Aerotechnik L-13 Vivat
Варианты:
Aerotechnik - L-13 Vivat - 1978 - Чехословакия
Страна: Чехословакия
Год: 1978


Двухместный мотопланер, адаптированный для учебно-тренировочных задач
Описание
Фотографии
Aerotechnik L-13 Vivat

   Компания "Aerotechnik" из Чешской Республики специализировалась на разработке и производстве мотопланеров и монгольфьеров (тепловых аэростатов), а также на выпуске поршневых двигателей с малым рабочим объемом и их установке в старых самолетах типа Zlin Z-226 и Z-336, а также Let L-40 Meta Sokol и Aero L-60 Brigadyr. Основной продукцией компании был мотопланер L-13 Vivat, более 150 из которых были проданы в Европу, Северную Америку (Канаду и США) и Южную Африку.
   Vivat разрабатывался как моторизованная версия классического планера Blanik, от которого он унаследовал крыло с обратной стреловидностью. У L-13 была стандартная конфигурация мотопланера со среднерасположенным крылом большого удлинения. Установленные рядом кресла обеспечивали место для двоих в кабине закрытой фонарем из органического стекла высокой прочности, который откидывался вверх и назад для посадки и высадки. У большинства модификаций шасси состояло из хвостового колеса и двух основных стоек в обтекаемых кожухах с закрытыми обтекателями колесами.
   Оперение делалось из легкого сплава с покрытыми тканью поверхностями управления, закрылки были щелевыми. Консоли крыла снимались, а две половины стабилизатора можно было сложить вверх для транспортировки. Фюзеляж овального сечения сваривался из металлических трубок и обшивался стеклотканью. Хвостовая часть фюзеляжа представляла собой полумонокок и была выполнена из легкого сплава.
   Первой моделью был L-13SW Vivat. Он разрабатывался с середины 1976 года как универсальный образец, оптимизированный как для учебно-тренировочных целей, так и для спортивных. Первый из трех опытных образцов совершил первый полет в мае 1978 года.
   Было поставлено 83 экземпляра L-13SW. Они имели частично убирающееся в фюзеляж шасси велосипедного типа и опорные колеса, убирающиеся в обтекатели на концах крыла. Силовая установка состояла из поршневого рядного двигателя Aerotechnik (Walter) Mikron III (S) А мощностью 65 л. с. (48,5 кВт) с двухлопастным винтом Aeron Brno или Hoffmann. Это обеспечивало максимальную скорость планирования 230 км/ч при спокойном воздухе и при использовании двигателя с пропеллером Hoffmann максимальную крейсерскую скорость 185 км/ч.
   Следующими моделями Vivat были L-13SDM и L-13SDL. Они имели неубирающееся шасси на двух стойках с обтекателями и хвостовое колесо, но отличались друг от друга силовыми установками: у SDM был рядный двигатель Mikron III АЕ мощностью 65 л. с. (48,5 кВт), а у SDL - Limbach L 2000 Е01 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 67 л. с. (50 кВт) с двухлопастным пропеллером Muhlbauer.
   Модели были в основном схожи по размерам, массе и летным характеристикам, за исключением дальности. У варианта с двигателем Mikron дальность составляла 600 км и продолжительность полета 3 часа, а у варианта с Limbach продолжитель ность полета была 3 часа 20 минут.
   В 1996 году компанию "Aerotechnik" купила "Evektor", которая и прекратила выпуск L-13 в 1999 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerotechnik L-13SDL Vivat

   Тип: двухместный мотопланер, адаптированный для учебно-тренировочных задач
   Силовая установка: один поршневой двигатель Limbach L 2000 Е01 с четырьмя горизонтально расположенными цилиндрами мощностью 67 л. с. (50 кВт) на взлетном режиме
   Летные характеристики: максимальная скорость 175 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость максимум 160 км/ч на оптимальной высоте; начальный набор высоты 150 м в минуту; дальность 570 км
   Масса: пустого 510 кг; максимальная взлетная 720 кг
   Размеры: размах крыла 16,80 м; длина 8,30 м; высота 2,30 м; площадь крыла 20,20 м2
Как и все L-13, L-13SDM сохранил обратную стреловидность крыла своего предшественника Blanik. Частные пилоты сразу оценили легкость в управлении этим мотопланером.