Fokker S.II / S.III / S.IV
Страна: Нидерланды
Год: 1922


Двухместный самолет первоначального обучения
видеочат рулетка для голубых
Описание
Фотографии
Fokker S.I, S.II, S.III и S.IV
  
  Fokker S.I, первый в семействе самолет первоначального обучения, выполнил первый полет в Шверине весной 1919 года. Машина спроектирована создателем учебно-тренировочных самолетов – Рейнхольдом Платцем. Инструктор и курсант в самолете размещены в широкой кабине бок о бок. Прототип V 43 показал хорошие летные данные, но реакция на новую компоновку кабины и необычное для учебного самолета высокорасположенное крыло привела к заказу всего трех серийных S.I: два самолета с моторами Rhone мощностью 80 л. с. поставили СССР, третий - с 90-сильным мотором Curtiss OX-5 - закупила авиационная служба Армии США, где он проходил испытания на авиабазе Маккук-Филд под обозначением TW-4.
  На следующем учебном самолете "Fokker" использовала схему биплана, как более предпочтительную для европейских и американских военных. Неравнокрылый биплан S.II смешанной конструкции выполнил первый полет в 1922 году. Однако инженер Платц сохранил размещение инструктора и курсанта бок о бок. На прототипе установили ротативный мотор Thulin мощностью 110 л.с. (вариант знаменитого Le Rhone), но вскоре его заменили мотором Le Rhone-Oberursel. S.II вызвал интерес только у авиации Армии Голландии (LVA), закупившей 15 самолетов с серийными номерами от 84 до 98, последний из них сняли с вооружения в 1932 году. Один самолет с мотором Curtiss OX-5 показали представителям Армии США. Но американцы заинтересованности в покупке не проявили, после чего машину вернули к исходной конфигурации.
  Обозначение S.IIA получил один самолет LVA, конвертированный в 1932 году в санитарный, на нем можно было перевозить одного раненого на носилках. Самолет приобрел в Голландии известность в 1933 году, когда выполнил два полета, доставив в больницу больного ребенка и юную леди. Первый полет S.IIA выполнил 13 февраля 1932 года, машина эксплуатировалась вплоть до германского вторжения в Голландию. Интересный гибрид Fokker S.2V2 был построен специально для голландского летчика Виллема ван Графта. Машина сочетала конструктивные особенности S.II и более позднего S.III. S.2 1/2 получил регистрацию H-NADT и успешно эксплуатировался несколько лет.
  Прототип самолета первоначального обучения S.III выполнил первый полет в Шипхоле 12 декабря 1922 года, он существенно отличался от S.II. Главным отличием стал мотор жидкостного охлаждения Mercedes мощностью 120 л. с., летчик и инструктор в кабине размещены тандемом, изменена конструкция шасси, введен киль треугольной формы, характерный для самолетов "Fokker" следующего десятилетия. Отказ от размещения членов экипажа бок о бок позволил снизить лобовое сопротивление самолета.
  Голландская морская авиация (MLD) заказала 18 S.III, поставку выполнили до конца 1924 года. 19-й самолет собрали в мастерских голландского флота из запасных частей и других самолетов, S.III сняли с вооружения в 1938 году. Два S.III в 1924-1925 годах поставили авиационной службе голландской Армии; один, известный как Atlantic S-3, демонстрировался в США. Некоторое время S-3 испытывали с мотором Wright, а в 1927 году Кларенс Чемберлен сбрасывал с него авиапочту на океанский лайнер "Левиафан".
  Самолет первоначального обучения S.IV был готов в 1924 году. От S.III он отличался только деталями. Главное отличие - установка ротативного мотора воздушного охлаждения. Поставка партии из 30 самолетов для авиационного училища LVA в Состерберге началась в 1925 году. S.IV быстро зарекомендовал себя удачной учебной машиной. Изначально на самолете стоял ротативный мотор Le Rhone-Oberursel мощностью 110 л. с, но в 1926 году эти моторы заменили на звездообразные Armstrong Siddeley Mongoose. На S.IV также ставили 110-сильные моторы Siemens Sh.12, 130-сильные Bristol Lucifer, Armstrong Siddeley Puma и 130-сильный Clerget. Изначально кабина инструктора и курсанта была общей, но потом кабины сделали индивидуальными.
  Хотя в 1939 году начался процесс замены на Fokker S.IX, некоторое количество S.IV на момент объявления мобилизации в сентябре 1939 года оставалось в составе LVA, тогда их перевели из школы первоначального летного обучения в Виссенген. Несколько машин к моменту вторжения германцев в Голландию находилось в пригодном к полетам состоянии, они перелетели в Берк-сюр-Мер на севере Франции, оттуда - в Шербур.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fokker S.IV

  Тип: двухместный самолет первоначального обучения
  Силовая установка: один 5-цилиндровый звездообразный двигатель Armstrong Siddeley Mongoose мощностью 140 л. с.
  Летные характеристики: макс. скорость 150 км/ч; нормальная крейсерская скорость 130 км/ч; практический потолок 3000 м; дальность 700 км
  Масса: пустого снаряженного 750 кг; максимальная взлетная 1020 кг
  Размеры: размах крыла 11,20 м; длина 8,50 м; высота 3,20 м; площадь крыла 27,60 м2
THE FOKKER S.III: Fitted with a 90 h.p. Curtiss engine, this machine is intended for school work. It is of usual Fokker construction, with steel tube welded fuselage and all-wood wings. The "Fokker Bulletin" states that recently Mijnheer Fokker took up as passenger in this machine General Festing, and gave a demonstration of stalling at low heights. It will be remembered that it is claimed for the Fokker machines that they remain controllable at angles far above the stalling angle.
A FOKKER-"JUPITER" COMBINATION: The latest Fokker School machine which, fitted with a 120 h.p. Bristol "Lucifer," 3-cyl. air-cooled engine, has given very satisfactory results.
THE ARMSTRONG-SIDDELEY ABROAD: Successful Fokker-Armstrong Siddeley combination. Fokker Training biplane, which is fitted with the 150 h.p. "Mongoose" engine.
Существовал единственный санитарный S.IIA. Самолет с опознавательными знаками в виде красного креста эксплуатировался с 1932 года по 1940-й.