SM.84
Средний бомбардировщик и торпедоносец, трехмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Создан в КБ фирмы SIAI под руководством А.Маркетти. Являлся развитием конструкции бомбардировщика S.79. Опытный ДальшеMore>>>
образец самолета S.79bis (впоследствии название изменено на S.94 и, наконец, на S.84) совершил первый полет 5 июня 1940 г. Это был первый итальянский не поплавковый торпедоносец, с самого начала проектировавшийся как таковой. Серийное производство начато с января 1941 г. Выпускался на заводах SIAI (Сесто-Календе) и "Аэронаутика умбра" (Фолиньо). Всего построено 309 экз.
Экипаж - 4 чел. Моторы P.XIbis RC.40. Вооружение 4x12,7, бомбы до 2000 кг или две торпеды по 860 кг на наружной подвеске под фюзеляжем.
S.84 состоял на вооружении в Италии с февраля 1941 г., в Словакии - с 1942 г. В качестве торпедоносца применялся в бассейне Средиземного моря с ноября 1941 г. по август 1942 г. Наиболее эффективный вылет - повреждение английского линкора "Нельсон".
Выпускались два варианта:
- S.84 для итальянских ВВС;
- S.84bis для экспорта в Словакию с отличиями по оборудованию.
Применялся в Средиземноморье со второй половины 1941 г., в частности, в апреле - августе 1942 г. участвовал в налетах на Мальту. Использовался также как торпедоносец.
Самолет сняли с производства в апреле 1943 г. После капитуляции Италии в войне практически не использовался, но отдельные машины служили как учебные до 1946 г.
S.84||
Размах:||21,25 м
Длина:||17,75 м
Моторы, количество х мощность:||3x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||13560 кг
Максимальная скорость:||420 км/ч
Практический потолок: || 7900 м (6800 м с торпедами)
Дальность:|| 2040 км (1800 км с торпедами)
Savoia-Marchetti S.M.84
Опытный самолет S.M.84, облетанный 5 июня 1940 года, пришел на смену S.79 Sparviero и имел совершенно новую конструкцию фюзеляжа с гладкими обводами верхнего свода. Оборонительное вооружение включало надфюзеляжную турель Lanciani Delta E с круговым сектором обстрела - мешало только двухкилевое вертикальное оперение. Дополнительная бронезащита увеличила массу машины.
В феврале 1941 года самолет поступил на вооружение 12-го авиаполка 41-й бомбардировочной группы, а затем на вооружение 36-го торпедоносного полка.
Первый же опыт эксплуатации показал, что самолет имеет множество недостатков. Двигатели Piaggio P.XI оказались ненадежными, а недостаточная площадь вертикального оперения вместе с большой нагрузкой на крыло стали причиной неустойчивости и проблем при взлете. И все же было заказано 309 серийных самолетов, включая вариант S.M.84bis, имевший незначительные доработки. В конце войны самолеты стали активно снимать с вооружения. На самом деле на вооружение ВВС Италии поступили 246 самолетов, небольшое количество машин имелось в немецких и словацких ВВС.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Savoia-Marchetti S.M.84
Тип: средний бомбардировщик / торпедоносец-бомбардировщик
Силовая установка: два звездообразных ПД Piaggio P.XI мощностью по 1000 л. с. (746 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 432 км/ч; практический потолок 7900 м; дальность полета 1830 км
Масса: пустого снаряженного 8846 кг; максимальная взлетная 13 288 кг
Размеры: размах крыла 21,13 м; длина 17,93 м; высота 4,59 м; площадь крыла 61,00 м2
Вооружение: четыре 12,7-мм пулемета Scotti/Isotta-Fraschini, плюс две торпеды или до 1600 кг бомб