Aermacchi MB.326 (Atlas Impala (ЮАР), Embraer AT-26 Xavante (Бразилия))
Страна: Италия
Год: 1957


Двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
Описание:
Aermacchi МВ.326 и МВ.326K
Atlas Impala
EMBRAER. Лицензионные программы
Фотографии:

Цветные фото (58)

Aermacchi МВ.326 и МВ.326K

На протяжении своей истории, уходящей корнями в период, предшествовавший Первой мировой войне, компания "Аэронаутика Маччи" (ныне "Аления-Аэрмакки") выпустила более 7000 самолетов собственной конструкции. Почти 10 процентов от этого числа составили машины семейства МВ.326 - реактивные учебные самолеты и легкие штурмовики.
  В 1954 году фирма начала создавать МВ.326 как двухместный базовый тренировочный самолет. Первые два прототипа поднялись в воздух 10 декабря 1957 года. Самолет был оснащен одним турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper 8 мощностью 7,78 кН. На втором прототипе и 15 предсерийных самолетах, заказанных ВВС Италии, установили первый стандартный двигатель - турбореактивный Viper ASV.11 мощностью 11.12 кН.
  После приемки этого самолета ВВС Италии в течение февраля 1962 года получили 85 учебных машин. Самолет МВ.326, предназначенный для всех стадий летной тренировки, обладал простой и надежной конструкцией. Инструктор и пилот-курсант сидели в герметизированной кабине в легких катапультных креслах - кресло инструктора находилось сзади и располагалось немного выше кресла сидящего впереди курсанта.
  МВ.326 производился в различных вариантах. Так, был опробован МВ.326A с шестью подкрыльевыми подвесками для боеприпасов, однако итальянским ВВС в то время не требовался самолет такого типа. Заказы именно на этот самолет поступили из Ганы и Туниса, для которых было построено девять MB.326F и восемь МВ.326B соответственно. Еще четыре машины MB.326D со снятым вооружением приобрела "Алиталия", итальянская компания гражданских перевозок. МВ.326H (под обозначением "CA-30") с полным боекомплектом собирался по лицензии в Австралии компанией "САС" для Королевских ВВС и ВМС Австралии (соответственно 87 и 10 машин).
  Последними из первых модификаций стали 135 самолетов из 151, построенных по лицензии в Трансваале для южно-африканских ВВС. Эти машины имени обозначение Impala Mk 1.
  В начале 1967 года, с появлением более мощного двигателя Viper ASV 20, был создан MB.326G. Усиленная схема и мощный двигатель позволяли увеличить бомбовую нагрузку до 1814 кг. Самолет MB.326G производился для ВМС Аргентины (8 машин), ВВС Заира (17) и Замбии (22). Бразильская компания "Embraer" построила по лицензии 182 самолета, аналогичных EMB.326GC, для ВВС Бразилии (167), Парагвая (9) и Того (6). 11 бывших бразильских EMB.326GC позже, в 1983 году, были перемещены в Аргентину для восполнения потерь, понесенных аргентинской армией в ходе войны 1982 года на Фолклендских островах.
  Фирма "Аэрмакки" передала ВВС Италии шесть МВ.326E, созданных на основе MB.326GB, но с маломощным двигателем Viper 11 (позаимствованным с МВ.326), а также модернизировала до такой же конфигурации еще шесть выпущенных ранее МВ.326. Последней двухместной моделью стал усовершенствованный учебный MB.326L, созданный на базе одноместного МВ.326K, - две машины были поставлены в Дубай и четыре - в ВВС Туниса.
  Поставка последних ЕМВ.326 в феврале 1983 года завершила производство самолетов этой серии.
  К середине 2006 года МВ.326 были списаны из ВВС Ганы и Италии. Однако они все еще остаются на службе в ВМС Аргентины (3 самолета), Бразилии (18 ЕМВ.326), Парагвая (5), Туниса и Объединенных Арабских эмиратов (по пять самолетов).
  22 августа 1970 года компания "Аэрмакки" испытала первый прототип одноместного МВ.326, разработанного в качестве штурмовика и самолета ближней воздушной поддержки. Получивший обозначение МВ.336, этот самолет был оснащен тем же двигателем Viper ASV.20 Mk 540, как и последние серийные МВ.326.
  На втором прототипе опробовали двигатель Viper Mk 632-43. Его повышенная мощность позволила установить новое оружие - две 30-мм пушки DEFA. Удаление второго пилотского кресла освободило место дня размещения магазинов с боеприпасами для пушек, дополнительного топливного бака и части электронного оборудования, передвинутого сюда из носовой части.
  В 1974 году ЮАР приобрела лицензию на производство МВ.326K.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aermacchi MB.326GB

  Тип: двухместный учебный самолет и легкий тактический штурмовик
  Двигательная установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 мощностью 15,17 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 867 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 797 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 945 м в минуту при максимальном взлетном весе; рабочий потолок 11890 м при весе машины 4763 кг; радиус действия 648 км с боевой нагрузкой 769 кг
  Масса: пустого 2558 кг, нормальная взлетная 4547 кг, максимальная взлетная 5216 кг
  Размеры: размах крыла 10,15 м без топливных баков на законцовках крыла и 10,85 м с этими баками; общая длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 кв. м
  Вооружение: до 1814 кг боеприпасов на шести подкрыльевых подвесках

Atlas Impala

В середине 1960-х годов Южная Африка купила лицензию на самолет Aermacchi MB-326GB, предназначенный для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Первый из 16 самолетов, собранных на фирме "Atlas" из итальянских комплектующих, поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Следующие 30 машин имели часть комплектующих местного производства. После этого еще 105 машин были полностью сделаны из узлов и агрегатов, выпущенных южноафриканской фирмой. Последний из них был готов в 1974 году. Машины, поступившие на вооружение SAAF под обозначением Atlas Impala Mk 1, сначала попали в летную школу в Лангебаанвеге, где они использовались для подготовки пилотов реактивных и транспортных самолетов. Пять двухместных машин получила пилотажная группа SAAF "Silver Falcons".
  Южная Африка также приобрела лицензию на постройку MB-326KM - одноместного варианта Aermacchi MB-326. "Atlas" снова начала выпуск с "отверточной" сборки, изготовив семь таких самолетов. Последующие 93 машины на 90% состояли из деталей местного производства. Первая из них поступила на вооружение SAAF 22 апреля 1974 года под обозначением Impala Mk 2. Машина не многим отличалась от MB-326KM. На ней стоял тот же двигатель, что и на Impala Mk 1, вместо более мощного варианта ТРД Viper, использовавшегося итальянцами.
  Смешанный парк Impala Mk 1 и 2 использовался для обучения пилотов и борьбы с повстанцами. Impala Mk 2 также применялся для подготовки пилотов для истребителей Cheetah. Южная Африка активно использовала эти самолеты во время войн в Анголе и Намибии, где они действовали в роли штурмовиков и разведчиков.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Atlas Impala Mk 2

  Тип: одноместный легкий штурмовик/тренировочный самолет
  Силовая установка: ТРД Rolls-Royce (Bristol Siddeley) Viper 20 Mk 540 тягой 15.17кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 890 км/ч на высоте 1525 м; скороподъемность у земли 1981 м/мин; время набора высоты 10 975 м - 9 мин 30 с; потолок 14 325 м; дальность полета с подвесными баками 2130 км; радиус действия при полете на малой высоте с боевой нагрузкой 1280 кг - 268 км
  Масса: пустого 2964 кг; максимальная взлетная 5897 кг
  Размеры: размах крыла 10,15 м без баков на законцовках и 10,85 м с баками; длина 10,67 м; высота 3,72 м; площадь крыла 19,35 м'
  Вооружение: две 30-мм встроенных пушки и до 1814 кг на шести узлах подвески под крылом

EMBRAER. Лицензионные программы

На заре своего существования фирма EMBRAER строила самолеты по лицензии. С мая 1970 года она выпускала для бразильских ВВС реактивный учебно-боевой самолет Aermacchi MB-326GB. Всего было собрано 182 таких самолета. 170 из них поставили ВВС под обозначением EMBRAER AT-26 Xavante, а девять - в ВВС Парагвая и три - в Того.
<...>
MB.326E MM54384 '2-83' of 602a Squadriglia Collegamenti of 2° Stormo, at Treviso in June
MM54385, an MB.326E at Venegono. May 1994, was when the last aircraft was refurbished by Aermacchi for the limited use of the Italian Air Force
Italy
Forerunner of the '339 was the MB-326, seen here in 'Aeronautica Militare Italiana' markings and flown by the 637th 'Squadriglia Collegamenti' (Liaison Group) at Trapani, Sicily.
MM54217 'SST-4', at Venegono in March 1985, an MB.326E assigned to the Scuola Standardizzazione Tiro Aereo (Flight Weapons School) at Decimomannu, Sardinia
Taken in May 1987 at Pratica di Mare. MM54290, one of two MB.326Gs in service with the AMI and assigned to the RSV, at Pratica di Mare in May 1987. It retained its unusual silver finish
Half of the impressive flight line at Lecce air base in the 1960s. This was the training base where the Italian AF produced all its pilots, and continues to do so today.
Группа MB.326L итальянских ВВС, 1976г.
Принятие на вооружение ВВС Италии самолетов MB-326 позволило готовить летчиков на машинах исключительно итальянской конструкции: Aermacchi использовался для базовой подготовки, a Fiat G.91 - для повышенной. В 1981-1984 годах большинство MB-326 в ВВС Италии заменили на MB-339. Итальянские учебные самолеты, как правило, окрашивались в яркий оранжевый цвет.
Близкое сходство учебного и боевого вариантов MB-326 хорошо заметно на этой фотографии, на которой изображены демонстратор легкого штурмовика разработки "Aermacchi" и двухместный УТС, окрашенный в оранжевый цвет.
MB-326 могли брать на борт достаточно большую нагрузку - это хорошо заметно по изображенному здесь легкому штурмовику MB-326K. Вооруженные варианты самолета эксплуатировались авиацией Дубая, Ганы, Заира и Туниса.
The Aermacchi MB-326, one of Italy's most successful exports
Hawker Siddeley Harrier Mk 52 G-VTOL and Aermacchi MB-326K prototype I-KMAK at Santa Cruz in 1973.
Civil
The four Alitalia jet trainers were all painted in the same extremely attractive colour scheme, with the Italian tricolore on the fin, white upper surfaces with blue two-tone cheatlines and the airline’s name in a three-bar script, bare metal lower fuselage and Dayglo orange sections applied to the outer wings, tiptanks and tailplane.
The first of the MB.326DS to be delivered, l-ADIE is seen here landing at Brindisi in the “heel” of Italy, where the consistently good weather and relative lack of air traffic allowed the Alitalia jet school to pursue its intensive training programme.
I-ADIA was the first of four MB.326D delivered to Alitalia, the Italian flag carrier, in May 1963 for pilot training at its school at Brindisi.
Учебный MB.326D авиакомпании "Алиталия", предназначенный для подготовки пилотов гражданской авиации к действиям в экстремальных ситуациях, 1963г.
One of the four Aermacchi MB.326D variants supplied to Alitalia from the early summer of 1963, l-ADIE is seen here at the Paris Air Salon in June 1965. The aircraft performed a memorable display in the hands of Aermacchi chief test pilot Guido Carestiato, whose demonstration included inverted flight with flaps and undercarriage down and an inverted spin
Alitalia 9th Course student Nanni Pomanti steps from the cockpit of one of the MB.326Ds in 1966. Pomanti would go on to serve with Alitalia for 40 years, finally retiring as a Boeing 777 captain in 2004. He also enjoyed a parallel career as a photographer, becoming a regular contributor to Playboy and other lifestyle-oriented magazines.
Nanrti Pomanti and a fellow student beside l-ADIO. The Alitalia training syllabus was similar to that of the military, but intensive aerial manoeuvring exercises were replaced with additional navigation training for the civil pilots. The latter were allowed a 6g manoeuvring limit, as opposed to 8g for the military.
Impala Mk.1 N162TP of the National Test Pilot's School, Mojave, California, October 1994.
Tunisia
MB.326KT и MB.326LT ВВС Туниса
Тунис закупил MB-326 трех модификаций. Восемь учебных MB-326B, способных наносить удары по наземным целям, были получены в 1965 году. В 1977-1978 годах было поставлено восемь одноместных штурмовиков MB-326KT, которые пришли на смену F-86 Sabre. В заключение закупили четыре MB-326LT, представлявшие собой двухместный вариант MB-326K. В 2012 году уцелевшие самолеты состояли на вооружении 11-й эскадрильи на авиабазе Сиди-Ахмед/Бизерта.
Y81505 was the fifth MB.326B delivered to the Armee de l'Air Tunisienne in 1965, still wearing the first grey livery.
Zaire
Still wearing the old national markings, FG-460, the first MB.326GB purchased by the Force Aerienne Zairose at Venegono, May 1970.
Zambia
AF-2001, the first MB.326GB for the Zambia Air Force, at Venegono, February 1972.
South Africa
"Импала" из пилотажной группы ВВС ЮАР
Двухместные Impala Mk 1 долго служили в пилотажной группе "Silver Falcons", но постепенно им на смену пришли PC-7 Mk II Astra, первоначально заказанные для замены учебных самолетов Harvard.
The five Impala Mk Is of the SAAF's Silver Falcons aerobatic team based at AFB Langebaanweg.
Хорошая управляемость - непременный атрибут успешного УТС, что подтвердил экспортный успех MB-326, причем в ВВС ЮАР самолет активно эксплуатировался в течение четырех десятилетий.
An Impala Mk.1 of the 'Silver Falcons' aerobatic team with the new livery, taken at Hoedspruit in December 1996.
Два варианта декоративных окрасок южноафриканских пилотажных "импал"
The second MB.326M built by Aermacchi for South Africa, at Venegono in January 1966
The Aermacchi MB 326M is in production in South Africa as the Impala, the example illustrated serving with the Advanced Flying School.
Крупнейшим эксплуатантом MB-326 являлась ЮАР. Компания "Aermacchi" поставила 46 машинокомплектов таких самолетов для окончательной сборки на южноафриканской "Atlas". Помимо сборки "Atlas" самостоятельно построила примерно 100 двухместных Impala Mk I и 100 одноместных Impala Mk II. Самолеты использовались как учебные и противопартизанские, широко применялись в "войне в буше" на территории Анголы и Намибии в 1970-1980-х годах.
Still flying on Viper power in 2018 is Atlas Impala Mk 1 ZU-IMP, originally on strength with the SAAF as "479" and now a popular display item at South African airshows.
An eagle has replaced the springbok in South Africa’s castle marking, this being one of two variations
Australia
Австралийский MB.326H в "юбилейной" декоративной окраске, посвященной 30-летию принятия машины на вооружение, 1997г.
Австралийские ВВС эксплуатировали 97 самолетов MB-326H до 2001 года, в том числе и пилотажными группами "Telstars" и "Roulettes". Изображенный самолет принадлежал 2-й летной школе ВВС.
The RAAF's two principal trainers are shown together in this unusual formation as a piston-engined Winjeel leads two Aermacchi MB.326s. All three aircraft are from the Central Flying School, RAAF East Sale, and are flying over Lake Wellington, Victoria.
Now largely supplanted in the training role by the PC-9/A, the MB-326H remains in regular RAAF use in a number of other roles including instructor training, tactical training, lead-in fighter training, target facilities and F-111 navigator training. A7-074 from 76 Squadron at Williamtown seen here is used in the lead-in fighter trainer role, including weapons training and combat manoeuvring.
Argentina
0613, the first MB.326GB for the Armada Argentina, at Venegono in May 1969, before delivery.
MB.326GB аргентинских ВВС
Formation of two MB.326GBs and two MB.339As. The former type did not take an active part in the war.
RAAF MB.326H of 2nd OCU in a recent camouflage colour scheme.
Brazil
AT-26 "Шаванте" - бразильский вариант MB.326. По внешнему виду этой машины видно, что эксплуатируется она весьма интенсивно.
4554, an AT-26 Xavante of 4th EMRA, taken in Brazil at the end of the 1970s.
AT-26 Xavantes when in service with the 3°.EMRA. This unit was disbanded several years ago and its Xavantes reassigned to replace the Cessna T-37Cs.
В 1971-1981 годах бразильская "EMBRAER" построила 182 EMB-326GB, включая два прототипа и 166 серийных самолетов для ВВС Бразилии, остальные были экспортированы в Парагвай и Того. Самолеты Xavante дополнили 12 бывших южноафриканских Impala Mk II. Окончательно самолет сняли с вооружения ВВС Бразилии в декабре 2010 года.
Paraguay
The EMB-326GB Xavante was a major Embraer programme for almost a dozen years, five of the 10 examples exported to Paraguay being seen below at Sao Jose dos Campos prior to delivery. A total of 182 Xavantes was assembled by Embraer.
MB.326K UAE
Учебный самолет "Аэрмакки" в версии штурмовика не пользовался большим спросом за рубежом. Самый крупный заказ - на шесть самолетов - был получен из ОАЭ.
A formation of two MB.326KDs led by a MB.326LD in flight over Dubai in 1978, just after delivery of the 'KDs.
MB.326K Tunisia
Taken on an unknown Tunisian air base in the late 1970s, a flight line of recently-delivered MB.326KTs armed with live bombs and rocket pods ready for operations.
MB.326K Ghana
Probably the last MB.326 built by Aermacchi, G-717 of the Ghana Air Force, at Venegono in February 1995. It was originally built in 1979, probably for the Force Aerienne Zairose.
Impala Mk.2
ВВС ЮАР активно использовала свои Impala Mk 2 во время войны в африканском буше. В ходе одного из заданий Impala получил попадание ракетой ЗРК "Стрела-1", но ее БЧ не сработала, и самолет успешно вернулся на базу.
An Impala Mk.2 1019 of the 85th CFS taken at Hoedspruit in July 1994.
 
Носовой отсек БРЭО, носовая и основная стойки шасси