SAAB Draken / J-35
Варианты:
SAAB - Draken / J-35 - 1955 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1955


Одноместный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (20)
Saab 35 Draken
  
   В 1949 году шведские ВВС приступили к реализации амбициозного проекта - были выработаны требования на новый истребитель, который должен был заменить J 29 и иметь лучшие летно-технические характеристики (на 50%) по сравнению с современными зарубежными истребителями. После интенсивных исследований и летных испытаний масштабной модели Saab 210 (1:7) специалисты "Saab" приступили к постройке трех полноразмерных прототипов нового самолета, которому присвоили обозначение Saab 35 Draken и который имел отличительное треугольное крыло с изломом передней кромки.
   В остальном конструкция самолета была традиционной для того времени, хотя отличительными чертами стали необратимое бустерное управление поверхностей управления, комбинация мягких и встроенных топливных баков, убирающееся трехопорное шасси с носовой опорой, которое дополняли два убирающихся хвостовых колеса.
   Отличительной особенностью машины также стало наличие катапультного кресла национальной разработки, которое имело отклоненную назад спинку и обеспечивало летчику возможность относительно комфортного перенесения больших перегрузок. Первый прототип был облетан 25 октября 1955 года. Все прототипы оснащались импортными двигателями Avon, но первые серийные J 35A получили уже более эффективные лицензионные двигатели Svenska Flygmotor (затем Volvo Flygmotor) RM6B с форсажной камерой.
   Истребитель-перехватчик J 35A первым в марте 1960 года получило на вооружение 13-е авиакрыло в Норкопинге. Следующий вариант истребителя-перехватчика, J 35B, отличался от предшественника удлиненной хвостовой частью фюзеляжа и двумя убирающимися хвостовыми колесами (улучшали посадочные характеристики машины при посадке с применением тормозного парашюта). Большинство J 35A позже модернизировали под данный стандарт.
   Следующим вариантом стал J 35D, отличавшийся более мощным двигателем RM6C и более совершенным БРЭО и РЛС. Последним вариантом истребителя-перехватчика для шведских ВВС стал J 35F, разработанный на базе J 35D.
   На нем стояли более совершенные РЛС и система управления вооружением при атаке на встречных курсах, одна 30-мм пушка была демонтирована, но зато обеспечивалась возможность применения УР "воздух-воздух" Hughes Falcon, выпускавшихся в Швеции по лицензии, а на J 35F-II устанавливался тепловизор Hughes.
   На J 35F, кроме того, применили новый, более выпуклый фонарь кабины, установили усовершенствованный автопилот и систему обмена данными с наземным КП. Запас топлива был увеличен, в результате чего возросла и дальность полета. В двигателе была применена новая форсажная камера.
   Для шведских ВВС также выпускался еще один вариант - разведчик S 35E, созданный на базе J 35D; на нем РЛС заменили на пять АФА и герметизировали носовой отсек.
   В вариант J 35J были переоборудованы 64 или 66 самолетов J 35F, они находились на вооружении до 1998 года. Вариант J 35J имел расширенный состав вооружения, для чего под воздухозаборниками двигателей установили два дополнительных пилона. Самолет также имел более современные РЛС, тепловизор, систему госопознавания и другую авионику.
   Двухместный учебнотренировочный Sk 35C был облетан 30 декабря 1959 года, а в середине 1960-х годов компания "Saab" приступила к работам по созданию экспортных вариантов Draken. Первым для швейцарских ВВС был продемонстрирован J 35H, но более успешным стал J 35F, отличавшийся усиленной конструкцией и увеличенным запасом топлива, он мог брать боевую нагрузку массой до 4500 кг.
  
   Самолет получил обозначение Saab 35X и вызвал интерес у командования ВВС Дании, которые заказали 46 самолетов (1968-1969 годы). Среди заказанных машин были: базовый истребитель-бомбардировщик A 35XD (датское обозначение F-35; 20 самолетов), в целом схожий с ним разведчик/истребитель RF-35 (отличался наличием АФА в носовой части по типу S 35E Draken, но сохранил пушку в крыле; 20), а также учебно-тренировочный вариант TF-35 (Sk 35XD), схожий с Sk 35C, но сохранивший одну пушку в крыле. Датские Draken прошли модернизацию в середине 1980-х годов и находились на вооружении до 1993 года.
   Другим экспортным заказчиком самолета стала Финляндия, заказавшая в 1970 году 12 Saab 35X - они собирались из машинокомплектов на заводе "Valmet Oy". Вначале из боевого состава шведских ВВС в аренду были переданы шесть J 35B (с них демонтировали РЛС и обозначили J 35S; на них проходила подготовка летчиков), а в 1975 году они были выкуплены и получили обозначение J 35BS. Финны также приобрели 24 J 35F и Sk 35C непосредственно у Швеции, первые пять из них получили новое обозначение J 35FS, а учебно-тренировочные машины стали именоваться J 35CS.
   Последним зарубежным покупателем Draken стала Австрия, чьи ВВС в 1985 году приобрели непосредственно в Швеции партию из 24 J 35D. Причем снятые с вооружения шведских ВВС машины были выбраны в приоритетном порядке, хотя австрийцам "British Aerospace" предлагала самолеты Lightning, снятые с вооружения саудовских ВВС.
   Самолеты имели каплевидные выпуклые фонари кабин по типу J 35F, но, вероятно, сохранили авионику и РЛС варианта J 35D. Им присвоили новое обозначение J 35O, первые машины были переданы новому заказчику в июне 1987 года и после некоторого времени, проведенного в Швеции (осуществлялась подготовка летчиков), самолеты в 1988-1989 годах перегнали в Австрию. Австрийские ВВС стали и последним военным эксплуатантом Draken - они сняли их с вооружения только в 2005 году.
   По состоянию на 2012 год, единственным эксплуатантом самолетов данного типа была Школа летчиков-испытателей США, в распоряжении которой находятся шесть самолетов, переданных Данией, - два F-35 и четыре TF-35, которые используются в процессе различных испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Saab J 35J Draken

   Тип: одноместный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: один ТРДФ Volvo Flygmotor RM6C (лицензионный Rolls-Royce Avon Series 300, оборудованный форсажной камерой шведской разработки и производства) нефорсированной тягой 56,89 кН и тягой на форсированном режиме 78,51 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость в горизонтальном полете без внешних подвесок на высоте 10 975 м - более 2126 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря на форсажном режиме 10 500 м/мин.; практический потолок 19 995 м; боевой радиус при полете по профилю "большая - малая - большая высота" без дополнительного топлива - 564 км
   Масса: пустого 8250 кг; максимальная взлетная в роли перехватчика 12 270 кг
   Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 15,35 м; высота 3,89 м; площадь крыла 49,20 м2
   Вооружение: одна 30-мм пушка ADEN, плюс до девяти 454-кг бомб и УР "воздух-воздух" Rb 28 (Falcon) или Rb 24 (Sidewinder)
Saab 35-1 Red Urban, made its maiden flight on October 25, 1955.
J35A, serial 35077, in an early Swedish Air Force camouflage scheme, circa 1962.
J-35B из состава шведской пилотажной группы "Акро Дельтас", 1964г.
J35J, serial 35604, of F10 Wing, based at Angelholm, Autumn 1994.
Saab J35J Draken, 35624/F10-24 of the Swedish Air Force, carrying an infra-red homing Rb-24J Sidewinder, plus a radar-guided Rb27 Falcon.
J-35J. В такой окраске самолеты завершили свою службу в ВВС Швеции
J35J Draken. Данный самолет J35J Draken окрашен особым образом по случаю юбилея 3-й эскадрильи. На верхних и нижних поверхностях обеих консолей крыла изображена эмблема эскадрильи - рыба-меч. Носовая часть фюзеляжа за обтекателем антенны РЛС и законцовка киля окрашены в цвет подразделения - желтый. Истребитель сохранил изначальный камуфляж из двух оттенков серого цвета на протяжении 1990-х годов. Самолет использовался для показательных полетов на высший пилотаж.
S35E equipped with electronic countermeasures and infra-red pod.
Saab Sk35C Draken, 35807/F16-76, of the Swedish Air Force. This is one of 25 modified J35As, and is shown in the markings of the now disbanded F16 Wing at Upplands circa 1983.
Sk 35C создавался на базе J 35A как новый самолет, но позже по данному стандарту переоборудовали и сами J 35A. Курсант (впереди) и инструктор располагались в новой носовой части фюзеляжа, причем общая длина фюзеляжа не изменилась.
J-35BS финских ВВС, 1990г.
Saab J35F Draken, DK-221, c/n 351311, of the Finnish Air Force from HavLLv 11 based at Rovaniemi. The sensor under the nose is an infra-red target seeker. The aircraft is carrying an Rb27 Falcon air-to-air missile and the standard configuration of twin drop tanks under the fuselage.
Один из 12 самолетов Saab 35XS Draken, собранных компанией "Valmet" в Халли (Финляндия) и поставленных в 11-ю истребительную эскадрилью с апреля 1974 года по июль 1975 года. В эскадрилье также имелись самолеты Saab 35BS и бывшие шведские J 35F и S 35C Draken.
J-35XD ВВС Дании
Saab RF-35 Draken, AR-101 c/n 351101 Royal Danish Air Force from Eskadrille 729. Denmark originally used five Vinten cameras in the nose section before replacing the forward-facing example with the laser rangefinder to improve weapon delivery accuracy in the fighter-bomber role.
Saab TF-35 Draken, AT-152 c/n 351152 Royal Danish Air Force. Under the wing is a Red Baron infra-red reconnaissance pod. The nose has been retrofitted with a laser rangefinder and marked target seeker.
Royal Danish Air Force TF35, AT-153, equipped with the weapon delivery and navigation system, plus chaff and flare dispensers in the tailcone, and ALR-69 radar warning system.
Saab 35OE Draken, '11' c/n 351411 of the Austrian Air Force of 1st Staffel, Fliegerregiment No.2. It is carrying an Rb24J, the Swedish version of the AIM-9P.
J-35OE ВВС Австрии
35OE serial 351414 (Swedish serial 35347), delivered to the Austrian Air Force in 1988.