Мировая Авиация 64
-
За время выпуска B-17G компания "Boeing" построила 4035 таких самолетов, а фирмы "Douglas" и "Lockheed Vega" - 2395 и 2250 экземпляров.
Boeing B-17E Flying Fortress
Третьим и, пожалуй, самым значительным самолетом, дебют которого пришелся на 1935 год, был Bf 109 V1, поднятый в воздух 28 мая (также с двигателем Rolls-Royce Kestrel) пилотом Гансом Д. Кнетчем в Аугсбурге. В течение следующих 10 лет было построено более 33 000 самолетов Bf 109.
Праздничный первый полет первого DC-3. 17 декабря 1935г.: в очередную годовщину первого полета самолета братьев Райт в 1903 году прототип Douglas DST (Douglas Sleeper Transport) совершил свой первый полет из Кловер Филд, Санта Моника, пилотом был Карл А. Ковер. DST, переделанный в пассажирский самолет, получил обозначение DC-3 и выпускался во время Второй мировой войны в большом количестве.
Японская компания "Mitsubishi" тоже выпускала Sabre, собирая их из деталей, поставленных компанией NAA. 300 таких машин F-86F-40 Sabre поступили на вооружение японских ВВС. Эта модификация имела увеличенные концевые части крыла для улучшения маневренности в воздушном бою и представляла собой многоцелевой истребитель-штурмовик. Помимо этого в ВВС Японии эксплуатировалось около 135 самолетов F86F, ранее принадлежавших ВВС США, и 122 машины F-86D. F-86F-40 служили долго, решая второстепенные задачи.
Самолет F4U-1A Corsair № 18086 "Lulubelle" нес на левом борту отметки о 20 победах Боингтона, хотя он не был официально приписан к его эскадрилье. Весь период своего существования "Black Sheep" "одалживала" у других подразделений не только самолеты, но и обслуживающих их наземных специалистов.
Самолет F4U-1A Corsair № 18086 "Lulubelle" нес на левом борту отметки о 20 победах Боингтона, хотя он не был официально приписан к его эскадрилье. Весь период своего существования "Black Sheep" "одалживала" у других подразделений не только самолеты, но и обслуживающих их наземных специалистов.
Этот один из первых серийных самолетов с надписью "Hawker Siddeley Harrier" в носовой части вооружался ракетами MATRA и пушкой ADEN при выполнении задач непосредственной поддержки
Длительное сотрудничество Королевских ВВС с государством Белиз (бывший Британский Гондурас) началось с передачи шести GR.Mk 1А в период с ноября 1975 года по апрель 1976 года.
В августе 1973 года Harrier GR.Mk 1A 20-й эскадрильи принимал участие в учениях "Grimm Crusade". После семи лет службы эта авиачасть была расформирована в 1977 году, когда Королевским ВВС в Германии пришлось сократить число эскадрилий Harrier до двух.
Sabre британских ВВС. Задержки с вводом в эксплуатацию Hawker Hunter и Supermarine Swift привели к тому, что Canadair Sabre в качестве временной меры попали в британские Королевские ВВС. Sabre был первым английским истребителем со стреловидным крылом, который поступил в 13 эскадрилий. Первый экземпляр был поставлен 8 декабря 1952 года, последний снят с эксплуатации в середине 1956-го, когда его заменил Hawker Hunter. На снимке самолеты Hunter и Sabre из 112-й эскадрильи со знаменитым рисунком "акулья пасть", ранее изображавшимся на истребителях P-40. Королевские ВВС имели смешанный парк из 460 Sabre модификаций Mark 2 и 4.
6 ноября 1935г.: первый полет совершил прототип самолета Hawker Hurricane, первого истребителя-моноплана Королевских ВВС с закрытой кабиной, восемью пулеметами и убирающимся шасси. Он же первым достиг скорости 483 км/ч.
Шведские военные самолеты, выполняющие боевые вылеты вне воздушного пространства Швеции, - редкое зрелище. Однако, во время конфликта в Конго в 1960-х годах истребители SAAB J 29B совершали полеты для поддержки действий войск ООН.
Эскадрилья (Flygflottij) 22 была добровольческим подразделением, оснащенным истребителями-бомбардировщиками и разведывательной модификацией J 29. Самолеты с фотоаппаратурой несли камуфляжную окраску, в то время как внешние поверхности стандартных боевых машин не были окрашены и имели естественный металлический цвет.
Вертолеты Lynx AH.Mk 7, вооруженные ракетами TOW, использовались 1-й британской бронетанковой дивизией. При отсутствии танков противника они вели разведу в прифронтовой полосе и решали транспортные задачи.
Вертолеты Lynx HAS.Mk 3 Королевских ВМС с корабля "Лондон" оснащались ИК-системой переднего обзора Sandpiper и генератором ИК-помех Yellow Veil для проведения разведки на дальних расстояниях и поддержки Сил специальных операций.
Заирские учебные МВ.326 были достаточно эффективны в противопартизанских операциях, но из-за недостаточного технического обслуживания и низкого уровня подготовки пилотов они не сыграли заметной роли в борьбе за контроль над страной.
Вертолеты HH-60H смешанной эскадрильи палубных вертолетов HCS-4/5 ВМС США, вооруженные 7,62-мм пулеметами Minigun, вылетали из Эль Джуфа (Саудовская Аравия) для участия в секретных операциях.
Вертолеты HH-60H "Spike" с экипажами из резервистов находились в "состоянии готовности 15", то есть были готовы подняться в воздух через 15 минут после сигнала тревоги и вылететь по маршрутам к объектам, намеченным союзным командованием для удара. Боеготовность эскадрильи HCS-4 составила 94% против 85% у эскадрильи HCS-5.
"Airbus" представила первый A340 на праздничной церемонии, прошедшей в Тулузе в октябре 1991 года. Церемонию посетило более 5500 человек. Первый полет состоялся 25 числа того же месяца.
Шасси самолета A340 отличались от шасси A330 наличием дополнительной стойки под центральной секцией фюзеляжа.
26 февраля 1993 года компания "Air France" стала первой, купившей модификацию A340-300. Самолет A340-311 F-WWCA впервые поднялся в воздух в июле 1992 года и после года испытаний был куплен "Air France" в августе 1993 года.
Нигерийская авиакомпания "Arik Air" стала одним из последних покупателей нового A340, купив свой первый из трех дальнемагистральных A340-500 в декабре 2008 года.
Недолго рост продаж A340-500 радовал компанию "Airbus". Статус самого дальнего пассажирского самолета вскоре был перехвачен авиалайнером Boeing 777-200LR.
Самолет A340-211 D-AIBA, с собственным названием "Nurenberg", был первым A340, поступившим в коммерческую эксплуатацию. Поставки начались в феврале 1993 года - только через 10 месяцев после первого полета модификации A340-200.
К июлю 2009 года компания "Iberia" насчитывала 12 самолетов A340-600. Ввод в эксплуатацию такого многоместного авиалайнера поначалу сопровождался трудностями.
Летом 1991 года планер A340 прошел расширенные наземные испытания на прочность при статической нагрузке в авиационном испытательном центре в Тулузе (CEAT). На снимке: переднюю часть фюзеляжа выгружают из транспортного самолета Guppy 201 в октябре 1990 года.
В 1970-х годах самолетами McDonnell F-101B/F оснащались семь эскадрилий Национальной гвардии США, включая 179-ю эскадрилью перехватчиков в Миннесоте. Самолеты служили там с апреля 1971 года до зимы 1975-го.
Первые F-101B выполняли учебные задачи и часто имели металлический носовой обтекатель, где вместо РЛС размещалась аппаратура обеспечения учебных полетов.
178-я эскадрилья перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Северная Дакота носила название "Нарру HOOLOGANS" и летала на F-101B и F в 1969-1978 годах. Последние Voodoo были сняты с вооружения Национальной гвардии в 1982 году.
Почти пятая часть F-101B, находившихся в эксплуатации с 1959 по 1969 год, потерпела аварии в результате множества конструктивных недостатков. Эта была самая многочисленная модификация самолетов Voodoo, построенная в количестве 480 машин.
Самолет F-101B 29-й эскадрильи перехватчиков, включив свои двигатели Pratt & Whitney J57 на форсаж, готов к взлету с авиабазы Малмстром, штат Монтана. 17 эскадрилий ПВО США получили такие машины, последняя - в 1960 году.
Самолеты с двойным управлением, отправленные в Канаду, имели обозначение CF-101F. На снимке: машина, принадлежавшая 425-й эскадрилье. И в F-101F, и в CF-101F оператор РЛС имел ограниченные возможности по пилотированию. Он не мог управлять закрылками, форсажем, выпуском шасси и тормозами.
Эти F-101B принадлежали командованию ПВО Североамериканского континента в середине 1960-х годов. Они летят строем над Нью-Йорком - одним из городов, который должны были защищать.
A 1965 photograph of F-101B Voodoos, newly modified under the "Bold Journey" programme, flying over Manhattan.
Два вертолета MH-53J 1-го авиакрыла специальных операций спасли лейтенанта Девона Джонса из эскадрильи VF103 "Sluggers", чей F-14 был сбит иракской зенитной ракетой во время операции сопровождения 21 января 1991 года. Пилот был обнаружен самолетом A-10 "Sandy", сопровождавшим вертолеты. Летчику-оператору лейтенанту Лэрри Слейду повезло меньше, он провел в плену шесть месяцев.
После завершения операции "Буря в пустыне" вертолеты MH-53J из 21-й эскадрильи специальных операций ВВС США, оснащенные системой Pave Low, оставались в регионе для высадки десанта спецназа и проведения поисково-спасательных операций в северном Ираке.
18 мая 1935г.: произошла самая крупная катастрофа того времени с участием летательного аппарата тяжелее воздуха. Советский АНТ-20 "Максим Горький" разбился в результате столкновения с другим самолетом в небе над Тушино. С самолетом погибло 56 человек, находившихся на его борту.
Вертолет Sea King HC.Mk 4 из 846-й эскадрильи взлетает с палубы корабля Королевской военно-морской вспомогательной службы "Аргус" для поддержки Сил специальных операций, участвовавших в дальних рейдах в ходе "Бури в пустыне".
Этот Chinook HC.Mk 1 в специальной темной окраске участвовал в тайной переброске войск при совершении обходного маневра, начатого 24 февраля 1991 года.
Один из вертолетов Chinook из 7-й эскадрильи сохранил обычную пустынную окраску и, согласно неофициальной версии, использовался секретным подразделением, базировавшимся на границе с Саудовской Аравией и нацеленным на арест лично Саддама Хусейна.
24 февраля 1935 года совершил первый полет якобы гражданский прототип самолета Heinkel Не 111 а (позже Не 111 V1). Было очевидно, что самолет представляет собой бомбардировщик (на снимке - второй прототип бомбардировщика Не 111b).
Этот P-26A был приписан к 34-й эскадрилье 17-й группы перехватчиков, базировавшейся в 1934 году в Марч-Филд, Калифорния. Машина несет на верхней части фюзеляжа свой номер, а на нижней - номер эскадрильи.
При создании P-26 специалисты фирмы "Boeing" ориентировались на собственные взгляды и на требования Авиационного корпуса Армии США.
Первый цельнометаллический бомбардировщик Авиационного корпуса Армии США со свободнонесущим крылом Y1B-9A (на переднем плане) и первый серийный истребитель-моноплан (Boeing XP-936) совершают совместный полет.
Франция внесла наиболее существенный вклад в военные усилия в данном регионе, французские войска направлялись туда не менее 30 раз, начиная с 1960-х годов. В основном это были наземные операции, проводившиеся при поддержке эскадрилий снабжения ВВС, оснащенных Transall С.160. При необходимости эти же транспортные машины высаживали французских десантников.
CL-13 Sabre Mk 2, оснащенный двигателем J47, был первой модификацией Sabre в канадских ВВС. В Канаде он поступил на вооружение частей ПВО, а в Европе Sabre были распределены по четырем истребительным крыльям в Марвиле и Гростенкуине во Франции, а также в Баден-Золлингене и Цвай-брюккене в Западной Германии. Этот самолет служил в 434-й эскадрилье "Bluenose", входившей в состав 3-го авиакрыла в Цвайбрюккене.
Этот Canadair Sabre F.Mk 2 находился на вооружении 92-й эскадрильи в 1955 году.
Последней модификацией Canadair Sabre был Mk 6, оснащенный двигателем Orenda 14. Он продемонстрировал более высокие летные качества, чем самолеты, построенные в США.
Эти Sabre Mk 4, несущие рисунок "акулья пасть", служили в 112-й эскадрилье, одном из 10 подразделений Королевских ВВС в Германии, вооруженных самолетами Sabre.
These two Sabres of No.112 Squadron, based with the 2nd T.A.F. in Germany, display the shark's-tooth squadron marking which they are now permitted to use in place of a more conventional fuselage marking.
Самолет G-VTOL представлял собой демонстрационный образец, построенный по стандарту Harrier T.Mk 2. На фотографии хорошо виден удлиненный киль, первоначально устанавливаемый на двухместные самолеты Королевских ВВС.
Производство Harrier GR.Mk 1/Т.Mk 2. Шесть предсерийных Harrier были заказаны 19 февраля 1965 года. Первые полеты прошли с 31 августа 1966 по 14 июля 1967 года. За ними последовали 78 одноместных и 16 двухместных Harrier. Обозначения с XV738 по XV762 и с XV776 по XV810 получили 60 GR.Mk 1. Их первые полеты прошли с 28 декабря 1967 по 25 марта 1971 года. Следующие 17 самолетов (с XW916 по XW 924 и с XW763 по XW770) поднялись в воздух с 11 июня 1971 по 4 января 1972 года под обозначением GR.Mk 1А. Прототипами самолета T.Mk 2 были XW174 и XW175 (на снимке), их первые полеты прошли 24 апреля и 14 июля 1969 года. В апреле 1968 года было заказано девять машин под обозначением с XW264 по XW272; первые полеты - с 3 октября 1969 по 4 мая 1971 года. Пять самолетов (с XW925 по XW927 и с XW933 по XW934) были построены с 26 августа 1971 года по 16 октября 1973 года. Машина XW926 (6 апреля 1972 года) была первой усовершенствованной до стандарта T.Mk 2А.
Model 247D (на фотографии) отличался от Model 247 цельным капотом двигателей и фонарем кабины, откидывающимся назад. Часть машин Model 247 была переделана до этого стандарта.
До начала масштабного выпуска Harrier было построено шесть предсерийных Р.1127RAF. Первым из них был XV276, получивший камуфляжную окраску вскоре после поступления в Королевские ВВС.
Август 1935г.: в Райт-Филд прошел оценочные испытания прототип первого американского истребителя-моноплана с закрытой кабиной и убираемым шасси Seversky 1-XP (XP-35).
Самолет Halifax B.Mk II Series I оснащался двигателями Rolls-Royce Merlin XX или 22 и верхней турелью Boulton Paul со спаренными пулеметами. Это вызвало увеличение массы и лобового сопротивления, что в сочетании с недостаточной мощностью силовой установки привело к ухудшению летных характеристик. У последующих модификаций эта проблема была решена. Носовая часть стала более обтекаемой, что способствовало снижению массы и лобового сопротивления, а верхняя турель получила более низкий профиль за счет удаления некоторого оборудования.
После удаления носовой и верхней пулеметных установок лобовое сопротивление самолета Halifax B.Mk II Series 1 (Special) было уменьшено, что привело к улучшению летных характеристик. Этот самолет, построенный заводом "London Aircraft Production Group" в 1941 году, служил в 10-й эскадрилье Королевских ВВС.
Благодаря своей способности совершать посадку на воду наряду с большой продолжительностью полета и вместимостью фюзеляжа Halifax был идеален для операций Берегового командования. На фотографии экипаж GR.Mk II Series 1А готовит ся к длительному полету на поиск германских под лодок в Северной Атлантике.
Halifax B.Mk VI с изящным рисунком на носу фюзеляжа стоит на аэродроме, снимок сделан в Англии. Позади выхлопного коллектора можно увидеть магистраль системы обогрева кабины Graveley. На Halifax B.Mk III все двигатели, кроме левого наружного, имели выхлопные патрубки с правого борта. Хорошо видны также пламегасители выхлопа мотора Hercules.
Пролежав 31 год на дне озера Хоклинген в Норвегии, Halifax Mk II W1048 "S for Sugar" был поднят в 1973 году и ныне выставлен в музее Королевских ВВС в Хендоне. Самолет принадлежал 35-й эскадрилье и был одним из 11 Halifax, вылетевших с авиабазы Кинлосс для атаки с малой высоты германского линкора "Тирпиц". Машина была сбита зенитным огнем и разбилась, упав в замерзшее озеро.
Этот Halifax B.Mk VII служил в эскадрилье 408 "Goose" канадских Королевских ВВС на авиабазе Линтон-он-Оуз, Йоркшир. Данная авиачасть была сформирована для действий в составе британских Королевских ВВС в Линдхолме в июне 1941 года. Поначалу она воевала на самолетах Hampden, затем была перевооружена Halifax, затем пересела на Lancaster, а позже - вновь на Halifax. Название эскадрильи соответствует ее гербу с изображением канадских гусей. Такие картинки и надписи как "Vicky the Vicious Virgin" очень редко встречались на британских самолетах, но в канадских эскадрильях не было строгих ограничений на подобные "личные эмблемы". На фюзеляже написаны прозвища членов экипажа возле их мест в кабине.
Halifax B.Mk III
Модификации. Существовал целый ряд серийных модификаций бомбардировщиков Halifax. Многие самолеты были переделаны уже во время эксплуатации, большинство - в рамках официальных программ модернизации, хотя значительное количество изменений было внесено и непосредственно в эскадрильях. Существовали противолодочные, буксировочные, метеорологические разведывательные и транспортные модификации.
TBF-1 Avenger. Показан один из первых самолетов TBF-1, выпущенный на заводе "Grumman" в Бетпейдже в начале 1942 года под номером 25. Было построено около 200 экземпляров Avenger с такими опознавательными знаками. Знаки были изменены в июне 1943 года, когда к кругам со звездами добавили по бокам белые прямоугольники.
Помимо бомб и ракет Avenger мог сбрасывать и не смертоносные грузы. На фотографии они сбрасывают на парашютах контейнеры с продуктами, водой и боеприпасами для 1-го полка морской пехоты, оставшегося без снабжения из-за распутицы близ Шур и Касл на Окинаве.
Палуба авианосца "Бела Вуд" (тип "Индепенденс") охвачена огнем после атаки камикадзе, октябрь 1944 года. Для восстановления корабля потребовалось три месяца. Ранее, в июне того же года, с помощью Avenger палубного базирования был потоплен японский авианосец "Хиё".
После удаления верхней и кормовой стрелковых установок Halifax C.Mk VIII приобрел более обтекаемые формы. Он был разработан на базе B.Mk VI и использовался в качестве транспортного самолета. Имелась возможность установки съемного подфюзеляжного контейнера для перевозки груза весом до 3636 кг, а внутри фюзеляжа могли перевозиться грузы, пассажиры, десантники или раненые на носилках.
12 транспортных Halifax C.Mk 8 были переделаны фирмой "Handley Page" под обозначением НР.70 Halton для авиакомпании BOAC. Компания "Short & Harland" из Белфаста переделала их для размещения 10 пассажиров. В бортах прорезали прямоугольные иллюминаторы, а в непрозрачной носовой части оборудовали багажный отсек.
The Handley Page Halton Civil Transport (four Bristol Hercules 100 engines).
11-13 ноября 1935г.: Джин Баттен стала первой женщиной, совершившей одиночный полет через Южную Атлантику, пролетев на самолете Percival Gull Six (G-ADPR) "Jean" из Лимпна (Англия) в Натал (Бразилия) через Тиес (Сенегал). Завершив полет за двое суток 13 часов и 15 минут, Баттен на сутки побила рекорд, установленный Джимом Моллисоном 6 февраля 1933 года.
16-17 апреля 1935г.: самолет Sikorsky S-42 компании "Pan American Airways System" совершил первый пробный полет из Аламедии, Калифорния, на Гавайские острова. Это перелет являлся частью трансокеанского маршрута из Соединенных Штатов на Филиппины.
12 апреля 1935г.: лорд Ротермер заказал самолет Bristol Type 142 в качестве высокоскоростного транспортника. Самолет получил название "Britain First". Позже он был построен уже как бомбардировщик Blenheim.
22 ноября 1935г.: компания "Pan American Airways" открыла первую регулярную почтовую авиалинию через Тихий океан полетом самолета Martin М.130 China Clipper из Сан-Франциско в Манилу, Филиппины, через Гонолулу, острова Мидуэй, Уэйк и Гуам.
При таком же двигателе, как и у Model 40В, усовершенствованный Model 200 показывал лучшие летные качества.
7 февраля 1931 года Model 202 потерпел катастрофу во время испытательного полета на максимальной скорости. В воздухе оторвалась лопасть винта, а затем из-за возникшей вибрации сорвало двигатель. На фотографии хорошо видно крыло типа парасоль.
В отличие от Model 202 самолет Model 205 имел более обтекаемую форму, благодаря кольцевому капоту и переделанному хвостовому оперению.
В передней кабине самолета Model 203, аналогичного по конструкции Model 95 и P-12/F4B, могли разместиться бок о бок два пассажира, пилот размещался сзади. Это был последний самолет компании "Boeing" с каркасом фюзеляжа, сваренным из стальных труб.
В варианте XP-940 (на фотографии) самолет Model 264 имел относительно небольшую кабину по сравнению с более поздними модификациями. Более обтекаемая форма свободнонесущего крыла способствовала уменьшению лобового сопротивления.
Из-за низкорасположенного крыла толстого профиля руководителю посадки было сложно увидеть хвостовое оперение самолета Model 273, чтобы оценить высоту приближающейся машины при посадке на палубу авианосца.
A94-101 был прототипом самолета CA-26 Avon Sabre. 3 августа 1953 года он совершил свой первый полет в Авалоне. Обратите внимание на одиночную нишу пушки ADEN, незначительно переделанный воздухозаборник и профиль носовой части.
The first prototype of Australia's Avon-powered F-86, the CA-26 A94-101, first flew on August 3, 1953.
Эксплуатация самолетов Sabre продолжалась благодаря решению установить на них ракеты Sidewinder. В 1960-х годах истребители 79-й эскадрильи австралийских ВВС обеспечивали защиту американских самолетов, вылетавших с авиабазы Убоин в Таиланде для выполнения боевых задач во Вьетнаме.
Sabre Mk32 3-й и 77-й эскадрилий на базе Королевских австралийских ВВС в Баттеруорте в Малайзии. Австралийские Sabre, служившие в 78-м авиакрыле, начиная с августа 1959 года, совершили несколько боевых вылетов в самом конце периода чрезвычайного положения в Малайзии.
Impressive line-up of 18 Sabres from 78 Wing RAAF on the apron at the RAAF's base at Butterworth, northern Malaysia on March 6, 1959. Over 100 Rolls-Royce Avon-powered Sabres were built by the Commonwealth Aircraft Corporation under the designation CA-27 with the first example being handed-over on August 30, 1954 and the last in 1958. Based on the F-86F, modifications to incorporate the more powerful (but lighter) engine meant that only about 40% of the original fuselage structure was retained.
Помимо самолетов Fortress Mk.I из 90-й эскадрильи (на рисунке), британские ВВС использовали модификации Fortress B.Mk II (B-17F), B.Mk IIA (B-17E) и Fortress B.Mk III (B-17G).
Индия, Эфиопия, Италия и Швеция посылали военные самолеты для поддержки с воздуха сил ООН, которым приходилось вести все более активные боевые действия. Вскоре начались боевые вылеты против сепаратистов Катанги. Индийские самолеты B(l).Mk 58 Canberra использовались в качестве ночных бомбардировщиков.
Самолет Canberra PR.Mk 9 выруливает на стоянку аэродрома Энтеббе после проведения операции "Purposeful mission" в Руанде. Целью этой операции британских ВВС были поиски руандийских беженцев, скрывавшихся в джунглях западного Заира. С 20 ноября по 19 декабря 1996 года был совершен 21 вылет, Canberra отыскала 300 000 беженцев.
Шведские истребители в Конго сопровождали эскадрилью из шести индийских бомбардировщиков Canberra B(l).Mk 58, которые наносили ночные удары по столице мятежной провинции Катанга Элизабетвилю.
Был построен всего один экземпляр Model 236. Самолет XF6B-1 (новое обозначение XBFB-1) разбился в 1936 году при посадке.