Hongdu L-15 / JL-10
Страна: Китай
Год: 2006


Двухместный учебно-тренировочный истребитель и легкий штурмовик
Описание
Фотографии
Hongdu L-15 Falcon

   Hongdu L-15 Falcon - сверхзвуковой учебно-тренировочный истребитель. Первый полет L-15 выполнил 13 марта 2006 года. Конкурентом L-15 в конкурсе на реактивный учебно-тренировочный самолет нового поколения для ВВС КНР являлся Guizhou JL-9.
   L-15 спроектирован с большой оглядкой на российский Як-130, его отличительными особенностями являются цифровая электродистанционная система управления с четырехкратным резервированием, приборное оборудование по типу "стеклянной кабины", выполненные по принципу HOTAS органы управления. Особенностью аэродинамики самолета является крыло с развитыми крыльевыми наплывами, позволяющими уверенно пилотировать самолет на углах атаки до 30°. Обозначение L-15 используется и для внутри китайского, и для экспортного вариантов. В апреле 2005 года было объявлено о намерении ВВС КНР закупить четыре L-15, сборка небольшой партии самолетов началась в 2007 году.
   На первых двух прототипах установили двухконтурные двигатели ЗМКБ "Прогресс" ДВ-2 без форсажной камеры - эти самолеты не способны преодолевать скорость звука. Но на третьем прототипе установлены ТРДДФ ДВ-2Ф с форсажной камерой - этот самолет способен выполнять полет на сверхзвуке. На серийные самолеты предполагается ставить лицензионные ТРДДФ АИ-222-25Ф.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hongdu L-15 Falcon

   Тип: двухместный учебно-тренировочный истребитель и легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТРДДФ АИ-222-25Ф тягой на форсаже по 41,20 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 1485 км/ч (М=1,4); начальная скороподъемность 12 000 м/мин; практический потолок 16 000 м; дальность 3100 км
   Масса: пустого 4960 кг; максимальная взлетная 9500 кг
   Размеры: размах крыла 9,48 м; длина 12,27 м; высота 4,81 м
   Вооружение: до 3000 кг авиационных средств поражения на внешней подвеске (четыре пилона под крылом и два - на законцовках крыла) - обычные авиабомбы и НАР, корректируемые и управляемые бомбы, УР "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", пушечные контейнеры и пр.
Still in its yellow zinc-chromate primer, the second JL-10, sporting the CFTE serial 435, Is the second and final development airframe for the PLAAF version. The first serial JL-10 will reportedly be handed over soon.
Pilots have excellent all-around visibility from the cockpit. The latest iteration of the improved cockpit, with three large colour multifunction displays replacing the previous two, is also visible.
Взлетает первый опытный экземпляр китайского сверхзвукового УТС L-15-01. 2006г.
Учебно-тренировочный L15
Making its debut at the show was the Hongdu L-15 Lie Ying (Falcon) advanced trainer (shown), represented by the third prototype, which completed its first flight on May 10, 2008. The design is competing against the Guizhou JL-9/FTC-2000 for an order from the People's Liberation Army Air Force, although Hongdu representatives at the show were confident of an initial order soon. Production aircraft will be powered by the Ivchenko-Progress AL-222K-25F: a prototype with this engine is expected to fly in 2010. Work is underway to fit an afterburner to the powerplant, and an L-15 fitted with such a device is expected to be ready by 2011. Hongdu is also developing an armed version of the L-15 for weapons training and the light strike role. Design work has also started on a single-seat light fighter variant, although the company has no plans to build it in the near term.
В кабине L-15 установлены три многофункциональных дисплея-индикатора для курсанта и два - для инструктора. На новичков производит впечатление великолепная максимальная скороподъемность самолета, достигающая 15000 м/мин.
Третий опытный экземпляр самолета L-15 на 11-й международной аэрокосмической выставке Дубай Эйршоу 2009 (ноябрь 2009г.)
Целый ряд источников считают самолет L-15 нелицензионной копией Як-130. Интерес к машине проявили Египет, Венесуэла и Пакистан.
Высокая скорость и большие расчетные перегрузки позволяют использовать L-15 для подготовки пилотов истребителей J-10 и китайских вариантов семейства Су-27. L-15 может выполнять маневры с перегрузкой -3/+8 и летать на углах атаки до 30°.
L-15 имеет много общего с Як-130/M346, так как ОКБ Яковлева оказывала техническое содействие при его разработке. Особенностью аэродинамической компоновки L-15 является использование развитых корневых наплывов крыла.
Учебно-боевой самолет L-15LIFT, оснащенный запорожскими двигателями АИ-222К-25Ф
L-15 LIFT
The JL-10 is the PLAAF's most modern jet trainer based on the original Yakovlev Yak-130 and entered service in late 2017 with the 172nd Brigade based at Cangzhou-Cangxian Flight Instructor Training Base.
China’s L-15 Falcon lead-in fighter-trainer programme finally reached a milestone, when the first aircraft for the Zambian Air Force (serial number AF­-001) made its maiden flight from Hongdu in late 2015 and received its technical certification on December 26, 2015. Zambia has finished training six of its pilots and maintenance personnel on the type according to an announcement by the Hongdu Aircraft Industry Group on December 28.
УТС JL-10 (L-15)
The People’s Liberation Army Air Force (PLAAF) unveiled its first JL-10 during the annual open day at Changchun Air Base on September 1, 2016. Under the theme ‘Pursuing the Aero Dream’, the event marked the 70th anniversary of the establishment of the Northeast Aviation School in Jilin Province in north-eastern China - the current home of the Aviation University Flight Instructor Training Base.
The newly created Naval Aviation University reportedly accepted the first JL-10H in the last quarter of 2017. Three have been seen during early 2018.
Выкатка первого экземпляра L-15
Еще не окрашенный первый опытный самолет L-15
Показ L-15-03 на авиасалоне в Чжухае. 2008 г.
Самолет L-15 LIFT с форсажными двигателями
Третий опытный экземпляр самолета L-15
Шестой опытный экземпляр самолета L-15, оснащенный форсажными двигателями
5 февраля 2015г. китайский информпортал weibo.com сообщил о передаче на вооружение ВВС НОАК первых трех серийных сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов нового поколения L-15.
Стендовые испытания двигателя АИ-222К-25Ф
Кабины L-15
L-15
During Airshow China 2012 the CATIC foreign trade company signed a contract with the Hongdu Aviation factory for 12 L-15 advanced jet trainers. CATIC is expected to deliver the 12 aircraft to a foreign client, reportedly Egypt, this year. Hongdu displayed a model of its L-15 combat version armed with PL-9 air-to-air missiles at Airshow China in November 2012.
Модель первоначального варианта УТС L-15 на выставке 2001 года в Пекине
Модель учебного сверхзвукового самолета L-15
В Китае создается сверхзвуковой УБС L-15
Макет китайского УТС L-15
Макет самолета L-15. Чжухай, 2004 г.
Макет сверхзвукового учебного самолета L-15 и его передней кабины
Макет самолета L-15 на выставке в Чжухае
Рисунок сверхзвукового УБС нового поколения L-15
Схема подвески вооружения на самолет L-15
L-15-03