Bristol Britannia / Type 175
Варианты:
Bristol - Britannia / Type 175 - 1952 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1952


Дальнемагистральный лайнер
Описание
Фотографии
Bristol Type 175 Britannia

   Вскоре после окончания Второй мировой войны авиакомпания BOAC выпустила технические требования на гражданский среднемагистральный транспортный самолет MRE. Пять британских авиастроительных фирм, включая "Bristol", предложили BOAC в общей сложности восемь проектов. Наиболее полно соответствовал требованиям проект Bristol Type 175, моноплан с низкорасположенным крылом, носовой стойкой шасси и гермокабиной, вмещавшей 32-36 пассажиров. Силовая установка состояла из четырех поршневых радиальных двигателей Bristol Centaurus. Мощность двигателей была явно избыточной для планируемой полезной нагрузки, поэтому решили переделать проект под перевозку 40-44 пассажиров, а позднее их число увеличили до 42-48. Ожидалось, что BOAC закажет этот вариант, но фактическим заказчиком стало британское Министерство снабжения, выдавшее 5 июля 1948 года контракт на постройку трех прототипов.
   Последовали дальнейшие доработки проекта, и первый прототип, в основном соответствующий серийному лайнеру Britannia Series 100, поднялся в воздух 16 августа 1952 года. Он мог перевозить уже 90 пассажиров в туристическом классе. Силовая установка прототипа состояла из четырех ТВД Bristol Proteus мощностью по 2800 э.л.с. (2088 кВт), а на серийные самолеты Series 100 устанавливались ТВД Proteus 705, развивавшие по 3780 э. л. с. (2819 кВт). Пятнадцать таких машин, получивших обозначение Britannia 102, были построены для BOAC, и их эксплуатация началась 1 февраля 1957 года на авиалинии в Южную Африку.
   Затем был создан лайнер повышенной вместимости Britannia Series 300, первый прототип которого Britannia 301 поднялся в воздух 31 июля 1956 года. Фюзеляж этого самолета был удлинен на 3,12 м, и он мог перевозить до 133 пассажиров в туристическом классе, а также совершать беспосадочные перелеты через Атлантику. Хотя BOAC заказала семь таких машин, все они достались другим авиакомпаниям: "Aeronaves de Mexico" (два Britannia 302), "Transcontinental SA" (два Britannia 305), "Air Charter" (два Britannia 307) и "Ghana Airways" (один Britannia 309).
   Вместо них BOAC заказала самолеты Britannia Series 300LR (long-range - дальнемагистральные) с увеличенным запасом топлива на борту и ТВД Proteus 755 мощностью 4120 э. л. с. (3072 кВт). Обозначение Britannia Series 300LR позднее изменили на Britannia Series 310, и прототип Britannia 311 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1956. Первый лайнер Britannia 312 был поставлен BOAC 10 сентября 1957 и использовался для испытательных полетов над Северной Атлантикой.
   Последним серийным вариантом стали лайнеры Britannia Series 320, оснащенные ТВД Proteus 765 мощностью по 4450 э. л. с. (3318 кВт); были построены только две машины. Эти самолеты были арендованы авиакомпанией "Canadian Pacific Air Lines" (позднее "CP Air").
   Когда начиналось серийное производство Britannia, считалось, что лайнер сможет собрать большой портфель заказов. Но появление на рынке реактивного лайнера Boeing Model 707 помешало этим планам. Всего выпустили 60 гражданских лайнеров и еще 23 самолета (три Britannia 252 и 20 Britannia 253) построили для Транспортного командования RAF, где они получили обозначение Britannia C.Mk 2 и Britannia C.Mk 1 соответственно. Эти машины на базе Series 310 отличались большим грузовым люком, и 22 из них прослужили до 1975 года, когда их сняли с вооружения. После этого самолеты раскупили небольшие авиакомпании из Африки, Европы и с Ближнего Востока. К 1982 году около десятка из них еще продолжали летать, но в течение последующего десятилетия были выведены из эксплуатации.
   Последним самолетом Britannia, поставленным из Филтона в конце ноября 1960 года, был первый прототип, оснащенный к тому времени довольно необычной силовой установкой: во внутренних гондолах были установлены ТВД Proteus 705, в правой внешней гондоле - Proteus 755, а в левой - ТВД Bristol Orion мощностью 5500 э. л. с. (4101 кВт). Этот самолет закончил свои дни в качестве учебного пособия на авиабазе RAF в Сент-Эзене. Но история Britannia на этом не закончилась. В 1954 году лицензия на производство была предоставлена фирме "Canadair", которая сначала построила на базе Britannia 33 морских патрульных самолета CL-28 Argus для канадских ВВС, а затем транспортный вариант CL-44 для гражданского и военного применения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Bristol Type 175 Britannia Series 310

   Тип: дальнемагистральный лайнер
   Силовая установка: четыре ТВД Bristol Proteus 755 мощностью по 4120 э.л. с. (3072 кВт)
   Летные характеристики: макс, скорость 639 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская 575 км/ч на оптимальной высоте; потолок 7315 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 6869 км
   Масса: пустого 37438 кг; максимальная взлетная 83915 кг
   Размеры: размах крыла 43 м; длина 37 м, высота 11,43м;площадь крыла 192,77 м!
   Полезная нагрузка: до 133 пассажиров
Bristol Britannia 102, G-ANBJ, of Britannia Airways, formerly known as Euravia before the airline changed its name to reflect the new addition to the fleet. Based at Luton the airline operated six of the type on charter and holiday flights and the aircraft was a corner stone of its expansion from 1964 until the last example was retired in 1971.
Britannia 312, G-AOVC, of Donaldson International Airlines, which operated inclusive tour and charter flights, a popular use for the 'whispering giant'. Donaldson eventually bought Boeing 707s for charter flights across the Atlantic and regular Britannia operations ended in 1971 just three years before the airline's demise.
Britannia 313, 4X-AGB, of El Al Israel Airlines circa 1960. Purchased to replace the airline’s Lockheed L-049s the airline operated five Britannias on the Israeli register from 1957 until 1965. This particular aircraft ended its days with Air Spain and was scrapped at Palma, Majorca.
Britannia 314, CF-CZA, of Canadian Pacific Airlines. This airline operated one of the largest Britannia fleets with eight aircraft used on scheduled routes all over the world. The first aircraft started flying for the airline in 1958 with the last Britannia operation taking place in 1966.
Britannias have been operated in the liveries of many of the airlines which are now part of the history of British Caledonian. Illustrated are the markings of BUA's parent company, British and Commonwealth Shipping Co Ltd, on Britannia 317 G-APNA.
Britannia 318, CU-T669, of Cubana. The airline operated four Britannias from 1858 until 1977 on passenger services and from 1979 until 1984 on cargo flights. In 1959 one of Cubana’s Britannias set a record on the New York - Havana route, flying it in 3 hr 28 mins, the fastest ever for a commercial flight at that time. Cubana’s Britannias also flew several other routes faster and in more comfort than its competitors helping the airline to dominate many of those services.
Britannia 324, G-ARKA, of Basle-based Tellair circa 1969. The airline operated a couple of Britannias leased from Caledonian Airways including the example illustrated which entered service in March 1969. The troubled airline ceased trading later that year. Note the extra forward window, there were several Britannia window, door and emergency exit combinations produced.
Прототип Series 300, G-ANCA, поднялся в воздух 31 июля 1956 года и позже был окрашен в цвета "Capital Airlines", хотя авиакомпания его так и не получила. В ноябре 1957 года он разбился около Филтона.
Bristol Britannia 301.
Although the Bristol Aero Engines Proteus was troublesome in its early stages, it settled down after intensive development and operated successfully in the Bristol Britannia with an overhaul life of 7,500hr.
Pictured is one of 15 Britannia 102s that entered service with BOAC. It was due to receive a further ten, but cancelled them after a number of incidents its Britannia fleet encountered. It later received 18 of the stretched Series 300s.
British charter carrier Monarch Airlines at one point had a fleet of eight Britannias. This example, G-AOVT, is on display at the Imperial War Museum at Duxford.
This Britannia 308F. G-ANCF, of Invicta International illustrates a cargo variant. Freight played an important role in the evolution of the type as Canadair developed it into the CL-44.
Sole airworthy Bristol Britannia 9Q-CJH visited Filton on September 16, 1993, bound for a new freighting career with Trans-Air Cargo of Zaire which rescued it from Cuba. Originally XM496 Regulus with the RAF, the Britannia was flown Havana-Gander-Dublin and, thanks to the efforts of the Britannia Aircraft Preservation Trust’s Roger Hargreaves and the Bristol Aero Collection’s Oliver Dearden, on to Filton. It departed later in the day for Ostend and Kinshasa.
With the Lion of Judah emblem prominently displayed on the forward fuselage, DC-6B ET-AAY (formerly ET-T-26) is refuelled at Gatwick in September 1965 in company with a rampful of treasure in the background, including several other Douglas propliners (and a Canadair C-4 Argonaut), an Ilyushin Il-18 and a Bristol Britannia.
При первой публичной демонстрации на заводе фирмы "Bristol" в филтоне в июле 1952 года этот прототип с кодом G-ALBO демонстрировался неокрашенным, в цвете полированного металла. Позднее для показа на авиасалоне в Фарнборо в сентябре его окрасили в цвета компании BOAC.
16 августа 1952г.: первый полет под управлением Э.Дж.Пегга совершил прототип Bristol Britannia (G-ALBO), оснащенный пока ТВД Proteus 625.
The Britannia Type 301 made its first flight on Tuesday, 7th August with Mr. A. J. Pegg at the controls.
The third production Bristol Britannia G-ANBC taking off from Filton on its maiden flight on 29th June 1955.
Britannia 310 series - long-range version ordered for world-wide service.
Bristol Britannia Srs. 100 (G-ALBO; first prototype), with Orion B.On.l in port outer, Proteus 755 in starboard outer, and two Proteus 705s;
Bristol Britannia G-18-2 on its maiden flight at Sydenham June 1, 1957 - note the Sperrin in background.
Bristol Britannia G-ANBA taking off from Filton on March 12th for high-altitude and high-temperature tests at Johannesburg and Khartoum.
The first prototype Britannia Srs.100 (G-ALBO) with "Bill" Pegg at the controls, illustrated the comparative low noise factor of th is 150,000-lb. a.u.w., Proteus 750-powered, B,O.A.C. airliner
Надежды фирмы Bristol на успех лайнера Britannia были связаны с намерением компании BOAC закупить 25 таких машин еще до окончательного выбора его силовой установки.
Bristol Britannia 102.
Первый полет прототипа с кодом G-ALBO был прерван из-за проблем с управлением. Эти затруднения потребовали установки высокочувствительных средств управления рулями высоты.
Первый серийный лайнер "Britannia" с кодом G-ANBA впервые взлетел лишь в 1954 году. Задержка была вызвана требованием компании BOAC провести дополнительные испытания на прочность после ряда катастроф лайнеров Comet I.
В паре летят первый и второй прототипы лайнеров Britannia. Самолет с ко дом G-ALRX на переднем плане позднее был поврежден в аварии из-за разрушения двигателя над Херфордширом.
Livery borne by the second Britannia 312, G-AOVB are becoming increasingly familiar.
When airline travel was still a bit of an adventure: BOAC Bristol Britannia 312 G-AOVJ.
An RAF Bristol Britannia is marshalled in at Lusaka, Zambia, in the wake of Rhodesia’s Unilateral Declaration of Independence in 1965.
The Britannia 312;
Шоу продолжалось и после катастрофы. На снимке - самолет Bristol Britannia выруливает среди обломков. Спустя несколько минут летчик-испытатель самолета Hawker Невилл Дьюк совершил удачное пикирование на сверхзвуковой скорости над публикой в память о погибших коллегах.
The Javelins of No 29 Sqn and Bristol Britannia XM518 of RAF Transport Command share the limited space at Lusaka in 1966. Despite Wilson’s assertion that year that economic sanctions would see the matter resolved ‘‘within weeks rather than months”, the issue of Rhodesia’s government continued to be a thorny one in British politics throughout the next decade.
Разработка турбовинтового двигателя Proteus стала для фирмы "Bristol" непреходящей головной болью. На этом снимке двигатели опробуют перед первым полетом лайнера Britannia.
The Proteus engine, which powers the Britannia airliner, was the first high-power turboprop in the world to be officially cleared for use in passenger-carrying aircraft.
The new Aer Turas Britannia 253F, EI-BDC, ex XL639, was a Luton visitor 3/9/77
Britannia 302 XA-MEC (c/n. 12918, ex-G-ANCB) was handed over to Aeronaves de Mexico on 4th November after a 6,300-mile delivery flight from Filton to Mexico City via Prestwick, Goose Bay and Miami, piloted by Capt.W. Daniel of Pan Am.
The second Britannia 302, XA-MED (c/n 12919, ex-G-ANCC), was handed over in Mexico City on 17/7/57.
Britannia 253F G-BEPX, ex 9Q-CAJ, of A.M.A.Z. at Luton 3/9/77.
In late 1957 Hunting-Clan ordered two Bristol Britannia 317s, both of which had been delivered by November 1958. Registered G-APNA and G-APNB, these were painted in the colours of Hunting-Clan’s parent company, the British and Commonwealth Shipping Group, and began commercial services in January 1959.
Gatwick in 1969, before the merger of BUA and Caledonian.
In the mid-1960s, Caledonian received the first of its fleet of Bristol Britannias. This is G-ASTF at London Gatwick.
Bristol Britannia OK-MBB at Prague.
In January 1964 Bristol Britannia 318 OK-MBB became the second example of the type to be leased to CSA from Cubana, with which it had been registered CU-T671. The two Britannias - the first, OK-MBA, had been leased the previous year - operated a Prague-Havana service via New York and Prestwick. After five years of CSA service, OK-MBB was returned to Cubana in January 1969.
Cubana Britannia CU-P668 refuelling in Bermuda on its weekly Havana-Santa Maria-Prague schedule in 1961.
Среди гражданских эксплуатантов Series 300 была кубинская "Cubana de Aviacion", использовавшая их на авиалинии Гавана - Нью-Йорк, а затем для полетов в Прагу. Самолеты эксплуатировались вплоть до 1984 года, хотя в последние годы использовались лишь для грузовых перевозок.
Britannia 253 EI-BBH ‘City of Cork’ in Cyprus Airways titles at Shannon 3/11/77
Bristol Britannia freighter EI-BBH was leased from Aer Turas in 1976 to meet increasing demand for cargo services.
Donaldson International Airways Britannia G-APNB "Carillon" landing at Southend on 28th March 1969 - one of three owned by the new airline
The second El Al Israel Airlines' Britannia Srs. 313 (4X-AGB; second production model).
Britannia long-range airliners will serve the transatlantic and intercontinental routes of El Al Israel Airlines
Эксплуатация в Израиле. Израильская "El Al" получила первый лайнер Britannia Series 313 (4X-AGA) 12 сентября 1957 года. Вторая машина, 4X-AGB, использовавшаяся для подготовки экипажей, поступила в эксплуатацию в октябре, a 4X-AGC - в ноябре. Компания осуществила кругосветный учебный перелет и многочисленные перелеты через Тихий океан, a 4X-AGC выполнил беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Тель-Авив - самый длинный тогда беспосадочный перелет в классе гражданских авиалайнеров.
First visit to Birmingham of Geminair's Britannia 253 9G-ACE, diverted from Luton 9/3/77
Interconair's Britannia 253, EI-BBY "Deidre",at Luton 8/76
8 декабря 1966г.: Фредди Лейкер на пресс-конференции в аэропорту Гатвик объявил о создании авиакомпании "Laker Airways" - на первых порах ее парк включал два самолета Bristol Britannia, осуществлявших чартерные перевозки в выходные дни.
The first Bristol Britannia Series 305, G-ANCD (c/n 12920), at Filton in January 1958, painted in the colours of Northeast, for which it would have served as N6595C had the deal been completed. When Northeast failed to find funding for its fleet of five Britannias, G-ANCD was painted in Cubana colours and sent on a 23-day sales tour of Iberia, Cuba and Latin America instead.
Time-expired Bristol Britannia G-AOVS of Redcoat Air Cargo thinly disguised as G-BRAC for ground sequence filming for the BBC TV series Buccaneers.
Britain's newest all-cargo airline, Redcoat Air Cargo at present owns one Bristol Britannia, G-AOVS (illus.). which flew its first service tor the company on 18th May 1977
Two of Young Cargo's eight Bristol Britannias, OO-YCB and 'A
The Britannia XX367 photographed at Edmonton by Peter Ware.
RAF Transport Command Bristol Britannia XL636 over a glorious cloudscape. Harry Liddell captained sister aircraft XL638 which accompanied No 617 Sqn’s ill-fated Avro Vulcan global tour in 1959.
После отказа от создания реактивного транспортного самолета Vickers V.1000, RAF заказали военный вариант Britannia. Около двух десятков поставленных машин несли службу на протяжении 1959-1976 годов.
Britannia стал первым в Транспортном командовании британских ВВС турбовинтовым самолетом, он активно использовался для перевозок на большие расстояния в различные районы мира, являясь основой сил стратегического резерва британской Армии.
Bristol Britannia C.Mk.1, which is in service with R.A.F. Transport Command
Britannia 312 XX367 lands at Cranfield Aerodrome, Bedfordshire, at the end of a short ferry flight from the A&AEE at Boscombe Down, Wiltshire, on February 24, 1984 - the last flight of a Britannia in military markings. The aircraft has been sold to an operator in Zaire.
July 30, 1962, was a wet day, but undeterred, No 216 Sqn displayed its new C.4s alongside a C.2 (XK669) and a Bristol Britannia at RAF Lyneham.
British Eagle's first freight/passenger Britannia conversion
Bristol Orion - world's first supercharged turboprop engine. Full take-off power to 15,000 feet
The Bristol Britannia 300 Series aircraft (4 Bristol Proteus engines) can carry 30.000 lb. payload for 3,080 miles at a mean cruising speed of 365 m.p.h.
One of the two G.E.C. equipped galleys in the B.O.A.C. Britannia
New for 2000 from Corgi Classics are 1:144th scale models of the Bristol Britannia in BOAC (shown), Laker and Monarch colours
BRISTOL BRITANNIA 253: Another newcomer to Farnborough is this military transport which is entering service with No. 99 Squadron. Powered by four 4,445-e.h.p. Bristol Siddeley Proteus 255 turboprops, its dimensions are as follows: Span 142 ft. 3i in.; length 124 ft. 3 in.; height 36 ft. in.; wing area 2,075 sq. ft.
Bristol Britannia 310 Series four-engined turboprop transport
Bristol Type 175 Britannia 310