Aichi AB-4
Страна: Япония
Год: 1932
Летающая лодка

Трехместная ночная разведывательная летающая лодка
Описание
Фотографии
Aichi AB-4

  В 1931 году командование авиации ВМС Японии обратилось к фирме "Aichi" с предложением о разработке разведывательной летающей лодки, которая могла бы запускаться с катапульт крупных кораблей.
  В техническом задании оговаривалась возможность выполнения следующих заданий - обеспечение действий подводных лодок с большой автономностью, дальняя разведка, корректировка стрельбы корабельной артиллерии в темное время суток.
  Непосредственно проектированием гидроплана занимался Моришиге Мори, но общее руководство работами осуществлял Тецуо Мико. Самолет получился сильно похожим на гидроплан Heinkel HD-55. Размах крыла трехместной летающей лодки AB-4 не превышал размаха крыла одноместного биплана, самолет имел цельнометаллическую конструкцию. Внешние консоли крыла выполнили складными для уменьшения габаритных размеров аэроплана в целях удобства размещения в корабельных ангарах. На самолет поставили 9-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Gasuden Urakaze с двухлопастным деревянным толкающим воздушным винтом.
  Первый прототип самолета AB-4 собрали в мае 1932 года, в ходе испытаний в конструкцию пришлось внести массу изменений, в частности, пересмотреть конфигурацию хвостового оперения. Результаты испытаний получились очень обнадеживающими, хотя взлетно-посадочные качества летающей лодки были подвергнуты критике. Также заказчик отметил некомфортное размещение членов экипажа в кабине и плохой обзор.
  Невзирая на замечания, императорский военный флот Японии одобрил принятие самолета на вооружение под наименованием "экспериментальная ночная разведывательная летающая лодка 6-Shi". В период 1932-1934 годов для проведения эксплуатационных испытаний было построено еще пять прототипов. К 1934 году самолет AB-4 уже считался устаревшим, поэтому серийное производство разворачивать не стали, а три из построенных опытных машин передали японской исследовательской ассоциации воздушного транспорта - "Nippon Koku Yuso Kenkyusho".
  На гражданской службе гидропланы получили наименование "AB-4 транспортная летающая лодка". У всех самолетов размах крыла был увеличен до 14,00 м, а корпуса несколько укоротили. Первая гражданская летающая лодка AB-4 использовалась для перевозки грузов; полезная нагрузка размещалась в передней части фюзеляжа, освобожденной от пулеметной установки и другого оборудования военного назначения. Второй гражданский самолет переоборудовали под перевозку пяти пассажиров, при этом кабина пилота была перенесена в самый нос фюзеляжа, а закрытую пассажирскую кабину с небольшими иллюминаторами оборудовали в средней части фюзеляжа. Третья летающая лодка AB-4 в гражданском варианте походила на вторую, но количество мест для пассажиров увеличили до шести и сделали большими окна кабины. Все три летающих лодки интенсивно эксплуатировались до 1937 года в водах, омывающих Японские острова.
  На первых двух доработанных летающих лодках AB-4 были сохранены двигатели Urakaze, но на третьей установили мотор Napier Lion мощностью 450 л. с. Все три гражданских самолета по размерам и летным характеристикам почти не отличались от военного варианта.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aichi AB-4 (экспериментальная ночная разведывательная летающая лодка 6 Shi)

  Тип: трехместная ночная разведывательная летающая лодка
  Силовая установка: один поршневой мотор жидкостного охлаждения Gasuden Urakaze мощностью 330 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 165 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 113 км/ч; время набора высоты 2800 м 60 мин 30 с
  Массы: пустого 1610 кг; нормальная взлетная 2350 кг; максимальная взлетная при старте с катапульты 2600 кг
  Размеры: размах крыла 13,50 м; длина 9,75 м; высота 3,94 м; площадь крыльев 47,10 м2
  Вооружение: один пулемет калибра 7,7 мм на турельной установке в носовой части фюзеляжа, возможна подвеска осветительных бомб массой до 33,75 кг.
SUPER-SLOTTED: A new six-seater flying boat (330 h.p. "Urukaze" inverted engine) used on the Osaka-Takamatru-Matsuyama-Beppu service by Nippon Air Transport. The upper wing is slotted along its entire span.
Показав свою непригодность к военной службе, AB-4 был модифицирован для использования в качестве гражданского транспорта.