Fairey Swordfish
Варианты:
Fairey - Swordfish - 1934 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1934


Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
Описание:
Swordfish
Fairey Swordfish
Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии:

Кабина (3)

Swordfish

Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
   Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
   - "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
   - "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
   - "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.

12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.


"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))

Fairey Swordfish

Свое происхождение Fairey Swordfish ведет от самолета S.9/30, разработанного по техническому заданию на разведчик-корректировщик, выпущенному в июне 1930 года (вторым участником конкурса был Gloster FS.36). Первый S.9/30 взлетел 22 февраля 1934 года, когда задание уже было аннулировано. Тем не менее оснащенный двигателем Rolls-Royce Kestrel S.9/30 проходил испытания в 1933-1934 годах как с колесным, так и с поплавковым шасси.
   Еще в 1932-1933 годах "Fairey" в частном порядке строила самолет TSR I - торпедоносец/корректировщик/разведчик для ВМС Греции. Эта машина с двигателем Armstrong Siddeley Panther была готова почти на год раньше, чем S.9/30; первый полет TSR I состоялся 21 марта 1933 года. За исключением радиального двигателя TSR I был очень похож на S.9/30. Уже переоснащенный двигателем Bristol Pegasus, TSR I был потерян в аварии в сентябре 1933 года, но показанные им многообещающие характеристики привели к созданию самолета TSR II (K4190) - прототипа Swordfish.
   TSR II поднялся в воздух 17 апреля 1934 года, всего через два месяца после первого полета S.9/30. Соответствовавший требованиям спецификации S.15/33 на торпедоносец/корректировщик/разведчик, TSR II мало отличался от TSR I и был оснащен 9-цилиндровым радиальным двигателем Bristol Pegasus IIIM3. В июне 1934 года TSR II прошел катапультные испытания в Королевском авиационном НИЦ в Фарнборо, за которыми последовали палубные испытания на авианосце "Корейджес". Затем самолет оснастили поплавковым шасси и передали подразделению по испытаниям торпед в Госпорте, где позднее он разбился в катастрофе.
   Удачное завершение испытаний в апреле 1935 года привело к выдаче заказов на три опытных и 86 серийных машин, получивших обозначение Swordfish Mk I. Первые Swordfish Mk I начали поступать в подразделения авиации ВМС (FAA) в июле 1936 года, когда 825-я эскадрилья получила их взамен своих старых Fairey Seal, приступив к несению службы на авианосце "Глориес". К 1938 году Swordfish Mk I уже стал единственным бомбардировщиком-торпедоносцем FAA, вытеснив из боевых частей самолеты Blackburn Shark и Blackburn Baffin, а также Seal.
   К началу войны в составе FAA имелось 13 боевых эскадрилий Swordfish, а еще 12 были развернуты уже в ходе боевых действий. К ним следует добавить еще 22 эскадрильи второй линии и 11 катапультных отрядов (два были оснащены Swordfish с поплавковым шасси). Последние были позднее сведены в 700-ю эскадрилью. Во время войны Swordfish из FAA первыми приняли участие в кампании в Норвегии, а затем несли службу на Средиземноморье, Западной пустыне, Ираке, участвовали в "Битве за Атлантику" и поддерживали конвои, следовавшие в СССР. Swordfish принимали, среди прочего, участие в уничтожении подводной лодки U-64 (первой германской субмарины, потопленной FAA в ходе войны), большей части кораблей французского флота в Оране в июле 1940 года, итальянского флота в Таранто и германского линкора "Бисмарк". На счету Swordfish больше потопленного тоннажа, чем у любого другого самолета Союзников. Однако неудачная атака на прорывавшиеся через Ла-Манш немецкие линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" в феврале 1942 года стала последним случаем использования Swordfish в качестве бомбардировщика-торпедоносца. С тех пор главной задачей Swordfish стала борьба с подводными лодками с использованием глубинных бомб и ракет, против которых они обычно действовали с палуб "торговых" судов или эскортных авианосцев.
   За Swordfish Mk I в 1943 году последовал вариант Swordfish Mk II с усиленным нижним крылом и металлической обшивкой на нижних поверхностях, способный использовать неуправляемые ракеты. В том же году появился Swordfish Mk III с модифицированным нижним крылом, возможностью использования стартовых ускорителей и РЛС ASV Mk X в обтекателе между стойками шасси. Последний серийный вариант, Swordfish Mk IV, представлял собой Mk II с закрытыми кабинами для обучения в холодном климате Канады. Все Mk I и некоторые Mk II были оснащены двигателем Pegasus IIIM3, как на первых самолетах, а на остальных Mk II и Mk III использовался более мощный Pegasus 30.
   После постройки самой "Fairey" 692 Swordfish Mk I с конца 1940 года за изготовление самолетов стала отвечать фирма "Blackburn", которая выпустила еще 1700 машин (300 Mk 1,1080 Mk II и 320 Mk III). Таким образом всего были построены 2392 самолета. Авиация ВМС Канады получила в общей сложности 99 Mk II и шесть Mk III. Еще одним оператором Swordfish было Береговое командование ВВС, 812-я эскадрилья которого приступила к постановке мин в апреле 1940 года. Последняя эскадрилья Swordfish в FAA, 836-я, была расформирована 21 мая 1945 года.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairey Swordfish Mk I (с колесным шасси)

   Тип: двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
   Силовая установка: один радиальный двигатель Bristol Pegasus IIIM мощностью 690 л. с. (515 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1450 м - 224 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 206 км/ч; время набора высоты 1525 м - 10 мин 30 с; потолок 3780 м; дальность полета 1657 км с дополнительным запасом топлива и 878 км с боевой нагрузкой 680 кг
   Масса: пустого 2359 кг; максимальная взлетная 4196 кг
   Размеры: размах крыла 13,87 м; длина 11,00 м в стояночном положении; высота в стояночном положении 3,92 м; площадь крыльев 56,39 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers Mk V по правому борту носовой части фюзеляжа и один 7,7-мм пулемет Vickers "K" или Lewis на турели в задней кабине; до 739 кг боевой нагрузки на одном узле подвески под фюзеляжем и восьми под крылом, обычно или одна 739-кг 457-мм торпеда или одна 680-кг мина под фюзеляжем, или до 680 кг боеприпасов, включая 227-кг, 113-кг и 9-кг бомбы под фюзеляжем и крылом

Flight, November 1939

Britain's Military Aircraft
A Survey of Our Service Machines

FAIREY

   The Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance biplane, although a comparatively old type, is doing excellent work It is a two-three-seater fitted with a Bristol Pegasus engine and can be fitted with interchangeable wheel or float undercarriage.

The Fairey Aviation Co.. Ltd.. Hayes. Middlesex.
The Swordfish’s cockpit in 1978, before restoration began.
A crewman's view from the rear cockpit of Fairey Swordfish LS326 of the Fleet Air Arm Historical Flight
IN THE FLEET AIR ARM: Instruction in the use of the camera gun at one of the training bases "Somewhere in England." The particular aircraft used for this training is a Fairey Swordfish.