
Tachikawa Ki-9
Разработанный в конце 1934 года двухместный полутораплан Tachikawa Ki-9 предназначался для первоначального и основного обучения летчиков. Предназначение самолета изменилось после замены мотора.
Первый из трех прототипов поднялся в воздух 7 января 1935 года с мотором воздушного охлаждения Hitachi Ha-13a мощностью 350 л.с. (261 кВт). На втором прототипе стоял такой же двигатель, а на третьем установили 7-цилиндровый мотор воздушного охлаждения Nakajima NZ мощностью 150 л.с. Испытания выявили неудовлетворительную для самолета первоначального обучения центровку, поэтому машину переклассифицировали в самолет для основной подготовки летчиков.
Серийное производство началось в 1935 году под обозначением "армейский учебный Type 95-I Model A", в США обозначали его как Spruce.
Верхние части колес многоподкосных основных опор шасси закрывались обтекателями. В 1939 году конструкцию самолета доработали и упростили, фюзеляж стал более коротким, а взлетная масса уменьшилась. Маневренность и летные данные варианта Type 95-I Model B (Ki-9 KAI) улучшились.
Оба варианта являлись стандартными учебными самолетами армейской авиации Японии. Они также использовались для обучения полетам по приборам, для чего задняя кабина могла закрываться шторкой. Минимум на одном самолете заднюю кабину закрыли прозрачным фонарем для удобства перевозки штабных офицеров.
Самолет серийно строился до 1942 года; построено 2395 единиц, кроме того не менее 220 Ki-9 собрала компания "Tokyo Gasu Denki" в последние два года войны.
В годы войны Ki-9 использовали и союзники Японии, а после войны - ВВС Индонезии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Tachikawa Ki-9 Model A
Тип: самолет для основной подготовки летчиков
Силовая установка: один мотор воздушного охлаждения Hitachi Ha-13a мощностью 350 л. с. (261 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 240 км/ч; практический потолок 5800 м; продолжительность полета 3 ч 30 мин
Масса: пустого 1120 кг; максимальная взлетная 1580 кг
Размеры: размах крыла 10,32 м; высота 3,10 м; площадь крыла 24,50 м2
Описание:
- Tachikawa Ki-9
- Tachikawa Ki-17
Фотографии
-
Мировая Авиация 245
Бывший японский Ki-9 сфотографирован в 1951 году в Южной Корее на аэродроме, обозначавшемся K-1. На самолет нанесены опознавательные знаки Южной Кореи и США.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Tatikawa Army Type 95-1 Two-seat Advanced Training Biplane (350 h.p. Type 95 engine).
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Tachikawa Army Ki-9.
-
Air Pictorial 1956-09 / R.Bueschel - Japanese Army aircraft (4)
Tachikawa Type 95-I medium grade trainer (Ki.9-Kai "Spruce").
-
АвиаМастер 2003-02 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (1)
Трофейный японский учебный биплан Ки-9. Один из тех, на которых поднимались в небо первые пилоты независимой Индонезии.
-
АвиаМастер 2004-02 / В.Морозов - Корейский пролог /Из истории воздушных войн/
Учебный биплан Ki-9 - японское "наследство" ROKAF.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The Tatikawa Army Type 95-3 Two-seat Primary Training Biplane (150 h.p. Type 95 engine).
-
Мировая Авиация 245
Ki-17 разработан на основе Ki-9. Помимо использования в качестве самолета первоначального обучения, Ki-17 применялся и как связной самолет.
Tachikawa Army Ki-17.
- Фотографии