Hiller X-18
Страна: США
Год: 1959

Единственный экземпляр
Описание
Фотографии
Hiller X-18

  В феврале 1957 года компания "Hiller" заключила с ВВС США контракт на разработку и постройку двухмоторного конвертоплана Hiller X-18. За основу при проектировании взяли планер самолета Chase YC-122 (Fairchild C-123 Provider), но крыло выполнили поворотным на 90° в вертикальной плоскости, а двигатели снабдили соосными винтами диаметром 4,88 м (на взлете крыло поворачивалось вверх винтами, которые играли роль несущих винтов вертолета). В серии из 20 испытательных полетов угол установки крыла постепенно был доведен до 50°. Хотя X-18 так ни разу и не выполнил ни вертикального взлета, ни вертикальной посадки, но в ходе испытаний были получены ценные данные, которые с успехом использовались в дальнейших работах по американским СВВП.
Первый полет Hiller X-18 выполнил 24 ноября 1959 года. Для лучшего управления на малых скоростях применялись струйные рули - два сопла находились в хвостовой части фюзеляжа.
The one-off Hiller X-18, 57.3078, was built to prove the applicability of tilt wing technology to future large VTOL transport aircraft. Powered by two 55,850eshp Allison XT40-A-14 turboprops, the X-18 first flew on 20 November 1959. As seen here, the X-18 is flying with 20 degrees of wing tilt, readily verified by the prominent test marks. Although the X-18's wing could be tilted to a maximum of 90 degrees, the machine was never flown with more than 35 degree of tilt, ensuring that all take-off and landings be made in the conventional manner. Flight testing of the X-18 was looking very promising up until its twentieth flight in July 1961. During this flight, with the wing at a 25 degrees tilt, one of the powerful turboprop propellers' pitch control failed, causing the aircraft to promptly roll onto its back. This all occurred at 10,000 feet, from where the inverted X-18 commenced to spin down. The two test pilots aboard chose to stay and managed to recover from the inverted spin at very low altitude. The X-18 never flew again.