Junkers Ju.52/3m
Варианты:
Junkers - Ju.52/3m - 1931 - Германия
Страна: Германия
Год: 1931


Средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет
Описание:
Ju.52/3m
Junkers Ju 52/3m
Фотографии:

Цветные фото (20)

Ju.52/3m

Военно-транспортный самолет. Трехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Обшивка гофрированная. Военный вариант пассажирского самолета, созданного в КБ фирмы "Юнкерс флюгцойг унд моторенверке" под руководством Э. Цинделя. Первый опытный образец одномоторного Ju 52ba взлетел 13 октября 1930 г., первый трехмоторный Ju 52/3mce - в апреле 1931 г. Серийное производство одномоторных пассажирских самолетов начали в июле 1931 г., трехмоторных - с лета 1932 г. Первые военные варианты появились в 1934 г. Ju 52/3m строили заводы "Юнкерс" в Дессау и Бернбурге, "Везер флюгцойгбау" в Бремене, ATG в Лейпциге, с июня 1942 г. - группа заводов во Франции (окончательная сборка на "Бреге" в Виллакублэ с изготовлением узлов "Амио" и SNCASO). Завод PIRT в Венгрии с января 1944 г. собирал машины из немецких деталей. Всего до конца войны выпустили 4835 экз. (вместе с гражданскими). В послевоенный период продолжалось производство во Франции (как AAC-1 "Тукан"), а с июня 1945 г. Ju 52/3mg7e начали строить на заводе CASA в Мадриде (Испания) под обозначением CASA 352.
Экипаж 3 - 5 чел., 18 пассажиров. Моторы BMW 132. Вооружение устанавливалось в зависимости от модификации. Машины послевоенного производства штатного вооружения не имели.
Ju 52/3m состояли на вооружении ВВС Колумбии с лета 1932 г., Боливии - с октября 1932 г., Германии - с октября 1933 г., Австрии - с 1936 г., Португалии - с 1937 г., Швейцарии - с октября 1939 г., Болгарии - с конца 1939 г., Южно-Африканского Союза (ЮАС) и Италии - с лета 1940 г., Венгрии - с весны 1941 г., Китая - с сентября 1941 г., Румынии - с ноября 1941 г.
Серийно выпускались следующие военные модификации:
   - Ju 52/3mSa3, транспортный и учебный (для подготовки штурманов) самолет с моторами BMW 132A-1 на базе гражданского типа ge, без вооружения
   - Ju 52/3m3ge, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет с моторами BMW 132A-1, имел подъемную подфюзеляжную гондолу для бомбардира и протектированные бензобаки, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел., поздние серии имели хвостовое колесо вместо костыля, часть машин потом доработана заводом "Винер Нойштадтер флюгцойгверке" в тип g4e;
   - Ju 52/3mg4e, вспомогательный бомбардировщик и транспортный самолет, отличался усиленными шасси и полом кабины, грузовыми люками в потолке и на правом борту, вооружение 2x7,9, бомбы до 1500 кг, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg4e/Wa, переделка предыдущего типа заводом "Везер" в самолет сопровождения с усиленным вооружением 1x20x4x7,9, экипаж - 4 чел.;
   - Ju 52/3mg5e, военно-транспортный самолет с моторами BMW 132T-2, сменным шасси (колеса/лыжи/поплавки), без обтекателей колес, с антиобледенительной системой, вооружение 1 - 3x7,9, экипаж - 3 чел.;
   - Ju 52/3mg6e, вариант предыдущей модификации с усовершенствованным радиооборудованием, только на колесах или лыжах;
   - Ju 52/3mg7e без люка в потолке, с автопилотом, вооружение у первых серий 3x7,9, позднее- 4x7,9;
   - Ju 52/3mg8e с моторами BMW 132J-2 (поздние серии с BMW132Z), люком в полу; различными вариантами оборудования (грузовой, десантный, санитарный и т.д.), вооружение 1 - 3x7,9 (первые серии), 2-4x7,9, поздние серии- 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg9e (Ju 52/3mg4e(Trop)), модернизация старых машин типа g4e для эксплуатации в Африке с противопыльными фильтрами на всасывающих патрубках моторов и улучшенной вентиляцией кабин, усиленным шасси и устройством для буксировки планеров;
   - Ju 52/3mg10e, транспортный самолет на базе типа g8e, с измененной конструкцией грузового люка, без антиобледенителей;
   - Ju 52/3mg11e, аналог предыдущей модификации с антиобледенительной системой;
   - Ju 52/3mg12e с бронезащитой экипажа, вооружение 1x13+3x7,9;
   - Ju 52/3mg14e с моторами BMW 132L, шасси по типу g3e, но без обтекателей колес, вооружение 1x13+2x7,9.
Впервые Ju 52/3m применили в войне Колумбии с Перу осенью 1932 г. Эти самолеты перебрасывали войска в район конфликта. С октября того же года ВВС Боливии использовали их для снабжения войск в районе Гран-Чако, где велись боевые действия против армии Парагвая. Эти операции продолжались до 1935 г.
Германский Рейхсвер получил первые "юнкерсы" еще до прихода к власти Гитлера, это были машины типа Ju 52/ 3mSa3. С апреля 1934 г. Ju 52/3mge (гражданского варианта) начали комплектовать первую эскадрилью, выполнявшую учебные функции. С осени того же года уже специальные военные машины стали поступать в бомбардировочные эскадры только что появившихся Люфтваффе. В 1935 г. этот тип стал основным бомбардировщиком германских ВВС (около двух третей состава). В июле - августе 1936 г. немецкие самолеты начали перебрасывать из Марокко в Испанию мятежные войска генерала Франко. В августе франкисты попробовали применить Ju 52/3m как дневные бомбардировщики. С ноября в Испании начал действовать немецкий "Легион Кондор", имевший на вооружении и Ju 52/3mg3e. Немцы воевали на них до февраля 1937 г., а затем передали мятежникам. С середины 1937 г. авиагруппы франкистских ВВС осуществляли на них ночные налеты. С 1937 г. Ju 52/3mge в частях Люфтваффе вытеснялся бомбардировщиками новых типов и переводился на решение второстепенных - учебных и транспортных - задач.
В марте 1938 г. при захвате Австрии немцы высадили с Ju 52/3m десант в Граце. В сентябре 1939 г. они обеспечивали быстрое продвижение войск Вермахта по Польше. 25 сентября "юнкерсы" как бомбардировщики участвовали в массированном налете на Варшаву. В апреле 1940 г. с этих самолетов высаживались десанты с Норвегии, в мае - в Бельгии и Голландии (парашютные, планерные и посадочные). В частности, десантники захватили мосты через р. Маас. В ноябре "юнкерсы" возили грузы войскам Муссолини в Албании. В апреле 1941 г. Ju 52/3m применялись при захвате Греции и Югославии, в частности, они выбросили планерно-парашютный десант у Коринфского канала. В мае состоялась высадка на о. Крит; остров был захвачен парашютно-посадочным десантом. Авиация перебросила более 13 000 солдат и 350 артиллерийских орудий. "Эскортные" машины участвовали в "воздушном мосту" с Сицилии в Африку в 1941-1942 гг.
"Юнкерсы" много трудились на Восточном фронте. В первые месяцы войны они обеспечивали высокие темпы продвижения мотомеханизированных соединений, доставляя им горючее и боеприпасы, перевозили грузы и раненых. С февраля 1942 г. по май 1943 г. только по воздуху снабжалась окруженная группировка немецких войск в районе Демянска. Большое количество Ju 52/3m (в том числе и самолеты, реквизированные из гражданской авиации) привлекли к перевозкам грузов для окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. "Воздушный мост" в Сталинград функционировал с ноября 1942 г. по январь 1943 г. Он стоил немцам огромных потерь.
Позднее "юнкерсам" пришлось выручать немецкие войска, попавшие в окружение почти на всех фронтах. Из наиболее крупных операций такого рода следует назвать действия по эвакуации солдат 17-й армии с Кубани весной 1943 г., вывозку войск из блокированного Крыма (начало 1944 г.), снабжение окруженных под Каменец-Подольским частей 1-й танковой армии в марте - апреле 1944 г. Как бомбардировщики Ju 52/3m последний раз использовали в апреле 1943 г. Они участвовали в подавлении восстания в Варшаве. Бомбы грузили в кабину и выбрасывали из нее вручную.
Последние попытки организации "воздушных мостов" к окруженным имели место в Будапеште в январе 1945 г. и под Бреслау в феврале - апреле того же года.
Австрийские Ju 52/3m служили как штабные и учебные до включения в состав германских ВВС в 1938 г. Румынские и венгерские машины применялись в основном на советско-германском фронте, в частности, на Дону и под Сталинградом. Последний уцелевший венгерский самолет принял участие в доставке грузов в окруженный Будапешт. В Италии летом 1940 г. ВВС реквизировали один пассажирский "Юнкерс". В сентябре 1943 г. его захватили немцы. Болгарские самолеты в октябре 1944 г. осуществляли сброс грузов своим войскам, окруженным немцами в районе Ратунда-Дреняк.
Китайские ВВС в сентябре 1941 г. приняли уцелевшие самолеты авиакомпании "Евразия" и использовали их для правительственных перевозок. В Португалии "юнкерсы" служили как бомбардировщики до января 1944 г., потом машины законсервировали. Позднее португальские ВВС приобрели трофейные немецкие самолеты и машины французского производства. В Швейцарии Ju 52/3 эксплуатировались как учебные и транспортные.
ВВС армии США в начале 1942 г. получили один реквизированный гражданский самолет и использовали его в Зоне Панамского канала до конца 1943 г.
В Советском Союзе "юнкерсы" появились в подразделениях ГВФ после присоединения республик Прибалтики. Позднее к их парку добавились трофейные машины. Они служили до середины 1949 г.
Во Франции сборку самолетов приостановили в июле 1944 г., когда завод заняли американцы. В Германии и Венгрии производство прекратилось в конце того же года. Во Франции и Испании выпуск "юнкерсов" вели и после войны. Последним снял с производства эти машины завод в Мадриде в 1954 г.
Французские самолеты в 1946-1954 гг. воевали в Индокитае. При этом часть машин оснастили наружной подвеской мелких бомб. AAC-1 высадили ряд довольно крупных парашютных десантов под Луангпрабангом и Хайфоном (летом 1946 г.), Намдинем (январь 1947 г.), Хоабинем (ноябрь 1951 г.).
"Юнкерсы" испанских ВВС участвовали в колониальной войне в Испанской Сахаре. В феврале 1958 г. они сбрасывали грузы осажденному гарнизону Ифни, а затем высадили там парашютный десант. Часть машин приспособили в качестве бомбардировщиков. Они воевали против повстанцев до 1969 г. В Боливии последний Ju 52/3m списали в ноябре 1940 г.
В Болгарии "юнкерсы" служили до середины 1950-х, в Румынии - до начала 1960-х гг. Во Франции их сняли с вооружения весной 1960 г., в Португалии - в 1968 г., в Испании - в 1978 г., в Швейцарии - в сентябре 1982 г.


Ju 52/3mg7e||
Размах:||29,3 м
Длина:||18,9 м
Моторы, количество х мощность:||3x830 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11000 кг
Максимальная скорость:||270 км/ч
Практический потолок:||5900 м
Дальность:||1300 км

Junkers Ju 52/3m

Решение оснастить одномоторный Ju 52 тремя двигателями привело к тому, что седьмой серийный самолет переделали в прототип Ju 52/3m с силовой установкой из трех моторов Pratt & Whitney Hornet по 550 л. с. (410 кВт). Испытанный в апреле 1931 года опытный самолет Ju 52/3mce настолько превосходил по характеристикам своего однодвигательного предшественника, что производство Ju 52/1 прекратили. Первым покупателем Ju 52/3m стала компания "Lloyd Aero Boliviano", получившая с 1932 года семь самолетов.
   Самолет предлагался с поплавковым, лыжным или колесным шасси. Финская компания "Aero O/Y" и шведская "AB Aerotransport" приобрели поплавковые варианты, a Ju 52/3mces, поставленные германской авиакомпании "Deutsche Luft-Hansa", имели колесное шасси. На службе последней компании самолет снискал себе заслуженную популярность - к концу 1935 года в авиакомпаниях использовалось 97 самолетов, причем 51 из них - в "Luft-Hansa". Испытания Ju 52/3m, в тайне проведенные возрождавшимися Люфтваффе, открыли его военный потенциал и привели к созданию переходного варианта бомбардировщика Ju 52/3mge, а позднее его усовершенствованного варианта Ju 52/3mg3e.

   Эти машины впервые приняли участие в боевых действиях во время гражданской войны в Испании. Вначале они использовались в качестве транспортных и перевезли более 10 000 солдат и офицеров из Марокко в Испанию. Ко времени окончания войны в 1939 году Ju 52/3m налетали свыше 13 000 часов и сбросили 6000 т бомб. Параллельно продолжался выпуск гражданских машин. К середине 1930-х годов парк авиакомпании "Luft-Hansa" насчитывал более 230 самолетов, хотя часть из них, без сомнения, использовалась Люфтваффе. Последние получили 450 самолетов от компании "Junkers" в 1934-1935 годах, и 593 самолета - в 1939 году; еще 59 машин были переведены из "Luft-Hansa" после начала Второй мировой войны.
   Универсальные Ju 52/3m интенсивно использовались германскими ВВС на всем протяжении войны, и для восполнения потерь была организована новая сборочная линия на заводе фирмы "Amiot" во Франции. Первые самолеты этого поставщика были приняты в июне 1942 года. Еще 26 машин Ju 52/3m были собраны из узлов германского производства предприятием PIRT в Будапеште. Все они, за исключением четырех машин, были переданы ВВС Венгрии. К моменту завершения серийного производства в середине 1944 года во Франции и Германии было выпущено в общей сложности более 5000 самолетов. После войны французы построили более 400 машин для авиакомпании "Air France" и своих ВВС. Самолеты, предназначенные военным, получили там обозначение AAC.1 Toucan. Испанская фирма CASA построила 170 самолетов для ВВС этой страны, получивших обозначение CASA 352.
   Дальнейшим развитием Junkers Ju 52/3m стали самолеты Ju 252 и Ju 352.


Варианты

   Ju 52/3mg3e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132-A3 по 725 л.с. (541 кВт), усовершенствованным радиооборудованием и бомбодержателями
   Ju 52/3mg4e: военный вариант, незначительно отличавшийся оборудованием от Ju 52/3mg3e, хвостовой костыль заменен колесом
   Ju 52/3mg5e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132T по 830 л.с. (619 кВт), противообледенительной системой, сменным колесным/лыжным/поплавковым шасси и усовершенствованным радиооборудованием
   Ju 52/3mg6e: аналогичный Ju 52/3mg5e, но с упрощенным радиооборудованием
   Ju 52/3mg7e: аналогичный Ju 52/3mg6e, но с автопилотом и увеличенным грузовым люком
   Ju 52/3mg8e: аналогичный Ju/3mg7e, но с дополнительным люком в потолке кабины; самолеты позднего выпуска оснащались усовершенствованными двигателями BMW 132Z
   Ju 52/3mg9e: аналогичный Ju 52/3mg8e позднего выпуска, но с усиленным шасси; стандартно оснащались оборудованием для буксировки планеров
   Ju 52/3mg10e: аналогичный Ju 52/3mg9e, но с возможностью использовать поплавковое или колесное шасси
   Ju 52/3mg11e: детали неизвестны
   Ju 52/3mg12e: аналогичный Ju 52/3mg10e, но с тремя двигателями BMW 132L; некоторые самолеты использовались "Luft-Hansa" под обозначением Ju 52/3m12
   Ju 52/3mg13e: детали неизвестны
   Ju 52/3mg14e: последний серийный вариант; аналогичный Ju 52/3mg9e, но с усовершенствованной бронезащитой пилота и усиленным оборонительным вооружением


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Junkers Ju52/3mg3e

   Тип: средний бомбардировщик и военно-транспортный самолет
   Силовая установка: три радиальных двигателя BMW 132A-3 мощностью 725 л. с. (541 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 900 м - 275 км/ч; потолок 5900 м; дальность полета с дополнительным запасом топлива 1300 км
   Масса: пустого 5720 кг; максимальная взлетная 10 500 кг
   Размеры: размах крыла 29,25 м; длина 18,90 м; высота 5,55 м; площадь крыла 110,50 м2
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета MG15; до 500 кг бомб
Принадлежащий "Lufthansa" этот Ju 52/3m (D-AQUI) избежал военной службы. Этот самолет был построен еще компанией "Junkers".
Ju 52/3
Самолет D-AQUI (настоящее обозначение D-CDLH) используется историческим авиаотрядом "Lufthansa" с 1986 года. Изначально он был передан "Lufthansa" в 1936 году, он оснащен звездообразными двигателями P&W R-1340.
Современная, довольно консервативная униформа стюардессы «Lufthansa». На заднем плане виден музейный Ju-52 - самолет, с которого фактически начиналась эта авиакомпания
The only airworthy "Junkers Ju 52" in the UK.
Junkers Ju 52/3m in Spanish Air Force markings.
Высадка немецкого парашютного десанта в Норвегии. Крупная воздушно-десантная операция германских войск стала полной неожиданностью для союзников.
Самолеты Ju 52/3m вместе с Bf 110 на импровизированном аэродроме в Ливии, июнь 1942 года. Машины исправно несли службу как в пустынях Северной Африки, такие снегах на севере Восточного фронта.
Погрузка бочек с горючим в транспортный самолет Юнкерс Ju 52/3m на одном из аэродромов Сицилии, 1943г.
Ju 52/3m на передовом аэродроме на Восточном фронте, зима 1943 года. На этом ТВД самолеты занимались снабжением и эвакуацией войск Вермахта.
Новинка в экспозиции музея: Ju-52/3m
Gibbes Sepik Airways Ju 52 loading drums.
VH-BUV in New Guinea during its glory days of cargo/passenger flying for Gibbes Sepik Airways.
Former VH-BUV, later registered as VH- GSS, in its New Guinea heyday.
A familiar sight in the New Guinea highlands in the late 1950s: Gibbes Sepik Airways Ju 52 VH-BUW preparing for a flight, in this case at Kinijile.
Paul Raasch with VH-BUV, VH-BUW and a ubiquitous DC-3 at Bahrain.
'Auntie' VH-BUV en route to Nice.
Swiss Junkers Ju 52 HB-HOP up from Duxford on July 30, 1989 during its recent pleasure-flying visit to the UK.