Flettner Fl.184 / Fl.185 / Fl.265
Страна: Германия
Год: 1935
Вертолет

Одноместный вертолет
Описание
Фотографии
Flettner Fl.184, Fl.185 и Fl.265

   Первые работы в области винтокрылых летательных аппаратов немца Антона Флеттнера весьма интересны, хотя часто замалчиваются. В поисках способа парирования разворачивающего момента, вызванного вращением несущего ротора, Флеттнер исследовал идею установки моторов Anzani мощности 30 л.с. (22 кВт) и тянущих воздушных винтов на передних кромках лопастей двухлопастного несущего винта диаметром 29,87 м. В 1932 году этот прототип вертолета совершил успешный привязной полет, но вскоре был разрушен на земле во время бури.
   Затем Флеттнер построил двухместный автожир Fl.184 с трехлопастным авторотирующим несущим винтом и звездообразным мотором Siemens-Halske Sh.14 мощностью 140 л.с. (104 кВт), вращавшим тянущий винт. Он также разрушился еще до проведения оценочных испытаний. Потом появился прототип Fl.185. Это был смешанный автожир-вертолет. Его мотор Sh.14А, установленный в передней части фюзеляжа, мог использоваться для вращения двух воздушных винтов, парирующих разворачивающий эффект и установленных на консольных балках по бортам фюзеляжа. Несущий винт вращался от двигателя только при полете в вертолетном режиме. При полете FI185 в виде автожира оба пропеллера на консольных балках начинали работать как толкающие винты с авторотируемым несущим винтом. В вертолетном полете пропеллеры на консольных балках регулировали таким образом, чтобы один действовал в качестве тянущего винта, а другой - толкающего для гашения разворачивающего момента.
   Fl.185 совершил лишь несколько полетов. В 1937 году Флеттнер начал конструировать прототип Fl.265 V1, впервые взлетевший в мае 1939 года. Его аэродинамическая схема была подобна Fl.185, но без консольных балок и винтов на них. Вместо одного несущего винта были установлены два близко расположенных на наклонных валах двухлопастных синхронизированных несущих винта, со вращением в противоположные стороны. При вращении они взаимно парировали воздействия вращающих моментов друг друга. Для упрощения проблем с управлением имелось хвостовое оперение с рулем направления и небольшим поворотным стабилизатором. Этот вертолет разбился в аварии примерно через три месяца полетов из-за перехлеста лопастей несущих винтов. Второй прототип Fl.265 V2 успешно прошел военные испытания. По контракту для немецкого ВМФ собрали шесть таких вертолетов. В 1940 году был выдан заказ на серийный выпуск. Однако к тому времени Флеттнер спроектировал более совершенный вертолет, поэтому решено было продолжать разработку и изготовление этой улучшенной машины.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Flettner Fl.265

   Тип: одноместный вертолет
   Силовая установка: звездообразный поршневой мотор Siemens-Halske (Bramo) Sh.14A мощн. 160 л. с. (119 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 160 км/ч
   Масса: пустого вертолета 800 кг; максимальная взлетная масса 1000 кг
   Размеры: диаметр несущих винтов 12,30 м; общая площадь вращения несущих винтов 237,65 м2
Благодаря установке двух тянущих винтов на выносных балках по бортам фюзеляжа Fl.185 мог летать и как вертолет, и как автожир.
На этой фотографии можно заметить двойную втулку несущих винтов Fl.265. Такую конфигурацию пришлось выбрать из-за использования близко расположенных несущих винтов противоположного вращения с перекрытием плоскостей вращения.