Hawker Typhoon
Страна: Великобритания
Год: 1940


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Typhoon
Typhoon FR IB/TacR IB/PR IB
Hawker Typhoon
Фотографии:

Обломки (11)

Typhoon

Тяжелый одномоторный одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С.Кэмма. Первый опытный образец "Тайфуна" совершил свой первый полет 21 февраля 1940 г. Серийное производство начато в мае 1941 г., велось на заводах "Хаукер" в Кингстоне и "Глостер" в Хэкклкоте. Всего выпущено 3317 экз. Устанавливались моторы "Сейбр" модификаций I, ПА, ИВ, НС. Вооружение 12x7,69 ("Тайфун" IA) или 4x20 ("Тайфун" IB), 8 НУРС, бомбы до 454 кг. Самолет состоял на вооружении с ноября 1941 г. С 1943 г. - новая конструкция кабины; двери автомобильного типа заменены на сдвижную секцию фонаря.
Первое боевое применение - патрулирование Ла-Манша в октябре 1942 г. С ноября того же года стали использоваться как истребители-бомбардировщики для ударов по наземным целям на континенте. Применялись как днем, так и ночью. В мае 1945 г. "тайфуны" ракетами потопили лайнеры "Кап Аркона" и "Дойчланд". "Тайфун" снят с производства в ноябре 1945 г., с вооружения - в начале 1947 г.


"Тайфун"IB||
Размах:||12,67 м
Длина:||9,73 м
Моторы, количество х мощность:||1x2180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5171 кг
Максимальная скорость:||652 км/ч
Практический потолок:||10360 м
Дальность:||1610 км

Typhoon FR IB/TacR IB/PR IB

Ближний разведчик на базе одноместного истребителя "Тайфун". Одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Истребитель "Тайфун" был создан в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Опытный образец "Тайфуна" совершил первый полет 21 февраля 1940 г. Истребитель серийно строился с мая 1941 г. и состоял на вооружении с ноября того же года. Всего построено 3317 экз. В 1945 г. на заводе "Глостер" в Хакклкоте выпустили около 60 модифицированных самолетов "Тайфун" в варианте ближнего разведчика. Строились три разновидности - FR IB, PR IB и TacR IB, отличавшиеся набором и размещением фотоаппаратуры.
Двигатель "Сейбр" МС. Экипаж самолета - 1 чел. Вооружение 2x20, бомбы разведчик не нес.
"Тайфуны"-фоторазведчики находились на вооружении только в Королевских ВВС. Впервые их использовали при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 г. Далее они вели разведку в районах продвижения английских армий вплоть до капитуляции Германии.
Производство "тайфунов" прекратили в ноябре 1945 г. Самолет был снят с вооружения в 1946 г.


"Тайфун" FR IB||
Размах:||12,67 м
Длина:||9,73 м
Моторы, количество х мощность:||1 x 2260 л.с.

Hawker Typhoon

В соответствии со спецификацией F.18/37, подготовленной британским Министерством авиации в 1937 году, Сидни Кэмм выполнил проектирование самолета, получившего обозначение Typhoon. Министерство оговаривало установку на новый самолет двигателя Rolls-Royce Vulture (Х-образное расположение блоков цилиндров) или Napier Sabre (Н-образное расположение блоков цилиндров), поэтому были построены два опытных самолета - самолет с двигателем Vulture получил обозначение Tornado, а другая машина стала Typhoon. Как и в случае с Tornado, пострадавшим от проблем с двигателем, у Typhoon также возникли проблемы с силовой установкой, однако разработчику удалось их преодолеть, но во время первого полета прототипа, состоявшегося 24 февраля 1940 года, обнаружились еще и проблемы с конструкцией, которые устранить полностью не удалось даже тогда, когда самолет был принят в эксплуатацию.
   Опытный самолет имел крыло с 12 пулеметами и в серийном варианте (первая серийная машина была облетана 27 мая 1941 года) получил обозначение Typhoon Mk IA. Почти все серийные самолеты (а их было 3330) были построены компанией "Gloster". Второй опытный самолет, совершивший первый полет 3 мая 1941 года, имел уже крыло с четырьмя 20-мм пушками и в серийном варианте получил обозначение Typhoon Mk IB.
   Первые серийные самолеты были поставлены в Королевские ВВС Великобритании в сентябре 1941 года - первые машины поступили в 56-ю эскадрилью. Однако в процессе войсковой эксплуатации конструктивные проблемы вновь дали о себе знать, погибли несколько летчиков, и Министерство авиации подняло вопрос о возможности снятия самолета с вооружения национальных ВВС. К счастью, специалисты компании "Hawker" вскоре обнаружили, что причина неполадок у самолетов заключается в хвостовом оперении, но только в конце 1942 года все дефекты двигателя и планера были устранены. С другой стороны, Typhoon имел важное преимущество - высокую скорость на малой высоте.
   К концу 1942 года Typhoon, оснащенный усовершенствованным двигателем Napier Sabre IIA, вооруженный четырьмя 20-мм Hispano пушками и подкрыльевыми бомбодержателями для подвески 113-кг или 227-кг бомб, стал уже весьма эффективным истребителем-бомбардировщиком. Эскадрильи, располагавшиеся по всей Франции, а также в Нидерландах, Бельгии и Люксембурге, весьма успешно действовали на коммуникациях противника, но полностью высокий боевой потенциал самолета Typhoon Mk IB проявился только в конце 1943 года, когда самолеты были оборудованы установками для применения реактивных снарядов, имеющих боевую часть массой 27 кг. В таком варианте самолеты очень эффективно действовали против прибрежного судоходства и боевых кораблей противника, а также успешно уничтожали бронетехнику врага. Самолеты продолжали дневные и ночные налеты, внеся большой вклад в успешную высадку союзных войск в Нормандии. Typhoon стал также "грозой эшелонов" и символом эффективной непосредственной авиационной поддержки войск.
   С конца 1943 года данные самолеты стали привлекаться к ударам по местам вероятного нахождения стартовых позиций немецких ракет "Фау-1". На последнем этапе войны самолет Typhoon почти не подвергся изменениям, кроме установки более мощных двигателей Sabre IIB и IIC. Среди последних вариантов самолета были построенный в единственном экземпляре ночной истребитель Typhoon NF.Mk IB и небольшое число тактических разведчиков Typhoon FR.Mk IB. Несколько серийных самолетов были отправлены в подразделения канадских и новозеландских ВВС, воевавших в Европе. На пике своей карьеры Typhoon находился на вооружении 26 эскадрилий 2-й тактической Воздушной армии, но после войны эксплуатировались всего лишь несколько машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Typhoon Mk IB

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один Н-образный ПД Napier Sabre IIA мощностью 2180 л.с. (1626 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5790 м - 663 км/ч; крейсерская скорость на высоте 4570 м - 531 км/ч; набор высоты 4570 м - за 5 мин 50 с; практический потолок 10 730 м; дальность с ПТБ - 1577 км, либо со стандартной заправкой топливом и двумя 227-кг бомбами - 821 км; продолжительность полета со стандартной заправкой топливом 2 ч 24 мин
   Масса: пустого 4445 кг; максимальная взлетная 6010 кг
   Размеры: размах крыла 12,67 м; длина 9,74 м; высота 4,67 м; площадь крыла 25,92 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mk II в крыле, плюс до 907 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески
Типичная картина на аэродромах, где в 1942гг. базировались эскадрильи, оснащенные новейшими истребителями-штурмовиками "Тайфун" - после посадки на брюхо из-за отказа двигателя самолет поднят на шасси, и теперь предстоит замена воздушного винта и радиатора, а также переборка всей силовой установки
Flt Lt Alan Cocks (RAAF) of 183 Sqn, posing with his battle-damaged Typhoon after a rocket firing sortie.
Typical of the damage often sustained and survived by Typhoon on ground attack missions. Plt Off John Skett of 609 Sqn flew this aircraft back to base in March 1942.
Слабая хвостовая часть - один из дефектов "Тайфуна"
Разбитый "Тайфун" после новогоднего налета немецких самолетов
Led by Oberstleutenant Heinz Bar, Jagdgeschwader 3, inflicted heavy damage on Eindhoven in Holland as these Canadian pictures show. No. 39 (Reconnaissance) Wing lost nine Spitfires plus a further 13 damaged, while the two Typhoon Wings, No 124 and 143 with eight squadrons, could muster only 24 serviceable aircraft between them. The Typhoon remains, shown, were from 439 Sqn.
Reader G. Markey of Ongar, Essex, sent this picture, which came from Xavier Turro of Rossos in northern Spain. It depicts the remains of a Typhoon which were raised from the Bay of Rossos in November 1979, where they had been snagging fishermen's nets for years. Locals remember the pilot swimming ashore and being interned. Do readers know the identity of the aircraft or its current whereabouts?
Part of the wreckage of Typhoon IB R7692, in which the author’s father was killed while performing a relatively simple test-flight from Langley on August 11, 1942. Exactly a week later another Typhoon IB, R7644, was lost under similar circumstances.
The wreckage of DN510 at Meavy, on the south-west edge of Dartmoor in Devon, after its tailplane failed on February 4, 1943; the only instance of such an accident in which the pilot lived to tell the tale. Note the static balance lever still attached to the bracket on the bulkhead in the photograph at right. In some of the earlier tailplane failures the lever had sheared off from the bracket altogether
With the distinctive fishplates added at the transport joint as per Mod 286 clearly visible immediately aft of the serial, the wreckage of EK186 awaits further inspection after having broken up in mid-air near Redhill on May 4, 1943. The cause of these failures continued to mystify the investigation teams at Hawker and the RAE.
One of 20 Hawker Typhoon engine bulkheads recovered from a dump site in Gloucestershire recently.