Мировая Авиация 2
-
Штурмовик Ил-2 играл в небе такую же важную роль, как танк Т-34 на земле. Этот самолет являлся символом наступательной мощи советских ВВС.
Ми-24 участвовали во многих региональных конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Этот Ми-24В приближается к минометной позиции на таджикско-афганской границе во время наступления исламистов в 1996 году.
Украинские Ми-24 принимали участие в эвакуации беженцев во время грузино-абхазского вооруженного конфликта в начале 1990-х годов.
Война в Афганистане продолжалась и после вывода советских войск. В 1990-х годах соперничающие группировки разделили афганские ВВС, чтобы использовать самолеты в стычках друг с другом. Этот, сфотографированный к северу от Кабула в 1997 году, Ми-24 принадлежал талибам.
Вертолеты Ми-24 неплохо освоили пустыни Ирака. На этой фотографии запечатлен польский авиадиспетчер, разговаривающий с экипажем польского Ми-24. Место и время действия - Ирак, июнь 2005 года
Фотография украинского Ми-24П, окрашенного в цвета сил ООН, свидетельствует о том, как сильно изменился мир с той поры, когда в 1960-х годах Михаил Леонтьевич Миль создавал свой первый "вертолет огневой поддержки пехоты".
Знаменитый ас. Александр Иванович Покрышкин был, пожалуй, самым искусным советским тактиком воздушного боя времен Великой Отечественной войны, В середине 1942 года он служил в 16-м гвардейском полку истребительной авиации и летал на этом МиГ-3. Покрышкин сбил в воздушных боях в общей сложности 59 самолетов противника и был трижды удостоен звания Героя Советского Союза. В 1943 году знаменитый ас пересел на поставленный по ленд-лизу американский истребитель Bell P-39.
В настоящее время ВВС Болгарии нуждаются в пополнении самолетами МиГ-29. Ими оснащена одна из истребительных эскадрилий. МиГ-21 из-за своих ограниченных тактических возможностей сегодня кажется безнадежно устаревшим.
Эти три хорватских МиГ-21 были усовершенствованы компанией "Aerostar".
Прослужив более 40 лет в индийских ВВС, МиГ-21Ф и ФЛ были постепенно заменены машинами серии М и "бис". Эта пара МиГ-21 бис приписана к эскадрилье индийских ВВС, базирующейся в Джайсалмере.
Угон МиГ-25 в Японию. 15 августа 1976г. Западные средства массовой информации распространили сенсационное сообщение о том, что в аэропорту города Хакодате, на острове Хоккайдо, совершил посадку советский МиГ-25. Пилот МиГа, лейтенант Виктор Беленко, пролетев 800 км, почти без горючего приземлился в Хакодате в 13.57 - причем в конце полета едва не был сбит. В 1976 году информация, касающаяся истребителя МиГ-25, была строго засекречена - бегство Беленко позволило западным экспертам детально изучить этот самолет. Несмотря на протесты со стороны СССР, японцы допустили представителей Запада для технической экспертизы МиГ. После осмотра он был разобран и на транспортном самолете С-5 ВВС США переправлен под эскортом 14 истребителей японских ВВС на американскую военную базу в Японии. Здесь более 50 специалистов из японских ВВС и ВВС США детально изучили установленный на МиГ-25 турбореактивный двигатель Туманского, системы авионики и сплавы, из которых был изготовлен этот самолет. Огромный интерес вызвали электронная система управления двигателем и радарная система управления огнем. Изучить вооружение самолета не представлялось возможным, поскольку в учебный полет он отправился без реактивных снарядов. После бегства Беленко была усовершенствована система ПВО Японии - она получила наземные радары дальнего обнаружения Е-2 Hawkeye и перехватчики F-15J Eagle.
Нос Ту-114 характерен для советских бомбардировщиков, в которых штурманская кабина располагалась на самом его конце. Под полом кабины находился радиолокатор.
Весной 1967 года Ту-114 начал выполнять рейсы Москва - Токио. Эти рейсы совершались в партнерстве с Japan Air Lines, пилотировали самолеты смешанные советско-японские экипажи.
Самолет СССР-Л5611, ставший прототипом Ту-114, был оснащен менее мощными двигателями НК-12. 15 сентября 1959 года этот самолет перевез первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и сопровождавших его лиц в Нью-Йорк, совершив беспосадочный перелет длиной 6698 км за 11 часов.
Отличительной чертой семейства Ту-95/114 было стреловидное крыло, позволявшее турбовинтовому самолету развивать "реактивную" скорость.
В последний раз Ту-114 поднялся в воздух с пассажирами в 1975 году - к этому времени большая часть машин была модернизирована. Один из таких самолетов установлен на выезде из московского аэропорта Домодедово.
На этом Яке весной 1943 года летал подполковник А. Е. Голубов, который сбил в течение войны 39 самолетов противника.
Защитник Сталинграда. Старший лейтенант В. Орехов (19 побед в воздушных боях) летал на этом истребителе Як-7Б в сентябре 1942 года, когда раз вернулись жестокие бои в Сталинграде. Его 434-й полк истребительной авиации перебазировали из-под Москвы на Волгу. Як-7Б был одноместным вариантом тренировочного двухместного УТИ-26
Из всех новшеств, опробованных на отвергнутом Як-7М, на Як-7А сохранился только 80-литровый топливный бак в задней части кабины.
Поступивший на Сталинградский фронт в августе 1942 года, Як-7Б был выпущен огромной серией - 5120 машин. Одной из самых серьезных проблем этого самолета была большая потеря масла, что приводило к перегреву двигателя.
На этом снимке, сделанном в мае 1944 года над Крымом, на носу ближнего к нам самолета Як-9 изображен гвардейский знак (слева) и орден Красного Знамени (справа). В кабине-летчик М. В. Андреев.
В Испании самолеты Bf 109 использовались главным образом для сопровождения бомбардировщиков. Этим истребителям тогда равных не было.
Самолет Bf 109E-4/В готовится к бомбовому налету на Мальту. В феврале 1941 года первое звено одноместных немецких истребителей прибыло на Сицилию, чтобы помочь итальянцам. В мае 1941 года эта авиагруппа (9./JG27) была переброшена на Средний Восток.
Bf 109E-7/Trop на Восточном фронте в 1942 году. Этот экземпляр машины был снабжен защитными фильтрами против песка и пыли, а также аварийным комплектом. Такое оснащение являлось стандартным для тропических вариантов Bf109.
В начале Второй мировой войны самолеты Bf 109 превосходили устаревшие французские и польские истребители. Тогда погибло считанное число Messerchmitt, причем не в воздушных боях, а от огня наземной зенитной артиллерии.
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера (фото) или начиненного взрывчаткой бомбардировщика.
Несмотря на введенный в 1940 году камуфляж, Bf109 еще долгое время сохраняли первоначальную окраску. Этот Bf 109E-3 скапотировал при посадке в Голландии в 1941 году. Судя по всему, пилот не пострадал.
Этот Messerschmitt Bf 109E-4 входил в группировку, которая базировалась в августе 1940 года в Гранвилье (Франция). На самолете летал командир группы Ганс фон Хан - на носу истребителя изображен дракон, являвшийся эмблемой самолетов этой группы. Цвет эмблемы был зеленым для штабных самолетов, белым - для машин 1-й эскадрильи, красным - для 2-й эскадрильи, желтым - для 3-й эскадрильи.
Bf.109E-4
На самолетах Bf 109F первой серии устанавливался двигатель DB 601N, работавший на высокооктановом горючем. Появление "Friedrich" было с радостью встречено на фронтах, особенно во Франции, где Люфтваффе оказалось лицом к лицу с хорошо экипированными британскими RAF (Royal Air Force). Bf 109F и Spitfire Mk V были приблизительно равны по силам - именно эти два истребителя вели основные сражения в небе над Ла-Маншем.
Большинство вылетов Bf 109 совершали днем, однако этот самолет хорошо зарекомендовал себя и как ночной истребитель. На фотографии изображен самолет Bf 109F из II группы 54-го полка истребительной авиации (II./JG 54), принимавший участие в военных действиях на Восточном фронте.
ТРЕХКОЛЕСНОЕ ШАССИ. На этом Bf 109F испытывали трехколесное шасси, разработанное для Messerschmitt Me 309, которым планировалось заменить самолеты Bf 109.
РАДИАТОР ПОД ФЮЗЕЛЯЖЕМ. На этом Bf 109F проходили испытание другие приспособления для Me 309 - съемный радиатор под фюзеляжем и убирающееся основное ширококолейное шасси.
ДВИГАТЕЛЬ BMW. Все боевые Bf 109 оснащались однорядными двигателями Jumo или Daimler-Benz, но на этом Bf 109F установили радиальный двигатель BMW801 с самолета Focke-Wulf Fw 190.
РАКЕТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Этот Bf 109F использовался для испытаний ракет RZ 65, которые предполагалось использовать для атак наземных целей или бомбардировщиков противника.
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера или начиненного взрывчаткой бомбардировщика (фото).
За годы Второй мировой войны было построено более 30000 Messerchmitt Bf109. Некоторые из них ныне восстановлены и могут подниматься в воздух. Этот Bf 109G принадлежит Британским королевским ВВС.
С 1991 по 1997 годы единственным самолетом из Bf 109, на которых можно было летать, был Bf 109G-2/Trop WkNr 10639 "Black 6", принадлежащий военному музею в Даксфорде. После отступления немцев из Ливии этот самолет обнаружили английские летчики. Прослужив некоторое время в Австралии, он был передан базе Королевских ВВС в Коллиуэстоне для демонстрационных и оценочных полетов. Капитальный ремонт был проведен на базе в Линехэме в 1972 году, после чего самолет передали вначале в Нортхолт, а затем в Бенсон, где 17 марта 1991 года он выполнил свой первый после восстановления полет. Пилотировал его Рэг Хэллем. К сожалению, в 1997 году истребитель сильно пострадал во время посадки.
Этот Messerchmitt Bf 109G представлял собой гибрид, соединивший испанский Hispano HA-112 Buchon и немецкий двигатель Daimler-Benz.
ДАЛЬНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК. Под обозначением FiSk 199 Fieseler/Skoda был разработан дальний истребитель-бомбардировщик Bf 109G с дополнительными топливными баками под крылом и вспомогательной стойкой шасси. Она была необходима для обеспечения адекватного клиренса при подвеске 454-кг бомбы. После взлета вспомогательная стойка шасси отбрасывалась и опускалась на землю на парашюте, после чего ее вновь можно было использовать. Всего построили десять таких самолетов, получивших обозначение Bf 109G-2/R1. Их боевые вылеты оказались удачными, однако в качестве платформы для дальнего истребителя-бомбардировщика Люфтваффе все же предпочло выбрать Fw 190G.
Этот самолет один из более 12 000 Bf 109G-6, самой массовой модели Messerschmitt. На G-6 в верхней части фюзеляжа появились 13-мм пулеметы MG 131. Чтобы прикрыть зарядный механизм и выбрасыватель гильз, потребовалось добавить характерные выпуклые колпаки.
ТЯЖЕЛАЯ ПУШКА. Боевые Bf 109 вооружались 20-мм пушками, которые располагались под крылом. На этом Bf 109G-6 испытывалась 30-мм пушка МК 108.
НОЧНОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ. Под обозначением Bf 109G-6/N воевало небольшое количество стандартных самолетов серии "Gustav", приспособленных к ведению ночных операций. Стеклянный купол позади кабины прикрывает комплекс пеленгатора локаторов британских бомбардировщиков Naxos Z, состоящий из радаров H2S.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БАК. На этом Bf 109G-6 установлен дополнительный сбрасываемый бак для горючего. Для сохранения курсовой устойчивости самолета бак снабжен небольшим килем.
FW 189A-2 из 1(H)/31. Восточный фронт, лето 1942г. Такие самолеты играли важную роль на Восточном фронте.
К 1930 году были построены тысячи самолетов. Почти все они представляли собой бипланы. Типичным бипланом был "Кертис Дженни" (на фотографии). С технической точки зрения конструкция биплана вполне разумна, но в полете она как бы провоцирует увеличение "силы трения", тормозящей машину. В частности, по этой причине от бипланов отказались, когда возникла потребность в более скоростных машинах.
Ju 87D из подразделения III/StG в зимнем камуфляже на полевом аэродроме на Восточном фронте.
ВВС Ганы были одним из первых покупателей экспортных MB 326. Самолеты MB 326F для своей летной школы они начали получать уже в середине 1965 года.
Учебный самолет "Аэрмакки" в версии штурмовика не пользовался большим спросом за рубежом. Самый крупный заказ - на шесть самолетов - был получен из ОАЭ.
27-28 июля 1976г. На двух стратегических разведчиках Lockheed SR-71A Blackbird были установлены три абсолютных мировых рекорда. Это были: рекорд высоты для горизонтального полета - 25 935,669 м; рекорд скорости по прямой - 3 529,464 км/ч; рекорд скорости по 1000-километровой замкнутой кривой - 3367,128 км/ч.
Единственный, окрашенный в цвета "Аэрофлота", Ту-116 СССР-76462 использовался в основном как тренажер для экипажей и образец для демонстрационных полетов. В настоящее время эта машина находится в авиационном музее Ульяновска.
Бомбардировщики Vulcan приняли участие в нескольких учениях ВВС США. На фотографии изображены британский B.Mk 2 и американский B-52H, летящие над базой ВВС США.
Неприятность с американским истребителем. 14 сентября 1976г. Истребитель F-14A "Томкэт" (серийный номер 159 588) ВМС США неожиданно свалился за борт с палубы авианосца ВМС США "Джон ф. Кеннеди". Это произошло приблизительно в 120 км от шотландских берегов. Самолет затонул в нейтральных водах, после чего ВМС США срочно начали проводить погружения, чтобы не дать советским военно-морским судам завладеть истребителем. Особенно не хотелось американцам "показывать" противнику радарную систему управления огнем AWG-9 и реактивные снаряды AIM-54 Phoenix. Самолет был поднят американцами со дна спустя два месяца, 11 ноября.
Henschel Hs 123, отличавшийся большой живучестью и способностью взлетать с практически любых площадок, использовался для наземных атак вплоть до середины 1944 года.
3 мая 1976г. Лайнер компании Pan Am, Boeing 747SP Clipper Liberty Bell, вернулся в Сиэтл после рекордного кругосветного перелета, продолжавшегося 1 день 22 часа и 26 минут. Остановки для дозаправки: Дели (Индия) и Токио (Япония).
22 декабря 1976г. Первый полет прототипа лайнера Ил-86 (СССР-86000). Первый советский широкофюзеляжный самолет поднял в небо экипаж под командованием А. Кузнецова.
Операция "Энтеббе". 3 июля 1976. Лайнер Airbus A300B2 компании "Air France", выполнявший рейс 139 с 258 пассажирами на борту, 27 июня был захвачен террористами, выходцами из Палестины и ФРГ. Они вынудили экипаж совершить посадку в угандийском городе Энтеббе и потребовали освободить своих товарищей из тюрем Израиля, Франции, ФРГ и Швейцарии, а также выплатить пять миллионов долларов США. В противном случае террористы пригрозили умертвить пассажиров, многие из которых были гражданами Израилями или евреями по национальности. Израильское правительство быстро разработало план спасения. В полночь в Энтеббе совершили посадку три транспортных самолета "Геркулес", с которых выгрузились израильские коммандос. Они ворвались в терминал аэропорта, уничтожили трех террористов и освободили заложников. Были потери и у израильтян - погиб командир израильской спецгруппы.
Эскадрилья ВВС Бангладеш оснащена самолетами МиГ-21 (китайского производства), F-7M и FT-7, которые представляют собой одну из самых значительных государственных ценностей.
Ранняя модель вертолета Ми-24 в небе над Афганистаном. Стремительные маневры, которые требовалось совершать вертолету в очень сложных условиях, нередко приводили к авариям.
Ми-24 имел ряд прозвищ, некоторые из них - "Крокодил" и "Шайтан-арба". Афганские моджахеды боялись и ненавидели его. Скоростной, сильно вооруженный и хорошо бронированный вертолет Ми-24 стал символом советского присутствия в Афганистане.
12 августа 1976г. Первый полет прототипа Aermacchi MB-339, двухместного многоцелевого учебного и легкого боевого самолета. MB-339 был создан на базе предыдущего, очень удачного учебного реактивного MB-326.
МиГ-21 Lancer А. Все румынские истребители МиГ-21 М/МФ, предназначенные для усовершенствования компанией Aerostar , были построены после 1975 года и представляют собой "новый" МиГ-21. Благодаря установленному на них израильскому электронному оборудованию румынские Lancer принадлежат к числу наиболее совершенных моделей МиГ-21. Предполагалось, что они будут оставаться в строю как минимум до 2016 года, но в настоящее время рассматривается вопрос об их замене западными истребителями несколько раньше, до 2011 года.
Прототип УТИ-26-1 - двухместного учебного истребителя - совершил первый полет 23 июля 1940 года. Официальные испытания машины начались 28 августа 1940 года.
Компания "Lufthansa" начала с 1 апреля 1976г. выполнять рейсы на двух широкофюзеляжных лайнерах Airbus A300B2.
С целью представить свою лучшую модель компания "Gulfstream Aerospace" организовала кругосветный перелет этого прототипа, занявший 45 часов 25 минут. Самолет покрыл расстояние в 36 832,44 км со средней скоростью 811,44 км/час, вылетев из Парижа в западном направлении 12 июня 1987 года и установив в полете 22 новых мировых рекорда.
Following its certification by the FAA on 22 April 1987, the Gulfstream IV is now in full production at the Savannah facility of Chrysler Corp subsidiary Gulfstream Aero­space Corp.
В США GIV состоит не только на вооружении армии, авиации и флота, но и на государственной службе. Борт № 1 приписан к федеральной авиационной администрации.
В 1992 году стандартом серии Gultstream стал GIV-SP, заменивший прежний GIV. Эта новая модель отличается большей грузоподъемностью и дальностью полета.
ВМС США используют самолеты GIII, GIV и GV как VIP-транспорт и средневысотное средство поддержки морской пехоты. GV в ВМС США получил название C-37A, a GIII и GIV считаются различными модификациями самолета C-20.
В ВВС Швеции Gulfstream используется в качестве оборудованного электронной аппаратурой самолета-разведчика. На фотографии видны выступающие под днищем концы антенн и обтекатель головного радара.
Салон самолета Gultstream может быть оформлен согласно особым требованиям заказчика. Салон этого G500 отличается роскошной отделкой - кресла обтянуты натуральной кожей, а панели и мебель изготовлены из ценных пород древесины.
7 ноября 1976г. Первый полет прототипа Dassault Breguet Falcon 50 (F-WAMD) с аэродрома Мериньяк, Франция. Этот реактивный самолет бизнес-класса, способный перевозить восемь пассажиров на расстояние 5472 км, был оснащен тремя турбовентиляторными двигателями Garrett TFE731.
B.Mk 1 начал поступать в 230-ю часть боевой переподготовки в начале 1957 года. Уже в июле из зтих машин была сформирована 83-я эскадрилья. Второй, экипированной самолетами этого типа, эскадрильей в октябре того же года стала 101-я (на снимке).
На фотографии изображен B.Mk 1A, производящий дозаправку в воздухе. Заправщики "Valiant" B(K).Mk 1 оснащались разработанным для B.Mk 2 электронным модулем слежения (ЕСМ), обеспечивающим эффективную защиту от высотных перехватчиков.
230-я часть в Уоддингтоне была первым подразделением, получившим новые Vulcan, - первые два В. Mk 1 поступили сюда в январе 1957 года. Этот, третий по счету, самолет был получен 3 марта.
Во время чрезвычайной ситуации в Малайе Vulcan (включая эти B.Mk 1, сфотографированные в 1960 году) были переброшены на военные базы в качестве стратегических бомбардировщиков класса "V".
Носители "Blue Steel". Ограниченное число боеприпасов "Blue Steel" (в центре) подразделения бомбардировщиков Vulcan получили в сентябре 1962 года. Носители "Blue Steel" - специально оборудованные B.Mk 2 - были сосредоточены возле Скэмптона. Это положение сохранялось вплоть до конца 1960-х годов, когда самолеты стали вновь вооружать неуправляемыми ядерными бомбами WE 177B. С января 1962 года начались боевые дежурства сил быстрого реагирования, в которых всегда принимал участие как минимум один самолет из вооруженного "Blue Steel" подразделения. Дежурный бомбардировщик не находился в воздухе, но оставался в полной боевой готовности на земле (слева). Ему ставили задачу подняться в воздух через 57 секунд после объявления тревоги (справа). Вооруженный мегатонной боеголовкой "Red Snow", носитель "Blue Steel" был оснащен ракетным двигателем Bristol Senator, работавшим на смеси керосина и перекиси водорода.
Вслед за прекращением выпуска самолетов Skybolt и по мере совершенствования советских систем авионики, Vulcan с марта 1963 года стали использовать для операций на низких высотах. Этот B.Mk 2A из 617-й эскадрильи все еще вооружен стратегической ракетой "Blue Steel".
4 ноября 1976г. Началась поставка из Hawker Siddeley тренировочного Hawk T.Mk 1. Две первые машины прибыли на Вэлли, базу Королевских ВВС на острове Энглези.
В окраске этого итальянского G91T обращают на себя внимание большие оранжевые пятна.
Четыре G91Ye полете. На фотографии хорошо заметно внешнее сходство машины с менее совершенным самолетом G91R.
Модель Aero 3 была учебным самолетом ВВС Югославии на протяжении 1960-х годов.
Extra 300L - один из немногих самолетов мирового класса, предназначенных для аэробатики. Он оснащен выполненными из специальных материалов крылом и хвостовым оперением и рассчитан на постоянные перегрузки до 10 g и кратковременные перегрузки до 23 g.
Чем выше сложность фигуры, тем больше угол поворота головы пилота. Вот почему параллельный полет считается одной из труднейших фигур аэробатики.
Роли ведущего и ведомого заметно различаются. Задачей ведущего является точное исполнение фигур и умение оставаться в нужной точке независимо от ветра. Ведущий практически никогда не смотрит на ведомого. Ведомый же следит только за ведущим - он занят сохранением своего места в паре. Ведущий отдает во время перехода от фигуры к фигуре четкие команды. Ведомый за все время выступления иногда не произносит и двух слов.
9 августа 1976г. Прототип тактического транспортника фирмы "Boeing", YC-14, впервые поднялся в воздух. YC-14 был построен по заказу ВВС США, желавших иметь транспортный самолет с укороченным взлетом и посадкой.
10 октября 1976г. Прототип EMBRAER EMB-121 Xingu (PP-ZXI) совершил первый полет с шестью пассажирами на борту. Оснащенный двумя двигателями PT6A-28, он стал первым турбовинтовым самолетом с герметичной кабиной, произведенным в Бразилии.
Надпись на борту этого Як-1Б из 37-го гвардейского истребительного авиаполка 6-й гвардейской истребительной авиадивизии гласит: "Летчику Сталинградского фронта гвардии майору тов. Еремину Б. Н. от колхозника колхоза "Стаханова" тов. Головатова.