Ryan XV-5 Vertifan
Страна: США
Год: 1964


Two-seat VTOL research aircraft
Описание
Фотографии
Ryan. Экспериментальные самолеты.

  В 1955-1963 годах компания "Ryan" разработала ряд необычных экспериментальных самолетов.
<...>
  Ryan VZ-11RY (позднее XV-5A и XV-5B Vertifan): по внешнему виду самолет представлял собой обычный среднеплан с убирающимся шасси и двухместной кабиной, в которой экипаж размещался бок о бок на катапультных креслах класса "ноль-ноль". Но, на самом деле, это был экспериментальный самолет для отработки концепции "вентилятор в крыле". Два больших вентилятора располагались горизонтально между лонжеронами крыла, а еще один, меньших размеров, был установлен в носовой части для управления по тангажу в вертикальном полете.
  Силовая установка состояла из двух ТРД General Electric J85-GE-5 тягой по 1206 кг, мощность которых могла использоваться для привода вентиляторов на режиме висения или создания тяги в горизонтальном полете. Переход от одного режима к другому производился с помощью поворотных дефлекторов над вентиляторами.
  Первый из двух прототипов XV-5 взлетел 25 мая 1964 года. Всего обе эти машины к октябрю 1966 года налетали 338 часов. Один самолет был потерян в апреле 1965 года, а второй получил повреждения в октябре 1966 года. В 1967-1968 годах он был восстановлен и доработан и, получив обозначение XV-5B, использовался для исследований НАСА до 1971 года.
XV-5 оказался не слишком удачным самолетом - переход от вертикального к горизонтальному полету оказался слишком сложным. Представленный на снимке XV-5A в темно-зеленой окраске потерпел катастрофу в 1965 году.
The first XV-5, 24505, churns up dust at Edwards while landing and taking off from desert. The use of fans greatly reduced downwash.
The second XV-5A, 24506, makes a conventional take-off from Edwards AFB early in the test programme. The fan housings in the wings are clearly shown here.
24506 in level flight. Of note are the intake above and behind the canopy and the calibration markings at nose and tail.
An XV-5A makes a vertical landing near an army tent during environmental testing in the Mojave Desert. The overwing fan doors are particularly evident here.
The Ryan XV-5A "fan-in-wing" research aircraft with the doors over all three lift-fans open
This view of the XV-5B in conventional flight displays the new, wide-track undercarriage located outboard of the fans.
The XV-5B makes an airborne jet-to-fan conversion as part of final airworthiness tests before going to NASA’s Ames Research Center on August 28, 1968.
The XV-5B aircraft shortly after modification from XV-5 standard.
Ryan XV-5A lift-fan research aircraft
Ryan XV-5A; XV-5B