IAR IAR-37/38/39
Страна: Румыния
Год: 1937


Двух-/трехместный самолет-разведчик/легкий бомбардировщик
Описание:
IAR-37/38/39
I.A.R.37, 38 и 39
Фотографии

IAR-37/38/39

Семейство ближних разведчиков и легких бомбардировщиков. Одномоторные бипланы смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Созданы в КБ фирмы "Индустриа аэронаутика Романиа" (IAR). Первый опытный образец разведчика IAR-37 прошел испытания весной 1937 г. С лета того же года начато серийное производство. Самолеты строились на заводах IAR (Брашов) и SET (Бухарест). Всего выпущено 296 экз. (по другим источникам - 325 экз.) Производство прекращено в 1941 г. Двигатель - в зависимости от модификации. Экипаж самолета - 3 чел. Вооружение 3-4x7,9, бомбы до 264 кг.
Самолеты этого семейства состояли на вооружении румынских ВВС с 1938 г.
Выпускались три основных варианта:
  - IAR-37 с мотором IAR K14-IIC-32, вооружение 4x7,9;
  - IAR-38 с мотором BMW 132, вооружение - как у IAR-37;
  - IAR-39 с мотором IAR K14-IVC-32, позднее - IAR K14-1000, вооружение 3x7,5.
В июне 1939 г. IAR-39 являлся основным разведчиком в румынских ВВС. Использовался в боях в Молдавии, на Украине, на Дону и под Сталинградом в качестве разведчика, корректировщика артиллерийского огня и легкого дневного бомбардировщика. С конца 1944 г. вместе со всей румынской армией действовал против немцев. Машины типов IAR-37 и IAR-38 встречались в значительно меньших количествах и служили в основном как самолеты связи и учебные.
Все три типа бипланов IAR эксплуатировались до конца войны.


IAR-39||
Размах:||13,1 м
Длина:||9,6 м
Моторы, количество х мощность:||1x1025 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3085 кг
Максимальная скорость:||336 км/ч
Практический потолок:||8000 м
Дальность:||650 км

I.A.R.37, 38 и 39

Опытный самолет I.A.R.37 был построен по проекту инженеров Гроссу-Вицуру и Карпа. Впервые совершивший полет в 1937 году под управлением летчика-испытателя компании Макса Манолеску, самолет предназначался для национальных ВВС в качестве тактического бомбардировщика и самолета-разведчика. Он представлял собой биплан с крыльями неодинакового размаха, имел неубирающееся шасси и был оснащен звездообразным двигателем I.A.R. K.14. Экипаж состоял из трех человек и размещался под общим длинным фонарем кабины. Рабочие места пилота и штурмана-стрелка были оборудованы полными комплектами оборудования для управления самолетом, наблюдатель располагался посередине между ними. В кабине стояли бомбоприцел Estopey румынского производства, радиостанция и аэрофотоаппарат. Стрелковое вооружение состояло из четырех пулеметов, а бомбовая нагрузка включала в себя 12 бомб калибром 50 кг или шесть бомб калибром 100 кг на подкрыльевых узлах подвески.
  I.A.R.37 был запущен в производство в конце 1938 года и строился в небольших количествах до 1939 года. Затем появился промежуточный вариант I.A.R.38, отличавшийся главным образом своей силовой установкой и вскоре уступивший место на сборочной линии варианту I.A.R.39.
  К концу 1940 года бипланы компании I.A.R. широко использовались Королевскими ВВС Румынии (Fortelor Aeriene Regal ale Romania; FARR). Они в большом количестве участвовали в войне с СССР - к тому времени имелись уже три разведывательные флотилии с 18 эскадрильями, из которых 15 были вооружены именно бипланами производства I.A.R. В июле 1942 года румынский экспедиционный корпус на Восточном фронте был реорганизован в 1-й Воздушный корпус (Corpul I Aerian), в его составе имелось несколько групп с I.A.R.39. Одиннадцать разведывательных эскадрилий действовали в интересах армейского командования в ходе наступления на Украине, большинство из них имели на вооружении I.A.R.39.
  После войны ВВС Народной Республики Румыния (Fortele Aeriene ale Republicii Populare Romania) на протяжении нескольких лет использовали небольшое число I.A.R.39 в качестве учебно-тренировочных и связных самолетов. В 1940 году в стадии строительства находились три опытных самолета I.A.R.47, предназначенных для замены в серийном производстве самолета I.A.R.39; был построен и прошел летные испытания только один экземпляр.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  I.A.R.39

  Тип: двух-/трехместный самолет-разведчик/легкий бомбардировщик
  Силовая установка: один звездообразный ПД I.A.R. K.14-IV C32 мощностью 870 л. с. (649 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 336 км/ч; практический потолок 8000 м; дальность 1050 км
  Масса: пустого снаряженного 2177 кг; максимальная взлетная 3085 кг
  Размеры: размах наибольшего крыла 13,10 м; длина 9,60 м, высота 3,99 м, площадь крыльев 40,30 м2
  Вооружение: три 7,92-мм пулемета плюс до 288 кг бомб или 144 гранаты
IAR-38 из 12-й РАЭ
Многоцелевой IAR-39 из 109-й транспортной эскадрильи румынских ВВС, 1945г.
IAR 39 employed in the army co-operation role, autumn 1945.
Из построенных в общей сложности 325 самолетов вариантов I.A.R.37, 38 и 39 более 200 машин - это двухместные легкие бомбардировщики I.A.R.39 (на рисунке); 96 машин построены по субподряду компанией S.E.T. и более 100 - самой компанией I.A.R.
Румынский многоцелевой самолет IAR-37 с новыми опознавательными знаками, введенными после объявления войны Германии.
Самый первый самолет семейства - IAR-37. Судя по опознавательным знакам, фотография сделана после 23 августа 1944 г. (весна 1945г.)
Румынский разведчик I.A.R.38
IAR-38 отличался характерным капотом с выштамповками
Группа IAR-39 перед началом войны, 21 июня 1941 г.
When Rumania declared war on Germany in 1944, the cross insignia gave place to the pre-war roundel, seen here on an IAR 39 army co-operation aircraft during the spring of 1945.
Румынский разведчик-легкий бомбардировщик IAR 39, совершивший вынужденную посадку в районе действий 9-й армии. Донбасс, осень 1941г.
IAR-38, скапотировавший на посадке. 22 июня 1941г.
IAR-39