Ильюшин БШ-2 / ЦКБ-55 / ЦКБ-57
Варианты:
Ильюшин - БШ-2 / ЦКБ-55 / ЦКБ-57 - 1939 - Россия
Страна: Россия
Год: 1939


Описание
Фотографии
Ил-2

  Штурмовик Ил-2 являлся одним из самых массовых боевых самолетов Второй мировой войны. Эта удачная машина строилась в огромных по авиационным меркам количествах. По советским источникам, заводами выпущено 36163 таких самолета. Ил-2 начинался с проекта ЦКБ-55, разработанного КБ С.В. Ильюшина, ставшим частью Центрального конструкторского бюро (ЦКБ).
  Особенностью двухместного самолета ЦКБ-55, или БШ-2, стал бронекорпус, встроенный в конструкцию фюзеляжа и защищавший экипаж, мотор, радиаторы и бензобак.
  В итоге получился самолет, который очень хорошо подходил для своей задачи - штурмовых ударов с малых высот. Однако руководство ВВС его отвергло в пользу легкой одноместной версии ЦКБ-57 с мотором АМ-38 мощностью 1700 л.с. (1268 кВт) и приподнятым фонарем кабины летчика. В проекте ЦКБ-57 также заменили два из четырех установленных в крыле пулеметов на 20-мм пушки, под крылом установили узлы подвески реактивных снарядов (PC). Прототип впервые взлетел 12 октября 1940 года.
  Приемные испытания закончились всего за три месяца до немецкого нападения в июне 1941 года.
<...>
Прототипы. Работа над БШ-2 (бронированным штурмовиком) началась в 1938 году. К созданию прототипа приступил конструктор СВ. Ильюшин. В апреле того же года опытный образец потерпел аварию при посадке. Но, несмотря на целый ряд проблем, связанных с установкой брони, первый прототип машины поднялся в воздух в конце 1939 года. Производственные испытания закончились в марте 1940 года, после чего модель передали в ЛИИ (Летно-исследовательский институт). Летные характеристики двухместного штурмовика не соответствовали требованиям. Нужен был другой двигатель. Ильюшин решил изготовить более скоростной одноместный вариант ЦКБ-57. Он поднялся в воздух уже спустя семь месяцев. В то время руководство ВВС СССР полагало, что одноместный штурмовик без заднего стрелка наиболее рационален, поскольку в ходе выполнения заданий его будут сопровождать свои истребители. Поэтому на ЦКБ-57 заднюю кабину стрелка-радиста заменили дополнительным топливным баком, а вместо использовавшегося на БШ-2 двигателя АМ-35, оказавшегося слабым для такой машины, установили АМ-38. Улучшенный вариант ЦКБ-55П (вверху) прошел испытания в декабре 1940 года. В эту модель были внесены некоторые изменения, основными из которых стали модернизированные шасси и две бомбовые ячейки в каждой консоли крыла. Усовершенствование самолета продолжалось до апреля 1941 года, после чего он получил имя Ил-2.
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Вид на бронекапот.
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Вид сзади.
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Элерон с флетнером.
Бронированный штурмовик ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2) на государственных испытаниях в апреле 1940г. Закрылок в открытом положении.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Фара и ПВД.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Кабина летчика и штурмана-стрелка в закрытом положении.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Задняя стрелковая установка под ШКАС.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Лебедка для подвески авиабомб.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Система подвески ФАБ-250, ВАП-200 и УХАП-250.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Наружная установка ДЕР-31 и ухваты.
ЦКБ-55 АМ-35 (БШ-2 N 2). Вид на бомбовый отсек.
ЦКБ-57 АМ-38 (БШ-2 N 1) на заводских испытаниях, октябрь 1940г.