Григорович ТБ-5
Страна: Россия
Год: 1931

Единственный экземпляр
Описание
Фотографии
ТШ-1 и ТШ-2 Д. П. Григоровича
  
   В период работы в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) Д.П. Григорович разработал серию штурмовиков-бипланов, а также принял участие в проектировании тяжелого бомбардировщика ТБ-5 (ЦКБ-8). Это был подкосный высокоплан с размахом крыла 31,00 м и четырьмя установленными попарно моторами Bristol Jupiter VI мощностью по 480 л. с. Взлетная масса составляла 12 535 кг, экипаж - семь человек, вооружение - восемь пулеметов и 2500 кг бомб. Первый полет прототип ТБ-5 выполнил 1 мая 1931 года, на испытаниях самолет показал максимальную скорость 180 км/ч, уступив по этому показателю бомбардировщику ТБ-3 конструкции инженера А.Н.Туполева, который и был запущен в массовое производство. Концептуально ТБ-5 близок к французскому Farman F.220.
<...>
Опытный бомбардировщик ТБ-5
ТБ-5 перед пробой двигателей. На передней поворотной бочкообразной стрелковой башне видна прорезь для пулеметов ПВ-1.
В день первого взлета ТБ-5. Ходынский аэродром, 30 июня 1931г.
Правый передний двигатель запущен. За прошедшее время носовую башню развернули максимально влево, видна дверца, через которую в случае необходимости стрелок мог покинуть самолет с парашютом.
30 июня 1931 г. ТБ-5 вывезли на аэродром. У нового самолета по традиции собралось много участников его постройки. Справа спиной стоят Д.П. Григорович (в кепке) и Г.Е. Чупилко (в белой рубашке). В стороне, слева, запуска двигателей ожидают двое пожарных.
Двигатели запущены, летчик Бухгольц выруливает на старт на фоне видимого купола Путевого дворца - в нем тогда размещалась академия Воздушного флота им. Н.Е. Жуковского.
ТБ-5 подготовлен к первому вылету с Ходынского аэродрома. На заднем плане заметен автомобильный стартер на базе грузовика АМО Ф-15.
ТБ-5 с оторвавшимся двигателем "Юпитер" после благополучной аварийной посадки М.М. Громова на аэродроме авиазавода №22 в Филях. Май 1932 г.
Двигатель, застрявший в подкосах шасси.
Левый борт фюзеляжа ТБ-5 в районе кабины верхнего воздушного стрелка. На снимке отмечено отверстие, пробитое в обшивке осколками воздушного винта.
Нижняя обшивка крыла ТБ-5 в районе установки двигателей.
Продувочная модель ТБ-5 в варианте с двигателями ФЭД, подвешенными под крылом
Схема бомбардировщика ТБ-5