CANSA C.5
Страна: Италия
Год: 1939


Одноместный учебный самолет первоначального обучения
Описание
Фотографии
Самолеты фирмы CANSA

   В 1936 году итальянская фирма "Aeronautica Gabardini SA", основанная в 1913 году, изменила свое наименование на CANSA (Costruzioni Aeronautiche Novaresi S.A.), а в 1939 году стала филиалом концерна FIAT. Фирма "Gabardini" специализировалась на легких и учебных самолетах, потому неудивительно, что большинство разработанных и собранных на заводах CANSA самолетов, кроме многоцелевого FC.20, были учебными.
   Спроектированный конструктором Джакомо Моссо, прототип легкого прогулочного и учебного биплана CANSA С.5 впервые взлетел 24 июля 1939 года. Это был обтянутый тканью биплан смешанной конструкции с открытой кабиной пилота и одностоечной бипланной коробкой. Размах нижней плоскости был меньше размаха верхнего крыла, имевшего к тому же большое поперечное V. Шасси состояло из раздельных основных стоек с тормозными колесами и фиксированного хвостового костыля.
   В ожидании вступления Италии во Вторую мировую войну гражданских заказов не предвиделось, но 23 октября 1939 года было заказано 12 самолетов - шесть одноместных машин С.5 со звездообразными двигателями Fiat А.50 мощностью 85 л.с. (63 кВт), один двухместный С.5В с двигателем А.50 и пять двухместных С.5В/1 с рядными двигателями Alfa Romeo 110-1 мощностью 120 л.с. (90 кВт). Один одноместный и один двухместный аэропланы с двигателями Alfa Romeo подготовили для полетов на высший пилотаж.
   Затем заказали 50 самолетов с двигателями А.50, изготовленных к концу 1941 года. Большинство из них были одноместными, но несколько машин (точное число неизвестно) построили в двухместном варианте стандарта С.5В. До перемирия с союзниками в сентябре 1943 года большинство С.5 и С.5В служило в организации RUNA, занимавшейся летной подготовкой для итальянской военной авиации в сотрудничестве с местными аэроклубами.
   В 1942 году появился одноместный учебный биплан С.6 с инвертированным (перевернутым) рядным двигателем Isotta-Fraschini Beta RC.10 мощностью 280 л.с. (209 кВт) и одностоечной бипланной коробкой со стреловидными консолями. С.6 с фюзеляжем смешанной конструкции, обтянутым тканью, имел максимальную скорость 260 км/ч. Ни С.6, ни его двухместный собрат С.6В в серию не пошли.
   Самолет С.4 также появился в 1942 году, но несколько позже, чем С.5 и С.6. Это был двухместный аэроплан с инвертированным рядным мотором CANSA С.80 мощностью 90 л.с. (67 кВт), открытыми кабинами, свободнонесущим низкорасположенным крылом, фюзеляжем смешанной конструкции с полотняной обшивкой и шасси с фиксированным костылем. Он предназначался для туризма и обучения, но серийно не строился.
   Моноплан FC.12 образца 1941 года со свободнонесущим низкорасположенным крылом и тандемной двухместной кабиной под длинным фонарем первоначально задумывался как учебный самолет для будущих пилотов истребителей и пикирующих бомбардировщиков. Позже для участия в конкурсе его переделали в штурмовик. Самолет имел убираемые назад в подкрыльевые обтекатели основные стойки шасси и оснащался инвертированным V-образным рядным мотором Fiat А.30RA мощностью 600 л.с. (447 кВт). Максимальная скорость - 420 км/ч. Планировалась установка пяти 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT: четырех стреляющих вперед (два в крыле и два в фюзеляже) и одного подвижного, стреляющего назад. Заказов на серийное производство FC.12 не последовало.
   12 апреля 1941 года впервые взлетел спроектированный конструктором Моссо первый прототип двухмоторного разведчика-бомбардировщика FC.20 с удлиненной остекленной носовой частью и двумя звездообразными двигателями Fiat А.74 RC.38 по 840 л.с. (626 кВт) в мотогондолах. В 1942 году появился похожий низкоплан FC.20bis с теми же моторами, свободнонесущим крылом цельнометаллической конструкции(полотном были обтянуты управляющие поверхности и фюзеляж от задней кромки крыла до хвостового обтекателя) и двухкилевым оперением. Основные стойки шасси убирались в мотогондолы.
   Самолет предназначался для борьбы с танками, а его основным вооружением была направленная под углом вниз 37-мм пушка, версия морской зенитки Breda, установленная в носовой части фюзеляжа. Кроме нее в крыле стояли два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT плюс третий такой же пулемет в надфюзеляжной турели Scotti. В бомбоотсеке помещалось до 126 легких 2-кг бомб, еще две 100-кг бомбы можно было подвесить под крылом.
   В течение марта - апреля 1943 года прототип FC.20bis летал в 22-й авиагруппе, базировавшейся в Капуа, пытаясь перехватить американские бомбардировщики B-24 Liberator. Но маломаневренный штурмовик со слабыми моторами, который постоянно затягивало в крен, не смог справиться с этим заданием. Ему редко удавалось подойти к B-24 на дальность пушечного выстрела, а если все же удавалось, то при стрельбе из пушки постоянно возникали большие проблемы с управляемостью машины.
   Несмотря на бесперспективность прототипа FC.20bis, началось производство оценочной серии из 10 самолетов. До заключения перемирия Италии с союзниками в сентябре 1943 года ни один из них доделать не успели. Позже три машины достроили и передали на базу Черветери в 173-ю эскадрилью стратегической разведки, чьи самолеты Fiat CR.25 хорошо себя показали при защите конвоев в Мессинском проливе. Однако перемирие помешало участию FC.20bis в боях. Впоследствии один или два самолета реквизировали немцы, об их дальнейшей судьбе ничего не известно.
   Другие данные FC.20bis: максимальная скорость 420 км/ч на высоте 4500 м, крейсерская скорость 340 км/ч на оптимальной высоте, практический потолок 7350 м, дальность 1150 км, масса пустого 4770 кг, максимальная взлетная масса 6820 кг, размах крыла 16,00 м, длина 12,18 м, высота 4,03 м, площадь крыла 40,00 м2.
   Имелись две модификации этой машины. Самолет FC.20ter был пикирующим бомбардировщиком с воздушными тормозами и силовой установкой повышенной мощности, состоявшей из двух звездообразных двигателей Fiat А.80 RC.41 мощностью по 1000 л.с. (746 кВт). FC.20quater - версия FC.20bis с двумя 20-мм пушками Mauser вместо установленных в крыле 12,7-мм пулеметов. Из-за задержки поставки двигателей Daimler-Benz DB601, необходимых для достижения расчетной максимальной скорости свыше 500 км/ч, прототип к моменту перемирия не закончили.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   CANSA С.5

   Тип: одноместный учебный самолет первоначального обучения
   Силовая установка: звездообразный двигатель Fiat 50 мощностью 85 л.с. (63 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 175 км/ч на уровне моря; практический потолок 4650 м; радиус действия 640 км
   Масса: пустого 453 кг; максимальная взлетная 663 кг
   Размеры: размах крыла 8,50 м; длина 6,22 м; высота 2,52 м; площадь крыльев 18,00 м2
Всего было построено 67 самолетов С.5. До капитуляции Италии они служили в ВВС в качестве одноместных учебных бипланов. В версии С.5В два пилота располагались тандемом.