Gourdou-Leseurre GL-2 / GL-21 / GL-22 / GL-23 / GL-40
Варианты:
Gourdou-Leseurre - GL-2 / GL-21 / GL-22 / GL-23 / GL-40 - 1919 - Франция
Страна: Франция
Год: 1919


Одноместный истребитель
Описание:
Gourdou-Leseurre GL-1, -2, -21, -22, -23 и GL-24
Flight, June 1924
THE THIRD INTERNATIONAL AERO SHOW AT PRAGUE
Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии

Gourdou-Leseurre GL-1, -2, -21, -22, -23 и GL-24

<...>
   В мае 1918 года на конкурсе перспективных моделей истребителей GL-1 намного превзошел всех конкурентов бипланной схемы, развив максимальную скорость 242 км/ч на высоте 1000 м. Однако заказ на 100 серийных аэропланов был отменен, и последовало требование усилить конструкцию крыла.
   Это привело к появлению проекта GL-2 (Type B) с новым, более прочным крылом, четырьмя подкрыльевыми подкосами вместо двух, переделанным хвостовым оперением и улучшенным шасси. Но в связи с окончанием мировой войны военное ведомство утратило интерес к этому проекту после поставки всего 20 серийных аэропланов GL-2C.1, изготовленных фирмой "Mayen et Zodiac". Затем конструкторы Гурду и Лесерр объединились с техническим отделом компании "Aerienne Francaise". В 1921 году они открыли свое дело в собственных цехах в юго-восточном предместье Парижа Сен-Мор-ле-Фосес.
   В 1919 году GL-2 принял участие в авиагонках "Coup Deutsch de la Meurthe", показав на 200-километровой трассе среднюю скорость 214,26 км/ч.
   Затем Гурду и Лесерр развили GL-2 в проект GL-21 (Type B2), впервые показанный на парижском авиасалоне в 1920 году. GL-21 получил элероны с более узкой хордой, но большего размаха по сравнению с элеронами GL-2. В 1925 году появился проект GL-22 (Type B3) со стальными подкосами вместо дюралевых, крылом увеличенного размаха, переделанным горизонтальным оперением и шасси, а также с новым сотовым лобовым радиатором.
   Серийный вариант GL-21, названный GL-21C.1, в основном эксплуатировала Финляндия. В 1923 году она купила образец, а в 1924 году построила еще 19 таких машин, прослуживших до 1931 года. Всего собрали 30 GL-21, 10 из них (без вооружения) купили французские частные лица. Малые партии самолетов GL-22C.1 закупили Латвия, Чехословакия и Эстония. Всего для этих трех заказчиков серийно собрали 20 машин. Проект Type B5 или GL-22ET.1, более известный как ET, был одноместной тренировочной версией самолета Type B3 с крылом увеличенного размаха и предназначался для повышенной летной подготовки. Из 30 таких самолетов большинство служило в ВМФ Франции. Один проходил испытания по взлету и посадке на авианосце "Беарн", другой летал в учебных частях французской армейской авиации.
   На одном гражданском варианте Type B3 с крылом увеличенной площади летчик-испытатель Андре Кристиани выиграл в 1923 году авиагонки "Coupe Michelin". В 1923 году Жорж Мадон и пилоты Бапт и Пикар летали на трех окрашенных в цвета национального флага самолетах ET на пропагандистских авиашоу во Франции и Северной Африке. В 1930-е годы Type B3 продолжали побеждать на соревнованиях и поражать публику на авиашоу. Один самолет с модифицированным шасси переименовали в Type B6. Вариант Type B7 был проектом GL-21C.1 с усиленными подкосами, новыми раздельными стойками шасси и звездообразным мотором Lorraine Algol в 300 л.с. (224 кВт). По крайней мере два таких самолета собрали для пилотажных представлений. На одном из них летала известная французская летчица Адриен Боллан.


Варианты

   GL-23C.1: прототип одноместного истребителя 1925 года (Type B4), построенный на базе планера GL-22C.1, с крылом увеличенного размаха ET. Построены семь машин. Две из них использовалась для сравнительных испытаний с крыльями различного аэродинамического профиля
   GL-23TS: обозначение одного переделанного аэроплана GL-23 с удлиненным фюзеляжем и иллюминаторами; "TS" означает Transport Sanitaire - санитарный транспорт. Через двойные створки в правом борту хвостовой части фюзеляжа осуществлялась погрузка носилок. GL-23TS демонстрировался 24 апреля 1925 года в Ле-Бурже на международном медицинском конгрессе. Заказ на малую серию выиграл конкурент Hanriot HD-14S. В 1926 году был построен еще один экземпляр GL-23TS
   GL-24: обозначение построенной в 1925 году в одном экземпляре двухместной учебной версии GL-22 со сдвоенным управлением; на следующий год ее переделали в одноместный вариант и переименовали в GL-24X. Эта машина использовалась для исследования воздействия на летчика больших перегрузок при резких маневрах; в 1934 году один GL-21 оснастили мотором Hispano-Suiza 9Qd в 350 л.с. (261 кВт) и использовали для пилотажных полетов. Его также переименовали в GL-24, хотя он был одноместным


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Gourdou-Leseurre GL-22C.1 (Type B3)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: поршневой V-образный мотор Hispano-Suiza 8Ab мощностью 180 л. с. (134 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 257 км/ч на уровне моря; набор высоты 5000 м за 17 мин 30 с; практический потолок 7500 м; дальность полета 450 км
   Масса: пустого самолета 590 кг; максимальная взлетная масса 880 кг
   Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 6,50 м; высота 2,52 м; площадь крыла 18,40 м2
   Вооружение: один или два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers в верхней передней части фюзеляжа

Flight, June 1924

THE THIRD INTERNATIONAL AERO SHOW AT PRAGUE
THE FRENCH EXHIBITS

GOURDOU-LESEURRE

   THE machine exhibited by C. Gourdou and J. Leseurre, of St. Maur (Seme), is a chaser monoplane of the "Parasol" type, fitted with a 180 h.p. Hispano-Suiza engine. The main plane, which is without dihedral angle, is rigidly supported above the fuselage by eight steel struts, two pairs each side. The forward struts on each side are attached to the lower longerons of the fuselage at the point of attachment of the front chassis struts, while the rear struts are also attached to the lower longerons at the rear chassis strut attachment. One pair of these struts, front and rear, are taken to points on the front and rear spars respectively of the main plane, a short distance from the wing tips. The other pairs of struts are taken to points on the front and rear wing spars midway between the first strut attachments and the centre of the wing. This latter part of the wing is supported by two short inverted V-pylons from the fuselage.
   This wing-strut arrangement is further braced by wires and by steel tubes, the latter connecting the inner strut attachments (on the wing) with the centres of the outer struts. A cross tube further connects the front and rear struts at their centres.
   The fuselage is of rectangular girder construction, built up entirely of metal. It consists of four tubular longerons, the upper ones of steel and the lower ones of duralumin, and tubular cross members. Light formers and stringers give the whole fuselage a good streamline form. The engine is carried in a "cradle" built up of pressed duralumin. The pilot's cockpit is located near the trailing edge of the wings, a portion of the latter being cut away to provide a clear vision upwards. A circular radiator, encircling the propeller shaft, is mounted in the nose of the fuselage.
   The principal dimensions, etc., of this machine are :- Span, 9-600 m. (31 ft.7 ins.); length, 6-430 m. (21ft. 2 ins.); height, 2-3700 m. (7 ft. 10 ins.); wing area, 18-8 sq. m. (201 sq. ft.); weight empty, 660 kgs. (1,455-3 lbs.); useful load, including fuel 300 kgs. (661-5 lbs.); total weight, 960 kgs. (2,116-8 lbs.); speed, 248 km. p.h. (153-7 m.p.h.); ceiling, 7,500 m. (24,750 ft.).

Flight, December 1926

The Paris Aero Show 1926

LOIRE-GOURDOU-LESEURRE

   THE aeroplanes produced under the above firm name, which is as a rule abbreviated into "L.G.L.," result from an arrangement whereby the aeronautical design office of Messrs. Gourdou and Leseurre became, in 1925, the aircraft engineering department of the Ateliers et Chantiers de la Loire of Saint-Nazaire, one of the biggest shipbuilding firms of France.
   The L.G.L. exhibit at the Salon will consist of two single-seater fighters, type 32 C.I (420 h.p. Gnome-Rhone Jupiter) and type 33 C.I (450 h.p. Lorraine-Dietrich), and of an ambulance aeroplane, type 23 T.S. (180 h.p. Hispano-Suiza).
<...>
   The L.G.L. type 23 T.S. ambulance aeroplane resembles in its essential points the single-seater fighters above mentioned. The cabin accommodates one service stretcher, and contains a complete first-aid equipment, including an oxygen inhalator. The cabin is electrically heated.
   Specification of the L.G.L. 23 T.S. Ambulance Aeroplane
   Engine, 180 h.p. Hispano-Suiza; span, 11-00 m.; length, 6-90 m.; height, 2-60 m.; wing area, 22-5 sq. m.; weight empty, 700 kg.; weight, loaded, 970 kg.; maximum speed, 180 km.p.h.; climb, 500 m. in 2 mm. 20 secs.; 1,000 m. in 5 min.; 3,000 m. in 19 min. Range, 21 hrs.
Gourdou-Leseurre B.3
Крыло GL-2 поддерживали четыре подкоса, связанные друг с другом попарно дополнительными раскосами и растяжками.
The GL-2, or Type B was the first Gourdou-Leseurre fighter to enter production, the start of deliveries coinciding with the end of WW I.
The Gourdou-Leseurre Monoplane, 180 h.p. Hispano-Suiza engine.
Финляндия получила 19 истребителей GL-21C.1. 20-й самолет собрали из запасных частей. Эти самолеты служили в финских ВВС до 1931 года.
The primary operator of the GL-21 was Finland, an example in Finnish service being illustrated by the photograph.
The Finnish Air Display: View of Santa Hamina, the Helsingfors seaplane station, which was the operating base for the Pageant. The machines in the background are G.L. single-seaters, and in the foreground some Hansa Brandenburgs.
На смену отлетавшим свое самолетам Первой Мировой войны в середине 20-х годов в авиацию Эстонии пришли новые машины. На снимке закупленные во Франции истребители GL-22
A GL-22 alias Type B3 in service with the Estonian Air Force. A parallel development to the GL-21, the GL-22 differed primarily in employing a new wing profile.
THE L.G.L.23 TS, with 180 h.p. Hispano engine, is an ambulance 'plane.
The GL-40 was designed to fulfil a requirement for a high-altitude fighter, but development did not progress beyond one prototype.
The GL-2, or Type B was the first Gourdou-Leseurre fighter to enter production, the start of deliveries coinciding with the end of WW I.
The primary operator of the GL-21 was Finland.
The GL-23, illustrated by the general arrangement drawing, was essentially a longer-span derivative of the GL-22
The GL-40 was designed to fulfil a requirement for a high-altitude fighter, but development did not progress beyond one prototype.