
Варианты
- Nieuport-Delage - Ni-D-42 / Ni-D-62 - 1924 - Франция
- Nieuport-Delage - Ni-D-52 / Ni-D-72 / Ni-D-82 - 1927 - Франция
Nieuport-Delage Ni-D 52
Прототип одноместного истребителя Nieuport-Delage Ni-D 52, близкий по конструкции к Ni-D 42, но построенный преимущественно из металла, а не из дерева, появился в 1927 году. На следующий год самолет стал победителем конкурса, спонсируемого правительством Испании. Компания "Nieuport" поставила испанцам 34 машины. Еще 91 самолет был построен по лицензии компанией "Hispano Aviacion", и первый из них прошел летные испытания на аэродроме Хетафи в 1930 году. Последний самолет постройки "Hispano Aviacion" был поставлен в 1936 году, и на протяжении семи лет эти истребители составляли основу парка ВВС Испании (Aviacion Militar). К началу гражданской войны службу продолжали нести шесть эскадрилий Ni-D 52, уже считавшихся устаревшими. Большинство из них попали в руки республиканцев, и лишь около дюжины досталось франкистам. Когда республиканские машины вступили в бой, они оказались легкой жертвой для истребителей Fiat CR.32 националистов, и поэтому большинство Ni-D 52 после первых сражений стали использовать для патрулирования побережья или обучения. В начале гражданской войны испанское государственное предприятие в Гвадалахаре собрало еще около 20 машин Ni-D 52 из запасных частей. Но к 1938 году самолет уже не представлял никакой ценности, и оставшиеся машины были пущены на слом.
Варианты
Ni-D 72: вариант с цельнометаллической обшивкой; прототип взлетел 23 января 1928 года; три серийных самолета поставлены Бельгии в 1929 году, и еще четыре, но несколько доработанных, Бразилии в 1931 году
Ni-D 82: прототип 1930 года с измененной в плане формой верхнего крыла; сначала был оснащен 600-сильным (447 кВт) ПД Hispano-Suiza 12Lb, замененным позднее на 500-сильный (373 кВт) Lorraine 12Ha Petrel; прототип также получил новое вертикальное оперение; максимальная скорость составляла 275 км/ч; в августе 1931 года нижнее крыло сняли, превратив опытный самолет в моноплан-парасоль, и позднее продали Испании
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Nieuport-Delage Ni-D 52
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один 12-цилиндровый ПД Hispano-Suiza 12Hb мощностью 580 л. с. (433 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 255 км/ч; потолок 7000 м; дальность полета 400 км
Масса: пустого снаряженного 1368 кг; максимальная взлетная 1837 кг
Размеры: размах крыла 12,00 м; длина 7,50 м; высота 3,00 м; площадь крыла 30,90 м2
Вооружение: два синхронизированных пулемета Vickers калибра 7,62-мм
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
Hispano Nieuport-Delage NiD.52 из 12-й авиагруппы ВВС Испании. Таблада, начало 1936 г.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Истребитель "Ньюпор-Деляж" NiD-52 тениенте Амадора Сильвио Хименеса, осень 1936г.
-
Мировая Авиация 205
Nieuport-Delage Ni-D 52 испанских Республиканских ВВС, 1936 год.
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
Hispano Nieuport-Delage NiD.52 BBC республиканской Испании. Аликанте, 1937 г.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
"Ньюпор-52" (сер. N 3-43) принадлежавший сержанту Хосе Кабре из состава 13-й авиагруппы. Барселона, лето 1936г. Самолет несет предвоенную окраску, но бортовые коды закрашены широкой красной (республиканской) полосой, опоясывающей фюзеляж.
-
Авиация и Время 2003-02 / М.Жирохов, М.Пруцаков - "Красный" итальянец /Портреты/
NiD-52C1 из эскадры "Эспанья", Барахас, август-сентябрь 1935г.
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
Hispano Nieuport-Delage NiD.52 BBC франкистской Испании. Таблада, начало 1937 г.
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
Бразильский Nieuport-Delage NiD.72. Лето 1932 г.
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
В 1927г. появился цельнометаллический французский одноместный прототип Nieuport-Delage Ni-D 52C1. В 1928 году 34 машины поступили на вооружение испанских ВВС.
-
Air International 1989-01 / Fighter A to Z
The prototype Ni-D 52
-
Aeroplane Monthly 1986-09 / Personal album
Hispano-Nieuport 52 из 11-й ИАГ накануне Гражданской войны. Аэродром Хетафе, Мадрид
Around 125 Nieuport-Delage NiD 52s were built by Hispano at Sevilla. The type entered service in 1930, and at the outbreak of the Civil War 36 examples were still in service. -
Air International 1988-12 / Fighter A to Z
The Ni-D 52 was selected by the Spanish government and manufactured under licence.
-
Авиация и Время 2018-05 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (2)
Идальго де Сиснерос покидает кабину своего «Ньюпора»
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
Испанские «Ньюпоры» из 12-й авиагруппы накануне гражданской войны. Аэродром Севилья-Таблада, 1936 г.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
"Ньюпор-52" из состава 13-й авиагруппы на авиабазе морской авиации Эль-Прат вблизи Барселоны накануне мятежа, летом 1936г.
-
Авиация и Время 2018-05 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (2)
Офицеры 13-й авиагруппы возле своих машин. Почти в полном составе они перешли к франкистам
-
Авиация и Время 2018-05 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (2)
«Ньюпор» из 11-й авиагруппы заправляют топливом
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Подготовка к боевому вылету республиканского истребителя "Ньюпор-Деляж" NiD-52, лето 1936г. Вверху: зарядка пулеметов, внизу: запуск двигателя при помощи автостартера.
-
Мировая Авиация 205
Снимок Ni-D 52 испанских ВВС, построенных компанией "Hispano Aviacion", был сделан незадолго до начала гражданской войны.
-
Авиация и Время 2018-05 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (2)
Один из немногих «Ньюпоров», доставшихся франкистам
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
NiD.52C1 паулистских мятежников. Бразилия, осень 1932 г.
-
Air International 1989-01 / Fighter A to Z
The Ni-D 72 for Brazil with metal-skinned wings, this type also being supplied to Belgium.
-
Авиация и Время 2018-04 / А.Котлобовский - Забытый "Ньюпор" (1)
Истребитель NiD.72C1 Военной авиации Бельгии
-
Мировая Авиация 205
Отсутствие нижнего крыла позволяет идентифицировать этот самолет как единственный прототип варианта Ni-D 82. Помимо превращения в моноплан, эта машина получила новое крыло, оперение более угловатой формы и фюзеляж цельнометаллической конструкции.
-
Air International 1989-01 / Fighter A to Z
Only configurationally similar to preceding Nieuport-Astra fighters, the Ni-D 82 differed in virtually all other respects, but progressed no further than prototype stage.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Летчик покидает подбитый "Ньюпор-Деляж".
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
"Ньюпор-52" активно использовались обеими сторонами в начальной фазе конфликта.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Солдаты-фалангисты осматривают обломки сбитого или потерпевшего катастрофу республиканского NiD-52.
-
Air International 1988-12 / Fighter A to Z
The Ni-D 52 was selected by the Spanish government and manufactured under licence.
-
Air International 1989-01 / Fighter A to Z
Only configurationally similar to preceding Nieuport-Astra fighters, the Ni-D 82 differed in virtually all other respects, but progressed no further than prototype stage.
- Фотографии