Heinkel He-50/Не-66
Страна: Германия
Год: 1932


Одно-/двухместный пикирующий бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик
Алексей Корнешов. Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении. Диссертация.
Описание:
He-50/Не-66
Heinkel He 50 и He 66
Фотографии

He-50/Не-66

Пикирующий бомбардировщик и ближний разведчик. Одномоторный биплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Эрнст Хейнкель флюгцойгбау" в 1930 г. под руководством Э. Хейнкеля. Первоначально создавался по японскому заказу как корабельный бомбардировщик-торпедоносец. Опытный образец самолета Не 50aW (поплавкового) испытывался летом 1931 г. В 1932 г. подняли в воздух колесный Не 50aL.
Серийное производство велось на заводе "Хейнкель" в Варнемюнде с конца 1933 г. Количество выпущенных машин неизвестно. Экипаж - 1-2 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение 2x7,9, бомбы до 250 кг (у одноместного - до 500 кг). Самолет состоял на вооружении в Германии с конца 1933 г. (как боевой - с октября 1935 г.), в Китае с 1934 г.
Известны модификации:
  - Не 50а для ВВС Германии с мотором Брамо 322B, выпускался в учебном (без вооружения) и боевом вариантах;
  - Не 66Ch (He 50b) с мотором "Юпитер" VI (1-я серия) или Брамо 322B (2-я серия) - экспортная модификация для Китая, машины 2-й серии имели капоты моторов и коки винтов.
В Германии к 1939 г. Не 50 использовались только как учебные. В 1943 г. на них сформировали две эскадрильи легких ночных бомбардировщиков с летным составом из эстонцев. Они воевали в Прибалтике до сентября 1944 г.
Китайские Не 66Ch действовали против японцев в 1937 г. как разведчики и легкие дневные бомбардировщики.
Не 66 стал основой для японского палубного пикирующего бомбардировщика D1A1 ("тип 94"), выпускавшегося серийно и участвовавшего в войне в Китае.


Не 50а||
Размах:||11,5 м
Длина:||9,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2622 кг
Максимальная скорость:||234 км/ч
Практический потолок:||6400 м
Дальность:||600 км

Heinkel He 50 и He 66

В 1932 году биплан He 50 выполнил эксперименты по метанию с пикирования 500-кг бетонных блоков по надводным мишеням, находящимся в напоминающем озеро устье реки Варнов. Заказчиком этой разработки стали не "подпольные" тогда немецкие ВВС, а авиация ВМС Японии, еще в конце 1920-х годов приступившая к развитию собственных пикирующих бомбардировщиков. Поэтому в 1931 году это ведомство заключило контракте фирмой "Heinkel" на проектирование двухместного пикирующего бомбардировщика, способного нести 250-кг нагрузку, с усиленной конструкцией для запусков с катапульты и способного действовать и на колесном, и на поплавковом шасси.
  Фирма "Heinkel" окончила работу над проектом очень быстро и в тот же год приступила к постройке двух прототипов He 50a.
  He 50 был бипланом с крыльями равного размаха и фюзеляжем с прямоугольного сечения силовым каркасом из стальных труб. Овальность фюзеляжу придавали деревянные нервюры и стрингеры. Сверху все обшивалось полотном, за исключением носовой части, обшитой листами легкого сплава. Экипаж размещался тандемом, но задняя кабина могла закрываться заглушкой-обтекателем в случае применения этого самолета как одноместного. В двухстоечной бипланной коробке плоскости слегка стреловидной формы были слегка смещены друг относительно друга. Оба крыла имели обтянутую полотном деревянную конструкцию и элероны. Хвостовое оперение сваривалось из стальных труб и обтягивалось тканью.
  Первым прототипом стал гидросамолет He 50aW, впервые взлетевший в конце 1931 года с рядным мотором Junkers L5 мощностью 390 л. с. (291 кВт), вращавшим двухлопастный деревянный винт неизменяемого шага.

  Эта машина была сильно повреждена при вынужденной посадке. Для продолжения программы испытаний был использован второй прототип He 50aL, выполненный в сухопутном варианте с колесным шасси и со звездообразным двигателем Jupiter VI Siemens (Gnome-Rhone/Bristol) мощностью 490 л. с. (365 кВт), вращавшим четырехлопастный деревянный винт неизменяемого шага. Этот прототип He 50aL испытывался в двух- и одноместной конфигурациях с максимальной бомбовой нагрузкой 250 кг и 500 кг, соответственно. Он привлек внимание немецкого руководства, заказавшего три биплана для более детальной оценки.
  Тем временем фирма "Heinkel" продолжала работу над основным проектом и ввела в третий прототип He 50b ряд улучшений. Его постройку закончили осенью 1932 года. Улучшения заключались в переделке основных стоек шасси и изменении формы носовой части фюзеляжа так, чтобы выступали только головки цилиндров мотора Jupiter VI. Обозначенный как He 66 для экспортных целей, биплан He 50b был отправлен в Японию в начале 1933 года, где его успешно испытали, а затем использовали в качестве основы для проекта самолета Aichi D1A.
  Для испытаний в Германии летом 1932 года завершили постройку трех бипланов, соответствующих базовой модели He 50b, но со звездообразным мотором SAM 22B мощностью 600 л. с. (373 кВт), вращавшим двухшаговый трехлопастный металлический винт. Вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов - один фиксированный, другой подвижный. Успешные испытания этих трех бипланов в одноместной версии пикирующего бомбардировщика с боевой нагрузкой 500 кг и в двухместной версии разведчика-бомбардировщика с 250-кг нагрузкой завершилась решением начать серийный выпуск.
  Эталоном серии стал He 50L, получивший обозначение He 50A. Фирме "Heinkel" заказали построить 25 бипланов этого типа, поступивших заказчику в конце 1933 года. Другой заказ на 35 машин получила фирма "Bayerische Flugzeugwerke". He 50A первоначально эксплуатировались в летных школах, но с момента создания в октябре 1935 года первой части пикирующих бомбардировщиков ВВС Германии, авиагруппы "Schwerin", ставшей позднее 1-й группой 162-й эскадры, этот тип самолета приняли на вооружение. Позднее He 50A стали менять на пикирующие бомбардировщики Hs 123A и Ju 87A по мере их выпуска, и бипланы вернулись к их первой, учебной, функции. Однако весной 1943 года командование Люфтваффе решило перенять советскую достаточно эффективную тактику ночных беспокоящих налетов низкоскоростных бипланов. Для этой цели использовались аппараты устаревших типов, в том числе He 50A, как наиболее подходящие для таких задач. По разным авиашколам собрали 24 сохранившихся биплана He 50A и вооружили ими две эскадрильи 11-й группы легких ночных бомбардировщиков. Эти He 50A под управлением эстонских пилотов действовали с декабря 1943 по сентябрь 1944 года, когда машины были списаны из-за отсутствия запасных частей.
  В начале 1934 года фирма "Heinkel" получила китайский заказ на 12 машин He 50bs версии разведчика-бомбардировщика с мотором Jupiter VIIF Siemens мощностью 480 л. с. (358 кВт), поскольку продажа на экспорт двигателя SAM 22B была запрещена германскими властями. Самолеты He 66aCh отправились в Китай летом 1934 года. Позже китайцы заказали еще 12 бипланов. На этот раз немцы разрешили поставку на экспорт улучшенных звездообразных моторов SAM 22B. Поэтому He 66bCh во всех основных отношениях был идентичен варианту He 50A ВВС Германии, кроме капота типа NACA и кока винта. Постройка этих самолетов была закончена весной 1935 года, вскоре после того, как Германия заявила о существовании своих ВВС, дотоле засекреченных, и запустила программу их кардинального расширения. Затем аэропланы китайского заказа были приняты на военную службу в Люфтваффе с новым обозначением He 50B, и после шести месяцев эксплуатации их, наконец, разрешили отправить первоначальному заказчику. Эти самолеты попали в Гонконг только в январе 1936 года и хранились там до июля 1937 года, когда упакованные самолеты были доставлены в Пекин и собраны. Самолеты применялись весьма ограниченно в ходе второй китайско-японской войны. Также китайцы использовали бипланы He 66 в качестве учебных, а вот дальнейший путь этих машин затерялся на просторах Азии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Heinkel He 60A

  Тип: одно-/двухместный пикирующий бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик
  Силовая установка: звездообразный ПД Bramo 322B (SAM 22B) мощностью 650 л. с. (485 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 235 км/ч на высоте 800 м; крейсерская скорость 190 км/ч на высоте 800 м; набор высоты 4000 м за 16 мин; практический потолок 6400 м; радиус полета 1000 км
  Масса: пустого аппарата 1756 кг; максимальная взлетная 2620 кг
  Размеры: размах крыла 11,50 м; длина 9,60 м; высота 4,40 м; площадь крыльев 34,80 м2
  Вооружение: один фиксированный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет MG17 в носовой части фюзеляжа и, при использовании в двухместной версии разведчика-бомбардировщика, один подвижный 7,92-мм пулемет MG15 в задней кабине, до 500 кг бомбовой нагрузки на одном подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах подвески
Не 50а в учебном варианте
Один из ранних Не 50а
Биплан He 50A - архаично выглядящая конструкция с незакапотированным звездообразным мотором. He 50A стал ценным типом самолета при формировании германских армад пикирующих бомбардировщиков.
Ночной штурмовик He50A из состава эстонской авиагруппы NSGr11 "Остланд", февраль-март 1944г.
Heinkel He 50a