Варианты
- Gourdou-Leseurre - GL-1 / Type A - 1918 - Франция
- Gourdou-Leseurre - GL-2 / GL-21 / GL-22 / GL-23 / GL-40 - 1919 - Франция
Gourdou-Leseurre GL-1, -2, -21, -22, -23 и GL-24
<...>
В мае 1918 года на конкурсе перспективных моделей истребителей GL-1 намного превзошел всех конкурентов бипланной схемы, развив максимальную скорость 242 км/ч на высоте 1000 м. Однако заказ на 100 серийных аэропланов был отменен, и последовало требование усилить конструкцию крыла.
Это привело к появлению проекта GL-2 (Type B) с новым, более прочным крылом, четырьмя подкрыльевыми подкосами вместо двух, переделанным хвостовым оперением и улучшенным шасси. Но в связи с окончанием мировой войны военное ведомство утратило интерес к этому проекту после поставки всего 20 серийных аэропланов GL-2C.1, изготовленных фирмой "Mayen et Zodiac". Затем конструкторы Гурду и Лесерр объединились с техническим отделом компании "Aerienne Francaise". В 1921 году они открыли свое дело в собственных цехах в юго-восточном предместье Парижа Сен-Мор-ле-Фосес.
В 1919 году GL-2 принял участие в авиагонках "Coup Deutsch de la Meurthe", показав на 200-километровой трассе среднюю скорость 214,26 км/ч.
Затем Гурду и Лесерр развили GL-2 в проект GL-21 (Type B2), впервые показанный на парижском авиасалоне в 1920 году. GL-21 получил элероны с более узкой хордой, но большего размаха по сравнению с элеронами GL-2. В 1925 году появился проект GL-22 (Type B3) со стальными подкосами вместо дюралевых, крылом увеличенного размаха, переделанным горизонтальным оперением и шасси, а также с новым сотовым лобовым радиатором.
Серийный вариант GL-21, названный GL-21C.1, в основном эксплуатировала Финляндия. В 1923 году она купила образец, а в 1924 году построила еще 19 таких машин, прослуживших до 1931 года. Всего собрали 30 GL-21, 10 из них (без вооружения) купили французские частные лица. Малые партии самолетов GL-22C.1 закупили Латвия, Чехословакия и Эстония. Всего для этих трех заказчиков серийно собрали 20 машин. Проект Type B5 или GL-22ET.1, более известный как ET, был одноместной тренировочной версией самолета Type B3 с крылом увеличенного размаха и предназначался для повышенной летной подготовки. Из 30 таких самолетов большинство служило в ВМФ Франции. Один проходил испытания по взлету и посадке на авианосце "Беарн", другой летал в учебных частях французской армейской авиации.
На одном гражданском варианте Type B3 с крылом увеличенной площади летчик-испытатель Андре Кристиани выиграл в 1923 году авиагонки "Coupe Michelin". В 1923 году Жорж Мадон и пилоты Бапт и Пикар летали на трех окрашенных в цвета национального флага самолетах ET на пропагандистских авиашоу во Франции и Северной Африке. В 1930-е годы Type B3 продолжали побеждать на соревнованиях и поражать публику на авиашоу. Один самолет с модифицированным шасси переименовали в Type B6. Вариант Type B7 был проектом GL-21C.1 с усиленными подкосами, новыми раздельными стойками шасси и звездообразным мотором Lorraine Algol в 300 л.с. (224 кВт). По крайней мере два таких самолета собрали для пилотажных представлений. На одном из них летала известная французская летчица Адриен Боллан.
Варианты
GL-23C.1: прототип одноместного истребителя 1925 года (Type B4), построенный на базе планера GL-22C.1, с крылом увеличенного размаха ET. Построены семь машин. Две из них использовалась для сравнительных испытаний с крыльями различного аэродинамического профиля
GL-23TS: обозначение одного переделанного аэроплана GL-23 с удлиненным фюзеляжем и иллюминаторами; "TS" означает Transport Sanitaire - санитарный транспорт. Через двойные створки в правом борту хвостовой части фюзеляжа осуществлялась погрузка носилок. GL-23TS демонстрировался 24 апреля 1925 года в Ле-Бурже на международном медицинском конгрессе. Заказ на малую серию выиграл конкурент Hanriot HD-14S. В 1926 году был построен еще один экземпляр GL-23TS
GL-24: обозначение построенной в 1925 году в одном экземпляре двухместной учебной версии GL-22 со сдвоенным управлением; на следующий год ее переделали в одноместный вариант и переименовали в GL-24X. Эта машина использовалась для исследования воздействия на летчика больших перегрузок при резких маневрах; в 1934 году один GL-21 оснастили мотором Hispano-Suiza 9Qd в 350 л.с. (261 кВт) и использовали для пилотажных полетов. Его также переименовали в GL-24, хотя он был одноместным
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Gourdou-Leseurre GL-22C.1 (Type B3)
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: поршневой V-образный мотор Hispano-Suiza 8Ab мощностью 180 л. с. (134 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 257 км/ч на уровне моря; набор высоты 5000 м за 17 мин 30 с; практический потолок 7500 м; дальность полета 450 км
Масса: пустого самолета 590 кг; максимальная взлетная масса 880 кг
Размеры: размах крыла 9,40 м; длина 6,50 м; высота 2,52 м; площадь крыла 18,40 м2
Вооружение: один или два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers в верхней передней части фюзеляжа
Описание:
- Gourdou-Leseurre GL-1, -2, -21, -22, -23 и GL-24
- Flight, June 1924
THE THIRD INTERNATIONAL AERO SHOW AT PRAGUE - Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / В.Бакурский - Музей финских ВВС /Музей/
Gourdou-Leseurre B.3
-
Мировая Авиация 142
Крыло GL-2 поддерживали четыре подкоса, связанные друг с другом попарно дополнительными раскосами и растяжками.
The GL-2, or Type B was the first Gourdou-Leseurre fighter to enter production, the start of deliveries coinciding with the end of WW I. -
Flight 1924-06 / Flight
The Gourdou-Leseurre Monoplane, 180 h.p. Hispano-Suiza engine.
-
Air International 1980-11 / Fighter A to Z
Финляндия получила 19 истребителей GL-21C.1. 20-й самолет собрали из запасных частей. Эти самолеты служили в финских ВВС до 1931 года.
The primary operator of the GL-21 was Finland, an example in Finnish service being illustrated by the photograph. -
Flight 1928-03 / Flight
The Finnish Air Display: View of Santa Hamina, the Helsingfors seaplane station, which was the operating base for the Pageant. The machines in the background are G.L. single-seaters, and in the foreground some Hansa Brandenburgs.
Другие самолёты на фотографии: Hansa-Brandenburg W.29 / W.33 - Германия - 1918
-
История Авиации 31 / В.Морозов - Авиация Эстонии /Наши соседи/ (1)
На смену отлетавшим свое самолетам Первой Мировой войны в середине 20-х годов в авиацию Эстонии пришли новые машины. На снимке закупленные во Франции истребители GL-22
A GL-22 alias Type B3 in service with the Estonian Air Force. A parallel development to the GL-21, the GL-22 differed primarily in employing a new wing profile. -
Flight 1926-12 / Flight
THE L.G.L.23 TS, with 180 h.p. Hispano engine, is an ambulance 'plane.
-
Air International 1980-11 / Fighter A to Z
The GL-40 was designed to fulfil a requirement for a high-altitude fighter, but development did not progress beyond one prototype.
-
Air International 1980-10 / Fighter A to Z
The GL-2, or Type B was the first Gourdou-Leseurre fighter to enter production, the start of deliveries coinciding with the end of WW I.
-
Air International 1980-11 / Fighter A to Z
The primary operator of the GL-21 was Finland.
-
Air International 1980-11 / Fighter A to Z
The GL-23, illustrated by the general arrangement drawing, was essentially a longer-span derivative of the GL-22
-
Air International 1980-11 / Fighter A to Z
The GL-40 was designed to fulfil a requirement for a high-altitude fighter, but development did not progress beyond one prototype.
- Фотографии