Curtiss A
Страна: США
Год: 1911


Двухместный гидросамолет
Описание
Фотографии
Ранние гидросамолеты Кертиса

   Считается, что первым взлет с воды на самолете выполнил француз Анри Фабр, но фактическим создателем гидроавиации считают все же американца Гленна Кертиса. Первые гидропланы его конструкции отличались небольшими размерами, были весьма примитивны и имели фюзеляж с плоским днищем практически на всем протяжении его длины. Лишь затем самолеты получили V-образное днище, а в 1912 году Кертис спроектировал и первую летающую лодку с реданом, который располагался несколько позади центра тяжести машины. Роль Кертиса в мировой истории гидроавиации становится понятна, если принять во внимание хотя бы тот факт, что созданный им в 1911 году тип гидросамолета с одним центральным поплавком под фюзеляжем и двумя стабилизирующими поплавками под законцовками крыла оставался на вооружении ВМС США вплоть до 1961 года. А вариант гидросамолета двухпоплавковой конструкции, опробованный Кертисом в 1918 году на его гидроплане "Loon" (являвшемся фактически аэропланом "June Bug" с установленными на нем поплавками), остается и сейчас широко распространенным стандартом в гражданской гидроавиации.
   Первые успешные взлет и посадку гидросамолет конструкции Кертиса, который в те годы называли гидроаэроплан, совершил 26 января 1911 года. Это был "Curtiss Pusher", дооборудованный двумя громоздкими поплавками (главный поплавок длиной 1,82 м и шириной 1,52 м располагался под крылом, а меньший передний поплавок с подводным крылом - под передним рулем высоты). А к 1 февраля Кертис уже разработал новую конструкцию - с главным подфюзеляжным поплавком, который располагался под местом пилота и мотором и отличался длиной, достаточной для обеспечения продольной устойчивости, тогда как небольшие поплавки, прикрепленные к законцовкам нижнего крыла, обеспечивали поперечную устойчивость.
   Второй гидроплан Кертиса конструктивно заметно отличался от "Curtiss Pusher", но был схож со многими гидросамолетами того времени. Конструктор не дал ему названия, но в последующем историки авиации часто именовали его как "Tractor Hydro". Фактически же это был стандартный биплан "Curtiss Pusher" Type III, но без расположенного перед крылом горизонтального оперения, мотор был установлен уже перед бипланной коробкой - чтобы избежать забрызгивания воздушного винта, а пилот, наоборот, располагался за коробкой крыльев. Следующим шагом Кертиса стало создание самолета-амфибии, для чего он просто оснастил гидроаэроплан убираемым колесным шасси - основные опоры располагались под нижним крылом, а передняя опора - в передней части основного поплавка.
   Вскоре Кертис создает модель А-1, которую закупают ВМС США. В 1914 году ВМС США вводит новую классификацию, и самолет Кертиса получает обозначение AH-1. Причем в ходе проводившихся флотом испытаний самолет эксплуатировался в вариантах берегового базирования, в варианте гидросамолета и самолета-амфибии. В последней модификации он получил наименование "Triad", прослужив до 16 октября 1914 года и совершив за это время около 60 полетов общей продолжительностью 285 часов.
   В 1911-1914 годах ВМС США приобрели еще 13 самолетов семейства "Curtiss Pusher", имевших незначительные отличия друг от друга: А-2, А-3, А-4, AH-8, AH-9, а также AH-11 - AH-18. Самолет А-2 был передан заказчику 13 июля 1911 года в варианте самолета берегового базирования, но затем был конвертирован в гидросамолет - в новом виде он 6 октября 1912 года совершил полет продолжительностью 6 ч 10 мин. К октябрю 1912 года А-2 был переоборудован в летающую лодку: начиная с верхней части поплавка, была надстроена конструкция, позволившая укрыть экипаж, также было установлено трехопорное убираемое шасси (наподобие самолета "Triad"), после чего новая машина получила обозначение Е-1. Существовало и другое обозначение - "OWL" (Over Water and Land) и AX-1.
   А-3 и А-4 были однопоплавковыми "Curtiss Pusher" с минимальными незначительными отличиями. Причем на А-3 был установлен рекорд среди американских гидросамолетов по дальности полета - 1890 м (13 июня 1913 года).
   Первыми двумя машинами, которые ВМС США приобрели после введения новой классификации летательных аппаратов, стали AH-8 и AH-9, которые были сведены в Type AH-8. За ними последовали еще пять самолетов - с AH-11 по AH-15, а затем - еще три самолета, с AH-16 по AH-18. Все они в документах ВМС США упоминаются как самолеты Type AH-8.
   Интересно, что почти сразу после закупки последних 11 самолетов конструкции Кертиса командование ВМС США решило ввести новую систему обозначений для своих летательных аппаратов. Если ранее все самолеты обозначались префиксом "А" (от "Airplane" - то есть самолет), после которого следовал серийный номер машины, то теперь вначале должно было следовать наименование фирмы-производителя, а затем - номер модели. Однако аэропланы Кертиса на предприятиях не имели никаких номеров, поэтому последние 11 самолетов его конструкции, закупленные флотом (А60 - А62, А83 - А90), получили общее обозначение Type AH-8. При этом обозначение А83 получил модифицированный AH-9.
   Тем временем первый AH-8 был передан Армии США, он пережил Первую мировую войну и затем был помещен на консервацию. Только в 1928 году его достали вновь - пионер американской морской авиации Холден Ричардсон, начальник Отдела проектирования и материально-технического обеспечения Управления по аэронавтике, 10 февраля 1928 года совершил на этой машине непродолжительный полет.
   Стоит также отметить, что уже осенью 1911 года Гленн Кертис начал активно продвигать свои гидросамолеты на открытом рынке, для любого покупателя. Так, например, любой покупатель стандартного аэроплана Model D или Model Е мог за дополнительные 500 долларов приобрести комплект поплавков и переделать свой самолет в гидроаэроплан. Последние стали настолько популярны, что в течение 1912 года ряд зарубежных авиастроительных компаний приобрели на них лицензии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Curtiss А-1

   Тип: двухместный гидросамолет
   Силовая установка: один V-образный двигатель Curtiss O мощностью 75 л.с. (56 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 104,5 км/час
   Масса: пустого 442 кг; максимальная взлетная 714 кг
   Размеры: размах крыла 11,28 м (с элеронами); длина 8,43 м; высота 2,84 м; площадь крыла 30,75 м2
Законченный постройкой в июне 1911 года, гидросамолет А-1 совершил первый полет в последний день того месяца под управлением самого Кертиса и в тот же день был передан лейтенанту Теодору Эллисону, первому летчику морской авиации США.
An image from a postcard commemorating the occasion of the first airmail flight in Japan, showing Japanese spectators inspecting William Atwater’s Curtiss hydroaeroplane on the waterfront in Yokohama. The aircraft rests on a wooden platform which allowed the machine to cross the beach and enter the water in the bay.
A postcard depicting William B. Atwater taxying towards the shore in one of his Curtiss hydroaeroplanes after a flight over Yokohama harbour in May 1912. The postcard includes a reproduced signature and an inset portrait of Atwater, who apparently ran into financial trouble and bankruptcy back in the USA within a few years.
Гидросамолет Кертисса "D" в полете
Подъем гидросамолета "Кертисс D" на борт крейсера "Кагул". За штурвалом В.Утгоф.
Подъем Кертисса "модель D" на борт крейсера
Поплавковые гидросамолеты «Кертисс Е» на пирсе Килен-бухты накануне Первой Мировой войны
Curtiss demonstrates his hydroplane to the US Navy.
Подъем из воды разбитого гидросамолета "Кертисс D"