
Варианты
Як-9 / Як-9Д
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Дальнейшее развитие истребителя Як-7Б. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева в мае 1942 г. Первый полет опытный образец Як-7ДИ совершил 26 июня 1942 г. Як-9 представлял собой облегченный Як-7ДИ без двух бензобаков и с новым козырьком кабины. Серийное производство начато в октябре 1942 г. Выпускался на заводах #153 (Новосибирск), #166 (Омск), #82 (Москва). Всего выпущено 16 769 экз. (из них 14 579 - в годы войны). Состоял на вооружении в СССР с ноября 1942 г., в Болгарии - с октября 1944 г., в Польше - с сентября 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся во время войны:
- Як-9 с мотором М-105ПФ, вооружение 1x20+1x12,7;
- Як-9Т с вооружением 1x37+1x12,7 и смещенной вперед кабиной, строился с марта 1943 г.;
- Як-9Д с дополнительными бензобаками и вооружением 1x20+1x12,7;
- Як-9ПД, высотный истребитель с мотором М-105ПД или М-106ПД, увеличенные радиаторы, вооружение 1x20;
- Як-9К с вооружением 1x45+1x12,7, строился с апреля 1944 г.;
- Як-9Б, истребитель-бомбардировщик с внутренней подвеской 400 кг бомб;
- Як-9ДД, дальний истребитель с дополнительными бензобаками, вооружение 1x20, смещенная назад кабина, улучшенное радиооборудование (включая РПК), выпускался с мая 1944 г.;
- Як-9М с мотором М-105ПФ (позднее - М-105ПФ2) с усиленным крылом, смещенной назад кабиной, вооружение 1x20+1x12,7, выпускался с мая 1944 г., облегченный вариант Як-9МПВО с фарой и РПК;
- Як-9У с мотором М-107А, измененным крылом, фанерной обшивкой (вместо полотняной), улучшенной бронезащитой, вооружение 1x20+2x12,7, серия - с апреля 1944 г., с декабря - новые радиаторы;
- Як-9УТ с мотором М-107А и вооружением 1x23+2x20, серия - с февраля 1945 г.
Первое боевое применение Як-9 - в декабре 1942 г. под Сталинградом, далее широко использовались на всех фронтах до конца войны, а также в морской авиации. Группа Як-9ДД в августе 1944 г. базировалась в Бари (Италия). Як-9У применялись в Прибалтике с октября 1944 г. Польские части начали действовать на Як-9М и Як-9Т с января 1945 г., сначала в Польше, а затем в северной части Германии. Снят с производства в декабре 1948 г. Находился в эксплуатации в СССР и Польше до начала 1950-х годов. В Югославии находился на вооружении строевых частей до февраля 1950 г.
Описание:
- Як-9 / Як-9Д
- Як-9Р
- Як-9Р (дальний)
- Як-9
Фотографии
-
АвиаМастер 2000-03 / В.Горбач, Е.Полунина, Д.Хазанов - Женские лица воздушной войны /Боевой путь/
Як-9 штурмана полка старшего лейтенанта З.Сеид-Мамедовой, 1943г.
-
АвиаМастер 2002-03 / С.Микоян - Тимур, Володя, Леонид /Авиация в лицах/
Як-9 из 32-го гиап (бывшего 434-го иап), Северо-Западный фронт, март 1943г.
-
АвиаМастер 1999-06 / А.Медведь, Д.Хазанов - Не только "Нормандия" /Великая Отечественная/
Як-9 аспиранта Луи Керне, Тула, весна 1944г.
-
Авиация и Время 2003-06 / В.Колечкин - Авиация в боях под Кировоградом в январе 1944г. (1)
Як-9Р из состава 427-го ИАП
-
Авиация и Время 1997-02 / Д.Кальной, А.Совенко - Полтавская история /Аэроархив/ (3)
Як-9 из 802-го ИАП 310-й АД ПВО. Аэродром Полтава, лето 1944г.
-
Мировая Авиация 98
Як-9 полка "Нормандия-Неман", 1944 год. Кок винта окрашен в цвета французского флага. В ВВС РККА использовались различные схемы камуфляжной окраски самолетов, зимой верхние и боковые поверхности самолетов часто перекрашивали в белый цвет.
-
АвиаМастер 2000-03 / В.Горбач, Е.Полунина, Д.Хазанов - Женские лица воздушной войны /Боевой путь/
Один из истребителей Як-9 2-й эскадрильи 586-го ИАП, лето 1944г.
-
История Авиации 26 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (6)
Як-9 (борт. N 20), на котором И.Ф.Попов сражался в небе над Таврией.
-
Авиация и Время 2012-03 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (3)
Як-9 командира 2-й АЭ 776-го ИАП ст. л-та И.Ф. Гайдая, сбившего 15 августа 1945 г. самолет противника
-
Мировая Авиация 15
Як-9Д майора М. И. Гриба. М.И. Гриб встретил войну лейтенантом в 8-м ИАП авиации Черноморского флота. В 1941-1942 годах сражался в Крыму на Яках. К моменту перевооружения полка на Як-9 на счету аса числилось 10 воздушных побед. На этом истребителе Як-9Д М. И. Гриб воевал в мае 1944-го. На носу фюзеляжа изображены знак "Гвардия" и орден Красного Знамени. В августе 1943 года летчик был назначен командиром 3-й эскадрильи 6-го гвардейского ИАП (бывший 8-й ИАП). Майор Гриб сбил за войну 20 самолетов противника.
-
Мировая Авиация 252
На этом Як-9Д летал капитан Михаил Иванович Гриб, на счету которого было 10 личных и 12 групповых побед. Он служил в 6-м ГвИАП 11-й ШАД ВВС Черноморского Флота. В апреле - мае 1944 года дивизия базировалась в Саках в Крыму.
-
История Авиации 2000-06 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (3)
Як-9 командира 2-й эскадрильи 6-го ГИАП ВС ЧФ Героя Советского Союза старшего лейтенанта М.И.Гриба (17 побед). Аэродром Саки, апрель-май 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9 командира 2-й эскадрильи 6-го ГИАП ВВС ЧФ Героя Советского Союза старшего лейтенанта М.И. Гриба (17 побед). Аэродром Саки, апрель-май 1944 г.
-
АвиаМастер 2002-05 / М.Морозов - Бомбы на Констанцу /На фронтах Великой Отечественной/
Як-9Д из состава 6-го гиап ВВС ЧФ.
-
АвиаМастер 2002-03 / С.Микоян - Тимур, Володя, Леонид /Авиация в лицах/
Як-9 капитана С.А.Микояна, 12-й гиап ПВО, осень 1943г.
-
АвиаМастер 2000-03 / В.Горбач, Е.Полунина, Д.Хазанов - Женские лица воздушной войны /Боевой путь/
Як-9 лейтенанта Г.Бурдиной, 1944г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9ДД летчика О.Матвеева из польского авиаполка "Варшава", апрель 1945г.
-
Авиация и Время 2016-06 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (3)
Як-9 из 535-го ИАП 32-й ИАД, август 1945 г. На нем предположительно летал мл. л-т Ф.И. Маслеев
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
Як-9 командира 2-й АЭ 117-го ГИАП майора Шадрина, аэродром "Самбор", май 1945г.
-
История Авиации 2000-06 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (3)
Як-9 командира 6-го ГИАП ВС ЧФ Героя Советского Союза подполковника М.В.Авдеева (17 побед). Аэродром Саки, апрель-май 1944г.
-
Авиация и Время 1996-03 / К.Косминков - Многоликий Як-7 /Домашний авиамузей/ (2)
Опытный истребитель Як-7ДИ на испытаниях. Лето 1942г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Опытный истребитель Як-7ДИ на Госиспытаниях. Август 1942г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Четвертый серийный Як-9 на контрольных испытаниях. Октябрь 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Новые Як-9 покидают авиационный завод
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Истребитель Як-9Д на испытаниях в НИИ ВВС. 1943г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Первый серийный истребитель Як-9ДД. Июнь 1944г.
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Як-9 - самый массовый советский истребитель времен Великой Отечественной войны
-
Авиация и Космонавтика 2000-03 / М.Никольский - Заграничные Яки
Як-9 на аэродроме в Швейцарии
-
Авиация и Космонавтика 2013-11 / С.Йоканович - Бой с "рамами" /Из истории мировой авиации/
Истребитель Як-9Д из состава 236-й ИАД
-
Авиация и Космонавтика 2000-03 / М.Никольский - Заграничные Яки
Як-9 с британскими кокардами
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-9 в выставочном зале БНТ ЦАГИ
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / С.Мороз - Непобежденный. Из истории самолета МиГ-3 (5)
Истребитель МиГ-3 среди других боевых самолетов ВВС РККА в демонстрационном зале БНТ ЦАГИ
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-2М - Россия - 1942МиГ МиГ-3 - Россия - 1940Петляков Пе-2 - Россия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Истребители Як-9 - самые массовые самолеты-истребители ВВС РККА
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / Д.Пичугин - 43 отдельный морской
Полевой аэродром базирования 43-го ИАП совхоз “Табачный”, май 1944 г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Специальная группа Як-9ДД на аэродроме НИИ ВВС во время подготовки к отправке на авиабазу союзников в итальянском г. Бари. Лето 1944г.
-
Мировая Авиация 98
Истребители Як-9, построенные на средства артистов. Малого театра Москвы.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Одна эскадрилья 130-й ИАД была вооружена Як-9Б, построенными на средства артистов Малого театра
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Д Героя Советского Союза командира 6-го ГИАП Черноморского флота подполковника М.В.Авдеева. На киле истребителя изображены 15 звездочек, символизирующих личные воздушные победы этого летчика.
-
АС 1993-01 / В.Вахламов - Александр Выборнов /Советские асы/
Вручение самолета Як-9Д N 38 А.И.Выборнову 2 сентября 1944г.
-
АС 1993-01 / В.Вахламов - Александр Выборнов /Советские асы/
А.И.Выборнов у своего самолета.
-
АС 1993-01 / В.Вахламов - Александр Выборнов /Советские асы/
А.И.Выборнов в кабине своего самолета.
-
Авиация и Время 2005-03 / А.Совенко - Як-9 - блестящий пример вынужденного компромисса
Гв.л-т И.С.Пашаев на крыле Як-9, построенного на средства киевлян
-
Мир Авиации 1993-02 / А.Котлобовский - Евгений Пепеляев /Асы мира/
Е.Г.Пепеляев у своего Як-9. Аэродром Лазарево, 1945г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Як-9 А.С.Романенко с именем М.М.Расковой на борту
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
Г.А.Шадрин возле истребителя Як-9 с его "традиционным" номером "100" и отметками воздушных побед, 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин у истребителя Як-9
-
Авиация и Космонавтика 2021-03 / Е.Арчаков - Женщины в небе войны
Освоение новой техники (самолетов Як-9)
-
Авиация и Космонавтика 2022-07 / В.Торубаров - Испытатель
Степан Микоян на фоне истребителей Як-9, 1944 г
-
Авиация и Космонавтика 2022-07 / В.Торубаров - Испытатель
Василий Сталин после воздушного боя на самолёте «За Володю»
-
АвиаМастер 2002-03 / С.Микоян - Тимур, Володя, Леонид /Авиация в лицах/
Летчики 32-го гвардейского (бывшего 434-го) ИАП у самолета Як-9 с надписью "За Володю", сделанной в память о погибшем в воздушном бою Владимире Анастасовиче Микояне, март 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Второй командир «Нормандии» майор Пьер Пуйяд с советскими техниками на фоне Як-9. Осень 1943 г.
-
АвиаМастер 1999-06 / А.Медведь, Д.Хазанов - Не только "Нормандия" /Великая Отечественная/
Французский пилот Марсель Альбер (в центре) и двое механиков у истребителя Як-9.
-
Мировая Авиация 199
Марсель Альбер (в центре) с техниками своего самолета, СССР, 1943 год. В этот период Альбер командовал 1-й эскадрильей полка "Нормандия".
-
Авиация и Время 2006-04 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (2)
Як-9 комэска Марселя Альбера и учебный Як-7В. Ноябрь 1944г.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-7В / Як-7УТИ - Россия - 1940
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Истребители Як-9 полка «Нормандия». Смоленское направление, осень 1943 г.
-
АвиаМастер 1999-04 / Д.Хазанов - Битва над Яссами /Хроника победы/
Проверка давления в гидросистеме выпуска-уборки шасси истребителя Як-9 149-го ИАП.
-
Авиация и Время 2004-05 / В.Колечкин - Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944г.
Оружейник осматривает пулеметы Як-9
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Старшина В.Романов снаряжает бортовое оружие Як-9
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / В.Морозов - В степях, где течет Керулен: Авиация Монголии 1924-2016 (1)
Штурмовик Ил-2 и истребитель Як-9 ВВС Монголии.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-2М - Россия - 1942
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Заправка истребителей Як-9
-
АвиаПарк 2009-02 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Целеустремить по транспортам в портах! /На фронтах Великой Отечественной/
Истребители Як-7 и Як-9 ВВС КБФ на аэродроме под Ленинградом, лето 1943г.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-7 - Россия - 1941
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Серийный Як-9 во время облета в районе новосибирского завода N 153
-
Авиация и Космонавтика 2017-06 / Б.Гальченко - Главный противник
Истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ
-
Мировая Авиация 98
Одна из самых знаменитых военных фотографий Як-9: на первом плане самолет Героя Советского Союза М. И. Гриба из 6-го Гвардейского Краснознаменного ИАП авиации Черноморского флота. Снимок сделан весной 1944 года в Крыму.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
В воздухе "Яки" 6-го ГИАП
-
Авиация и Космонавтика 2020-05 / В.Урвачев - В бой идут одни "старики"
В полете истребители Як-9. Именно Ла-5 и Як-9 являлись основными истребителями наших ВВС в годы Великой Отечественной войны
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребители Як-9Д из 6-го гвардейского авиаполка ВВС Черноморского флота, июнь 1944 г.
-
История Авиации 2000-05 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (2)
Як-9Д из состава 6-го Гв. ИАП ВВС ЧФ. Истребитель с бортовым N 22 принадлежит Герою Советского Союза старшему лейтенанту М.Грибу, а с N 31 - лейтенанту В.Воронову. Хорошо видно, что створки задней стойки шасси не закрыты, что самым негативным образом сказывается на скоростные характеристики истребителей.
-
Мировая Авиация 2
На этом снимке, сделанном в мае 1944 года над Крымом, на носу ближнего к нам самолета Як-9 изображен гвардейский знак (слева) и орден Красного Знамени (справа). В кабине-летчик М. В. Андреев.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Опытный Як-9П (первый с этим названием). Апрель 1943г.
-
Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
Ближний разведчик Як-9Р
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9 с двигателем М-106 внешне ничем не отличался от самолетов со "сто пятыми" моторами
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б
-
Мировая Авиация 98
Як-9Б выполняет бомбометание. Самолет мог нести до четырех 10-кг ФАБ-100 или более сотни мелких осколочных и противотанковых бомб.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Сброс 100-кг бомбы и 128 противотанковых кумулятивных 2,5-кг бомб во время испытаний Як-9Б
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Сброс ПТАБ с самолета Як-9Б
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Бомбовая кассета для самолета Як-9Б
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Выхлопные патрубки двигателя, воздухозаборники масло- и водорадиаторов, створка водорадиатора
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Хвостовая опора шасси
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Левая основная опора шасси и ее ниша
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Цех по изготовлению крыльев Як-9Д
-
Авиация и Время 2005-03 / А.Совенко - Як-9 - блестящий пример вынужденного компромисса
Як-9 обладал неплохой живучестью. Эта машина прилетела без законцовки крыла и элерона
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-9, севший на вынужденную
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9Д, совершивший вынужденную посадку в лесу. Ленинградский фронт, 1944г.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The YAK-9 Single-seat Fighter (1,200 h.p. M-107 engine);
-
АвиаМастер 2004-02 / В.Морозов - Корейский пролог /Из истории воздушных войн/
Аварийный северокорейский Як-9, захваченный американцами осенью 1950г. на аэродроме "Кымпхо".
-
Авиация и Время 2005-05 / С.Шумилин - Самолет-солдат на модельной полке /Домашний авиамузей/
Як-9Д от ICM в М1:72, собранная прямо "из коробки"
-
Авиация и Время 2005-05 / С.Шумилин - Самолет-солдат на модельной полке /Домашний авиамузей/
"Девятка" от той же ICM, но доработанная при сборке
-
Авиация и Время 2005-05 / С.Шумилин - Самолет-солдат на модельной полке /Домашний авиамузей/
Вакуумная модель Як-9 в М1:72 фирмы "Акустик"
-
Авиация и Время 2005-05 / С.Шумилин - Самолет-солдат на модельной полке /Домашний авиамузей/
Самая лучшая "девятка" в М1:72 производится фирмой Amodel
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / О.Растренин - ПТАБы - главное оружие штурмовой авиации /Архив/
Схема размещения ПТАБ в самолете Як-9Б
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The YAK-9 Single-seat Fighter.
-
АС 1993-01 / В.Вахламов - Александр Выборнов /Советские асы/
Як-9Д командира 3-й эскадрильи ст. лейтенанта А.И.Выборнова, 728 иап 256 иад 2ВА, Польша, осень 1944г. Вид самолета слева и частично сверху реконструирован по фотографиям, остальные проекции по воспоминаниям с использованием стандартной схемы камуфляжа.
Тип фотографий
- Все фото (109)
- Боковые проекции (22)
- Ч/б фото (70)
- Обломки (5)
- Модели, схемы (12)