Авиация и Время 2020-01
-
А.Котлобовский - Третий дальний (Бомбардировщик ДБ-3)
Этот ДБ-3Б (зав. № 391695) был подбит 21 февраля 1940 г. севернее Вуотсо летчиками из финской эскадрильи F19. Позже с бортовым номером VP-14 самолет летал в составе ВВС Финляндии
ДБ-3Б из 2-й эскадрильи 4-го ДБАП, участвовавший в налете на ж/д станцию Брест 8 августа 1941 г.
ДБ-3Б одного из минно-торпедных полков ВВС ТОФ, принимавших участие в боевых действиях против Японии в августе 1945 г.
ДБ-3А с опознавательными знаками ВВС Китая из состава эскадрильи к-на Г.А. Кулишенко, участвовавший в налете на аэродром Ханькоу в октябре 1939 г.
Бомбардировщики ДБ-3 использовались при полетах в Китай в качестве транспортных самолетов. Строевые ДБ-3А первых серий.
При подготовке этого ДБ-3 к боевому вылету потребовалось полностью раскапотировать правый двигатель. Зима 1939-40 годов
В работе на трассе Алма-Ата - Ланьчжоу принимали участие ДБ-3А из состава 23-й авиабригады, дислоцированной в подмосковном Монино
Для решения вспомогательных задач и минных постановок ДБ-3 использовали на Балтике до середины войны. Самолет авиации Балтфлота, зима 1943
Один из первых серийных ДБ-3Б, поступивших в эксплуатацию и получивший новый широкий фонарь пилотской кабины
ДБ-3Б поздних серий с радиополукомпасом РПК-2 «Чайка»
Несмотря на достаточно высокие летно-тактические данные ДБ-3, разработчики и производители продолжали интенсивное совершенствование бомбардировщика. На фото один из самолетов, испытывавшихся в НИИ ВВС. Хорошо виден обтекатель радиокомпаса, установленного перед пилотской кабиной и ПВД.
ДБ-3 из 1-го МТАП в ходе боевого вылета. Советско-финская война, зима 1939-40 годов
ДБ-3М (DB-18) из финской авиагруппы 2/LeLv 48, август 1942г.
ЦКБ-30 «Москва» начинает перелет в Северную Америку. Аэродром Щелково, 28 апреля 1939 г.
Самолет «Украiна» на правом борту нес название на украинском языке, а на левом - на русском
ДБ-3ЛЛ предназначался для изучения в полете различных профилей крыла. 1940 г.
Основные опоры шасси ДБ-3 вызывали много нареканий
Экспериментальный самолет ДБ-3УПС. Казань, 1942 г.
Встреча «Москвы» в Спасске. 28 июня 1938 г.
ДБ-3, ставший первым трофейным самолетом этого типа в составе ВВС Финляндии. Малме, март 1940 г.
ДБ-3, доработанный финнами для ведения фоторазведки
Экипаж из 1-го МТАП перед вылетом против наступающих сухопутных сил врага. 1941 г.
Загрузка бомб в самолет ДБ-3. 1939 г.
ДБ-3 требовал от наземных экипажей больших усилий для поддержания летной годности
Война заставила наносить на ДБ-3 камуфляж
Подготовка ДБ-3 из 1-го МТАП к очередному вылету на бомбардировку Берлина. Аэродром Кагул, август 1941 г.
Опытный бомбардировщик ЦКБ-30 в ходе заводских испытаний
ДБ-3А (зав. № 390905) с тремя подвешенными выливными приборами ВАП-500 во время испытаний в НИИ ВВС. Июль 1938 г.
ДБ-3Б ранних серий
Бомбардировщик ДБ-3 был наиболее современным советским боевым самолетом, принимавшим участие в зимней войне.
Экипаж одного из полков АДД перед вылетом против наступающих сухопутных сил врага. 1941 г.
ДБ-3 в музее обороны Ленинграда
«Москва» после вынужденной посадки на о. Мискоу
Экспериментальная десантно-грузовая кабина Д-20 под бомбардировщиком ДБ-3Б
Поврежденный ДБ-3, захваченный немецкими войсками. Лето 1941 г.
Восстановление ДБ-3 (зав. № 391311) в цехе Иркутского АПО. Иркутск, 1989 г.
Сбитый ДБ-3, упавший на захваченной финнами территории Карелии. 1941 г.
1 июля 1935г. опытный ЦКБ-26 с моторами "Гном-Рон"14Kdrs, пилотируемый летчиком-испытателем В.К.Коккинаки впервые поднялся в небо. Это событие было запечатлено многими, ставшими в последствии известными, советскими фотокорреспондентами центральных газет.
Летчик-испытатель Владимир Коккинаки у самолета ЦКБ-26. Июль 1936 г.
Рекорды, поставленные В.К.Коккинаки на ЦКБ-26 сделали летчика-испытателя легендой еще при жизни и кумиром миллионов советских мальчишек.
ЦКБ-26 в серебристо-красной окраске заруливает на стоянку после полета. Фото выполнено Б.Вдовенко.
ДБ-3Т из 1-й эскадрильи 1-го МТАП ВВС КБФ - участник первых ударов по Берлину в августе 1941 г., выполненных с аэродрома Саарема
ДБ-3ТП с торпедой 45-36АН на перекатном шасси перед спуском на воду
Доставка для подвески под ДБ-3 якорной мины АМГ-1, весившей 1000 кг. Балтфлот, 1941 г.
Экипажи торпедоносцев из 1-го МТАП перед очередным вылетом. Ориентировочно, осень 1942 г.
Летный состав 1-го минноторпедного полка ВВС Балтийского флота у самолета ДБ-3Т, 1942 г.
Один из любимых сюжетов советской пропаганды: личный состав слушает информацию политрука
Подвеска торпеды 45-36АН под ДБ-3Т
Подвеска бомб под ДБ-3ТП на плаву
Опытный ДБ-3Т с обтекателем торпеды
Опытный поплавковый торпедоносец ДБ-3ТП. Под фюзеляжем - торпеда 45-36АН
Серийный торпедоносец ДБ-3Т
Первый опытный экземпляр ДБ-3 в варианте самолета сопровождения (ЦКБ-54-I) на испытаниях в НИИ ВВС. Март 1938 г.
Второй вариант «воздушного крейсера» ЦКБ-54. Зима 1939 г.