Rutan / Scaled Composites SpaceShipOne / WhiteKnight
Страна: США
Год: 2003

Единственный экземпляр
Трехместный суборбитальный ракетоплан воздушного старта
Описание
Фотографии
Scaled Composites Model 316 SpaceShip One и Model 318 White Knight One

   В рамках проекта «Tier One» компания «Mojave Aerospace Ventures», совместное предприятие американского миллиардера Пола Аллена и компании «Scaled Composites», осуществила разработку, постройку и испытания первого в мире частного суборбитального космического корабля и его самолета-носителя.
   Самолет Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne (N328KF) представлял собой трехместный экспериментальный ракетоплан, предназначенный для старта с самолета-носителя и полета на высоте до 100 км. Уникальная конструкция аппарата позволяет ему на большой высоте осуществлять полет как типичная ракета, а после входа в плотные слои атмосферы он осуществляет полет уже как самолет - с использованием аэродинамических поверхностей (крыло с пневматическим приводом может менять свое положение, поворачиваться, обеспечивая наилучшие условия для полета).
   На высоту старта ракетоплан SpaceShipOne поднимался при помощи самолета-носителя Scaled Composites Model 318 White Knight (N318SL). Носитель представлял собой самолет, построенный по двухбалочной схеме с расположением кабины экипажа в центральной гондоле и оснащенный двумя ТРД General Electric J85-GE-5. Масса полезной нагрузки составляла до 3175 кг, ракетоплан подвешивался под центральной гондолой. Крыло самолета - «перевернутая чайка», большого относительного удлинения. Размах крыла достигал 24,99 м, высота полета - более 16100 м.
   Самолет, получивший название White Knight, использовался также в качестве носителя при испытании других ракетно-космических систем, их элементов и их оборудования (включая кабины пилотов, авионику, системы жизнеобеспечения, бортовые электросистемы и пр.). Компоновка кабины самолета-носителя была идентична кабине ракетоплана SpaceShipOne.
   Первый полет White Knight совершил 1 августа 2002 года, а 20 мая 2003 года был выполнен первый полет самолета вместе с ракетопланом. Бросковые испытания SpaceShipOne были начаты в августе того же года (ракетоплан сбрасывался с самолета-носителя и планировал на аэродром), а 17 декабря 2003 года был выполнен первый полет с включением силовой установки ракетоплана.
   21 июня 2004 года SpaceShipOne достиг в самостоятельном полете высоты 100124 м, став, таким образом, первым частным космическим, а точнее - суборбитальным аппаратом. Следующие два полета прошли 29 сентября и 4 октября 2004 года. В конечном итоге SpaceShipOne выиграл приз Ansari X Prize в 10 млн долларов. После выполнения 17-го полета (все полеты выполнялись с аэродрома Мохаве, штат Калифорния) Берт Рутан принял решение отправить самолет-ракетоплан на покой. В 2005 году он был представлен в качестве постоянного экспоната Музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия.
   Позже носитель White Knight использовался в качестве платформы для высотных исследовательских полетов. С июня 2005 года по апрель 2006 года он использовался для бросковых испытаний ракетоплана Boeing X-37, а чуть позже в том же году выполнил семь полетов для изучения свойств ламинарного потока (для этого самолет оснастили крылом Adaptive Compliant Wing компании «FlexSys Inc.»).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Scaled Composites Model 316 SpaceShipOne

   Тип: трехместный суборбитальный ракетоплан воздушного старта
   Силовая установка: один гибридный двигатель N20/HTPB SpaceDev Hybrid тягой 73,54 кН; время работы 87 с, топливо - полибутадиен и оксид азота
   Летные характеристики: максимальная скорость 3785 км/ч (М=3,09); скороподъемность 416,7 м/с; практический потолок 112 000 м
   Размеры: размах крыла 5,00 м; длина 5,00 м; внутренний диаметр фюзеляжа 1,52 м; площадь крыла 4,57 м1
   Масса: пустого 1200 кг; макс. 3600 кг
Носителем ракетоплана SpaceShipOne являлся самолет, получивший название White Knight. Оба летательных аппарата имели схожие по интерьеру кабины - для удобства и ускорения подготовки астронавтов для совершения суборбитальных полетов.
SpaceShipOne на подвеске у самолета-носителя WhiteKnightOne
SpaceShipOne планирует после отделения от самолета-носителя
SpaceShipOne имел особую конструкцию крыла - его задняя часть вместе с хвостовым оперением могла поворачиваться для обеспечения наилучших условий на том или ином участке траектории полета.
SpaceShipOne at Mojave Spaceport after Flight 15P on June 21, 2004, the first privately funded human spaceflight, in which the spaceplane reached an altitude of 100-124km (328,412ft). The registration N328KF was deliberately chosen to reflect 328 kilofeet, i.e. 328,000ft, the Karman Line, or the officially designated edge of space.
Брэнсон позирует у "SpaceShipOne" (за ним виден самолет-носитель "White Knight"), первый полет которого состоялся в 2003 году и дал старт эре частных космических полетов.
SpaceShipOne в конфигурации для входа в плотные слои атмосферы. Бёрт Рутан осматривает узлы складывания крыла
Основная опора шасси
Inside the cockpit of WhiteKnightOne.
This illustration clearly shows how much larger SS2 is.
Designed by Scaled Composites and built by Mojave Aerospace Ventures, a joint company established by Scaled and Microsoft founder Paul Allen, SpaceShipOne was completed in 2003, and featured tiltable booms incorporating OHSs.
These two illustrations clearly show how much larger the WhiteKnightTwo/SpaceShipTwo combination is.