Описание
Страна : Германия
Год : 1942
Автожир Планер
Одноместный наблюдательный привязной автожир
Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze
Поиск целей всегда являлся одной из главных проблем субмарины, действующей в надводном положении, поскольку дальность видимого горизонта с рубки ПЛ не превышала 8 км. В 1942 году для наблюдения за обстановкой с подводной лодки предложили использовать небольшой разборный привязной автожир. Автожир мог увеличить дальность наблюдения в пять раз. В 1942 году "Focke-Achgelis" получило предложение спроектировать такой аппарат. Аппарат получил наименование Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze. В конструкции автожира был использован свободно вращающийся трехлопастный несущий винт, установленный на пилоне, который, в свою очередь, был смонтирован на раме очень простой конструкции. На раме также закрепили ничем не прикрытое сиденье пилота-наблюдателя, на трубчатой балке установлено хвостовое оперение из киля и руля направления.
Запуск Bachstelze осуществлялся со всплывшей в надводное положение субмарины. Несущий винт поначалу раскручивался вручную, после чего вращение осуществлялось за счет напора набегающего потока воздуха, и автожир поднимался на привязи над подводной лодкой как воздушный змей.
Пилот-наблюдатель передавал на борт корабля информацию посредством телефона. Аппарат мог подниматься на высоту 120 м. После выполнения задания аппарат притягивался к лодке тросом с помощью лебедки. Здравая идея встретила оппозицию со стороны подводников, не хотевших себе дополнительных проблем. Кроме того, автожир мог серьезно осложнить выполнение команды на срочное погружение. Автожиры практически не применялись на субмаринах, хотя случаи их использования отмечены в Северном море и Атлантике. Fa 330 строился не "Focke-Achgelis", a "Weser-Flugzeugbau". Всего построено порядка 200 аппаратов, многие из них пережили войну и попали в различные коллекции.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze
Тип: одноместный наблюдательный привязной автожир
Летные характеристики: эксплуатационная скорость 27-40 км/ч
Масса: без пилота 68 кг
Размеры: диаметр несущего винта 7,32 м; длина 4,42 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 42,00 м2
- Описание
Фотографии
-
Air Pictorial 1992-02
Prototype Focke-Achgelis Fa330 first flew in March 1942, U-Boat observation kite.
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Март 1942г.: первый полет автожира Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze, предназначенного для вооружения подводных лодок Кригсмарине. Аппарат стал поступать на флот летом.
Тренировочный «полет» в аэродинамической трубе -
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Агрегаты автожира в контейнере
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
The two vertical storage tubes on the U-boat's deck are opened.
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
The fuselage of the Bachstelze is lifted out ready for assembly, a process which took only about three minutes.
-
Мировая Авиация 132
Для сборки и разборки Fa 330 требовался расчет из четырех человек, работа занимала всего три минуты. В разобранном виде аппарат хранился в ограждении рубки в двух цилиндрических водонепроницаемых контейнерах.
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
Assembly of the rotor head
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
The fin is slotted into place. Note the hand-hold at its top.
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Fa 330 на площадке подлодки в боевом походе
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Fa 330 на площадке, размещенной на ходовом мостике U-523. Войсковые испытания, Балтика, 1943 г.
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
A Focke-Achgelis Fa330 about to ascend from its parent U-boat. The foremost crewman on the left has a headset for communication with the pilot.
<...> is winched out at the end of its line, which doubled as the pilot's telephone line to the U-boat. An altitude of 500ft could be attained. -
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
<...> use of the rudder and the tilting rotor head, operated by the control column.
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Летчик-испытатель Карл Боде в ходе подготовки к вылету и во время полета
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Fa 330 в полете на буксире за субмариной
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
Rear view of the U-Bootsauge, in which the parachute attached to the rotor pylon is just discernible.
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
The Fa330 is grabbed as it descends.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze under test by the RAF.
-
Aeroplane Monthly 1977-09 / B.Johnson - U-Bootsauge
The example tested at the AFEE in 1948-49. It bears the legend "Flying Dutchman" on its fin.
-
АвиаМастер 2002-05 / К.Кузнецов - "Трясогузка" - автожир для субмарины /Экзотика/
Автожир Fa 330, захваченный американскими войсками.
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Трофейный Fa 330 на испытательном стенде в США. Хорошо виден парашют за вертикальной трубой
-
Авиация и Время 2014-06 / А.Котлобовский - Винтокрылые машины профессора Генриха Фокке
Автожир Fa 330, ставший музейным экспонатом в США
-
АвиаМастер 2002-05 / К.Кузнецов - "Трясогузка" - автожир для субмарины /Экзотика/
"Трясогузки" в авиационных музеях Германии и США. Видны некоторые различия между экземплярами в размерах и форме рулей поворота.
-
Мировая Авиация 132
Командиры подлодок отрицательно отнеслись к Fa 330, так как автожир демаскировал субмарину как визуально, так и на радаре. Только лодки, действовавшие в Индийском океане, использовали привязные автожиры более-менее регулярно, так как авиация союзников в этих водах была малочисленна.
- Фотографии