Folland Fo.108 (43/37)
Страна: Великобритания
Год: 1940


Летающая лаборатория
Описание
Фотографии
Folland 43/37
  
   Фирма "Folland Aircraft Ltd" ведет свою родословную с февраля 1936 года, когда в Хэмбле, графство Гемпшир, была сформирована компания "British Marine Aircraft Ltd" для постройки по лицензии летающих лодок Sikorsky S-42A. В мае 1937 года эта компания прошла полную реорганизацию и сменила название. Ее генеральным директором стал Х.П. Фолланд, бывший прежде главный конструктор компании "Gloster Aircraft". Поначалу фирма выполняла субподрядные работы.

   Серия проектов, начиная с Fo.101, так и осталась лишь на бумаге. Первым реальным самолетом фирмы стал Folland Fo.108, разработанный для отладки двигателей по спецификации 43/37. Фирмы "Percival" и "General Aircraft" также участвовали в тендере, но "Folland" выиграла контракт на партию из 12 самолетов, впервые разработанных специально для испытания моторов.
   Большой одномоторный низкоплан Folland 43/37 с неубирающимся шасси по габаритам соответствовал самолету Bristol Beaufort, но был значительно выше и походил на увеличенный истребитель Hurricane. В его большой кабине сидели пилот и два исследователя с полным комплектом аппаратуры для контроля характеристик двигателя в полете. Конструкция была смешанной, с фюзеляжем типа полумонокок из легкого сплава, крыло и хвостовое оперение обшиты фанерой. Были установлены разрезные закрылки и, ближе к законцовкам крыла, автоматические предкрылки.
   Этой летающей лаборатории не хватало внешнего очарования "настоящих" самолетов, но Folland 43/37 выполнил массу интересных программ испытаний. Силовые установки, которые на нем испытывались, включали различные версии Napier Sabre, Bristol Hercules и Centaurus, и Rolls-Royce Griffon. Пятый самолет позднее использовался фирмой "de Havilland" для испытаний воздушных винтов.
   Первый экземпляр построили в 1940 году. Первая потеря зарегистрирована 28 апреля 1944 года, когда восьмой экземпляр разбился на взлете в Хестоне в ходе испытаний мотора Bristol Centaurus IV. Моторы Centaurus I и IV быстро добили еще три аппарата Folland 43/37 всего лишь за три недели. Третий, первый и второй самолеты разбились 28 августа, 14 и 18 сентября 1944 года. Шестой самолет также был потерян 14 сентября при полете с мотором Sabre I. Оставшиеся два самолета списали в утиль в 1945 году: одиннадцатый - 5 марта после испытания мотора Hercules XI, а пятый - 27 марта после испытания мотора Rolls-Royce Griffon.
   Из-за многообразия испытываемых моторов массы и характеристики машины менялись. Единственные зарегистрированные цифры указаны в таблице.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Folland 43/37

   Тип: летающая лаборатория
   Силовая установка: различные двигатели (см. текст)
   Скоростные характеристики: (Sabre I) макс. скорость 428 км/ч на высоте 4755 м; крейсерская скорость 394 км/ч на высоте 1220 м; (Hercules) макс. скорость 407 км/ч на высоте 3355 м; крейсерская скорость 381 км/ч на высоте 4265 м; (Centaurus) макс. скорость 470 км/ч на , высоте 4570 м; крейсерская скорость 430 км/ч на высоте 3960 м
   Масса: в зависимости от силовой установки максимальная взлетная в среднем составляла 6804 кг
   Размеры: размах крыла 17,68 м; длина переменная в зависимости от силовой установки, приблизительно 13,21 м; высота 4,95 м; площадь крыла 54,63 м2
Folland 43/37 - первый самолет, который разработали специально для отладки силовой установки - летал со многими двигателями, в том числе со звездообразным мотором Napier Sabre, Bristol Centaurus IV и Hercules (фото).
Folland 43/37 P1775, the second example, in its second configuration with a Centaurus IV and four-blade propeller in the nose. Note the 'plug' between the 'designed' firewall and the engine for centre of gravity purposes
Two views of the second Fo.108, P1775, fitted with a 1,550-h.p. Bristol Hercules VIII. It later tested the 2,400-h.p. Bristol Centaurus IV
P1775 again, this time in its first guise with a Hercules VIII, March 1942. The glazings for the flight test observers can be seen behind and below the cockpit.
Folland 43/37 - первый самолет, который разработали специально для отладки силовой установки - летал со многими двигателями, в том числе со звездообразным мотором Napier Sabre, Bristol Centaurus IV (фото) и Hercules.
A FOLLAND F.T.B. (HERCULES) A hitherto unpublished photograph of P1775 the second of twelve specially-designed flying test beds (P1774-'85) built by Folland in 1940 to Air Ministry Spec. 43/37. Retrospective design number is the FO.108 (the Gnat is FO.141). Although the second FO.108 P1775 was fitted with the Bristol Hercules VIII and later, the Centaurus IV, this view shows it with a Hercules III with extremely long-chord cowling.
The anonymous Folland 43/37 Engine-test Monoplane fitted with Napier-Sabre liquid-cooled power-unit. The view taken in February 1941.
An anonymous Folland 43/37 fitted with a Sabre engine - February 1941. This ungainly aircraft had an Italian look about it, with a touch of Hurricane thrown in.
1940-е годы - испытания британских поршневых двигателей. Folland Fo 108 строился специально для испытаний двигателей. Разработанный в соответствии с техническим заданием 43/37, Fo 108 имел экипаж из трех человек, а первая из 12 заказанных машин была поставлена в 1940 году. На машине испытывали различные типы силовых установок, включая Bristol Centaurus и Napier Sabre (на снимке).
It was Gloster test-pilot Neil 'Mike' Daunt who coined the name 'Frightful' for the first Folland design to see production. Folland tendered the Fo 108 form and won, Specification 43/37 (OR.55). This was a requirement for 12 engine test-beds, to take powerplants in the 1,500 to 2,000hp (1,119 to l,492kW). As well as the pilot, two observers and their equipment were to be accommodated within the commodious fuselage. Dispersed from their Hamble, Hants, base, the 43/37s were assembled in the Cheltenham area and flight-tested at Staverton, Glos. Hence the 'pinching' of Gloster test-pilots Gerry Sayer and 'Mike Daunt'. Illustrated is the first example, P1774 in August 1941 with a Napier Sabre III (2,100-h.p. Napier Sabre I ???).
Further view of Fo.108 P1774 fitted with a Sabre II (Sabre I ???) and photographed in August 1941. Note window behind cockpit for observers' cabin.
The first Folland 43/37, P1774, photographed in August 1941 fitted with a Sabre II.
The third 43/37, P1776, with its Sabre I (Sabre II ???) partially uncowled, February 1941. Construction used as much wood as possible and the contract actually noted that the airframes were to be received by the Directorate of Technical Development without engines. P1776 was written off in a flying accident on August 28, 1944.
The fourth Folland 43/37, P1778, at Hatfield in 1946, with a close-cowled Sabre installed. Note the ducted wing radiators and leading edge slats, and the four-bladed propeller.
What Henry did next - the first aircraft to be built by the newly-established Folland Aircraft Ltd was the Fo.108 (known affectionately as the “Frightful”), designed to Specification 43/37 for an engine-test airframe. In total, 12 were built; this example, P1778, is seen at Hatfield in 1946, fitted with a close-cowled Napier Sabre.
Believed unique in having a Rolls-Royce Griffon installation, the fifth 43/37, P1778, was last used by Rolls-Royce and de Havilland Propellers. Note its very worn appearance.
Pilot's cockpit of an Fo.108
Folland Fo.108 Test-beds
Folland 43/37