Boeing P-15 / F5B
Страна: США
Год: 1930


Одноместный истребитель
Описание:
Boeing Model 202 (P-15)
Boeing Model 205 (F5B)
Фотографии

Boeing Model 202 (P-15)

Как только истребители P-12 и F4B стали поступать в эксплуатацию, фирма "Boeing" приступила к созданию улучшенного истребителя, способного заменить классические бипланы. На тот момент она уже вела разработку двух значительно усовершенствованных самолетов - Model 200 Monomail и Model 96, но решила, что разумнее будет подойти к созданию истребителя с меньшим риском. Для этого потребовалось разработать промежуточную конструкцию, не сильно отличающуюся от современных бипланов, но имеющую монопланную конфигурацию, применив при этом ряд современных решений для уменьшения лобового сопротивления.
  Первым шагом в этом направлении был проект самолета Model 97, представлявшего собой второй прототип Model 89, переделанный в моноплан путем удаления нижнего крыла и добавления подкосов для поддержания модифицированной верхней плоскости. Позже "Boeing" решила не строить этот самолет, но использовать основную концепцию в Model 202, который должен был иметь цельнометаллическую конструкцию и фюзеляж типа полумонокок на базе Model 96. Столь большой разрыв в нумерации конструкций самолетов был связан с решением компании присваивать номера от 103 до 199 экспериментальным разработкам в области аэродинамических профилей несущих поверхностей.
  Самолет Model 202 был построен на средства компании и совершил свои первый полет в январе 1930 года. Он представлял собой моноплан с крылом типа парасоль и звездообразным двигателем Pratt & Whitney SR-1340-D Wasp мощностью 450 л. с. (336 кВт).
  В марте 1930 года после завершения заводских испытаний Model 202 отправили на Райт-Филд (штат Огайо) для официальных испытаний. В ходе их самолет получил неофициальное обозначение XP-15, кольцевой капот с узкой хордой и переделанное вертикальное оперение. В Авиационном корпусе Армии США пришли к выводу, что XP-15 превосходит по скорости имеющийся истребитель P-12B, но по показателям посадочной скорости, скороподъемности и маневренности уступает ему из-за уменьшения площади крыла.
  Model 202 не пошел в производство, тем не менее ряд элементов его конструкции использовался при строительстве самолетов P-12 поздних серий. Сам Model 202 разбился в аварии в феврале 1931 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 202 (XP-15)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: звездообразный двигатель Pratt & Whitney SR-1340-D Wasp мощностью 450 л. с. (336 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 306 км/ч на высоте 2440 м; крейсерская скорость 258 км/ч на высоте 2440 м; начальная скороподъемность 567 м/мин; практический потолок 8090 м; дальность полета 678 км
  Масса: пустого 931 кг; максимальная взлетная 1245 кг
  Размер: размах крыла 9,30 м; длина 6,40 м; высота 2,84 м; площадь крыла 14,61 мг
  Вооружение: два синхронных пулемета

Boeing Model 205 (F5B)

Boeing Model 205 представлял собой копию самолета Model 202, но имеющую изменения, необходимые для использования в качестве палубного истребителя и бомбардировщика. Самыми значительными из них были посадочный крюк (гак), узлы подвески бомб под фюзеляжем и увеличение запаса топлива. Единственный прототип был построен компанией "Boeing" на собственные средства и сразу передан в аренду ВМС США для оценочных испытаний под обозначением XF5B-1. Самолет совершил свой первый официальный полет в феврале 1930 года без проведения предварительных заводских испытаний. Позже он был переделан - получил узкий кольцевой капот и усовершенствованное вертикальное оперение. В ВМС США отметили, что машина имела более высокую скорость на уровне моря, чем Model 202. Мощность двигателя обеспечивала оптимальные летные качества на малых высотах, и дальность полета также была больше. ВМС не сделали заказа на серийное производство, поскольку значительного улучшения по сравнению с имеющимся F4B не наблюдалось, но позже прототип все же был приобретен, после чего его обозначение XF5B-1 стало официальным. XF5B-1 использовался в нескольких экспериментах, а в марте 1936 года его разрушили в ходе статических испытаний.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 205 (XF5B-1)

  Тип: одноместный палубный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: звездообразный двигатель Pratt & Whitney SR-1340-C Wasp мощностью 480 л. с. (358 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 275 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 233 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 564 м/мин; практический потолок 8045 м; дальность полета 1111 км
  Масса: пустого 935 кг; максимальная взлетная 155 кг
  Размеры: размах крыла 9,30 м; длина 6,40 м; высота 2,84 м; площадь крыла 14,61м2
  Вооружение: два 7,62-мм синхронных пулемета Browning и 227 кг бомб на подфюзеляжной подвеске
7 февраля 1931 года Model 202 потерпел катастрофу во время испытательного полета на максимальной скорости. В воздухе оторвалась лопасть винта, а затем из-за возникшей вибрации сорвало двигатель. На фотографии хорошо видно крыло типа парасоль.
В отличие от Model 202 самолет Model 205 имел более обтекаемую форму, благодаря кольцевому капоту и переделанному хвостовому оперению.