Поиск по сайту:
Варианты
- Яковлев - Як-1 / И-26 - 1940 - Россия
- Яковлев - Як-1Б - 1942 - Россия
Як-1Б
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
- Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
- Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
- Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
- Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
- Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.
Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км
Описание:
- Як-1Б
- Як-1 и Як-7
Фотографии
-
АвиаМастер 2006-08 / А.Марченко, И.Сеидов - Домой вернутся все! /Авиация в лицах/
Як-1Б, на котором Ф.В.Химич воевал в составе 127-го ИАП под Сталинградом с ноября 1942г.
-
История Авиации 2001-04 / А.Медведь - Польские авиационные формирования в СССР в годы Великой Отечественной войны /В небесах мы летали одних/
Як-1Б командира 3-й эскадрильи 1-го ИАП "Варшава" майора Т.Вихеркевича, сбитый неподалеку от Варшавы 24 сентября 1944г.
-
АвиаМастер 2000-04 / В.Вахламов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (3)
На Як-1 старшего лейтенанта В.Ф.Коробова из 31-го ИАП ПВО Москвы звездочки нанесены в точном соответствии с приказом N 073.
-
Air International 1979-04 / Model enthusiast
A Yak-1M of an unidentified IAP operating in the Ukraine in the summer of 1942, the inscription below the cockpit reads: "The railway workers of Rtishchevo".
-
Мировая Авиация 252
Як-1Б получил пониженный гаргрот фюзеляжа, значительно улучшивший обзор назад. На самолете с надписью «Ртищевский железнодорожник» летал Герой Советского Союза капитан А. Ф.Лавренов из 291-го ИАП, в середине 1942 года воевавшего на Украине.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Як-1Б Альберта Дюрана. Лето 1943 г.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Як-1Б л-та Альберта Дюрана, июль 1943г.
-
Air International 1979-04 / Model enthusiast
A Yak-1M of the Polish 1st "Warszawa" Fighter Regiment operating in the Warsaw area in the late autumn of 1944.
-
АвиаМастер 2006-04 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - "Валькирии" над Волгой /На фронтах Великой Отечественной/
Як-1 капитана Н.И.Яхненко из состава "группы Катрича" 12-го ГИАП Московской зоны ПВО, 1943г.
-
Авиация и Время 1995-04 / К.Косминков - Як-1. Трудное рождение первенца /Домашний авиамузей/ (1)
Як-1 М-105ПФ Героя Советского Союза С.М.Решетова, 31-й ГвИАП, конец 1944г. На этой машине он выполнил 300 боевых вылетов, одержав 12 из своих 35 побед. Надпись на борту: "Колхозники Шотовского с/совета Ивановского р-на, Запорожской обл."
-
Air International 1979-04 / Model enthusiast
Yak-1M flown by Aleksei M Reshetov, summer 1942, "(From) Collective workers of Shatovskovo village soviet, Ivanovskovo District, Zaporozhskoy Oblast, (to) HSU Guards Major Reshetov".
-
Мировая Авиация 237
Як-1Б майора Алексея Решетова из 31-го гвардейского ИАП 4-го Украинского фронта, 1943 год. За годы войны Решетов одержал 22 победы лично и 11 в группе. Изображенный истребитель был подарен асу колхозниками Запорожской области.
-
АвиаМастер 1999-06 / А.Медведь, Д.Хазанов - Не только "Нормандия" /Великая Отечественная/
Як-1 аспиранта Ива Безьена, Иваново, зима 1943г.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Окраска самолета восстанавливалась по фото, где видна и подарочная надпись, и бортовой номер (редкий случай). Як-1б б/н 17 в ряде публикаций приписывают эскадрилье "Нормандия" ("Normandie"), что вполне вероятно, поскольку несколько самолетов с такой надписью французам действительно передали в январе 1943 года в период формирования подразделения в Иванове (заметим - достаточно далеко от Сталинграда). Борт 17 в тех же публикациях приписывают конкретно летчику - Марселю Иву Безьену (Marcel Ives Bizien), видимо, на том основании, что существует фотография, где этот французский летчик вылезает на левое полукрыло самолета (б/н на этом фото не видно), имеющего ту же надпись (фрагмент слева). Жесткая привязка самолета к летчику мало обоснована, поскольку: 1) Як-1 с такой надписью в эскадрилье было несколько; 2) на выделенных для освоения нескольких истребителях летали практически все прибывшие в первой партии французские летчики. Кок самолета может быть и черным.
-
История Авиации 23 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (5)
Як-1Б (борт. N 18) лейтенанта Василия Шишкина из состава 812-го ИАП, осень 1943г. Типичный "расходный" самолет, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики (чаще всех - лейтенант Василий Шишкин).
-
Авиация и Космонавтика 2021-05 / А.Каневский - Та самая Лида Литвяк
Истребитель Як-1Б Лидии Литвяк, 1943г.
-
Air International 1979-04 / Model enthusiast
A Yak-1M of the 1ere escadrille of the Normandie-Niemen regiment at Monastirchina, October 1943. This unit was formed on the Yak-1M at Ivanovo in December 1942.
-
Мировая Авиация 237
Як-1М 1-й эскадрильи переформированного полка "Нормандия-Неман", Монастырщина, октябрь 1943 года.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Як-1Б л-та Ролана де ля Пуапа, май 1943г.
-
История Авиации 2003-01 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (3)
Як-1 (борт 24) капитана Федора Свеженцева (11 побед) из состава 812-го ИАП. Федор Свеженцев не вернулся с боевого задания над районом Крымской 8 мая 1943г.
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Быков, А.Диков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (2)
Як-1 "белая 24", весна-лето 1943г. Стандартный черно-зеленый камуфляж с "северо-западной" символикой. На самолете летал Л.Савкин.
-
Авиация и Время 2005-05 / О.Каминский - "Мессершмитты" над Кубанью
Як-1б, на котором л-т И.В.Федоров из 2-й АЭ 812-го ИАП таранил Bf 109G 10 мая 1943г.
-
АвиаМастер 2006-04 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - "Валькирии" над Волгой /На фронтах Великой Отечественной/
Як-1Б лейтенанта Раисы Сурначевской из 586-го ИАП, Саратовский район ПВО, весна 1943г.
-
Авиация и Время 1995-04 / К.Косминков - Як-1. Трудное рождение первенца /Домашний авиамузей/ (1)
Як-1 М-105ПФ летчика И.И.Петренко. Поверх типового серо/серо-голубого камуфляжа нес множество нерегулярных светло-зеленых пятен, лето 1943г.
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Раткин - Герой Советского Союза Николай Козлов /Асы мира/
Як-1б Николая Козлова, 910 ИАП, Борисоглебск, февраль 1943г.
-
История Авиации 2003-01 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (3)
Як-1 (борт 32) капитана Ивана Батычко (семь побед) из состава 812-го ИАП. Иван Батычко не вернулся с боевого задания над районом Бакинской 7 мая 1943г.
-
Авиация и Время 2005-02 / В.Антипов, И.Уткин - "Скворцы" из стаи "Дракона" (крымская весна 1944г.)
Як-1б (зав. N 45138) мл.л-та Юрия Куреева из 812-го ИАП. Самолет сбит 12.04.1944г., летчик погиб
-
Air International 1979-04 / Model enthusiast
A Yak-1M flown by Sergei Lugansky, the legend on the central fuselage indicating that the aircraft was presented by the Youth and Young Communists of Alma Ata. Hero of the Soviet Union Lugansky gained 32 "kills".
-
Мировая Авиация 237
Як-1. На этом истребителе в ноябре 1943 года сражался капитан С.Д. Луганский из 270-го ИАП 203-й ИАД 2-го Украинского фронта. Число "32" обозначает количество сбитых самолетов противника, всего же ас лично одержал 37 побед в воздушных боях.
Як-1Б майора Сергея Даниловича Луганского из 152-го гвардейского ИАП 2-го Украинского фронта, май 1944 года. Луганский сбил 38 самолетов лично и шесть в группе. -
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
Як-1Б Г.А.Шадрина, аэродром "Большой Должик", Южный фронт, июль 1943г.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Самый первый из подарочных Як-1б (зав. N 34104). В ноябре 1942 года вручен командиру 291-го иап (по другим данным - 581-го иап) Герою Советского Союза майору В.И.Шишкину. На тот момент самолет имел иную окраску, а представленную получил после перекраски его в полку. Бортовой номер не известен, хотя, с большой степенью вероятности, был.
-
Air International 1979-04 / Model enthusiast
A Yak-1M flown by B N Yevemen, winter 1942-43. Inscription reads: "To the pilot of the Stalingrad Front Guards Major comrade Yevemen. From the collective farmworkers of the Collective Farm "Stakhanov" comrade F P Golovatov".
-
Мировая Авиация 230
Як-1. В ходе производства Як-1 совершенствовался. Заменили двигатель на более мощный (М-105ПА - на М-105ПФ и М-106), подверглось изменению и стрелково-пушечное вооружение. Зимний камуфляж этой машины был нанесен в заводских условиях и отличался высоким качеством покрытия.
-
Мировая Авиация 2
Надпись на борту этого Як-1Б из 37-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии гласит: "Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину Б. Н. от колхозника колхоза "Стаханова" тов. Головатова.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Як-1б, переданный Ф.П.Головатым летчику Б.Н.Еремину в летней окраске, без бортового номера. Фамилия колхозника уже написана верно. В таком виде самолет был выставлен летом 1944 года на площади Кирова в Саратове
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Тот же самолет в 1970г., в экспозиции Саратовского музея. Изначально трафаретная надпись утолщена кистью. На капоте для пущей "военно-патриотической воспитательной наглядности" нарисованы 8 победных звезд - в общем, мало общего с обликом реального боевого самолета
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Усовершенствованный истребитель Як-1б
-
АвиаМастер 2000-04 / В.Вахламов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (3)
Отметки побед на хвосте - характерная черта самолетов морской авиации: Як-1 капитана В.П.Покровского, 2-й гвардейский ИАП ВВС Северного флота.
Тип фотографий
- Боковые проекции (40)
- Ч/б фото (55)
- Обломки (1)
- Модели, рисунки, схемы (9)