Ryan. Экспериментальные самолеты.
В 1955-1963 годах компания "Ryan" разработала ряд необычных экспериментальных самолетов.
<...>
Ryan VZ-11RY (позднее XV-5A и XV-5B Vertifan): по внешнему виду самолет представлял собой обычный среднеплан с убирающимся шасси и двухместной кабиной, в которой экипаж размещался бок о бок на катапультных креслах класса "ноль-ноль". Но, на самом деле, это был экспериментальный самолет для отработки концепции "вентилятор в крыле". Два больших вентилятора располагались горизонтально между лонжеронами крыла, а еще один, меньших размеров, был установлен в носовой части для управления по тангажу в вертикальном полете.
Силовая установка состояла из двух ТРД General Electric J85-GE-5 тягой по 1206 кг, мощность которых могла использоваться для привода вентиляторов на режиме висения или создания тяги в горизонтальном полете. Переход от одного режима к другому производился с помощью поворотных дефлекторов над вентиляторами.
Первый из двух прототипов XV-5 взлетел 25 мая 1964 года. Всего обе эти машины к октябрю 1966 года налетали 338 часов. Один самолет был потерян в апреле 1965 года, а второй получил повреждения в октябре 1966 года. В 1967-1968 годах он был восстановлен и доработан и, получив обозначение XV-5B, использовался для исследований НАСА до 1971 года.
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 227
XV-5 оказался не слишком удачным самолетом - переход от вертикального к горизонтальному полету оказался слишком сложным. Представленный на снимке XV-5A в темно-зеленой окраске потерпел катастрофу в 1965 году.
-
Air Enthusiast 2006-05 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (1)
The XV-5B was the only example of the XV-4/5 series of VTOL research aircraft to survive its flying career, and was eventually handed over to the Army Aviation Museum at Fort Rucker, Alabama.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
The first XV-5, 24505, churns up dust at Edwards while landing and taking off from desert. The use of fans greatly reduced downwash.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
The second XV-5A, 24506, makes a conventional take-off from Edwards AFB early in the test programme. The fan housings in the wings are clearly shown here.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
24506 in level flight. Of note are the intake above and behind the canopy and the calibration markings at nose and tail.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
An XV-5A makes a vertical landing near an army tent during environmental testing in the Mojave Desert. The overwing fan doors are particularly evident here.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
The Ryan XV-5A "fan-in-wing" research aircraft with the doors over all three lift-fans open
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
This view of the XV-5B in conventional flight displays the new, wide-track undercarriage located outboard of the fans.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
The XV-5B makes an airborne jet-to-fan conversion as part of final airworthiness tests before going to NASA’s Ames Research Center on August 28, 1968.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
The XV-5B aircraft shortly after modification from XV-5 standard.
-
Air Enthusiast 2006-05 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (1)
NASA undertook a long period of wind tunnel tests on the ducted fan lift system for the VZ-11/XV-5A prior to the first flight of the aircraft.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Ryan XV-5A lift-fan research aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Ryan XV-5A lift-fan research aircraft
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Ryan XV-5 Vertifan
Ryan XV-5A; XV-5B
- Фотографии