Fuji T1F / T-1 Hatsutaka
Страна: Япония
Год: 1958


Двухместный учебно-тренировочный самолет
Описание
Фотографии
Fuji T1F (T-1 Hatsutaka)

   Компания "Fuji" вела разработку небольшого ТРД с осевым компрессором JO-1, когда японские Военно-воздушные силы самообороны сформулировали требования к новой реактивной машине, предназначенной для замены самолета повышенной летной подготовки T-6G Texan. Считается, что этот привлекательный проект компании "Fuji" был выполнен под очевидным влиянием North American F-86 Sabre, хотя фюзеляж японской машины имел большую длину и лучшую аэродинамику. Два члена экипажа размещались в кабине тандемом под общим откидываемым назад фонарем. Свои проекты предложили также компании "Kawasaki" и "Shin Meiwa", но в июле 1956 года контракт был заключен с "Fuji" на постройку двух прототипов Т1F.
   Разработку ТРД JO-3, под который проектировался самолет Т1F, поручили компании "Ishikawajima-Harima", обозначение двигателя позже изменили на J3. Из-за проблем с доводкой двигателя на первом варианте T1F2 ставились импортные британские двигатели Bristol Aero Engines (Bristol Siddeley) Orpheus. Первый прототип T1F2 поднялся в воздух в январе 1958 года с ТРД Orpheus BOr.1 тягой 18,02 кН, на втором прототипе установили Orpheus BOr.3. Самолет признали отвечающим требованиям ВВС, после чего были заказаны две партии по 22 самолета под обозначением T-1A Hatsutaka, но от этого наименования впоследствии отказались. Самолеты обоих партий поставили в июне 1961 - июле 1962 года.
   В мае 1960 года выполнил первый полет прототип T1F2, конвертированный в вариант T1P1 путем установки ТРД Ishikawajima-Harima J3-IHI-3 тягой 11,77 кН. Летные испытания подтвердили жизнеспособность новой модификации, невзирая на использование ТРД меньшей тяги и несколько более низкие летные данные. С сентября 1962 по июнь 1963 года были построены 20 серийных самолетов под обозначением T-1B.
   В апреле 1965 года выполнил первый полет прототип T1F3 с ТРД J3-IHI-7 тягой 13,73 кН. С новым двигателем самолет показал ощутимо более высокие характеристики, поэтому Силы самообороны решили установить новые ТРД на все самолеты T-1, но реально модернизацию прошли всего три машины, получившие обозначение T-1C.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fuji T1F2 (T-1A Hatsutaka)

   Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет
   Силовая установка: один ТРД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Orpheus BOr.3 Mk 805 тягой 17,79 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 925 км/ч, на практике введено ограничение 859 км/ч; крейсерская скорость на высоте 9145 м - 620 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 1981 м/мин; практический потолок 14 400 м; дальность полета с дополнительными баками 1860 км
   Масса: пустого 2420 кг; максимальная взлетная 5000 кг
   Размеры: размах крыла 10,49 м; длина 12,12 м; высота 4,08 м; площадь крыла 22,22 м2
   Вооружение: один фиксированный 12,7-мм пулемет Browning M53-2 в носовой части фюзеляжа, до 680 кг средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно две УР "воздух-воздух" AIM-9, или две бомбы, или два бака с напалмом, или четыре 127-мм НАР, или два 70-мм семизарядных блока НАР, или два 12,7-мм пулеметных контейнера
В облике удачного учебно-тренировочного Fuji T-1 чувствуется влияние истребителя F-86 Sabre.
Fuji T1A two-seat jet trainer (Bristol Siddeley Orpheus 805 turbojet)
Fuji T1A.
Japan's first post-war jet design, the Fuji T-1 is used for the second stage of JASDF primary training, serving with the 13 Hiko Kyoikudan at Ashiya.
Fuji T1B trainers (Ishikawajima-Harima J3-IHI-3 turbojet)