Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota
Варианты:
Douglas - DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Средний транспортный самолет с экипажем из двух человек
Описание:
DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota
Douglas DC-3
Douglas C-47 Skytrain/Dakota, C-53 Skytrooper и R4D
Фотографии:

Цветные фото (115)

DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota

Военно-транспортный самолет. Двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Военная модификация пассажирского DC-3, спроектированного в КБ "Дуглас эйркрафт" под руководством А. Рэймонда и Э. Бартона. Опытный образец первого варианта DC-3, DST, поднялся в небо 17 декабря 1935 г. С апреля 1936 г. DST, а затем DC-3 и DC-3A строились серийно. Первый военный вариант, C-41A (на базе DC-3A), взлетел в августе 1939 г. Специально же приспособленные для военно-транспортной авиации C-53 и C-47 пошли в производство соответственно в октябре и ноябре 1941 г. Их строили заводы "Дуглас" в Лонг-Бич, Талсе (C-47 и C-117) и Санта-Монике (C-53). Всего изготовили 10 926 экз. (включая 133 учебных TC-47B).
Экипаж - 3 - 4 чел., 27 - 28 пассажиров или груз до 2725 кг. Моторы R-1830. Штатного вооружения не было, но в окнах салона имелись гнезда для оружия десанта. В США проводились полевые переделки под 2x12,7, в СССР - 1x12,7 (верхняя установка от Ли-2).
В годы Второй мировой войны C-53 и C-47 состояли на вооружении в США с января 1942 г., в Австралии - с апреля 1942 г., в Великобритании - с мая, в Советском Союзе - с августа, в Канаде - с марта 1943 г., в Новой Зеландии, Франции, Польше, Китае, Нидерландах - с 1944 г.
Основные серийные модификации:
  - C-53 (R4D-3, "Дакота" II), пассажирский самолет на 28 мест с моторами R-1830-92;
  - C-53B, арктический вариант с увеличенным запасом горючего;
  - C-53C, доработанные реквизированные гражданские DC-3A-453 с дверями с правой стороны;
  - C-53D, на базе DC-3A-547 с моторами R-1830-92, сиденьями по бортам салона и измененным электрооборудованием;
  - C-47 (R4D-1, "Дакота" I), грузо-пассажирский самолет на 28 мест с моторами R-1830-92, грузовыми дверями, усиленным полом, удлиненным крылом и астрокуполом на базе модели DC-3A-360;
  - C-47A (R4D-5, "Дакота" III), с усиленным шасси и усовершенствованным электрооборудованием на базе DC-3A-456;
  - C-47B (R4D-6, "Дакота" IV), с моторами R-1830-90/90B/90C;
  - C-47D, переделка C-47B под моторы без двухступенчатых нагнетателей;
  - C-117A, с моторами R-1830-90C, пассажирский самолет на 21 место;
  - R4D-2, с моторами R-1820-71 на базе гражданского C-49.
Предназначенные для флота R4D и экспортные "дакоты" имели отличия по оборудованию. Кроме военных модификаций ВВС различных стран эксплуатировали машины гражданского образца. В США они именовались: C-42, C-48, C-49, C-52, C-68, C-84 и R4D-4. Советские ВВС до самого конца войны располагали DC-3-196A, купленными в США в 1938 - 1939 гг.
И C-53, и C-47 очень широко использовались в войне. С лета 1942 г. они стали летать из США в Англию и из Индии в Китай. R4D с начала 1942 г. доставляли запчасти и персонал на передовые базы. В ноябре 1942 г. C-47 и C-53 высаживали десанты в Северной Африке. В этом же году они перебрасывали грузы войскам, сражавшимся за о. Гуадалканал. После высадки парашютистов на Новой Гвинее все снабжение наступающих войск осуществлялось по воздуху. На Тихом океане воздушные перевозки широко использовались для обеспечения боевых действий на Соломоновых о-вах и Филиппинах.
В июле 1942 г. авиация союзников высадила планерно-парашютный десант на Сицилии, в июне 1944 г. - в Нормандии, в августе - в Южной Франции, в сентябре с самолетов высадились подразделения, захватившие острова в Эгейском море. Привлекались C-53 и C-47 в ходе операций под Арнемом и при форсировании Рейна (март 1945 г.). Одновременно английские и американские самолеты обеспечили наступление в джунглях Бирмы, где не было других способов снабжения. В мае 1945 г. парашютный десант был высажен под Афинами.
C-47 и C-53 активно применялись для перевозок на Дальневосточном театре боевых действий. В частности, в 1943 - 1945 гг. C-47 использовались для перевозки грузов в Китай через Гималаи. Последний крупный воздушный десант был выброшен англичанами в районе Рангуна (Бирма, ныне Мьянма).
Советские C-47 участвовали в высадке десанта на Букринском плацдарме за Днепром в 1944 г., "воздушных мостах" в Словакию и Югославию (в последнем случае самолеты летали с базы Бари в Италии), обеспечивали действия всех фронтов и флотов на завершающем этапе войны. Последние вылеты они совершили, перевозя горючее в Манчжурии.
Польские ВВС получили несколько машин от СССР и использовали их как транспортные и штабные на заключительном этапе войны.
Выпуск военных вариантов DC-3 прекратили в мае 1946 г.
В Советском Союзе эти машины служили до 1957 г., в Великобритании - до апреля 1970 г., в Канаде - до 1973 г., в Австралии - до 1975 г., в США и Новой Зеландии - до 1976 г., во Франции - до 1982 г.
В послевоенный период C-47 состояли на вооружении во многих странах мира. Они как бомбардировщики и транспортные самолеты применялись в гражданской войне в Греции в 1947 - 1948 гг. В июле-октябре 1948 г. английские и американские машины привлекались для организации воздушного моста в Западный Берлин. В 1946-1949 гг. C-47 действовали в составе ВВС Нидерландов во время колониальной войны в Ост-Индии (Индонезии). В частности, в декабре 1948 г. голландские самолеты высадили посадочный десант под Джакартой. Французы применяли C-47 как транспортные и санитарные машины в ходе войны в Индокитае до 1954 г. На них даже перевозили в разобранном виде легкие танки. В 1948-1952 гг. англичане использовали свои "дакоты" в операциях против партизан в Малайе. Они сбрасывали с парашютами грузы для войск в джунглях. И Индия, и Пакистан неоднократно использовали C-47 в войнах друг с другом. Это имело место в 1947 г., в 1965 г., а в небольших масштабах - и в 1971 г. Египтяне на C-47 в 1948 - 1949 гг. летали с баз на Синае бомбить Израиль. В свою очередь, израильтяне использовали их для высадки парашютных десантов на Синае в 1956 г. Тремя годами позже парагвайские летчики с C-47 бомбили отряды партизан, пересекшие границу с Боливией. В 1958-1961 гг. самолеты, приобретенные ЦРУ, сбрасывали грузы для мятежников в Индонезии. В начале 1962 г. индонезийская армия высадила парашютные десанты в Западном Ириане (на о. Новая Гвинея), являвшемся тогда колонией Нидерландов. И индонезийцы, и противостоявший им контингент голландских вооруженных сил располагали некоторым количеством C-47. И как транспортные машины, и как бомбардировщики эти самолеты служили в ВВС Португалии. Их использовали в колониальных войнах в Анголе и Мозамбике в 1960-х гг. Во время войны во Вьетнаме американцы доработали некоторое количество машин в тяжелые штурмовики AC-47, обстреливавшие районы сосредоточения партизан. В 1967-1968 гг. правительственная армия в Нигерии использовала для военных перевозок во время боевых действий в Биафре несколько реквизированных гражданских DC-3. Как бомбардировщики C-47 последний раз действовали в "футбольной" войне между Сальвадором и Гондурасом в июле 1969 г. Сальвадорские экипажи наносили на них удары по военным объектам в приграничных районах. Последним же случаем применения "дугласа" как боевого самолета можно считать операции против повстанцев в Сальвадоре в 1983 г., когда две транспортные машины доработали по типу AC-47 и использовали на фронте.


C-47A||
Размах:||29,11 м
Длина:||19,43 м
Моторы, количество х мощность:||2x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||14060 кг
Максимальная скорость:||370 км/ч
Практический потолок:||7315 м
Дальность:||6115 км

Douglas DC-3

Douglas DC-3 - классический авиалайнер, известный во всех уголках планеты и продолжавший летать даже в новом тысячелетии. Мало кто мог предположить в далеком 1934 году, что создаваемый инженерами "Douglas Aircraft Company" по заказу "American Airlines" увеличенный вариант DC-2 со спальными местами, предназначенными для длительных трансконтинентальных перелетов в США, будет иметь такой грандиозный успех. Результатом проработки стал самолет, имевший салон на 14 спальных мест и получивший название DST (Douglas Sleeper Transport). Он поднялся в воздух 17 декабря 1935 года. Однако наибольшую популярность приобрел другой вариант - DC-3, рассчитанный на перевозку 21-28 пассажиров. До начала Второй мировой войны заказчикам были переданы 430 лайнеров, занявших доминирующие позиции в воздушном парке американских авиаперевозчиков. Высокая надежность самолета привлекла внимание и военных, которым требовалось большое количество транспортных самолетов.
  Благодаря высокой надежности многие военные DC-3 благополучно пережили войну и впоследствии были с удовольствием приобретены различными организациями.
  DC-3 представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции, исключая полотняную обшивку поверхностей управления. Крыло - многолонжеронное, созданное на базе крыла DC-1, и во многом предопределившее длительный срок службы авиалайнера. Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и основными опорами, убирающимися в нижнюю часть гондол двигателей таким образом, что часть колес шасси выступала за рамки гондол, а также свободнонесущее цельнометаллическое оперение.
  Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов в довоенный период. Рекорд периода 1936-1941 годов, когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом именно благодаря самолету DC-3. Гражданские модели, включая DST, строились в пяти сериях, причем стандартной силовой установкой стали варианты с двигателями Wright SGR-1820 Cyclone или Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью от 1 000 и 1200 л. с. (746-895 кВт) при различной максимальной взлетной массе.


Варианты

  DST: первоначальный вариант вместимостью 28 пассажиров или 14 в спальном варианте; оснащался звездообразными двигателями Wright Cyclone (построен 21 самолет)
  DST-A: идентичен DST, но с двигателями Twin Wasp (19 самолетов)
  DC-3: основной пассажирский авиалайнер вместимостью 21-28 пассажиров и двигателями Cyclone (266 самолетов)
  DC-3A: пассажирский авиалайнер, идентичный DC-3, но с двигателями Twin Wasp (114 самолетов)
  DC-3B: конвертируемый варианте пассажирскими креслами-кроватями в передней части салона и обычными местами в задней части салона; вместимость - 28 пассажиров для дневных полетов и уменьшенным количеством - для ночных перелетов; легко отличим по небольшим дополнительным иллюминаторам на каждом борту над первым и третьим основными иллюминаторами (10 самолетов)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas DC-3A

  Тип: средний транспортный самолет с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney S1C3G Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2590 м - 370 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 307 км/ч; начальная скороподъемность 344 м/мин; практический потолок 7070 м; дальность 3420 км
  Масса: пустого 7650 кг; максимальная взлетная 11431 кг
  Размеры: размах крыла 28,96 м; длина 19,65 м; высота 5,16 м; площадь крыла 91,69 м2
  Полезная нагрузка: до 28 пассажиров

Douglas C-47 Skytrain/Dakota, C-53 Skytrooper и R4D

Возможности, продемонстрированные транспортным самолетом DC-2, убедили Армию США в необходимости создания специализированной транспортной машины. Военные начали разработку требований к усовершенствованному варианту на базе DC-3. Требовалось оснастить самолет более мощными двигателями, усилить конструкцию хвостовой части фюзеляжа и кабины, организовать большие грузовые люки и заменить пассажирские кресла на сиденья вдоль борта. В качестве силовой установки были выбраны радиальные двигатели R-1830-92. В 1940 году был выдан первый крупный заказ на самолет, получивший обозначение C-47 Skytrain, который стал прародителем огромного количества модификаций, в том числе и 28-местного C-53 Skytrooper, специально созданного для десантных операций. C-47 использовался также в качестве буксировщика планеров и был задействован в операциях на Сицилии, в Бирме, Нормандии, Арнхеме и при форсировании Рейна. Множество этих самолетов, поставленных по ленд-лизу в Британию и получивших там имя Dakota, участвовали в высадке десанта в Нормандии. C-47 позднее принимали участие в Берлинском воздушном мосту, боевых действиях в Корее и в варианте ганшип под обозначением AC-47D - в войне во Вьетнаме. ВМС США и КМП также использовали самолет под различными обозначениями, хотя первоначально машины назвались R4D; в 1962 году обозначения самолетов семейства C-47 были упорядочены.
  Как и американская Армия, ВМС и КМП сначала использовали R4D преимущественно для перевозки людей и грузов, но позднее круг решаемых задач постоянно расширялся и стал включать, среди прочего, ведение РЭБ и обучение. Оснащенные лыжным шасси, C-47 широко использовались в Арктике и Антарктике.
  За время производства конструкция планера не претерпела существенных внешних изменений, чего нельзя сказать о силовой установке. По мере появления более мощных двигателей или их усовершенствованных вариантов они использовались, чтобы увеличить массу полезной нагрузки и повысить летные характеристики машины. В списке производителя значилось шесть вариантов двигателя Wright SGR-1820 Cyclone мощностью от 900 до 1 000 л.с. (671-746 кВт) и шесть вариантов двигателя R-1830 Twin Wasp мощностью от 1000 до 1100 л. с. (746-820 кВт). После окончания Второй мировой войны большое количество армейских и морских вариантов DC-3 стали лишними и были проданы на гражданском рынке.

  С учетом огромных потребностей в самолетах для перевозки пассажиров, многие машины зачастую использовались без переделки аскетичного военного интерьера. Но все-таки большинство самолетов прошли доработки салонов и оборудования, чтобы соответствовать требованиям авиакомпаний, а некоторые из них даже получили VIP-отделку.
<...>


Варианты

  C-41A: первый вариант для Армии США на базе DC-3A с военным оборудованием, откидными сиденьями и двигателями R-1830-21; самолет использовался для перевозки командного состава (построен 1)
  C-47: первый серийный вариант для военного применения с увеличенным на 0,15 м размахом крыла, новой топливной системой, двигателями R-1830-92 и небольшим астрокуполом; рассчитан на перевозку до 2722 кг груза или 28 десантников, или 14 раненых при трех сопровождающих (построено 965)
  C-47A: усовершенствованный вариант C-47 с электросистемой напряжением 24 вольта вместо 12-вольтовой (построено 5253)
  RC-47A: послевоенная модификация, использовавшаяся в Корее в качестве разведчика и для сброса осветительных ракет при взаимодействии с боевыми ударными самолетами
  SC-47A: послевоенный поисково-спасательный вариант (с 1962 года HC-47A)
  VC-47A: послевоенный вариант для перевозки личного состава с обычными сиденьями
  C-47B: вариант созданный для перевозок между Индией и Китаем, способный действовать в высокогорном климате Гималаев; двигатели R-1830-90C оснащены дополнительными нагнетателями; машины не имели особого успеха, и многие из них позднее были переделаны в вариант C-47D (построено 3232)
  TC-47B: вариант для обучения штурманов (построено 133)
  VC-47B: C-47B, переделанные для перевозки личного состава
  XV-47C: экспериментальный вариант с двумя поплавками Edo Model 78, в каждом из которых могло разместиться 1136 л топлива; серийно не строился, но были выпущены 150 комплектов поплавков для установки в полевых условиях(построен 1)
  C-47D: обозначение C-47B после демонтажа дополнительных нагнетателей
  AC-47D: 26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, использовавшимися военной Авиатранспортной службой с 1953 no 1962 год, когда их обозначение изменили на EC-47D
  AC-47D: с 1965 года обозначение использовалось для ганшипов, вооруженных тремя 7,62-мм пулеметами General Electric Miniguns, которые вели огонь через четвертое и пятое окна и открытую дверь по левому борту
  RC-47D: разведывательный вариант
  SC-47D: поисково-спасательный вариант (с 1962 года HC-47D)
  TC-47D: учебный самолет
  VC-47D: самолеты, переделанные в штабные транспорты
  C-47E: обозначение, вначале предназначавшееся модернизированным C-47 с двигателями R-1820-80 мощностью 1475 л. с. (1100 кВт), но затем присвоенное восьми машинам, переделанным для ВВС США компанией "Pan American" и оснащенным двигателями R-2000-4 мощностью 1290 л. с. (962 кВт); использовались для контроля за воздушными маршрутами
  C-47M: самолеты C-47H и C-47J, оснащенные специальным радиоэлектронным оборудованием; использовались во Вьетнаме
  EC-47N: C-47A специально оснащенный для ведения радиотехнической разведки во Вьетнаме
  EC-47P: C-47D специально оснащенный для ведения радиотехнической разведки во Вьетнаме
  EC-47Q: вариант с двигателями B-2000-4 для ведения радиотехнической разведки во Вьетнаме
  C-48: один DC-3A, в ходе постройки изъят из заказа компании "United Air Lines"
  C-48A: три DC-3A, забранные в ходе постройки
  C-48B: 16 реквизированных самолетов
  C-48C: семь DC-3A, в ходе постройки забранных у компании "Pan American", и девять реквизированных самолетов
  C-49: шесть DC-3, в ходе постройки забранных у компании "TWA"
  C-49A: один DC-3, в ходе постройки забранный у компании "Delta"
  C-49B: три DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Eastern"
  C-49C: два DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Delta"
  C-49D: шесть DC-3, в ходе постройки забранных у компании "Eastern" и пять реквизированных самолетов
  C-49E: 22 реквизированных самолета
  C-49F: девять реквизированных самолетов
  C-49G: восемь реквизированных самолетов
  C-49H: 19 реквизированных самолетов
  C-49J: 34 DC-3, забранные в ходе постройки
  C-49K: 23 DC-3, забранные в ходе постройки
  C-50: четыре DC-3, в ходе постройки забранные у компании "American"
  C-50A: два DC-3, в ходе постройки забранные у компании "American"
  C-50B: три DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Braniff"
  C-50C: один DC-3, в ходе постройки забранный у компании "Penn Central"
  C-50D: четыре DC-3, в ходе постройки забранные у компании "Penn Central"
  C-51: один DC-3, в ходе постройки забранный у компании "Canadian Colonial"
  C-52: один DC-3A, в ходе постройки забранный у компании "United"
  C-52A: один DC-3A, в ходе постройки реквизированный у компании "Western"
  C-52B: два DC-3A, в ходе постройки забранные у компании "United"
  C-52C: один DC-3A, в ходе постройки забранный у компании "Eastern"
  C-52D: один реквизированный самолет
  C-53: специальный 28-местный вариант для перевозки войск; крюк для буксировки планеров и грузовой люк отсутствуют, двигатели R-1830-92 (построен 221)
  XC-53A: C-53, модернизированный в 1942 году, щелевые закрылки по всему размаху крыла и воздушно-термическая противообледенительная система
  C-53B: восемь C-53, в 1942 году доработанных для использования в Арктике, оснащены дополнительными топливными баками и оборудованием для работы в зимних условиях
  C-53C: 17 самолетов, забранных в ходе постройки
  C-53D: аналогичен C-53, за исключением боковых сидений (построено 159)
  C-68: два реквизированных DC-3A
  C-84: четыре реквизированных самолета
  C-117A: самолет для перевозки 21-го человека личного состава, мало отличающийся от C-47B (построено 17)
  C-117B: 11 C-117A со снятыми с двигателей R-1830-90C дополнительными нагнетателями
  C-117C: VC-47, доработанные до стандарта C-117B
  XCG-17: экспериментальный планер для перевозки войск, полученный путем демонтажа с C-47 двигателей и установки вместо них обтекателей; XCG-17 имел на удивление высокие летные характеристики, но к моменту завершения испытаний в 1944 году ВВС США уже не нуждались в большом количестве планеров и заказа на серийное производство не последовало
  R4D-1: первый транспортный вариант для ВМС, в основном подобный C-47, за исключением морского оборудования (построено 100)
  R4D-2: два DC-3, забранные в ходе постройки у компании "Eastern" и использовавшиеся ВМС для перевозки личного состава; позднее их обозначение изменили на R4D-2F и R4D-2Z
  R4D-3: 20 C-53, полученных от ВВС США
  R4D-4: 10 DC-3, забранных в ходе постройки у компании "Pan American" и использовавшихся ВМС для перевозки личного состава; часть позднее доработана в самолеты РЭБ и получила обозначение R4D-4Q
  R4D-5: 238 C-47A, полученных ВМС по контрактам, заключенным ВВС США (с 1962 года C-47H)
  R4D-5E: R4D-5, доработанные для специальных радиоэлектронных операций
  R4D-5L: R4D-5, доработанные для эксплуатации в Арктике и Антарктике (с 1962 года LC-47H)
  R4D-5Q: R4D-5, модифицированные в самолеты РЭБ (с 1962 года EC-47H)
  R4D-5R: R4D-5, доработанные для перевозки личного состава (с 1962 года TC-47H)
  R4D-5S: R4D-5, переделанные для обучения (с 1962 года SC-47H)
  R4D-5T: R4D-5, доработанные для подготовки штурманов
  R4D-5Z: R4D-5, переделанные для перевозки личного состава (с 1962 года VC-47H)
  R4D-6: 150 C-47B, полученных ВМС по контрактам, заключенным ВВС США (с 1962 года C-47J); модификации, аналогичные разным вариантам R4D-5, получили обозначения R4D-6E, R4D-6L (LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J), R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J)
  R4D-7: 47 TC-47B, полученных ВМС по контрактам, заключенным ВВС США (с 1962 года TC-47K)
  Dakota Mk I: C-47 для британских ВВС (RAF), 52 самолета поставлено по ленд-лизу и один собран из запасных частей
  Dakota Mk II: C-53 для RAF (девять самолетов поставлено по ленд-лизу)
  Dakota Mk III: C-47A для RAF (12 передано ВВС США и 950 поставлено по ленд-лизу)
  Dakota Mk IV: C-47B для RAF (896 поставлено по ленд-лизу)
  Ли-2: вариант, строившийся по лицензии в СССР; первая модификация, ПС-84, была оснащена радиальными двигателями Швецова М-62 мощностью по 900 л. с. (671 кВт), которые позднее заменили форсированными АШ-62; выпускался ряд вариантов (в том числе и имевших вооружение), наиболее известными из которых являются грузовой Ли-2Г, пассажирский Ли-2П, грузо-пассажирский Ли-2ПГ и экспериментальный высотный самолет Ли-2В; всего в СССР построили свыше 2000 машин этого типа, не считая 707-и, полученных по ленд-лизу
  Showa L2D: в 1938 году фирма "Mitsui" приобрела лицензию на выпуск DC-3 в Японии и Манчжурии, а также приобрела 13 и 7 готовых самолетов DC-3 и DC-3A; в качестве субподрядчика для производства DC-3 "Mitsui" выбрала фирму "Showa", построившую 414 самолетов под обозначением L2D для авиации Императорского флота, включая пассажирский L2D2 1000 л. с. (746 кВт), пассажирский L2D3 с двигателями Mitsubishi Kinsei 51 мощностью по 1300 л. с. (970 кВт), пассажирский L2D3a с двигателями Mitsubishi Kinsei 53 мощностью по 1300 л. с. (970 кВт) Kinsei 53, грузовой L2D3-1 с двигателями Kinsei 51, грузовой L2D3-1a с двигателями Kinsei 53, пассажирский L2D4, оснащенный верхней турелью с 13,2-мм пулеметом и двигателями Kinsei 51, L2D4-1 - грузовой вариант L2D4, а также пассажирский L2D5, выполненный на базе L2D4, но из стали и дерева, и оснащенный двигателями Kinsei 62 мощностью по 1560 л.с. (1164 кВт); еще 71 самолет L2D2 был построен фирмой "Nakajima"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas C-47A Skytrain

  Тип: транспортный самолет с экипажем два/три человека
  Силовая установка: два радиальных двигателя Pratt & Whitney R-1830-92 мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2680 м - 370 км/ч; крейсерская скорость 257 км/ч на оптимальной высоте; время набора высоты 3050 м - 9 мин 36 с; потолок 7315 м; дальность полета с максимальным запасом топлива и без полезной нагрузки 6115 км, и 2575 км со стандартным запасом топлива и полезной нагрузкой
  Масса: пустого 8103 кг; максимальная взлетная 11 793 кг
  Размеры: размах крыла 29,11 м; длина 19,43 м; высота 5,18 м; площадь крыла 91,69 м2
  Полезная нагрузка: до 28 военнослужащих или десантников, или 14 носилок с тремя сопровождающими, или 2722 кг груза
USAF
The C-47A Dakota N1944A, c/n 19677, at Newcastle on 6/8/99 after arriving from Reykjavik. The aircraft, which was on delivery to a new owner at Wycombe Air Park, flew on to Coventry the next day where its brakes were adjusted by Atlantic Aeroengineering
Сохраняемый в США в летном состоянии C-47B периодически используют для съемки кинофильмов о войне. На этот раз он несет черно-белые полосы, применявшиеся во время высадки в Нормандии в июне 1944г.
Транспортный самолет Дуглас C-47A ВВС армии США
A scene from the 2014 Daks over Normandy event.
Флагман VAC - Douglas C-47A "Tico Belle" - высаживал десант в Нормандии. До 1982 года эта машина служила в ВВС Дании. Попав в руки VAC, самолет был отремонтирован и снова поднялся в воздух в июле 2009 года.
One of the many Dakotas that will take part in the big event to commemorate the 75th anniversary of the heroic D-Day operation.
C-47
Группа "Aces High" обеспечивает историческими самолетами киносъемочные группы. Данный самолет Dakota несет обозначения американских ВС на момент вторжения в Нормандию (День Д).
Ранние серийные C-47-DL Skytrain, собранные на заводе в Лонг-Бич, буксируют десантные планеры Waco Hadrian во время учебно-тренировочного полета в США.
C-53 ВВС США, идущие в плотных порядках, сбрасывают сотни десантников (по 28 человек с самолета). За годы войны C-47 и C-53 ВВС США сбросили больше десантников, чем все остальные самолеты союзников вместе взятые.
Историческая авиагруппа "Commemorative Air Force" базируется в аэропорту Мидленд-Одесса в штате Техас и располагает одной из крупнейших в мире коллекций старых или исторических самолетов, включая и несколько C-47.
Код "AJ" на киле этого EC-47 указывает на его принадлежность к 360-й тактической эскадрилье РЭБ, базировавшейся в Тан Сон Нхут, Южный Вьетнам, в 1968-1971 годах.
We make no apologies for publishing a further view of the superb C-41A restoration which visited the UK for the D-Day anniversary.
The Air Force Research Laboratory’s AgilePod performed a series of flight tests aboard a Douglas DC-3 aircraft in preparation for integration on an MQ-9 Reaper unmanned aerial vehicle later this year. Reconfigurable on the flight-line, the AgilePod enables operators to meet a variety of mission sets with multiple sensors on a single platform. The 1943-model DC-3 used, N92578, is owned and operated by Airborne Imaging Inc, based at Midlothian, Texas.
ARS Douglas SC-47D flying over the mountains of Alaska in the 1950s.
Одними из самых "долгоживущих" вариантов DC-3, поступивших на военную службу в США, оказались R4D авиации ВМС США. R4D-5 и R4D-6 входили в состав 6-й опытовой эскадрильи и обеспечивали деятельность американцев в Арктике и Антарктике (на фотографии - в самолет грузят ездовых собак). После 1962 года обозначение машин сменили на LC-47H и LC-47J.
RAF
В британских ВВС Dakota широко использовались во время и после Второй мировой войны, многие из них в дальнейшем попали и в другие страны Британского Содружества. Этот индийский самолет имеет цвет натурального металла, с белой окраской над кабиной, во избежание нагрева солнечными лучами.
Aces High’s Dakota G-DAKS/“G-AGHY” Vera Lynn seen during location filming in Malta for the television series Airline YORKSHIRE TELEVISION
Данный самолет Dakota принадлежал "Air Atlantique", но восстановлен как машина Транспортного командования британских ВВС на момент 1950-1960-х годов.
Исторический авиаотряд британских ВВС "Battle of Britain Memorial Flight" продолжает эксплуатировать Dakota наравне с самолетами Lancaster, Hurricane и Spitfire.
The almost timeless South Downs form the backdrop to this view of Shoreham’s RAFA show. For an event commemorating the Battle of Britain, RAF participation was lamentably small.
Civil
Принадлежащий авиагруппе "Commemorative Air Force" бывший флотский R4D выглядит намного лучше, чем в годы своей нелегкой службы.
The Douglas C-47 tragically lost in a crash in America on December 31, 1985, when Ricky Nelson and his band were killed. Though critically injured, the pilots survived; but the Dakota was destroyed.
Douglas C-47B “994” at Thakhek East in 1966. The aircraft was polished bare metal with its identity repeated on the nose and “Air America” painted on the rear fuselage - this aircraft, C-47 “147” and Caribou “392” were the only Air America aircraft to bear the company name in Laos.
Air America Douglas C-47B “147” prepares for one of the thrice-weekly “milk run” flights at Thakhek East in mid-1966. This aircraft went on to become one of the last to leave Saigon in April 1975 as the city fell to the North Vietnamese.
G-AMPO in the markings of Air Atlantique.
VP-LVK is one of a fleet of five DC-3s operated by Air BVI from Tortola Island
Four Dakotas during the 2014 Daks over Normandy event.
Air Links, run by Transglobe and reviewed alphabetically in the series under that name, operated a number of piston-engined types, including DC-3s (shown).
An Air Puerto Rico DC3 pictured at Montserrat.
Allegheny Airlines DC-3 N91228 arrives on the ramp at the airport serving Parkersburg, West Virginia, and Marietta, Ohio. Allegheny was originally known as All American Airways, changing its name in 1953, the airline going on to become USAir in 1979 and US Airways in 1996. The merger of the latter with American Airlines in 2013 will see the last direct decendant of the original Local Service Airlines disappear.
Cathay was founded in 1946 and started operations with a single DC-3 called Betsy, on charter and freight flights.
“Ready to board!” - Douglas DC-3s of three of the USA’s local service airlines (Central, Ozark and Frontier) await their passengers at Kansas City’s Municipal Airport circa 1959. The Local Service Carriers (LSCs) transported passengers from big city terminals like Kansas City, served by major airlines, to smaller cities within their individual areas of operation, in many cases offering a level of service which has been unmatched since.
"Continental Airlines" вложила деньги, полученные от модернизации самолетов ВВС США, в покупку авиалайнеров. Некоторые DC-3 компании "Continental" ранее были военными C-47.
John Pappas taxies out DC-3 'Rose' - complete with a load of passengers on board - during the 2003 Bluewater Resort and Casino Air Expo.
Авиакомпания "Dutch Dakota Association" является типичным примером коммерческого эксплуатанта DC-3, демонстрируя самолет на различных авиашоу Европы. Данный самолет, PH-DDA, потерпел катастрофу в 1996 году; погибли все 32 находившихся на борту человека.
Frontier and Central DC-3s at Kansas City in June 1962. Note that both aircraft are converted C-47s, with the large cargo door adjoining the squared-off boarding door. Frontier absorbed Central through merger in 1967.
Dan Gryder making an incredibly low pass over the Lakeland Linder Airport runway in the Herpa DC-3A.
In February 1955 a subsidiary, Hunting-Clan African Airways, was formed to operate freight and passenger flights from Salisbury to various points in Rhodesia and Nyasaland. Two Douglas Dakotas were used on the tourist flights between Salisbury, where this photo was taken, and Vilanculos (in Mozambique) and Johannesburg.
Lake Central Airlines DC-3 N14967, with a company Convair 340 in the background, in December 1963. Lake Central struggled through the 1950s, but was rewarded with a huge route expansion in 1961, after which it acquired Convairliners.
Pristine DC-3 VH-MML, newly delivered and still wearing its bull logo and the name Gascoyne, taxies in for refuelling at Wyndham in 1954. Built by Douglas at Oklahoma City in March 1945 as a C-47B-30-DK, with USAAF serial 44-76613, it was immediately passed to the RAF as a Dakota IV, KN470, and saw service in Egypt, India and Burma. Following its career with MMA it passed through many further ownerships, before being re-registered as VH-BPN in 1977. It was still operating, on pleasure-flying duties, in the early-to-mid 2000s, and is believed to survive in storage in New South Wales.
Inspired perhaps by the logo of the processed-cheese brand The Laughing Cow, this benevolent-bull-in-helmet-and-goggles emblem adorned MMA’s Douglas DC-3 VH-MML RMA Gascoyne (later RMA Lyndon) - but not, apparently, for long. Fred Niven, who kindly forwarded Ray Webster’s recollections to TAH, writes, ‘‘Prior to [VH-MML] entering Air Beef service, an Air Beef characterisation of a bull’s head, the words ‘Air Beef’ and the name Gascoyne were painted on its nose by Ray Clapham, but only remained there long enough for photos to be taken. It never operated with the logo on the nose. Its name was later changed to RMA Lyndon to bring it into line with the company’s policy of aligning aircraft names with the last letter of their registrations.”
The monorail gantry for loading beef from the chiller room at Air Beef Pty Ltd’s abattoir and base at Glenroy, Kimberley.
Changing plugs at Glenroy in 1954. Colin Hayes’s note on the original slide says, “We lost a motor on take-off with three tons of beef aboard, and only just made it back”.
What a job. Unloading raw beef from an MMA DC-3 at Wyndham - Western Australia’s northernmost town - for road transport to Wyndham Meatworks, the mainstay of the town’s economy.
The ubiquitous Douglas DC-3 became standard equipment for all of the successful local service carriers. Here, a Monarch Air Lines example awaits its passengers. Monarch merged with Challenger Airlines and acquired the certificate of Arizona Airways to form Frontier Airlines in 1950.
"Bush Pilots Airways" из Австралии использовала C-47A для внутренних перевозок в Квинсленде. В 1981 году BPA стала называться "Air Queensland", она эксплуатировала последний в Австралии DC-3 до апреля 1988 года.
Один из гражданских родезийских DC-3, использовавшийся для доставки оружия и боеприпасов катангским сепаратистам М. Чомбе в период гражданской войны в Конго 1960-1964 гг.
Самолет DC-3 использовали в шоу-бизнесе для съемок кинофильмов и телевизионных программ. Эта бывшая летающая лаборатория "Ferranti", TS423, перекрашена в самолет с регистрацией G-AGHY для съемок британского сериала 1980-х годов "Airline".
One of several Douglas DC-3/C-47s operated by Silver City in Libya sits in the shadow of the classic adventure-book fort at Sebha in the country’s central Fezzan region. Rebuilt in the 1920s during Italy’s colonisation of Libya and named Fort Elena, the imposing building was captured by Free French forces in January 1943 and renamed Fort Leclerc.
Locals crowd around a Silver City DC-3 being refuelled at Ku fra during one of the author’s visits to the remote oasis during 1957-59. The local schoolchildren were fascinated by the huge machine, none of them ever having seen an aircraft before.
Silver City’s C-47/DC-3s were more than able to cope with the lack of formal facilities in Libya, the Sahara presenting no shortage of makeshift runways for the rugged, dependable Dak. Here C-47B G-AMYX (c/n 33042), named City of Rochester in Silver City service, is greeted by a caravan of Land Rovers at the landing ground at Waw an-Namus in southern Libya.
Dakota G-AMYX on the dark sands at Waw an-Namus during a supply visit to a geological team based close to the volcano. Inside the crater lie three small salt lakes and an oasis of rich foliage, creating a startling contrast to the surrounding Sahara. INSET The author in the right-hand seat of a Silver City Dakota over Libya.
Built as a C-47B and operated by the RAF as KN492 during 1945-49, Dakota G-AMWW was delivered to Skyways in early 1955 and was one of the first to operate on the company’s coach-air services from Lympne, where it is seen here before the formation of Skyways Coach-Air as a separate venture in 1958.
With the airfield’s trademark abundant planting and white picket fence in the foreground, Skyways aircraft ancient and modern share the ramp at Lympne. Skyways Coach-Air went on to operate a total of eight 748s, an example of which is seen here behind the Dakota, during 1962-71; the author will relate his experiences of the 748 in the next part of the series.
Another magnificent view of Skyways’ stalwart Dakota G-AMWW, this time at Beauvais in June 1959.’’Whiskey Whiskey” was incorporated into the Skyways Coach-Air fleet when the latter subsidiary was formed on October 9, 1958, although it continued to fly in its “Skyways of London” colours for some time afterwards.
By the spring of 1966 G-AMWW had been painted in the definitive Skyways Coach-Air colour scheme, which used the same signature colours of pale blue, burgundy and white, but with a revised legend above the cabin windows. The steadfast ’MWW is seen here at Biggin Hill during a charter operation to provide flights between Beauvais and Biggin Hill for the Air Fair in May 1966.
A rare colour photograph of a Skyways Dakota over Otterpool Lane on final approach into Lympne. Until the late 1960s Lympne was a grass-only airfield, which suited the rugged Dakotas, but less so the more refined 748. As a result, a hard runway was built at Lympne in 1967 and opened in 1968.
A glorious colour photograph of Wisconsin Central DC-3s N12978 (nearest) and N26214 on the busy ramp at Chicago’s Midway Airport in 1952. In the background, trunk carrier airliners are prepared for another flight, including a pair of American Airlines DC-6s, beyond which is a Capital Airlines DC-4. The local airlines were initially called feeders as their objective was to “feed” small-town traffic to the trunk airlines.
Air Cambodge leased DC-3 B-1553 from CAL, but the aircraft was abandoned at Pochentong in Apr 1975, following damage incurred in a mid-air.
View of DC-3 XW-TFL about to start up at Kompong Chnang. It was operated by Kang Chan with obvious Thai connections.
Paul Raasch with VH-BUV, VH-BUW and a ubiquitous DC-3 at Bahrain.
Довоенный C-47 (военный вариант DC-3), принадлежащий Отису Шпункмайеру, сфотографирован на фоне взлетающего Boeing C-17 Globemaster III.
C-47
Douglas DC-3A s/n 10035, made in 1943, flew from the United States to Russia via Alaska and Siberia in 2015, and was sold to a Russian private owner. At Kubinka, the aircraft was piloted by Valentin Lavrentyev and Pyotr Deynekin, the first CinC of the post-Soviet Russian Air Force.
A general view of the Warbirds area, with the Ford 5-AT-E in military colours in the foreground and the Greenland Expedition DC-3 N99FS next to one of the three B-17Gs.
Этот Dakota G-AMPY, построенный и переданный британскими ВВС в 1944 году, позднее служил в ливерпульской "Starways", а затем доставлял грузы в Исландию и на Джерси. "Air Atlantique" приобрела его в 1981 году. В 1986 году самолет был окрашен в цвета "Northwest" в честь 60-летия этой компании.
A former RAF Dakota, G-AMCA is one of Atlantic’s longest-serving DC-3s.
Под фюзеляжем этого Dakota G-AMSV видно распыляющее оборудование. Несмотря на надежную службу при борьбе с загрязнениями моря, DC-3 вынуждены были уступить место более современным машинам. Этот самолет несет эмблему Агентства морской безопасности и Береговой охраны.
What is thought to be Douglas C-47 c/n 14797/26242 at a cafe in Glyfada, Athens. To get a bird’s-eye view of the C-47 on Google Earth, enter the co-ordinates N37.89039, E23.74714 in the "Search" panel.
Israel
Израильская 122-я эскадрилья "Dakota", единственный эксплуатант C-47, сформирована в 1962 году. Ей принадлежал и один самолет радио- и радиотехнической разведки RC-47 "Barvaz".
A substantial number of Douglas C-47s remains in the Israeli transport inventory as the "maids-of-all-work” of Heyl Ha’Avir, and at the present time no plans exist for a replacement for this type which is scheduled to soldier on well into the mid ’seventies.
One of recent first time visitors to Malta was ex-Israeli AF DC-3 029/4X-FNT c/n 12060, which subsequently flew via Nice and Wick to the USA
Laos
American military aid to Laos included Douglas C-47 transport aircraft.
C-47 Королевских ВВС Лаоса, конец 1950-х гг.
Air America Fairchild C-123B Provider N5005X has its engines run up to full throttle in the background as Royal Lao Air Force C-47s prepare to pull troops out of Thakhek West after the successful conclusion of the Battle for Thakhek in November 1965.
South Vietnam
By 1960 South Vietnam had received enough C-47s under the military assistance programme to equip two squadrons.
Транспортный C-47 VNAF. Первая половина 1960-х гг.
C-47 VNAF на стоянке с вьетнамским A-1 Skyraider. Самолеты ранее принадлежали ВВС США и были переданы VNAF.
Будни авиабазы Тан Шон Нят начала 1960-х гг. На переднем плане слева южновьетнамский C-47, на заднем плане справа - американские C-123.
A line-up of VNAF C-47s at Tan Son Nhut Air Base. Near­est the camera is 1348491.
South Africa
Изоляция ЮАР из-за проводимой политики апартеида вынудила их ВВС эксплуатировать самолеты Dakota дольше, чем в других странах. Впрочем, машины отлично зарекомендовали себя в боевых действиях в Намибии и Анголе.
В 1990-х годах в Южной Африке Dakota использовалась не только как транспортный, но и как морской патрульный самолет. В 2010 году в эксплуатации продолжает оставаться только модификация C-47TP.
Южноафриканские парашютисты из 44-й парашютно-десантной бригады десантируются из C-47, которые использовались ВВС ЮАР в боевых операциях вплоть до 1987 года.
Honduras
ВВС Гондураса эксплуатировали свои C-47 и их модификации даже в новом тысячелетии. Кроме того, в этом регионе самолеты находились на вооружении у ВВС Доминиканской Республики, Сальвадора, Гватемалы и Гаити.
Центральная Америка - один из последних бастионов военных C-47. Вероятно, Гондурас списал свои самолеты (на фотографии), но C-47 и AC-47, возможно, состоят на военной службе еще где-то. Например, колумбийские самолеты получили турбовинтовые двигатели.
Australia
Dakota A65-118 flies over the man-made Lake Burley Griffin, Canberra; Dakotas will remain in service until 1979.
Australian personnel disembark from a Douglas Dakota at Palam for a local sightseeing tour during a day off from flying attack profiles for Exercise Shiksha.
Other airforce
C-47 ждала длительная карьера в португальских ВВС. Первые самолеты поступили в 1944 году, а два десятка лет спустя они приняли активное участие в войне в Мозамбике. Данный C-47A из 801-й эскадрильи передан португальским ВВС из запасов ВВС США.
Транспортно-пассажирские "Дугласы" DC-3 активно использовались голландскими колониальными войсками в период войны в Индонезии. При этом самолеты носили различные варианты окрасок.
Четыре C-47 до 1984 года использовались в качестве служебных машин в Центре радиокалибровки (Centro Radiomisure) ВВС Италии, расположенном в Практика-ди-Маре, недалеко от Рима.
Последние пять учебных C-47 сняты с вооружения тайваньских ВВС в 1996 году - они принадлежали Воздушной академии в Кангшане. Им на смену пришли Beech 1900C.
"Дакоты" 3-й АЭ ВВС Родезии во время тренировок парашютистов. Середина 1970-х гг.
C-47 ВВС Эфиопии, 1960–1970-е гг.
Три канадских CC-129 были оснащены в 1962 году бомбардировочной РЛС NASARR и СУО от CF-104, они использовались для подготовки пилотов Starfighter.
С 1954 года ВВС Доминиканской Республики получили 12 самолетов C-47 от ВВС США, часть из них летает до сих пор. Данная машина хранится в Санто-Доминго.
This C-47 of the Escuadron de Transporte photographed earlier this year at Bogota is one of two, which, together with a single DHC-2 Beaver, have received a new low-visibility camouflage scheme. At the lime of closing for press, a decision concerning the repainting of the entire transport fleet had still to be taken.
ВВС Уругвая эксплуатировали минимум 21 самолет C-47, включая эти C-47A-DL - ближайший из них ранее летал в гражданской авиакомпании. ВВС также получили C-47B и VC-47D.
ВС Папуа-Новой Гвинеи эксплуатировали шесть C-47B-DK, которые ранее принадлежали австралийским ВВС. Изображенный самолет позже летал в Австралии как VH-PWN.
 
MD-87 оснащался двигателями JT8D-217C тягой по 90 кН и стал первым самолетом семейства, оборудованным электронным пилотажным индикатором, пилотажно-навигационным комплексом и индикатором на лобовом стекле в качестве стандартной комплектации.
С середины 1930-х и до конца 1950-х годов фирма "Douglas" была самым известным производителем авиалайнеров в США. Своим успехом она обязана лайнерам, представленным на этом снимке: DC-3, -4, -6, -7 и -8. В конце 1950-х годов доминированию "Douglas" положила конец фирма "Boeing", создавшая лайнер Model 707, которая вот уже четыре десятилетия продолжает оставаться на вершине успеха.
Грязно-оливковые и цвета натурального металла Commando сфотографированы в одном ряду с C-47 и B-24. Подобно Skytrain и Liberator, серию Commando выпускали на нескольких заводах.
Fantastic view of Bangkok on May 10,1971. Visible are five C-47s/DC-3s in various states of ‘health'; Carvair LN-NAA; seven Pilatus Turbo-Porters; a Volpar Beech 18; seven dismantled T-28 Trojans and what could be a Skyraider in the hangar.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.