АвиаПарк 2010-01
Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9 с двигателем М-106 внешне ничем не отличался от самолетов со "сто пятыми" моторами
Як-9У неустановленного авиаполка, действующая армия, апрель 1945г. Реконструкция по фотографиям фронтового корреспондента Б.Вдовенко
Як-9У из состава 3-й эскадрильи 43-го ИАП, 3-го ИАК, 16 ВА, Восточная Пруссия, май 1945 г.
Як-9У одного из истребительных авиаполков ПрибВО. В 1946г. самолет демонстрировался в Доме офицеров г.Таллинн
Як-9У, выпущенный на новосибирском заводе N 153, из состава 12-го Краснознаменного ИАП ВВС КБФ. Кольберг, Восточная Пруссия, 1945г.
Як-9У (заводской N 39-083) с 45-миллиметровой мотор-пушкой НС-45, проходивший испытания в НИИ ВВС в 1945 году
Як-9У Героя Советского Союза Георгия Баевского (19 лично сбитых самолетов) из 5-го гвардейского ИАП, Германия, март 1945 г. Рисунок на правой стороне капота сделан техником-лейтенантом А. Собакиным.
Як-9У из состава 29-го гвардейского Волховского ИАП 7-й ВА Карельского фронта, зима 1944-45 гг. Одна из четырех машин этого типа, построенных на средства коллектива театра им. Евгения Вахтангова и переданных летчикам: Герою Советского Союза Ф.Чубукову, О.Архирееву, П.Емельянову и Б.Логинову
Як-9У Героя Советского Союза гв.майора Алексея Решетова, командира 1 АЭ 31-го гв.ИАП, 268-й ИАД 8 ВА, Венгрия, 1945г.
Як-9У младшего лейтенанта К.Любимова, из 1 эскадрильи 17-го ИАП, 7-й ИАД ВВС ТОФ, разбитый при посадке 21 августа 1945г.
Як-9У, из состава 2-й эскадрильи 43-го ИАП, 3-го ИАК. Восточная Пруссия, май 1945г.
Як-9УТ и его пилот, лето 1945г.
Пара Як-9У в полете, советско-германский фронт, апрель 1945 года, снимок фотокорреспондента Б.Вдовенко. Самолеты оснащены фотокинопулеметами. Заслонки маслорадиаторов в полностью открытом положении
Летчик на фоне Як-9У из состава 2-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка, Восточная Пруссия, май 1945 г.
Работники театра им. Вахтангова на церемонии передачи купленных на их средства истребителей Як-9У 29-му гвардейскому ИАП.
Як-9У (зав. N 25-021), выпущенный 166-м авиазаводом в Омске. Эта машина фактически стала эталоном для серии и проходила летом 1944г. испытания в НИИ ВВС на предмет отработки режимов эксплуатации.
(Один из первых серийных Як-9У, выпущенных на новосибирском авиазаводе №153 ???)
Оснащенный фотокинопулеметом Як-9У из неустановленного авиаполка советских ВВС, апрель 1945 г.
К моменту появления Як-9У зимние лыжи уже вышли из употребления в советской авиации, самолеты круглый год действовали с колес
Техники зачехляют мотор Як-9У на полевом аэродроме
Фрагменты силовой установки и вооружения Як-9У. На снимке справа вверху видны пулеметы УБС и расположенный между блоками цилиндров коллектор охлаждения внутренних выхлопных труб с отверстием для выхода горячего воздуха. Слева внизу - размещенные в корне крыла воздухозаборники маслорадиатора и всасывающие патрубки нагнетателя
Як-9У со снятой верхней крышкой капота и демонтированным вооружением на аэродроме ЛИИ
Последней модификацией истребителя Як-9, запущенной в серию в годы Великой Отечественной войны, был Як-9УТ (улучшенный танковый). Он обладал исключительно мощным вооружением, состоявшим из 23-мм мотор-пушки НС-23 и двух синхронных 20-мм пушек Б-20, которые заменили пулеметы УБС. Самолет оказался удачным и успел принять участие в финальных боях на советско-германском фронте.
Также были построены и проходили испытания, но не приняты на вооружение опытный образец Як-9УТ с пушкой НС-37 калибра 37 мм и Як-9 с орудием НС-45 калибра 45 мм, изображенный на снимках. Помимо мотор-пушки он был вооружен одной (правой) синхронной пушкой Б-20
Одним из наиболее "назойливых" и трудноустранимых дефектов двигателей М-105, М-106 и М-107 был выброс масла при работе через различные втулки и уплотнения. К чему это приводило, видно на данных снимках опытного Як-9У. Залитое маслом лобовое стекло кабины значительно ухудшало обзор и мешало прицеливанию.
Опытный Як-9У №25166021 омского авиазавода, предназначенный для испытаний в НИИ ВВС, апрель 1944 г. Фотографии из акта об испытаниях машины
Первый экземпляр Як-9У с двигателем М-107А, построенный на заводе N 166
Опытный Як-9У с мотором ВК-107А. Январь 1944г.
Первые экземпляры Як-9У отличались полукруглым, сильно изогнутым козырьком фонаря, не позволявшим установку лобового бронестекла, а также двумя выходными патрубками для воздуха, охлаждающего внутренние выхлопные коллекторы двигателя
Масло, попавшее во внутреннее пространство самолета, скапливалось там, создавая угрозу пожара. Частично оно просачивалось наружу сквозь щели между панелями обшивки
Раскапотированный двигатель М-107А на одном из опытных экземпляров истребителя Як-9У. Обращают на себя внимание дополнительные седьмые выхлопные патрубки (спереди), через которые выводились выхлопные газы из внутренних выпускных клапанов цилиндров. Также видны карбюраторы (по три с каждой стороны), элементы трубчатой моторамы, каркас капота и стволы крупнокалиберных пулеметов УБС с газоотводными трубками.
Серийные Як-9У на хранении в складском ангаре
Як-9У с заводским номером 10-10.
Несмотря на весь размах работ по доводке силовой установки, ни летом, ни осенью 1943-го, Яки с моторами ВК-107А нельзя было признать годными даже к летной эксплуатации, не говоря уже о боевой. Однако высокие летные данные, полученные при испытаниях, являлись мощным стимулом для продолжения работ.
К сожалению, Як-9У появились слишком поздно, чтобы серьезно повлиять на исход борьбы в небе Второй Мировой. К началу 1945г. для всех было очевидно, что Третий рейх со своими Люфтваффе доживает последние месяцы
Як-9У с заводским номером 10-10
Летчики 29-го ГИАП возле одного из "вахтанговских" самолетов с полковой эмблемой в виде головы северного оленя
Летчик 515-го ИАП капитан В.А.Марьин (в центре) возле Як-9У, Германия, район Познани, апрель 1945 г.
Задняя часть опытного Як-9У. На днище фюзеляжа, обтекателе водорадиатора и створках хвостового колеса видны потеки и брызги моторного масла
Як-9У перед взлетом с полевого аэродрома, 1945 г. Самолет раннего выпуска с округлым беспереплетным козырьком фонаря
Летчики и техники одного из фронтовых полков возле Як-9У, весна 1945 г.
Як-9У, оснащенный модифицированным фонарем с плоской передней панелью и более вытянутым задним сегментом
Интерьер кабины Як-9У с простейшим рамочным прицелом BB-1 ("воздушный визир")
Вынужденная посадка Як-9У на территории Эстонии, осень 1944 г.