Gloster Javelin
Страна: Великобритания
Год: 1951


Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (18)
Gloster Javelin

  Начавшие поступать в феврале 1956 года на вооружение 46-й эскадрильи британских ВВС Javelin стали первыми самолетами с дельтовидным (треугольным) крылом, появившимися в британской авиации. Новый самолет был относительно совершенной машиной и первым в британских ВВС всепогодным истребителем-перехватчиком, создававшимся для этой роли изначально. Разработка самолета шла в соответствии со спецификацией F.4/48, выданной Министерством авиации. Созданный специалистами "Gloster" истребитель GA.5 имел цельнометаллическую конструкцию, а его треугольное крыло с малой удельной нагрузкой и большой площадью обеспечивало хорошие высотные летные характеристики. Javelin также имел Т-образное стреловидное хвостовое оперение, которое в сочетании с элевонами крыла позволяло совершать посадку почти на нормальных углах атаки. Новая машина также отличалась убирающимся трехопорным шасси, оснащалась двумя турбореактивными двигателями Armstrong Siddeley Sapphire ASSa.6 и установленной в носовой части бортовой РЛС, а конструкция фюзеляжа обеспечивала посадку двух членов экипажа тандемно в закрытых герметизированных кабинах.
  Первый из семи прототипов поднялся в воздух 26 ноября 1951 года, а 7 июля 1952 года был сделан заказ для серийного производства под обозначением Javelin F(AW).Mk 1. Первый серийный самолет поднялся в воздух 22 июля 1954 года, после чего начался длительный период усовершенствований и доводок, продлившиися до 29 февраля 1956 года. Первые три Javelin были переданы 46-й эскадрилье, на вооружении британских ВВС он состоял до мая 1968 года и стал последним самолетом компании "Gloster", которая перешла под контроль "Hawker Siddeley Group".


Варианты

  Javelin F(AW).Mk 1: первый серийный вариант с британским радаром AI.Mk 17; построили 40 самолетов
  Javelin F(AW).Mk 2: вариант с американской РЛС APQ-43; построили 30 машин, первый самолет совершил полет 31 октября 1955 года
  Javelin T.Mk 3: учебно-тренировочный вариант с двойным управлением, имевший вставку длиной 1,12 м в передней части фюзеляжа для компенсации массы убранного радара; построили 23 самолета, первый совершил полет 6 января 1958 года
  Javelin F(AW).Mk 4: имел цельноповоротный стабилизатор; построили 50 самолетов, первый самолет поднялся в воздух 19 сентября 1955 года
  Javelin F(AW).Mk 5: имел модифицированное крыло и увеличенный внутренний запас топлива, а также возможность подвески на подкрыльевых пилонах четырех УР класса "воздух-воздух"; построили 64 самолета, первый совершил полет 26 июля 1956 года
  Javelin F(AW).Mk 6: отличался от модификации F(AW).Mk 5 тем, что имел американскую БРЛС APQ-43; построили 33 самолета, первый совершил полет 14 декабря 1956 года
  Javelin F(AW).Mk 7: основной серийный вариант; построили 142 самолета, первый совершил полет 9 ноября 1956 года; отличался двигателями Sapphire ASSa.7 тягой 48,93 кН, усовершенствованной системой управления полетом и вооружением, включавшим в себя две 30-мм пушки ADEN и четыре УР класса "воздух-воздух" Firestreak
  Javelin F(AW).Mk 8: последний серийный вариант; построили 47 самолетов, первый совершил полет 9 мая 1958 года; самолет оснащался двигателями Sapphire ASSa.7R с форсажной камерой с ограниченными возможностями, позволявшими развивать тягу 54,71 кН на высоте более 6095 м, американской БРЛС APQ-43 и автопилотом Sperry
  Javelin F(AW).Mk 9: новое обозначение для 76 самолетов модификации F(AW).Mk 7, переоборудованных по стандарту F(AW).Mk 8; 22 таких самолета были оснащены системой для приема топлива в полете


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Gloster Javelin F(AW).Mk 1

  Тип: двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: два ТРД Arm-strong Siddeley Sapphire ASSa.6 тягой no 35,59 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1141 км/ч; набор высоты 13715 м - за 9 мин 48 с; практический потолок 16000 м
  Масса: пустого 10 886 кг; максимальная взлетная 16 642 кг
  Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 17,15 м; высота 4,88 м; площадь крыла 86,12 м2
  Вооружение: четыре 30-мм пушки ADEN в крыле
Incredible colour scheme on Javelin FAW.2 XA778. This 'Flat Iron' was used by the Aeroplane and Armament Experimental Establishment at Boscombe Down, Witts, as a pacer to determine airspeed indicator errors on other aircraft.
25-я эскадрилья. Первый эксплуатант самолетов FAW.Mk 9, это подразделение создано на базе 153-й эскадрильи, летавшей на самолетах Meteor. Вначале эскадрилья получила на вооружение FAW.Mk 7, которые затем сменила на более совершенный FAW.Mk 9. Расформирована в 1962 году, а самолеты и летчики были переданы в 11-ю эскадрилью.
Javelin FAW.9 XH885/R of No 64 Sqn at Tengah, Singapore, in 1966, carrying de Havilland Firestreak infrared homing air-to-air missiles on the outer pylons. The unit had received its first Javelins in September 1958 and operated the type until its disbandment in June 1967.
Built as a Javelin FAW.7, XH892 was issued to 5 Maintenance Unit at Kemble in April 1958. It returned to Gloster in July 1959 for conversion to FAW.9R standard, including the ability to carry a prominent in-flight refuelling probe. Work complete, it was on charge with 23 Squadron at Coltishall in May 1960 - it wears these markings today. Early in 1964, 23 Squadron moved to Leuchars, ready to receive Lightnings. XH892 was issued to 64 Squadron at Binbrook in October, but moved to 29 Squadron at Akrotiri in May 1965, helping to supplant Meteor F.8 WF643, also held by N&S. XH892 was one of ten Flat Irons deployed to Ndola in Zambia following the Rhodesian declaration of independence from the Commonwealth. It returned to Cyprus in September 1966. Retired in April 1967, it was stored at Shawbury, before joining the station collection at Colerne in 1973. Disposed of in March 1976, it was acquired by John Jeff Hawke and moved into storage at Duxford. It moved to N&S in 1983.
Javelin FAW.4 XA631 in the snow at Moreton Valence, circa 1956. After trials work at Boscombe Down it joined a string of operational units until it was retired in mid-1963.
Javelin FAW.8 XH966 was retained by Glosters in 1959 for a variety of trials before joining 41 Squadron. It was scrapped in November 1964.
11-я эскадрилья. В 1960 году эскадрилья получила Javelin Mk 4 (многие - из 41-й эскадрильи) для замены Meteor NF.Mk 11, а позже на смену Mk 4 пришел вариант Mk 9 из 25-й эскадрильи. 11-ю эскадрилью расформировали в 1966 году.
Самолеты Javelin FAW.Mk 4 из состава 11-й эскадрильи позируют на камеру. 11-я эскадрилья получила большинство своих FAW.Mk 4 от 41-й эскадрильи в 1960 году - на замену Meteor NF.Mk 11. Самолеты Javelin FAW. Mk 4 эксплуатировались до весны 1962 года, на смену им пришли Javelin FAW.Mk 5.
23-я эскадрилья получила Javelin в 1957 году и стала первой, использовавшей систему дозаправки топливом в полете, благодаря этому эскадрилья могла быстро и без посадки передислоцироваться на Ближний, Средний или Дальний Восток. В январе 1963 года 23-я эскадрилья стала первой в Истребительном командовании, совершившей беспосадочный перелет в Сингапур, а в 1964 году она была перевооружена на самолеты Lighting F.Mk 3.
64-я эскадрилья получила Javelin FAW.Mk 7 в 1958 году. В 1960 году ему на смену пришли Mk 9, а затем эскадрилья приступила к испытаниям Mk 9R, оснащенных системой дозаправки топливом в полете. После непродолжительной дислокации на авиабазах Уотербич и Бинбрук (где эксплуатировалось некоторое количество Mk 8) эскадрилья передислоцировалась на авиабазу Тенга (Сингапур), а в июне 1967 года она была расформирована.
Считалось, что, несмотря на некоторые проблемы с обслуживанием и прочностью отдельных элементов конструкции, вооруженный четырьмя 30-мм пушками ADEN и имеющий возможность подвески четырех управляемых ракет, Javelin являлся превосходным "охотником за бомбардировщиками". Этот XH881 был построен как FAW.Mk 7, но затем модернизирован компанией "Gloster" в вариант FAW.Mk 9 и уже затем передан 25-й эскадрилье.
НИЦ авиации и вооружения (A&AEE). Научно-исследовательский центр авиации и вооружения в Боскомб-Дауне получил несколько вариантов Javelin - самолеты проходили различные испытания, включая отработку авиационных УР и систем дозаправки топливом в воздухе. Данный ярко окрашенный Mk 9 - последний годный к полетам Javelin, списанный в 1975 году.
Основным вооружением для последних модификаций Javelin, включая изображенный F(AW).Mk 7, являлись УР класса "воздух-воздух" de Havilland Firestreak (вначале Blue Jay) - первые ракеты с тепловой ГСН на вооружении британских ВВС.
Javelin стал дальним "охотником за бомбардировщиками", а истребитель Lightning рассматривался как "перехватчик объектовой ПВО". Изображенный на фотографии Javelin FAW.Mk 8 принадлежит 41-й эскадрилье и несет четыре УР Firestreak и два конформных топливных бака.
228-е подразделение переподготовки летного состава базировалось в Льючарс и легендировалось как 77-я эскадрилья. Оно осуществляло подготовку летчиков на истребители-перехватчики Javelin и кроме последних включало в состав три Canberra T.Mk 11 - для подготовки штурманов к эксплуатации РЛС AI.
60-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Тенга (Сингапур) и получила на вооружение самолеты Javelin FAW.Mk 9 и Mk 9R (плюс один T.Mk 3). Первый Mk 9 прибыл в июле 1961 года, сменив Meteor NF.Mk 14. Самолеты эскадрильи принимали участие во время конфронтации Индонезии и Малайзии в 1963 году. С конца 1963 года на смену Mk 9 стали поступать Mk 9R, прослужившие до апреля 1968 года, когда эскадрилья была расформирована, став последней в британских ВВС, летавшей на Javelin.
Лабуан стал в ходе конфликта главной базой британской авиации на Борнео. На фотографии можно видеть транспортные самолеты Beverley и Twin Pioneer, а также перехватчики Javelin и бомбардировщики Canberra.