Focke-Achgelis Fa.330 Bachstelze
Страна: Германия
Год: 1942
Вертолет Планер

Одноместный наблюдательный привязной автожир
Описание
Фотографии
Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze
  
  Поиск целей всегда являлся одной из главных проблем субмарины, действующей в надводном положении, поскольку дальность видимого горизонта с рубки ПЛ не превышала 8 км. В 1942 году для наблюдения за обстановкой с подводной лодки предложили использовать небольшой разборный привязной автожир. Автожир мог увеличить дальность наблюдения в пять раз. В 1942 году "Focke-Achgelis" получило предложение спроектировать такой аппарат. Аппарат получил наименование Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze. В конструкции автожира был использован свободно вращающийся трехлопастный несущий винт, установленный на пилоне, который, в свою очередь, был смонтирован на раме очень простой конструкции. На раме также закрепили ничем не прикрытое сиденье пилота-наблюдателя, на трубчатой балке установлено хвостовое оперение из киля и руля направления.
  Запуск Bachstelze осуществлялся со всплывшей в надводное положение субмарины. Несущий винт поначалу раскручивался вручную, после чего вращение осуществлялось за счет напора набегающего потока воздуха, и автожир поднимался на привязи над подводной лодкой как воздушный змей.
  
  Пилот-наблюдатель передавал на борт корабля информацию посредством телефона. Аппарат мог подниматься на высоту 120 м. После выполнения задания аппарат притягивался к лодке тросом с помощью лебедки. Здравая идея встретила оппозицию со стороны подводников, не хотевших себе дополнительных проблем. Кроме того, автожир мог серьезно осложнить выполнение команды на срочное погружение. Автожиры практически не применялись на субмаринах, хотя случаи их использования отмечены в Северном море и Атлантике. Fa 330 строился не "Focke-Achgelis", a "Weser-Flugzeugbau". Всего построено порядка 200 аппаратов, многие из них пережили войну и попали в различные коллекции.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze

  Тип: одноместный наблюдательный привязной автожир
  Летные характеристики: эксплуатационная скорость 27-40 км/ч
  Масса: без пилота 68 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 7,32 м; длина 4,42 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 42,00 м2
Март 1942г.: первый полет автожира Focke-Achgelis Fa 330 Bachstelze, предназначенного для вооружения подводных лодок Кригсмарине. Аппарат стал поступать на флот летом.
Тренировочный «полет» в аэродинамической трубе
Fa 330 на площадке, размещенной на ходовом мостике U-523. Войсковые испытания, Балтика, 1943 г.
Fa 330 на площадке подлодки в боевом походе
Летчик-испытатель Карл Боде в ходе подготовки к вылету и во время полета
Fa 330 в полете на буксире за субмариной
Автожир Fa 330, захваченный американскими войсками.
Трофейный Fa 330 на испытательном стенде в США. Хорошо виден парашют за вертикальной трубой
Автожир Fa 330, ставший музейным экспонатом в США
"Трясогузки" в авиационных музеях Германии и США. Видны некоторые различия между экземплярами в размерах и форме рулей поворота.
Командиры подлодок отрицательно отнеслись к Fa 330, так как автожир демаскировал субмарину как визуально, так и на радаре. Только лодки, действовавшие в Индийском океане, использовали привязные автожиры более-менее регулярно, так как авиация союзников в этих водах была малочисленна.
Для сборки и разборки Fa 330 требовался расчет из четырех человек, работа занимала всего три минуты. В разобранном виде аппарат хранился в ограждении рубки в двух цилиндрических водонепроницаемых контейнерах.
Агрегаты автожира в контейнере