Short Sunderland / S.25
Варианты:
Short - Sunderland / S.25 - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937
Летающая лодка

Летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
Описание:
Sunderland / S.25
Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham
Flight, January 26, 1939
THE SUNDERLAND I.
Фотографии:

Боковые проекции (12)

Sunderland / S.25

Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О. Шорта и А. Джоджа с использованием узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, "Эмпайр", 1936 г.). Лодка отличалась необычным размещением части бомб в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим. Опытный образец под обозначением S.25 совершил первый полет 16 октября 1937 г. Серийное производство начато в апреле 1938 г. Самолет строился на заводах "Шорт" (Рочестер, Лэйк Уиндермир), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Блэкберн эйркрафт" (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным - 749) экз.
Экипаж - 7-10 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
"Сандерленд" состоял на вооружении в Великобритании с июня 1938 г., в Австралии - с марта 1944 г., во Франции - с июля 1943 г. (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 г.), в Новой Зеландии - с декабря 1944 г., в ЮАС - с апреля 1945 г., а также в Канаде.
Основные серийные модификации:
  - "Сандерленд" I с моторами "Пегасус" XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
  - "Сандерленд" II с моторами "Пегасус" XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии - с РЛС;
  - "Сандерленд" III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации IIIA - в обтекателе под крылом;
  - "Сандерленд" V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экз.).
С мая 1938 г. экипажи ВВС начали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Дислоцировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля "сандерленды" получили части, базировавшиеся в метрополии.
В сентябре 1939 г. "сандерленды" дислоцировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они вели поиск подводных лодок, сопровождали конвои и осуществляли спасательные операции. Большой радиус действия позволял им вести разведку на значительном удалении от баз. Во время Норвежской кампании они следили за кораблями противника, перевозили в Северную Норвегию людей и грузы. В этот период с баз в Великобритании работали пять эскадрилий "сандерлендов".
В 1941 г. эскадрильи летающих лодок были размещены в Исландии и временно - в Сингапуре, с апреля 1941 г.- в Сьерра-Леоне. В июле 1940 г. "Сандерленд" потопил первую немецкую подводную лодку, в январе 1941 г. - итальянскую субмарину "Марчелло". С осени 1941 г. большая часть машин этого типа действовала над Атлантикой. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны.
Эти гидросамолеты применялись и как транспортные: например, в апреле 1940 г. при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 г. при эвакуации из Югославии и Греции. С декабря 1943 г. авиакомпания BOAC использовала разоруженные "сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию.
В феврале 1944 г. "сандерленды" направили в Индию, откуда они осуществляли перевозки грузов для войск, сражавшихся в джунглях Бирмы. Позднее летающие лодки прикрывали высадку десанта в Рангуне. К концу войны британские ВВС включали 28 эскадрилий "сандерлендов".
Австралийские и новозеландские машины служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
В послевоенный период британские "сандерленды" привлекались к спасательным работам (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 г. самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе. Они искали мелкие суда, перевозившие грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле-декабре 1948 г. гидропланы стали частью "воздушного моста" в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 г. летающие лодки вывезли раненых с фрегата "Аметист", поврежденного огнем китайской артиллерии на р. Янцзы у Шанхая. В 1955 г. английские "сандерленды" охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.
Французские самолеты доживали свой век как спасательные на о-вах Фиджи. Никакого вооружения они не несли.
В конце 1945 г. началась переделка боевых "сандерлендов" в пассажирский вариант под названием "Сандрингэм". Такие самолеты продавались в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.
Выпуск "сандерлендов" прекратили в июне 1946 г. Этот самолет сняли с вооружения в Англии в июле 1957 г. Последний самолет, использовавшийся для различных экспериментов, списали в мае 1959 г. Во Франции эксплуатацию лодок этого типа завершили в январе 1962 г., в Новой Зеландии - в апреле 1967 г., в Австралии - в 1947 г., в ЮАС - в октябре 1957 г.


"Сандерленд" V||
Размах:||34,38 м
Длина:||26,0 м
Моторы, количество х мощность:||4х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29545 кг
Максимальная скорость:||343 км/ч
Практический потолок:||5460 м
Дальность:||4350 км

Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham

В соответствии с техническим заданием, разработанным министерством авиации на военную многоцелевую летающую лодку, компания "Short Brothers" на базе летающей лодки Empire разработала самолет S.25. Лодка предназначалась для Берегового командования британских ВВС и пошла в серию под названием Sunderland Mk I. Надежный и неприхотливый в эксплуатации самолет стал основной дальней летающей лодкой авиации стран Британского Содружества в годы Второй мировой войны. Самолет мог решать на море почти все задачи - искать и уничтожать подлодки, выполнять поисково-спасательные и разведывательные операции и пр.
  Прототип самолета был облетан 16 октября 1937 года, он стал первой британской летающей лодкой со стрелковыми турелями с силовым приводом. Всего было построено 90 самолетов Sunderland Mk I, в том числе 15 - компанией "Blackburn Aircraft Company". Все они оснащались четырьмя двигателями Bristol Pegasus XXII мощностью 1010 л. с. и были вооружены двумя 7,7-мм пулеметами Vickers "K" (по бортам) и шестью 7,7-мм пулеметами Browning - два в носовой турели и четыре в хвостовой турели.
  После них с августа 1941 года построили еще 43 Sunderland Mk II (компания "Short Brothers" - 38 самолетов, компания "Blackburn" - пять). Они отличались двигателями Pegasus XVIII мощностью 1065 л. с. и надфюзеляжной турелью с силовым приводом вместо бортовых пулеметов. Самым многочисленным стал вариант Sunderland Mk III; всего построили 456 экземпляров ("Blackburn" - 170 машин, "Short Brothers" - остальные). Они имели такую же силовую установку, как и Sunderland Mk II, но получили модифицированный корпус и бортовую РЛС обнаружения надводных целей ASV Mk II (такой радар затем поставили на более ранних вариантах).
  Более мощный и хорошо вооруженный Sunderland Mk IV создали для Тихоокеанского ТВД, но два прототипа сильно отличались от стандартного самолета и были названы Seaford (рассматриваются отдельно). Последним же серийным вариантом стал Sunderland Mk V, на котором поставили более мощные звездообразные двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp и РЛС обнаружения надводных целей ASV.Mk IVC, который был установлен и на последних 38 серийных самолетах Sunderland Mk III. Всего построили 150 таких самолетов: компания "Short" - 90, а компания "Blackburn" - 60 машин. Первой в строй в декабре 1938 года вступила оснащенная новыми самолетами 230-я эскадрилья. В годы войны летающие лодки Sunderland стали одним из основных самолетов, боровшихся с немецкими подлодками.
  Кроме британских ВВС, эти самолеты поступили на вооружение военно-воздушных сил Австралии, Канады и Новой Зеландии. Норвежская 330-я эскадрилья была сформирована в Обане в феврале 1943 года, а 343-я эскадрилья, сформированная в ноябре 1943 года в Дакаре, включала личный состав из бывшей флотилии 7E авиации ВМС Франции. После войны британские Sunderland были достаточно быстро сняты с эксплуатации и на момент начала операции "Берлинский воздушный мост" в июне 1948 года в строю находились только самолеты 201-й и 230-й эскадрилий, а также 235-го отряда переучивания летного состава. Самолеты также применялись в операциях в Корее. Все Sunderland, дислоцированные в Великобритании, были сняты с эксплуатации в начале 1957 года, хотя на Дальнем Востоке они летали до 1959 года.
  В марте 1943 года авиакомпания BOAC приступила к эксплуатации парка летающих лодок Sunderland Mk III, переоборудованных для целей гражданских транспортных перевозок. Они оказались успешными, и за последующие два года 24 самолета использовались авиакомпанией на различных маршрутах. Новозеландские ВВС получили четыре переоборудованных самолета Sunderland в конце 1944 года. После войны в Великобритании остро ощущалась нехватка транспортных самолетов большой дальности, это привело к тому, что авиакомпания BOAC отремонтировала свои машины по более подходящим для гражданских авиалиний стандартам. Получившийся самолет назвали Hythe.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Short Sunderland Мк V

  Тип: летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью no 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 343 км/ч; практический потолок 5455 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 757 кг - 4329 км
  Масса: пустого 16738 кг; максимальная взлетная 29 484 кг
  Размеры: размах крыла 34,38 м; длина 26,00 м; высота 10,52 м; площадь крыла 156,72 м'
  Вооружение: 10 пулеметов калибра 7,7 мм (4 фиксированных, 2 в носовой турели и 4 в хвостовой турели) и два 12,7-мм пулемета, плюс до 2250 кг авиабомб, глубинных бомб и мин

Flight, January 26, 1939

THE SUNDERLAND I.
A Detailed Study of Our Latest Four-engined Service Flying Boat : Derivation from Short Empire Commercial Type : Long Range and High Performance

  THERE are now very few categories of military aircraft in which Great Britain cannot claim to be supreme in technical quality. Certainly these classes do not include the large long-range four-engined military flying-boat as exemplified by the Sunderland I, a superb example of the distinctive marine aircraft produced by Short Bros., of Rochester. Already a very useful quantity of Sunderlands has been delivered to R.A.F. units at home and overseas, while foreign prototypes of comparable size are not yet in production.
  Essentially the Sunderland is a development of the Empire, or "C" class, of flying-boat designed for Imperial Airways. The fitting of more powerful engines has permitted an increase of normal all-up weight and, despite the larger hull with its gun turrets and other military equipment, an even higher performance.

The Wing
  Structurally, the high monoplane wing is similar to that of the Empire boat, but revised design gives a swept-back effect. The main plane is built round a spar consisting of four Hiduminium extruded "T" sections, two at the top and two on the bottom surface, the flanges following the section of the wing. Tubular struts, running vertically and diagonally, brace the top and bottom booms. The two trusses thus formed taper in plan form toward the wing tip and are connected by drag members which take the form of comparatively small extrusions, also of “T” section, and light alloy members shaped to the wing profile, incidence wires run diagonally between the front and rear corners of the spar “box.”
  The leading and trailing edges are built separately, the former being made up of a series of shaped diaphragms while the latter has ribs of “T” section extrusions. The wing tips may be detached as units.
  Three fuel tanks are housed between the spar trusses, and holes are cut in the skin covering to permit entry when these are installed. The covering is of Alclad with countersunk riveting.
  Typically, each nacelle has seven frames, interconnected by stiffeners of ”V” section. Sections of the leading edge of the main plane are made to hinge forward alongside the nacelles to form maintenance platforms.
  Ailerons are of the Frise type, embodying a spar of two channel sections.
  As on the Empire boat the flaps are of the patented Gouge type, which give a substantial increase in wing area in addition to providing the normal flap effect. Each flap has three longitudinal members with transverse ribs, and is supported by four arms. An electric motor for operating the flaps is mounted on the upper deck and drives a torque shaft through a gear-box arrangement.
  The wing floats are similar in construction to those of the Empire boat, with tubular struts braced by streamline wires. Elevators, fin and rudder also follow previous Short practice; the elevator and rudder have trimming tabs of mahogany.

Controls
  All controls, except those of the ailerons, are duplicated, appropriate locking gear being provided in the cockpit for use when the machine is moored. The locking system takes the form of a pronged handle, inserted through extruded channels fitted to the control duct and passing through links on the control rods. There are spring-loaded oil dashpots on the levers of all the main control surfaces to prevent sagging due to variations in temperature, etc.
  The hull embodies vertical frames of channel section interconnected by stiffeners of “Z” section; the sheeting is riveted on longitudinally with countersunk rivets, the resulting surface being quite flush. Before being riveted into position the sheeting is treated anodically. The hull is divided, for structural purposes, just aft of the rear step, which, incidentally, is different from that on the Empire boat, being faired to a vertical knife edge. A number of watertight bulkheads, or partial bulkheads, in the hull permit any compartment to be flooded without the water overflooding into adjacent sections in the hull.
  There are two large doors, one near the bow on the port side and the other on the starboard side just forward of the rear step. The pilots’ compartment is generally similar in design to that of the Empire flying boat, but is placed much farther aft in relation to the bow.
  The hull is divided into two decks, the upper accommodating two pilots side by side, a navigator, wireless operator and engineer. Details of the accommodation and the equipment may be studied in the specially prepared Flight drawing on the two previous pages.

Internal Equipment
  Towards the rear of the upper deck, which extends to a point just aft of the main plane, is stowage for flares and maintenance cradles. The lower deck embodies the mooring compartment, lavatory, officers' wardroom, galley and quarters for the crew. The wardroom and crew’s quarters have bunks and folding tables. The upper deck is reached either by a stairway adjoining the lavatory or by a ladder from the galley.
  Apart from the usual marine equipment (anchor, drogues, bollards, etc.), there is a fitter’s work-bench with vice; flares, with an appropriate launching chute; and provision for a camera. Other items of Service equipment include marine distress signals, smoke puffs, microphone and telephone system, two collapsible dinghies and awnings for use while at moorings in hot climates. The galley has a cooker, fresh-water tanks, paraffin tank, draining rack and an ice chest.
  Apart from a heavy bomb load, accommodated in the hull, there are two Nash and Thompson power-driven gun turrets (bow and stern) and two midships gun mountings. The turret in the nose is arranged to be retracted rearward to permit mooring operations. This operation is effected manually.
  The floor of the front gun position is hinged; when this is folded down the position may be used for mooring and, when up, the floor acts as a footrest for the gunner. There is a small flap which forms the bomb aimer’s seat.
  Although the prototype Sunderland was fitted with Bristol Pegasus X engines, all the production machines have Pegasus XXIIs. The Pegasus XXII is the latest medium-supercharged unit of the Pegasus range and is rated at 840 h.p. at 4,000ft., the maximum power for all-out level flight being 890 h.p. at 6,500ft. For take-off 1,010 h.p. is available. De Havilland three-bladed two-position variable-pitch airscrews are standard. The engines are installed in standard Bristol long-chord cowlings with nose type single outlet exhaust collector rings and trailing edge gills. The collector ring on the port inner engine feeds into a long pipe which passes into the main plane and is fitted with a muff type boiler for heating. Electric starters. Duplex fuel pumps and Exactor hydraulic engine controls are standard equipment. A particularly useful feature is the slow-running cutout system, the engines having valves which cut off the fuel supply to the slow-running jets. The engineer’s control panel has four pyrometers apart from more common dials.
  In a special fireproof compartment in the leading edge of the starboard ring is a little A.B.C. two-cylinder, four-stroke engine for driving accessories for refuelling and bilging purposes, in addition to a dynamotor for accumulator charging.
  The Sunderland has six fuel tanks in the wing, three on each side of the hull. The inboard pair of tanks hold between them 1,058 gallons; the intermediate pair 711 gallons; and the outer pair (employed for the overload condition) hold 265 gallons. Arrangements are made for jettisoning the fuel from the inner tanks. Oil is carried in four tanks, one in each engine nacelle, the normal capacity of each being 23 gallons.
  Apart from all the usual flying and navigation instruments, special interest attaches to the four compasses. One is fitted at the observation hatch, being interchangeable at port and starboard sides; a second is placed at the knee level of the port pilot; the third has a corresponding position on the starboard side; and the fourth is on the upper deck.
  The Sunderland in which the writer flew on a test flight was fitted with a retractable dome to permit the navigator to make observations.
  So far as one could gather, Mr. Lankester Parker had the machine off the water in something like twenty seconds. Although the flying characteristics are generally similar to those of the Empire boat, pilots who have flown both machines comment on the psychological difference made by the longer stretch of hull forward of the pilot’s cockpit in the Sunderland.


SUNDERLAND I.
General Purpose Military Flying Boat.
Four Bristol Pegasus XXII engines (840 h.p. at 4.000ft.)

Dimensions.
   Span 112ft. 9 1/2in.
   Length 85ft. 4in.
   Height (on beaching chassis) 32ft. 1 1/2in.
   Main plane area 1,487 sq. ft.
Weights.
   Weight empty 28,290 lb.
   Petrol (normal load) 1,520 gall. 11,400 lb.
   Oil (normal load) 92 gal. 830 lb.
   Service load plus crew 5,180 lb.
   Normal all-up weight 45,700 lb.
   Overload petrol (2,034 gal.) 15,250 lb.
   Overload oil (128 gal.) 1,150 lb.
   Overload all-up weight 49,870 lb.
Performance (Normal Load).
   Maximum speed 210 m.p.h. at 6,250ft.
   Maximum cruising speed (normal r.p.m.) 178 m.p.h. at 5,750ft.
   Minimum flying speed 80 m.p.h.
   Rate of climb - sea level 1.200 ft./min.
   Service ceiling 20,500ft.
   Time to take off (10 m.p.h. wind) 23 sec.
   Normal range still air 1,670 sea miles.
   Overload range still air 2,500 sea miles.
The Short Sunderland I N9029 in the markings of No 230 Squadron, as operated alongside No 228 Squadron at Alexandria. Egypt, in 1941. It crashed into the Mediterranean on the first day of 1943.
"Сандерленд" Mk.I из состава 210-й эскадрильи Берегового командования RAF, весна 1942г.
Sunderland II T9087, serving with No 201 Squadron in 1942. It remained with this unit until being struck off charge on 4 February 1944.
"Сандерленд" из состава 201-й эскадрильи RAF - участник "берлинского воздушного моста". Гидродром на острове Хавель, осень 1948г.
"Сандерленд" Mk.II из 10-й эскадрильи RAF, 1943г. Носовая турель в убранном положении
Sunderland III ML868 in service with No 230 Squadron from Ceylon, 1945.
Short Sunderland Mk III с кодом NJ188 был построен фирмой "Blackburn Aircraft Co. Ltd" в Дамбартоне. Его направили в эскадрилью № 330, укомплектованную норвежским персоналом. Он служил в британских ВВС до 1945 года и носил бортовой код WH-C.
The third of 15 Sunderland GR Mk Vs supplied to the South African Air Force in 1945 and used by No 35 Squadron.
35-я южно-африканская эскадрилья использовала 15 Sunderland GR.Mk 5 для перевозки личного состава с различных фронтов на родину. Позже ее переформировали в дальнюю морскую патрульную эскадрилью и разместили в Дурбане. РЛС типа ASV Mk VIc сохранили (виден обтекатель под крылом).
The third of four Sunderland IIIs supplied to the RNZAF in December 1944 for the Flying Boat Transport Unit
Последние военные Sunderland - новозеландские MR.Mk 5. Королевские ВВС Новой Зеландии (Royal New Zealand Air Force, RNZAF) получили две партии Sunderland. Первыми в 1944 году были куплены четыре транспортных Sunderland Mk III (включая NZ4103 Mataatua, на схеме), работавших на линиях между Оклендом, Эспириту Санто и Фиджи. В 1947 году обслуживание линии в Фиджи было передано вновь сформированной авиакомпании "NZ National Airways Corporation" (NAC), эксплуатировавшей два самолета. Эти машины были возвращены RNZAF в 1951 году; а все четыре самолета пустили на слом в 1954 году.
Грузо-пассажирский вариант "Сандерленда" с собственным названием Hythe, бывший флагманом британской авиакомпании BOAC в 1946-49гг.