Яковлев Як-1Б
Варианты:
Яковлев - Як-1Б - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Описание:
Як-1Б
Як-1 и Як-7
Фотографии:

Боковые проекции (40)

Як-1Б

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
   - Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
   - Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
   - Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
   - Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
   - Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.


Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км

Як-1 и Як-7

<...>
   Партия предсерийных Як-1 была облетана к концу года, а вскоре за ними последовали первые 64 серийные машины. В ходе производства в конструкцию самолета вносились многочисленные изменения. Так с 1942 года был увеличен размах крыла. На Як-1б был введен новый фонарь кабины и пониженный гаргрот, а Як-1М получил доработки, направленные на снижение массы самолета.
   На Як-1 летали многие известные советские летчики-истребители; с 1942 года этими самолетами была вооружена большая часть истребительных полков советских ВВС.
   В середине 1943 года самолет был снят с производства; всего была построена 8721 серийная машина всех модификаций.
<...>

Варианты Як-1

<...>
   Як-1Б: вариант с каплевидным фонарем кабины и пониженным гаргротом; в серийном производстве с сентября 1942 года; с октября выпускались самолеты только этого варианта
   Як-1М: многочисленные доработки в конструкции для снижения массы и улучшения аэродинамики; послужил прототипом для истребителя Як-3
<...>
Як-1Б, на котором Ф.В.Химич воевал в составе 127-го ИАП под Сталинградом с ноября 1942г.
Як-1Б командира 3-й эскадрильи 1-го ИАП "Варшава" майора Т.Вихеркевича, сбитый неподалеку от Варшавы 24 сентября 1944г.
На Як-1 старшего лейтенанта В.Ф.Коробова из 31-го ИАП ПВО Москвы звездочки нанесены в точном соответствии с приказом N 073.
A Yak-1M of an unidentified IAP operating in the Ukraine in the summer of 1942, the inscription below the cockpit reads: "The railway workers of Rtishchevo".
Як-1Б получил пониженный гаргрот фюзеляжа, значительно улучшивший обзор назад. На самолете с надписью «Ртищевский железнодорожник» летал Герой Советского Союза капитан А. Ф.Лавренов из 291-го ИАП, в середине 1942 года воевавшего на Украине.
Як-1Б Альберта Дюрана. Лето 1943 г.
Як-1Б л-та Альберта Дюрана, июль 1943г.
A Yak-1M of the Polish 1st "Warszawa" Fighter Regiment operating in the Warsaw area in the late autumn of 1944.
Як-1 капитана Н.И.Яхненко из состава "группы Катрича" 12-го ГИАП Московской зоны ПВО, 1943г.
Як-1, 1944г.
Як-1 М-105ПФ Героя Советского Союза С.М.Решетова, 31-й ГвИАП, конец 1944г. На этой машине он выполнил 300 боевых вылетов, одержав 12 из своих 35 побед. Надпись на борту: "Колхозники Шотовского с/совета Ивановского р-на, Запорожской обл."
Yak-1M flown by Aleksei M Reshetov, summer 1942, "(From) Collective workers of Shatovskovo village soviet, Ivanovskovo District, Zaporozhskoy Oblast, (to) HSU Guards Major Reshetov".
Як-1Б майора Алексея Решетова из 31-го гвардейского ИАП 4-го Украинского фронта, 1943 год. За годы войны Решетов одержал 22 победы лично и 11 в группе. Изображенный истребитель был подарен асу колхозниками Запорожской области.
Як-1 аспиранта Ива Безьена, Иваново, зима 1943г.
Окраска самолета восстанавливалась по фото, где видна и подарочная надпись, и бортовой номер (редкий случай). Як-1б б/н 17 в ряде публикаций приписывают эскадрилье "Нормандия" ("Normandie"), что вполне вероятно, поскольку несколько самолетов с такой надписью французам действительно передали в январе 1943 года в период формирования подразделения в Иванове (заметим - достаточно далеко от Сталинграда). Борт 17 в тех же публикациях приписывают конкретно летчику - Марселю Иву Безьену (Marcel Ives Bizien), видимо, на том основании, что существует фотография, где этот французский летчик вылезает на левое полукрыло самолета (б/н на этом фото не видно), имеющего ту же надпись (фрагмент слева). Жесткая привязка самолета к летчику мало обоснована, поскольку: 1) Як-1 с такой надписью в эскадрилье было несколько; 2) на выделенных для освоения нескольких истребителях летали практически все прибывшие в первой партии французские летчики. Кок самолета может быть и черным.
Як-1Б (борт. N 18) лейтенанта Василия Шишкина из состава 812-го ИАП, осень 1943г. Типичный "расходный" самолет, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики (чаще всех - лейтенант Василий Шишкин).
Истребитель Як-1Б Лидии Литвяк, 1943г.
A Yak-1M of the 1ere escadrille of the Normandie-Niemen regiment at Monastirchina, October 1943. This unit was formed on the Yak-1M at Ivanovo in December 1942.
Як-1М 1-й эскадрильи переформированного полка "Нормандия-Неман", Монастырщина, октябрь 1943 года.
Як-1Б л-та Ролана де ля Пуапа, май 1943г.
Як-1 (борт 24) капитана Федора Свеженцева (11 побед) из состава 812-го ИАП. Федор Свеженцев не вернулся с боевого задания над районом Крымской 8 мая 1943г.
Як-1 "белая 24", весна-лето 1943г. Стандартный черно-зеленый камуфляж с "северо-западной" символикой. На самолете летал Л.Савкин.
Як-1б, на котором л-т И.В.Федоров из 2-й АЭ 812-го ИАП таранил Bf 109G 10 мая 1943г.
Як-1Б лейтенанта Раисы Сурначевской из 586-го ИАП, Саратовский район ПВО, весна 1943г.
Як-1 М-105ПФ летчика И.И.Петренко. Поверх типового серо/серо-голубого камуфляжа нес множество нерегулярных светло-зеленых пятен, лето 1943г.
Як-1б Николая Козлова, 910 ИАП, Борисоглебск, февраль 1943г.
Як-1 (борт 32) капитана Ивана Батычко (семь побед) из состава 812-го ИАП. Иван Батычко не вернулся с боевого задания над районом Бакинской 7 мая 1943г.
Як-1б (зав. N 45138) мл.л-та Юрия Куреева из 812-го ИАП. Самолет сбит 12.04.1944г., летчик погиб
A Yak-1M flown by Sergei Lugansky, the legend on the central fuselage indicating that the aircraft was presented by the Youth and Young Communists of Alma Ata. Hero of the Soviet Union Lugansky gained 32 "kills".
Як-1. На этом истребителе в ноябре 1943 года сражался капитан С.Д. Луганский из 270-го ИАП 203-й ИАД 2-го Украинского фронта. Число "32" обозначает количество сбитых самолетов противника, всего же ас лично одержал 37 побед в воздушных боях.
Як-1Б майора Сергея Даниловича Луганского из 152-го гвардейского ИАП 2-го Украинского фронта, май 1944 года. Луганский сбил 38 самолетов лично и шесть в группе.
Як-1Б Г.А.Шадрина, аэродром "Большой Должик", Южный фронт, июль 1943г.
Самый первый из подарочных Як-1б (зав. N 34104). В ноябре 1942 года вручен командиру 291-го иап (по другим данным - 581-го иап) Герою Советского Союза майору В.И.Шишкину. На тот момент самолет имел иную окраску, а представленную получил после перекраски его в полку. Бортовой номер не известен, хотя, с большой степенью вероятности, был.
A Yak-1M flown by B N Yevemen, winter 1942-43. Inscription reads: "To the pilot of the Stalingrad Front Guards Major comrade Yevemen. From the collective farmworkers of the Collective Farm "Stakhanov" comrade F P Golovatov".
Як-1. В ходе производства Як-1 совершенствовался. Заменили двигатель на более мощный (М-105ПА - на М-105ПФ и М-106), подверглось изменению и стрелково-пушечное вооружение. Зимний камуфляж этой машины был нанесен в заводских условиях и отличался высоким качеством покрытия.
Надпись на борту этого Як-1Б из 37-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии гласит: "Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину Б. Н. от колхозника колхоза "Стаханова" тов. Головатова.
Як-1б, переданный Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину в летней окраске, без бортового номера. Фамилия колхозника уже написана верно. В таком виде самолет был выставлен летом 1944 года на площади Кирова в Саратове
Тот же самолет в 1970г., в экспозиции Саратовского музея. Изначально трафаретная надпись утолщена кистью. На капоте для пущей "военно-патриотической воспитательной наглядности" нарисованы 8 победных звезд - в общем, мало общего с обликом реального боевого самолета
Усовершенствованный истребитель Як-1б
Отметки побед на хвосте - характерная черта самолетов морской авиации: Як-1 капитана В.П.Покровского, 2-й гвардейский ИАП ВВС Северного флота.