двигателя АМ-35, оказавшегося слабым для такой машины, установили АМ-38. Улучшенный вариант ЦКБ-55П (вверху) прошел испытания в декабре 1940 года. В эту модель были внесены некоторые изменения, основными из которых стали модернизированные шасси и две бомбовые ячейки в каждой консоли крыла. Усовершенствование самолета продолжалось до апреля 1941 года, после чего он получил имя Ил-2.
-
Мир Авиации 1999-03 / В.Перов, О.Растренин - Штурмовой самолет "Ильюшин-2" /Крупным планом/ (2)
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Вид на бронекапот.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (2)
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Вид сзади.
-
Мир Авиации 1999-03 / В.Перов, О.Растренин - Штурмовой самолет "Ильюшин-2" /Крупным планом/ (2)
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Элерон с флетнером.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (3)
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Закрылок в открытом положении.
-
Мир Авиации 1999-03 / В.Перов, О.Растренин - Штурмовой самолет "Ильюшин-2" /Крупным планом/ (2)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Фара и ПВД.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (3)
Стойка шасси самолета БШ-2
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (3)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Кабина летчика и штурмана-стрелка в закрытом положении.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (3)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Задняя стрелковая установка под ШКАС.
-
Мир Авиации 1999-03 / В.Перов, О.Растренин - Штурмовой самолет "Ильюшин-2" /Крупным планом/ (2)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Лебедка для подвески авиабомб.
-
Мир Авиации 1999-03 / В.Перов, О.Растренин - Штурмовой самолет "Ильюшин-2" /Крупным планом/ (2)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Система подвески ФАБ-250, ВАП-200 и УХАП-250.
-
Мир Авиации 1999-03 / В.Перов, О.Растренин - Штурмовой самолет "Ильюшин-2" /Крупным планом/ (2)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Наружная установка ДЕР-31 и ухваты.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (3)
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Вид на крыльевой бомбоотсек и крыльевые пулеметы самолета БШ-2
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (4)
Одноместный бронированный штурмовик БШ-2 №1 с АМ-38 (ЦКБ-57) на заводских испытаниях, октябрь 1940г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-06 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (4)
Одноместный бронированный штурмовик БШ-2 №1 с АМ-38 (ЦКБ-57) на заводских испытаниях, октябрь 1940г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (2)
Ранний вариант компоновочной схемы самолета БШ-2
-
Авиация и Космонавтика 2019-03 / О.Растренин - Архивы раскрывают тайны (1)
Проект самолета ЛТ-АМ34ФРН
- Фотографии