Мир Авиации 2002-02
В.Раткин - СБ на Финской войне /Крупным планом/
СБ 2М-103АУ з/н 2/92, 3 голубой, 5 АЭ 44 СБП. Экипаж Обноренко. 30 января 1940г. командир экипажа этой машины, отставленный от боевого вылета из-за отсутствия навыков полетов в плохих метеоусловиях, после вылета полка на боевое задание принял самостоятельное решение на вылет, но не справился с управлением. Самолет потерпел катастрофу в районе аэродрома.
СБ 2М-100, 4 желтый, предположительно - 5 АЭ 24 СБП. Экипаж Прочева. Самолет сбит в воздушном бою 21 декабря 1939г. при налете на аэродром Иммола.
СБ 2М-100 з/н 16/69, 5 зеленый, 2 АЭ 24 СБП. Экипаж: летчик Черенков, штурман Пушменков, стрелок-радист Новоженин. Самолет сбит огнем ЗА в районе озера Конони-ярви.
СБ 2М-100 10 красный, предположительно - 3 АЭ 54 СБП. Экипаж: летчик Ивакин, штурман Чувашев, стрелок-радист Носырев. Самолет сбит 17 января 1940г.
СБ 2М-100 з/н 10/101, 9 желтый, 41 СБП. Сбит в воздушном бою 1 декабря 1939г.
Подогрев двигателя с помощью лампы АПЛ. Под лыжи уложен еловый лапник во избежание их примерзания.
Подготовка самолета к боевому вылету.
Предложение капитана Савельева по улучшению защиты нижней полусферы. Испытано в воздухе 27 декабря 1939г. стрелком-радистом Стальновым. Слева - штатный вариант, справа - доработанный. Справа: ШКАС, доработанный по предложению капитана Савельева.
Финская рембригада на разборке СБ из 41-го СБП, сбитого 1 декабря 1939г. Публикация этой фотографии в западной печати вызвала крайне болезненную реакцию руководства СССР.
СБ из 44-го СБП.
Хвостовая часть СБ из 12-й ОАЭ, потерпевшего катастрофу 20 января 1940г. Стрелок-радист получил тяжелое ранение. Видна идентификационная черная полоса на фюзеляже перед оперением.
СБ из 48-го СПБ, потерпевший катастрофу 18 февраля 1940г. Уцелел только стрелок-радист.
Экспонаты выставки трофеев Финской армии. Хельсинки, январь 1940г.
Снаряжение советского летчика. Экспонат выставки трофеев.
Авария СБ из 2-го СПБ.
СБ 2М-103 з/н 11/220, 4 синий, 3 АЭ 24 СБП. Экипаж: летчик Старчило, штурман Егоров, стрелок-радист Петров. Самолет сбит огнем ЗА 1 декабря 1939г. при бомбометании по станции Виипури.
СБ 2М-103 з/н 1/224, 3 синий, 2 СБП, декабрь 1939г.
Получение задания перед боевым вылетом.
И.П.Мазурук рядом с СБ, несущим послевоенную окраску Полярной авиации. Надпись на обороте фотографии: "Самолет "СБ" (АНТ-40), на которых я воевал в 1939-40гг. на финском фронте. Мазурук.". Самолет переоборудован в полярный вариант и работал в Арктике.
Несмотря на то, что финские истребители лишь изредка появлялись над "Линией Маннергейма", время от времени им удавалось наносить довольно болезненные удары действовавшим без истребительного прикрытия бомбардировщикам.
СБ из 4 АЭ 2-го авиаполка, потерпевший аварию на взлете. Декабрь 1939г.