Братухин Омега
Страна: Россия
Год: 1941
Вертолет

Описание
Фотографии
Вертолеты Братухина И.П.

   Весной 1940 года руководителем ОКБ-3 винтокрылых машин в МАИ стал Иван Павлович Братухин. В коллектив вошла часть инженеров из Сектора особых конструкций ЦАГИ. Изучив вертолет Focke-Achgelis Fa 61, установивший целый ряд рекордов для винтокрылых машин, Братухин принял для своего проекта аналогичную схему на основе пары винтов противоположного вращения, разнесенных по горизонтали на длинных консольных балках (двухвинтовая поперечная схема). Было принято решение поставить отдельный двигатель для каждого винта. Получился прототип, названный "Омега" или 2МГ (двухмоторный геликоптер), с двумя рядными моторами МВ-6 мощностью по 220 л. с. (164 кВт). В начале испытаний вертолета в режиме висения в августе 1941 года возник ряд проблем, а наступление Германии привело к перерыву в его разработке примерно на шесть месяцев с октября 1941 года. За это время конструкторское бюро эвакуировали в Среднюю Азию. Испытания вертолета проводились до середины 1942 года, но прекратили их из-за ненадежности силовой установки в условиях жаркого климата, отметив хорошую устойчивость и управляемость. Саму концепцию поперечной схемы сочли перспективной и решили продолжить работы.


Варианты

   "Омега II": другое название Г-2 (геликоптер №2). Улучшенная версия "Омеги" со звездообразными моторами МГ-31Ф мощностью 330 л. с. (246 кВт), усилением конструкции и другими доработками. Впервые взлетел в сентябре 1944 года, успешно прошел программу испытаний, в январе 1945-го поднялся на высоту 3000 м, впоследствии использовался для обучения летчиков
   Г-3: другое название АК. Дальнейшее развитие "Омега II" для серийного производства и эксплуатации. Главное отличие от Г-2 - силовая установка с двумя звездообразными моторами Pratt & Whitney R-985-AN-1 Wasp Junior мощности 450 л. с. (336 кВт). Два прототипа взлетели в 1945 году. Планировалось выпустить небольшую партию до 10 вертолетов. Вероятно, около пяти из них использовались в качестве исследовательских машин, а на двух обучали пилотов
   Г-4: очень похож на исходный вертолет "Омега", но с силовой установкой из двух звездообразных двигателей АИ-26ГР мощностью по 500 л.с. (373 кВт), ставшими первыми советскими двигателями, разработанными специально для вертолетов. Собрали два прототипа (первый взлетел в октябре 1947 года) и четыре серийные машины из 10 планировавшихся
Братухин "Омега"
Вертолет Братухина "Омега" II
И. П. Братухин выбрал для проекта "Омега" двухвинтовую поперечную схему, установив по одному двигателю на каждом конце консольной балки. Конструкция привода несущих винтов была относительно сложной. Редукторы были связаны между собой валом синхронизации, что позволяло переводить винты в режим авторотации и в случае поломки одного двигателя переходить на привод обоих винтов от работающего.
Первая демонстрация вертолета Г-3 на воздушном празднике в Тушино в 1946г.
Вертолет "Омега" с двумя моторами МВ-6.
МВ-6 на опытном вертолете "Омега" (2МГ).