Описание
Страна : Канада
Год : 1946
Транспортно-пассажирский самолет с экипажем из 4-5 человек
Варианты
- Douglas - DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - 1942 - США
- Canadair - CL-2 / CL-4 Argonaut - 1946 - Канада
- Aviation Traders - ATL.98 Carvair - 1961 - Великобритания
Canadair CL-2, CL-4, CL-5 (С-4/Argonaut/North Star, C-5)
Хотя Вторая мировая война еще продолжалась, авиакомпания "Trans Canada Air Lines" (TCA) уже подыскивала подходящий самолет для послевоенного обслуживания дальних маршрутов. В качестве промежуточного варианта до появления нового поколения гражданских транспортных машин был выбран вариант Douglas DC-4 с двигателями Rolls-Royce Merlin. В 1944 году разработку Canadair CL-2 признали одной из первоочередных задач новой авиастроительной фирмы "Canadair Ltd", созданной канадским правительством на базе канадского филиала фирмы "Vickers Ltd". Но летом 1944 года эта компания объявила о прекращении создания самолета в Канаде.
Для оценки концепции в качестве основы использовали самолет с негерметичным фюзеляжем, построенный фирмой "Douglas", установив на него четыре двигателя Merlin 620 мощностью по 1725 л.с. (1286 кВт). Самолет, названный Canadair DC-4M-X, впервые поднялся в воздух 20 июля 1946 года и вскоре был одобрен авиакомпанией "Trans Canada". Серийный выпуск составил 23 экземпляра C-54GM с негерметичными кабинами, а прототип летал в составе канадских ВВС как транспортный самолет North Star Mk 1.
"Trans Canada" заказала 20 машин с герметизированными кабинами, рассчитанными на 40-62 пассажира в зависимости от классности. В ожидании появления специального гражданского варианта "Trans Canada" эксплуатировала шесть арендованных у ВВС самолетов с негерметизированной кабиной, обозначив их для гражданского применения как DC-4M-1 или North Star М-1. Эти шесть машин авиакомпания ТСА позднее вернула в ВВС как транспортные North Star Mk М1. Машины активно использовались для снабжения во время корейской войны, а позднее их переоборудовали в пассажирские лайнеры, изменив названия на North Star Mk 1ST и North Star Mk M1 ST. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1966 году.
А поставки машин специально для "Trans Canada" начались в октябре 1947 года. Их называли DC-4M-2/3 (или North Star M2-3), если устанавливались двигатели Merlin 622, либо DC-4M-2/4 (или North Star M2-4, обозначение компании - CL-4), если устанавливались двигатели Merlin 624. Некоторые машины последних вариантов позже приспособили для перевозки грузов, изменив обозначение на DC-4M-2/4C (или North Star M2-4C).
Еще одним эксплуатантом стала авиакомпания BOAC, купившая 22 CL-4 (или С-4) после банкротства фирмы "Avro Tudor", где самолеты с 1949 по 1960 годы использовались под названием Argonaut. "Canadair" также получила заказ на четыре самолета для "Canadian Pacific Air Lines" под обозначением C-4-1 (или North Star C-4-1) и C-4-1C (или North Star C-4-1C) после переоборудования их в транспортные самолеты. После снятия машин с эксплуатации первичными пользователями их продавали небольшим компаниям.
Некоторые самолеты оставались в эксплуатации до конца 1960-х годов. Последним самолетом серии стал построенный для канадских ВВС единственный экземпляр CL-5, также известный как С-5; это был CL-4 со звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Canadair CL-2 (С-4)
Тип: транспортно-пассажирский самолет с экипажем из 4-5 человек
Силовая установка: четыре двигателя Rolls-Royce Merlin 626 мощностью по 1760 л. с. (1312 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 523 км/ч на 7680 м; крейсерская скорость 465 км/ч на 3720 м; практический потолок 8990 м; дальность полета 5150 км
Масса: пустого самолета 21243 кг; максимальная взлетная 37331 кг
Размеры: размах крыла 35,81 м; длина 28,54 м; высота 8,39 м; площадь крыла 135,63 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 81
Canadair North Star легко отличить от стандартного Douglas DC-4, поскольку большие звездообразные моторы на нем заменили более обтекаемыми рядными двигателями Merlin, установленными в более узких гондолах (на всех вариантах, кроме С-5).
-
Air Enthusiast 2003-07 / Round-Out
Регистрационный номер: G-ALHH RRAF 3 Squadron Argonaut 181, perhaps taken at New Sarum on delivery.
-
Aviation Historian 37 / M.Wickstead - Bringing Africa together (1)
With the Lion of Judah emblem prominently displayed on the forward fuselage, DC-6B ET-AAY (formerly ET-T-26) is refuelled at Gatwick in September 1965 in company with a rampful of treasure in the background, including several other Douglas propliners (and a Canadair C-4 Argonaut), an Ilyushin Il-18 and a Bristol Britannia.
Другие самолёты на фотографии: Bristol Britannia / Type 175 - Великобритания - 1952Douglas DC-6 / C-118 Liftmaster - США - 1946Ильюшин Ил-18 - Россия - 1957
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
Регистрационный номер: CF-TEN The Canadair DC-4M.1 Airliner (four Rolls-Royce Merlin 620 engines).
-
Air Enthusiast 1972-10 / Plane facts
Регистрационный номер: CF-TEM One of the six Canadair CL-2s temporarily assigned to TCA as DC-4M-1 North Stars.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Регистрационный номер: CF-TFI Trans-Canada Air Lines Canadair North Star.
-
Aviation Historian 20 / N.Stroud - Heathrow. The Roaring Forties /The John Stroud Archive/
Avro Yorks framed by the fin of a Trans-Canada Air Lines North Star at Heathrow in 1948.
Другие самолёты на фотографии: Avro York / Type 685 - Великобритания - 1942
-
Air Pictorial 1957-02 / Air Pictorial's photo-review
C-A-N-A-D-A! This red-lettered Canadair C-54GM (DC-4M-1) North Star (17512) was so marked (426 Squadron, R.C.A.F., A.T.C.) before taking Red Cross items from Montreal to Vienna. Note new "cloud/collision" nose radome. Photo taken at Gibraltar.
-
Мировая Авиация 192
Канадская "Canadair" собрала 71 самолет C-4, оснастив их двигателями Merlin, для гражданского рынка и для ВВС (под обозначением North Star).
-
Air Enthusiast 2003-03 / Round-Out
Регистрационный номер: G-ALHE [2] BOAC Argonaut G-ALHE 'Argo' in overall silver colour scheme, visiting Luqa.
-
Air Enthusiast 1998-03 / N.Lees - Birds of Passage
Регистрационный номер: G-ALHE [2] Close up of the BOAC C-4 Argonaut G-ALHE ‘Argo’ in the early, natural metal scheme. ‘Argo’ served BOAC from 1949 until it crashed in Nigeria on June 24,1956.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Canadair Argonaut of BOAC.
-
Мировая Авиация 85
23 августа 1949г.: первый полет в Бангкок выполнил Canadair С-4 Argonaut Arcturus компании BOAC, которая со временем увеличила свой парк до 22 самолетов С-4 - оснащенного двигателями Merlin варианта DC-4.
-
Air Enthusiast 2003-03 / Round-Out
Регистрационный номер: G-ALHY [3] Another Luqa Argonaut, this time G-ALHY 'Arion' in 'standard' BOAC colours.
-
Air Enthusiast 1998-03 / N.Lees - Birds of Passage
Регистрационный номер: G-ALHY [3] Argonaut G-ALHY in the final BOAC colours as ‘Arion’. It joined Overseas Aviation in 1960 and then Derby Aviation/British Midland in 1961, being scrapped in 1970.
-
Aeroplane Monthly 1990-02 / Personal album. Civil
Регистрационный номер: G-ALHY [3] British Midland Canadair C-4 G-ALHY photographed at Castle Donington on January 1, 1966. Originally delivered to BOAC in November 1949 and named Arion, 'HY passed to Overseas Aviation Ltd at Southend in 1960 and to Derby Aviation in October 1961. It remained with the latter company, which later changed its name to British Midland Airways Ltd, until it was scrapped at Castle Donington in 1970.
-
Air Enthusiast 2003-03 / Round-Out
Регистрационный номер: G-ALHG On a rare visit to Exeter in April 1963, Derby Airways G-ALHG. This was the aircraft involved in the well-published crash at Stockport, on approach to Manchester Airport on June 4, 1967.
-
Air Enthusiast 2003-03 / Round-Out
Регистрационный номер: G-ALHU Argonaut G-ALHU with 'EAAC' markings in August 1957 at Heathrow. (A loan to East African Airways perhaps? This is not documented in references on the type.) To the right is BOAC DC-7C G-AOIH.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-7 - США - 1953
-
Air Enthusiast 2003-03 / Round-Out
Регистрационный номер: G-ALHP Also at Heathrow, Overseas Aviation's G-ALHP, in August 1961. Among the aircraft behind are BEA 'Pionair'-class Douglas Dakota G-AHCX and an Air Safaris Vickers Viking.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935Vickers Viking / Valetta - Великобритания - 1945
-
Air Pictorial 1956-04 / Photo-review
Регистрационный номер: CF-TFJ Two Canadair North Star Freighters (CF-TFJ and 'TFV) are operating between Montreal and Vancouver No. 210 "Flying Merchart" (CF-TFJ) is shown here.
-
Aeroplane Monthly 1999-06 / J.Stroud - A million miles flown /A lifetime of flying/
The North Apron at London Heathrow in the early 1950s. Pan American World Airways’ Douglas DC-4 (C-54A) N88927 Clipper Skylark and a TransCanada Air Lines Canadair Four North Star.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - США - 1942
-
Air Enthusiast 2001-01 / T.Singfield - The Free Air of Heaven
Amazing scene on the civil ramp at Kindley Field with three PanAm DC-7s including N737PA 'Clipper Climax' and N750PA 'Clipper Matchless', a DC-6, an Eastern Constellation, a Trans-Canada North Star and a KC-97 Stratotanker, just visible in the background are a Globemaster, an Albatross and a Tiger Moth.
Другие самолёты на фотографии: Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser - США - 1944De Havilland Tiger Moth / D.H.82 - Великобритания - 1931Douglas C-124 Globemaster II - США - 1949Douglas DC-6 / C-118 Liftmaster - США - 1946Douglas DC-7 - США - 1953Grumman UF/HU-16/JR2F/G-64 Albatross - США - 1947Lockheed Constellation C-69 / C-121 - США - 1943
-
Air-Britain Archive 1982-01
The scene at Ostend on 17.6.63 with Spitfire LF.IXC OO-ARA (1070) in the foreground, to the right is Meteor NF.11 OO-ARZ (1221), behind are three Harvards in Air France colours including F-BJBR and F-BJBT which became OO-JBR/T in 1965. In the distance are a Derby Airways C.4 Argonaut and a Tradair Viking.
Другие самолёты на фотографии: Gloster, Armstrong Whitworth Meteor NF.11 - Великобритания - 1950North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942Vickers Viking / Valetta - Великобритания - 1945
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Interior of a Canadair North Star.
- Фотографии