RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1957

Одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик

English Electric Lightning

   В 1963 году образовавшаяся "British Aircraft Corporation" занялась дальнейшей модернизацией перехватчика English Electric Lightning, принятого на вооружение в 1960 году. Его появление возвестило начало новой эры для британских ВВС. Инициатором этого проекта стал В. И. В. "Тэдди" Питтер. Благодаря его дальновидному предложению фирма "English Electric" получила в еще 1947 году контракт на постройку экспериментального сверхзвукового самолета P.1A. Этот самолет с двумя бесфорсажными турбореактивными двигателями Bristol Siddeley Sapphire впервые взлетел 4 августа 1954 года, а в дальнейшем в одном из полетов превысил скорость звука. Были собраны три экземпляра: два для летных испытаний и один для наземных испытаний на прочность. Эти самолеты отличались характерными эллиптическими воздухозаборниками.
   В 1954 году проект существенно переработали для превращения его в перехватчик с большой скороподъемностью. Собрали три прототипа P.1B с турбореактивными двигателями Rolls-Royce Avon и круглыми воздухозаборниками, оснащенными центральным коническим телом - генератором скачков уплотнения. Первый из них впервые взлетел 4 апреля 1957 года. 19 месяцев спустя Министерство авиации назвало его Lightning. 25 ноября 1958 года, после оснащения P.1B двигателями Avon с форсажными камерами, он впервые превысил скорость в два числа Маха. А в 1960 году, после сборки и испытаний еще 20 опытных самолетов, перехватчик под наименованием Lightning, наконец, приняли на вооружение. Британские ВВС получили высокоскоростной сверхзвуковой всепогодный перехватчик, а также небывалую до сих пор головную боль с его техническим обслуживанием. Впрочем, эти проблемы возникли позже, а тогда летные характеристики Lightning вызывали восторг. Этот самолет имел РЛС Ferranti AI.Mk 23 AIRPASS для перехвата воздушных целей и связанную с ней систему управления огнем с антенной в центральном конусе воздухозаборника. Вооружение - две 30-мм пушки и две самонаводящиеся УР Firestreak малой дальности с тепловой ГСН.
   Первая серийная машина Lightning F.Mk 1 с форсированными двигателями Avon Mk 200R впервые взлетела 29 октября 1959 года. Следующим летом начались их поставки в эскадрилью №74. Затем эти самолеты стали поступать в 56-ю и 111-ю эскадрильи. Последними серийными самолетами модели F.Mk 1 (всего 68 машин, включая 20 предсерийных и один планер для статиспытаний) стали 28 перехватчиков Lightning F.Mk 1A. На них были проведены доработки, в частности предусмотрена возможность установки съемной штанги дозаправки в полете. Затем построили 44 самолета следующего варианта Lightning F.Mk 2 с увеличенной дальностью, потолком и скоростью, усовершенствованным БРЭО, дыхательной системой со сжиженным кислородом, управляемым носовым колесом и двигателями Avon Mk 210 со всережимными форсажными камерами. Первый F.Mk 2 взлетел 11 июля 1961 года. Позднее этими машинами оснастили эскадрильи №№ 19 и 92, размещенные в ФРГ.
   Позже построили 70 самолетов Lightning F.Mk 3 с двумя двигателями Avon Mk 301 тягой по 72,77 кН на форсаже. У него не было пушек, только всеракурсные УР Red Тор. Для перелета на большую дальность самолет мог оснащаться двумя большими надкрыльевыми топливными баками и штангой для дозаправки в полете под левой консолью крыла. Первый F.Mk 3 также получил увеличенный киль со "срезанной" законцовкой и РЛС управления огнем на встречных курсах AI.Mk 23B. Впервые самолет этого типа взлетел 16 июля 1962 года, и в середине 1964 года поступил на вооружение эскадрильи №74. Впоследствии ими также перевооружили эскадрильи №№23, 29,56 и 111.
   Последняя версия Lightning F.Mk 6 появилась в 1965 году, став результатом давно назревшего решения фирмы "British Aircraft Corporation". Во-первых, был почти удвоен запас топлива, а во-вторых, изменена передняя кромка крыла - для придания ей переменной стреловидности. Эти новшества позволили совершать полеты на увеличенную дальность с большей массой. Дополнительный запас топлива, помещавшийся в значительно увеличенном фюзеляжном баке, в сочетании с пониженным сопротивлением крыла с новой передней кромкой на дозвуковых скоростях существенно улучшили характеристики машины. Собрали всего 39 экземпляров F.Mk 6. Им предшествовали 16 Lightning F.Mk 3A, переделанных до промежуточного стандарта F.Mk 6. Позднее их модифицировали по полной программе. Саудовская Аравия и Кувейт закупили усовершенствованный вариант F.Mk 6 под обозначением Lightning F.Mk 53 (один переделанный F.Mk 3 и 34 серийных самолета) и Lightning F.Mk 53K (12 серийных самолетов). Саудовская Аравия также купила пять Lightning F.Mk 52, переделанных из стандарта F.Mk 2.
   К июню 1988 года истребители Lightning постепенно сняли с вооружения британских ВВС. В Кувейте их списали в 1977 году, а в Саудовской Аравии - в декабре 1985-го.


Варианты

   Lightning T.Mk 4: двухместный учебно-боевой самолет на базе F.Mk 1A (22 шт.)
   Lightning T.Mk 5: двухместный (с расположением кресел бок о бок) учебно-боевой самолет на базе F.Mk 3 (22 шт.)
   Lightning T.Mk 54: бывшие учебно-боевые самолеты T.Mk 4, поставленные Саудовской Аравии (2 шт.)
   Lightning T.Mk 55: учебно-боевой самолет для Саудовской Аравии (7 машин, включая один переделанный вариант T.Mk 5)
   Lightning T.Mk 55КБ: учебно-боевой самолет для Кувейта (2 машины)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAC Lightning F.Mk 6

   Тип: одноместный сверхзвуковой всепогодный перехватчик
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Avon R8.136 Mk 301 тягой no 56,45 кН без форсажа и 72,77 кН на форсаже
   Летные характеристики: макс. скорость 2415 км/ч (2,3М) на высоте 12190 м; крейсерская скорость 958 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 15 240 м/мин; практический потолок 18290м; дальность полета 1287 км с топливом только во внутренних баках
   Масса: пустого самолета 12719 кг; максимальная взлетная 18915 кг
   Размеры: размах крыла 10,61 м; длина 16,84 м; высота 5,97 м; площадь крыла 42,60 мг
   Вооружение: большой двухсекционный подфюзеляжный контейнер содержал в задней секции топливный бак, а в передней - либо доп. запас топлива, либо контейнер с двумя неподвижными курсовыми 30-мм пушками ADEN. На фюзеляже крепились две УР Firestreak либо Red Тор, либо блоки 51-мм НАР. Кроме того, могли подвешиваться пять 70-мм АФА Vinten 360, либо (в ночной разведке) АФА и сканирующее оборудование, а также блоки с ИК-ловушками; подкрыльевые/надкрыльевые узлы подвески могли нести 144 НАР либо шесть 454-кг бомб

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 11
    Регистрационный номер: XM174

    Lightning F.Mk 1А. Получив 14 декабря 1960 года свой первый F.Mk 1А, 56-я эскадрилья стала второй эскадрильей истребителей Lightning. Во время выставочного сезона 1963 года самолеты F.Mk 1A "Firebird" из показательной команды эскадрильи имели яркую окраску, включая огненно-красные киль, гаргрот, передние кромки крыла и стабилизатора.

  • Aviation Historian 1 / ??? - Surprise, surprise!
    Регистрационный номер: XM175   [2]

    Lightning F.1A XM175/T was part of the first production batch of 48 F.1s and F.1As and joined No 56 Sqn at Wattisham in early 1961. The unit’s markings consisted of large red and white nose chequers thinly outlined in pale blue flanking the roundel and a small roundel containing the unit’s phoenix badge on the fin. The aircraft continued to operate with 56 Sqn until April 1973, when it was returned to BAC to serve as a test rig.

  • Aviation Historian 1 / ??? - Surprise, surprise!
    Регистрационный номер: XM214

    Built by English Electric at Preston, Lightning F.1A XM214/N entered service in April 1961 with No 111 Sqn, the third RAF squadron to receive the type. Illustrated here fitted with Firestreak missiles and in 111 Sqn’s distinctive lightning-bolt markings, XM214 later joined No 226 Operational Conversion Unit at Coltishall, before being retired in June 1974 for ground training duties at Gutersloh with the maintenance serial 8420

  • Мировая Авиация 165
    Регистрационный номер: XN733   [2]

    Lightning F.Mk 2. F.Mk 2, самый совершенный из первого поколения Lightning, стал важным шагом при переходе к варианту F.Mk 3. Эти самолеты поступили на вооружение 19-й и 92-й эскадрильи, которые были переброшены с базы Ликонфилд в Западную Германию. Здесь самолеты высоко ценились за отличную управляемость и устойчивость на малых высотах, где в основном им приходилось действовать.

  • Мировая Авиация 73
    Регистрационный номер: XN771

    Lightning F.Mk 2A сочетал прекрасную управляемость исходного F.Mk 2 с улучшениями, внедренными на F.Mk 6, и стал последней модификацией Lightning, принятой на вооружение британских ВВС, продлив срок эксплуатации самолетов данного типа в ФРГ. За счет базирования этих самолетов на самом восточном западногерманском аэродроме Гютерслох время реакции перехватчиков было очень небольшим.

  • Air International 1996-03 / J.Goulding - Grey Days /Flying colours/ (2)
    Регистрационный номер: XR749   [3]

    English Electric Lightning F.3 XR749 ‘DA’, on the strength of the Lightning Training Flight, in one of the two-tone grey colour schemes adopted shortly before the type retired from service. It comprises Medium Sea Grey/Grey-BS4800.18B21 (‘Barley Grey’).

  • Мировая Авиация 11
    Регистрационный номер: XG309

    Заказанная в феврале 1954 года опытная партия из 20 самолетов ускорила разработку Lightning. Летные испытания с 3 апреля 1958 (XG307) по 29 сентября 1959 года (XG333) подвергли жесткой проверке все системы Lightning. XG309 был выделен для испытания вооружений, и здесь видны макеты ракет Blue Jay (позднее Firestreak).

  • Aviation Historian 1 / ??? - Surprise, surprise!
    Регистрационный номер: XM177   [4]

    Seen here at RAF Wethersfield, Essex, in June 1961, XM177 of No 56 Sqn was one of the second pair of F.1As to participate in the second and final tranche of high-altitude trials, in November 1962. This aircraft later joined No 226 OCU and training flights at Wattisham and Leuchars before being struck off charge in March 1974.

  • Мировая Авиация 6
    Регистрационный номер: XN787   [2]

    Пилотам Lightning запомнился своей феноменальной скороподъемностью. Самолету F.Mk 2 с обычной нагрузкой требовалось 150 секунд с момента отпускания тормозов, чтобы достичь высоты 12 190 м.

  • Мировая Авиация 251
    Регистрационный номер: XM139

    Подразделения боевой подготовки британских ВВС. В составе британских ВВС насчитывались три таких подразделения, звена (Target Facilities Flight или TFF), которые дислоцировались на авиабазах Бинбрук, Льючарс и Уоттишем и имели на вооружении Lightning, оборудованные радиолокационными отражателями на основе линз Люнеберга. Самолет на фотографии - из состава звена, размещенного на авиабазе Уоттишем и сформированного вторым по счету. Данное звено получило три самолета F.Mk 1, прошедших капитальный ремонт и переоборудование под новые задачи.

  • Мировая Авиация 166
    Регистрационный номер: XM216

    Полет в строю выполняют самолеты трех из четырех модификаций, состоявших в начале 1970-х годов на вооружении подразделения 226 OCU. На переднем плане F.Mk 1А, за ним T.Mk 4 (оба из 65-й эскадрильи), далее - T.Mk 5 из эскадрильи 2T.

    Другие самолёты на фотографии: English Electric / BAC Lightning T.4 / T.5 - Великобритания - 1959

  • Мировая Авиация 78
    Регистрационный номер: XN789   [3]

    Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning (фото). В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.

  • Мировая Авиация 251
    Регистрационный номер: XN786   [2]

    Летчики 92-й эскадрильи проходили переподготовку на Lightning в начале 1963 года, после чего вернулись на авиабазу Ликонфилд к своим Hunter F.Mk 6 (на фотографии) и только в июне стали полностью боеготовой эскадрильей, вооруженной Lightning. Затем история 92-й эскадрильи полностью повторила историю 19-й эскадрильи, но было и отличие - она сменила 56-ю эскадрилью в роли пилотажной группы Истребительного командования. В сентябре 1965 года 92-я эскадрилья передислоцировалась на авиабазу Гайленкирхен (ФРГ), а в феврале 1968 года присоединилась к 19-й эскадрилье в Гютерсло и также была перевооружена на F.Mk 2А. 1 апреля 1977 года она была расформирована.

    Другие самолёты на фотографии: Hawker Hunter - Великобритания - 1951

  • Мировая Авиация 251

    56-я эскадрилья первый F.Mk 1A получила 14 декабря 1960 года, будучи в Уоттишеме. Позже она приняла у 74-й эскадрильи «обязанности» пилотажной группы Истребительного командования (название «The Firebirds»). В 1965 году 56-я эскадрилья была перевооружена на F.Mk 3, а два года спустя перебазировалась на авиабазу Акротири (Кипр). В 1971 году она получила F.Mk 6 от расформированной 74-й эскадрильи.

  • Мировая Авиация 176

    Javelin стал дальним "охотником за бомбардировщиками", а истребитель Lightning рассматривался как "перехватчик объектовой ПВО". Изображенный на фотографии Javelin FAW.Mk 8 принадлежит 41-й эскадрилье и несет четыре УР Firestreak и два конформных топливных бака.

    Другие самолёты на фотографии: Gloster Javelin - Великобритания - 1951

  • Мировая Авиация 165
    Регистрационный номер: XM173

    Первым получателем F.Mk 1A, на которых могла устанавливаться заправочная штанга, стала 56-я эскадрилья. Это подразделение первым освоило дозаправку Lightning в полете, взаимодействуя с заправщиками Valiant B(K).Mk 1.

    Другие самолёты на фотографии: Vickers Valiant - Великобритания - 1951

  • Мировая Авиация 36

    ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Пушечное вооружение первых Lightning состояло из двух встроенных 30-мм пушек ADEN. На F.Mk 2 (фото) предусматривалась замена двух УР Firestreak контейнером с двумя пушками, таким образом, количество пушек доводилось до четырех. Учебно-тренировочные T.Mk 4 и T.Mk 5, а также боевые F.Mk 3 пушечного вооружения не имели и могли нести только ракеты.

  • Aeroplane Monthly 1973-07 / ??? - 19 Squadron in Camera

    The first air-to-air colour photograph of the green-camouflaged Lightning flanked by aircraft in conventional natural-metal finish.

  • Air International 2006-11 / News: Headline, Military, Civil, Accidents, Airshow
    Регистрационный номер: XP693   [2], XR773   [2]

    A sight absent for almost 20 years, ever since the Lightning was retired from service with the Royal Air Force. Mike Beachy Head's four-ship display comprised F.6 ZU-BEW/XR773 (lead), T.5 ZU-BBD/XS452 (lower aircraft), F.6 ZU-BEY/XP693 and T.5 ZU-BEX/XS451 (rear).

    Другие самолёты на фотографии: English Electric / BAC Lightning T.4 / T.5 - Великобритания - 1959

  • Мировая Авиация 165

    Базировавшиеся с 1965 года в Западной Германии 19-я и 92-я эскадрильи стали первыми подразделениями, самолеты которых, как привлекавшиеся к перехвату на малых высотах, получили камуфляжную окраску.

  • Aeroplane Monthly 1973-07 / ??? - 19 Squadron in Camera

    Lightning F2As flying the formation

  • Aeroplane Monthly 1973-07 / ??? - 19 Squadron in Camera

    Sqn Ldr Brian Allchin’s view of 19 Squadron Lightnings

  • Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен

    "Лайтнинг" F.Mk 2A из 19-й эскадрильи RAF. Германия, авиабаза Гютерслох, середина 1970-х гг.

  • Мировая Авиация 165

    С 1967 по 1975 годы базировавшаяся в Акротири 56-я эскадрилья решала задачи ПВО в Средиземноморье. Подразделение было приведено в состояние полной боеготовности во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 году.

  • Мировая Авиация 11
    Регистрационный номер: XP694

    Самолет F.Mk 3, считавшийся модификацией Lightning второго поколения, получил некоторые усовершенствования. Самым заметным внешним изменением был верхний срез киля, отличный от плавных очертаний "ведьмина колпака" предыдущих версий.

  • Мировая Авиация 146
    Регистрационный номер: XP741

    Принятый на вооружение всего через пять лет после Javelin перехватчик English Electric Lightning обладал более высокими летными характеристиками. Максимальная скорость Lightning превышала две скорости звука, а по скороподъемности он уступал только советскому МиГ-25.

  • Мировая Авиация 251
    Регистрационный номер: XP751   [3]

    74-я эскадрилья стала первым подразделением Королевских ВВС Великобритании, перевооруженным на Lightning. Свои первые F.Mk 1 она получила в 1960 году, став также первым подразделением, получившим тяжелые F.Mk 6 (первый F.Mk 6 она получила в 1966 году). На следующий год эскадрилья перебазировалась на авиабазу Тенга (Сингапур), где оставалась до расформирования в 1971 году.

  • Мировая Авиация 36
    Регистрационный номер: XP702, XP751   [3]

    Конструкторы и инженеры "English Electric", а позднее и фирмы-преемницы BAC смогли спроектировать и наладить серийное производство первого британского истребителя, достигшего скорости М=2. Причем Lightning установил неофициальный абсолютный мировой рекорд скорости.

  • Мировая Авиация 251
    Регистрационный номер: XP715

    111-я эскадрилья. Третья эскадрилья британских ВВС, получившая на вооружение Lightning. Первый F.Mk 1A она получила 6 марта 1961 года (авиабаза Уоттишем), после чего ее летчики отрабатывали заправку в воздухе от Sea Vixen британских ВМС, а позже эскадрилья передислоцировалась в Гютерсло (ФРГ). До конца 1964 года эскадрилья летала на «чужих» F.Mk 1 и Mk 2, но 7 ноября получила собственные F.Mk 3. В роли пилотажной группы Истребительного командования приняла участие в похоронах У. Черчилля. 15 мая 1974 года эскадрилья была расформирована, но незадолго перед этим получила три F.Mk 6, став, таким образом, уникальным подразделением, эксплуатировавшим почти все варианты Lightning, исключая F.Mk 2A.

  • Мировая Авиация 179
    Регистрационный номер: XR760   [2]

    На закате своей карьеры значительное количество Meteor F.Mk 8 было переоборудовано в буксировщики мишеней и учебно-тренировочные машины. Буксировщики мишеней неофициально обозначали F(TT).Mk 8, а учебно-тренировочные самолеты - как T.Mk 8. Оба варианта имели хорошо заметную окраску. Здесь изображен T.Mk 8 из 85-й эскадрильи в ярко-оранжевой окраске и Lightning из 5-й эскадрильи.

    Другие самолёты на фотографии: Gloster Meteor F.Mk.8 / FR.Mk.9 - Великобритания - 1948

  • Авиация и Космонавтика 2016-07 / С.Дроздов - Была такая авиация... (10)
    Регистрационный номер: XR753   [6]

    Ту-95РЦ совершает полет "за угол"

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965

  • Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
    Регистрационный номер: XR753   [6]

    BAC Lightning F.6 of No 23 Squadron RAF escorts a Soviet Bear.

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965

  • Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
    Регистрационный номер: XR753   [6]

    Британский истребитель «Лайтнинг» с характерными «ушами» вокруг традиционного опознавательного знака

  • Мировая Авиация 36
    Регистрационный номер: XR745

    "Лайтнинг" F.Mk 3 - родоначальник второго поколения истребителей этого типа.
    Lightning легко узнать по необычно установленным двигателям - друг над другом, причем нижний двигатель несколько смещен вперед относительно верхнего. Такое расположение двигателей позволило до разумного минимума сократить мидель фюзеляжа, но потребовало использования сопел разной длины, а при повреждении одного двигателя второй почти наверняка выходил из строя тоже. Воздух к обоим двигателям подавался от единого воздухозаборника в носовой части фюзеляжа через воздушные каналы очень сложной формы. Верхний двигатель демонтировался вверх после снятия сопла, нижний - вниз. В теории на замену двигателей отводилось 4 часа, на практике замена двигателей занимала несколько суток.

  • Мировая Авиация 245
    Регистрационный номер: XN731

  • Мировая Авиация 251
    Регистрационный номер: XP765

    29-я эскадрилья. Эскадрилья была восстановлена 1 мая 1967 года в Уоттишеме и вначале получила четыре F.Mk 3, оставшихся от 56-й эскадрильи, передислоцированной на Кипр для замены 29-й эскадрильи, вооруженной Javelin. К сентябрю 1967 года эскадрилья достигла полной боеготовности, получив остальные F.Mk 3 от 23-й и 74-й эскадрилий. В декабре 1974 года эскадрилья была расформирована.

  • Мировая Авиация 245
    Регистрационный номер: XP756

    Эмблему в виде парящего орла на самолетах 23-й эскадрильи дополняли полосы голубого и красного цветов справа и слева от опознавательных знаков на фюзеляже.

  • Мировая Авиация 36

    ОГРАНИЧЕНИЯ ПО РАКЕТАМ. Ракеты Firestreak и Red Тор могли поразить цель только при выполнении атаки в заднюю полусферу, так как их ГСН имели очень узкий сектор захвата и низкую селективность - могли захватить цель только по соплу реактивного двигателя. В маневренном бою эти УР были почти бесполезны, поэтому летчики перехватчиков Lightning постоянно тренировали выполнение атак с использованием пушек.

  • Air Enthusiast 2006-11 / D.Willis - Extended Family /Post-war combat/ (1)

    USAF KC-135As equipped with a hose and drogue extension added to the boom provided tanker support to the RAF's QRA EE Lightning force for a short while after the withdrawal from service of the Valiant tanker, circa 1966.

    Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956

  • Мировая Авиация 245
    Регистрационный номер: XR769

    Эмблема 11-й эскадрильи представляла собой изображения двух орлов, выполненных по контуру белой краской, в сочетании с черным прямоугольником и желтым ромбом. После внедрения серой окраски размер эмблемы уменьшили.

  • Aeroplane Monthly 1996-04 / Personal album. Military
    Регистрационный номер: XS934

    Lightning F.6 XS934. First flown on May 11, 1967, it was delivered to 11 Sqn that July. The aircraft passed to 5 Sqn, then to 56 Sqn in March 1973; it crashed into the sea off Cyprus on April 3, 1973 - the pilot ejected. This photograph was taken at the Battle of Britain display at RAF Leuchars on September 16, 1967.

  • Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
    Регистрационный номер: XR749   [3]

    "Лайтнинг" F.Mk 3 из 5-й эскадрильи RAF в типовой серебристой окраске. Великобритания, авиабаза Лейкенхис, август 1973г.

  • Мировая Авиация 165

    Первый эксплуатант Lightning, 74-я эскадрилья "Tiger", также первой получила и истребители варианта F.Mk 3. У вооруженного ракетами Red Top F.Mk 3 отсутствовало пушечное вооружение, но он был оснащен форсированными ТРДФ Avon Mk 301 и килем увеличенной площади.

  • Aeroplane Monthly 1995-12 / M.Oakey - Vintage news
    Регистрационный номер: XR749   [3]

    English Electric Lightning F.3 XR749, which once overtook Concorde during trials over the North Sea, was unveiled at Teesside Airport on September 28, 1995 following a 20-month restoration by owner Ken Ward and Wally Douglas. One of only three F.3s restored, out of just five surviving examples, XR749 was given a home at the airport after plans to display it at the South Yorkshire Air Museum or in the garden of Ken’s “local" fell through.

  • Мировая Авиация 36

    УР RED ТОР. Начиная с варианта F.Mk 3, истребители Lightning вооружались УР "воздух-воздух" Red Тор, разработанной на основе УР Firestreak и поначалу названной Firestreak Mk IV. На ней стояла примитивная всеракурсная тепловая ГСН, что в теории давало возможность атаки цели из передней полусферы. Новая ГСН имела полукруглую форму, в то время как ранее ГСН имели фасеточную поверхность. Также изменились аэродинамические поверхности ракеты: стреловидность переднего оперения была уменьшена, а самому оперению придана трапециевидная в плане форма. Масса БЧ - 30 кг. Более мощный ракетный двигатель разгонял ракету на траектории до скорости около М=3, максимальная дальность достигла 11 км. На Red Тор сохранили ИК-телескоп от УР Firestreak, обеспечивающий слежение за целью на больших расстояниях. Реально ракеты можно было применять из передней полусферы только по целям, летящим со скоростью выше скорости звука, так как при сверхзвуковом полете сильно нагревается обшивка ЛА, что позволяет тепловой ГСН выделить цель на фоне неба. Атака в заднюю полусферу считалась предпочтительней, так как в случае промаха ракет сохранялась возможность обстрелять цель из пушки.

  • Air Enthusiast 1995-09 / ??? - Flixton Pictorial
    Регистрационный номер: XG329

    One of the latest exhibits at N&S is development batch Lightning F.1 XG329. Roland Beamont performed XG329’s first flight, from English Electric’s Samlesbury plant on April 30, 1959. Used essentially by the manufacturer and the Aeroplane & Armament Experimental Establishment (A&AEE) at Boscombe Down, XG329 undertook much development work on the F3 version. It was converted for such work by Boulton Paul at Seighford 1961-1963. Hawker Siddeley Dynamics also used XG329 for Red Top missile development work in 1966. The Lightning was retired to Cranwell in 1969 to act as an instructional airframe, moving to Swinderby in 1986 as a display airframe. Acquired by Ian Hancock, it was moved to N&S for display in 1993.

  • Air International 2007-12 / Talkback
    Регистрационный номер: XS928

    English Electric Lightning F.6 XS928 made its first flight at the British Aircraft Corporation airfield at Salmesbury, Lancashire, on February 28,1967, in the hands of BAC Military Aircraft's chief test pilot Roland Beamont. After service with 11, 74, 23, 56, 5, and 11 Squadrons, it was retired from the RAF when the Lightning squadrons disbanded at the end of 1987. The following year it was delivered to Warton for use in the Tornado Air Defence Variant Foxhunter radar trials. It made its last flight on March 31, 1992, and was bought by Barry Pover, who subsequently donated it to BAE Systems on the understanding that it would be placed on static display. Thanks to the North West Heritage Group and BAE Systems, his wish was carried out and XS928 is now resplendent in its former glory 'on show’, appropriately enough next to the flight test offices at Warton airfield.

  • Air International 2007-04 / B.Fairclough - TSR2 - Triumph and Tragedy /Military/
    Регистрационный номер: XR755

    This group of Canberra WD937, Lightning XR755 and TSR2 XR219, on the apron at BACs Warton aerodrome clearly illustrates their relative sizes. It also emphasizes the TSR2's sleek lines.

    Другие самолёты на фотографии: BAC TSR.2 - Великобритания - 1964English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/

    Линейка "Лайтнингов" F.6 из 56-го эскадрона RAF. Аэродром "Акторири" на Кипре

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/

    "Лайтнинги" F.6 из 56-го эскадрона на Кипре

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/

    Подготовка "Лайтнинга" к тренировочному полету. На переднем плане УР "Файрстрик"

  • Мировая Авиация 36

    Первые самолеты Lightning пилотировали только опытные летчики, так как самолет сильно отличался от перехватчиков предшествующего поколения, таких как Javelin и Hunter. Овладеть машиной было непросто, но достигшие этого пилоты получали полное удовлетворение, чего нельзя было сказать об инженерно-техническом составе, которому приходилось поддерживать в боеготовом состоянии сложную и неудобную в обслуживании матчасть. Проблемы технического обслуживания усугублялись трудностями в снабжении запасными частями и расходными материалами.

  • Aviation Historian 20 / G.Baughen - A Brief History of the Future

    The first line of defence on the Cold War frontier - an RAF pilot climbs aboard an English Electric Lightning F.3 at Wattisham in 1965.

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/

    "Лайтнинг" F.6 на фоне английских стратегических бомбардировщиков "Вулкан", 1980г.

    Другие самолёты на фотографии: Avro Vulcan / Type 698 - Великобритания - 1952

  • Aeroplane Monthly 1996-08 / 1996 UK Aircraft Collections and Museums Guide (2)
    Регистрационный номер: XR770   [4]

    One of the Nato Aircraft Museum’s exhibits at New Waltham is Lightning F.6 XR770.

  • Air Pictorial 1992-03 / M.Britton - Boss machines
    Регистрационный номер: XR770   [4]

    Lightning F6 XR770 'AA' 5 Squadron at RAF Binbrook, Exercise Priory in 1987.

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/
    Регистрационный номер: XS930

    "Лайтнинги" F.6 из 11-го эскадрона в групповом полете, 1967г.

  • Мировая Авиация 73
    Регистрационный номер: XR758

    На вооружении 5-й эскадрильи перехватчики F.Mk 6 (Interim) состояли с 10 декабря 1965 года до конца 1966 года, когда их модернизировали до стандарта Mk 6.

  • Мировая Авиация 245
    Регистрационный номер: XR764

  • Мировая Авиация 245

    В годы холодной войны Lightning F.Mk 6 из 23-й эскадрильи летали очень интенсивно. Базировавшиеся в Льючарсе, перехватчики часто поднимались на сопровождение советских разведчиков и бомбардировщиков.

  • Мировая Авиация 6
    Регистрационный номер: XR752

    Смысл существования Lightning был в том, чтобы перехватывать и препятствовать вторжению на Британские острова "нарушителей", таких как этот Ту-95РЦ ("Bears-D" по классификации НАТО). Дальность полета очень важна для выполнения такой миссии, а именно ее не хватало Lightning.

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965

  • Мировая Авиация 36

    Два F.Mk 6 из 11-й эскадрильи принимают топливо от самолета-заправщика Victor. Даже вариант самолета Lightning с большим дополнительным баком под фюзеляжем не обладал необходимой дальностью и продолжительностью полета - этот недостаток так и остался ахиллесовой пятой перехватчика на протяжении всей его карьеры. В ходе длительных патрульных полетов над морем перехватчикам хотя бы раз приходилось выполнять дозаправку в воздухе.

    Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952

  • Мировая Авиация 73

    Вместимость каждого надкрыльевого бака составляла 1080 кг топлива. Такие баки могли монтироваться на F.Mk 6 и экспортных Lightning и предназначались в основном для перегоночных полетов.

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/

    "Лайтнинг" F.6 с дополнительными топливными баками на крыле

  • Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
    Регистрационный номер: XR759

    "Лайтнинг" F.Mk 6 из 11-й эскадрильи RAF в двухцветной серо-голубой окраске. Великобритания, аэродром Хонингтон, июнь 1982г.

  • Air International 2007-12 / A.Brookes - Death Knell For UK Aerospace? /Military/
    Регистрационный номер: XR728   [2]

    One of the most far-reaching results of the Defence White Paper was cancellation of the all-weather interceptor to succeed the English Electric Lightning.

  • Мировая Авиация 73

    На смену Lightning пришли Tornado F.Mk 3, обладающие большей продолжительностью полета и увеличенной массой полезной нагрузки.

    Другие самолёты на фотографии: Panavia Tornado ADV (F) - International - 1979

  • Мировая Авиация 73

    11-я эскадрилья стала последней в британских ВВС, вооруженной самолетами Lightning. Она эксплуатировала F.Mk 6 и Т.Mk 5 до 30 апреля 1988 года, когда их заменили Tornado F.Mk 3.

    Другие самолёты на фотографии: English Electric / BAC Lightning T.4 / T.5 - Великобритания - 1959

  • АвиаМастер 2006-07 / К.Логинов - Первый и последний... /Монография/

    В 80-е годы "лайтнинги", остававшиеся к тому времени на вооружении получили двухцветный камуфляж

  • Мировая Авиация 165

    Переформированная в Бинбруке в октябре 1965 года, 5-я эскадрилья летала на Lightning до октября 1987 года. С 1977 года, когда основные задачи ПВО были возложены на истребители Phantom, Бинбрук оставался единственной авиабазой Lightning.

  • Мировая Авиация 36

    ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ. Пушечное вооружение первых Lightning состояло из двух встроенных 30-мм пушек ADEN. На F.Mk 2 предусматривалась замена двух УР Firestreak контейнером с двумя пушками, таким образом, количество пушек доводилось до четырех. Учебно-тренировочные T.Mk 4 и T.Mk 5, а также боевые F.Mk 3 пушечного вооружения не имели и могли нести только ракеты. F.Mk 6 (фото) изначально разрабатывался только с ракетным вооружением, но в начале 1970-х годов его доработали под установку двух пушек - под фюзеляж подвешивался комбинированный контейнер с двумя пушками калибра 30 мм и боекомплектом по 120 снарядов на ствол и топливом в задней части. Контейнер был создан для экспортной модификации F.Mk 53, поставлявшейся Кувейту и Саудовской Аравии. Скорострельность пушки 1200-1400 выстр./мин, время непрерывной стрельбы - не более 6 с. Пушки выпускались в двух вариантах - с правой и левой подачей, установленные на самолете пушки не были взаимозаменяемы. F.Mk 6 мог нести под фюзеляжем одновременно УР Firestreak или Red Тор и пушечно-топливный контейнер.

  • Air International 1980-11 / ??? - Ace qualifying at Akrotiri

    A Lightning F Mk 6 of No 5 Sqdn photographed over the Cypriot countryside after completing a firing sortie during the Squadron's recent Armament Practice Camp at Akrotiri.

  • Мировая Авиация 6

    К середине 1980-х годов Lightning устарел окончательно, особенно ощущалось отсутствие современного радара и возможность нести только две ракеты. Однако он оставался на вооружении для обороны отдельных объектов.

  • Air International 1980-11 / ??? - Ace qualifying at Akrotiri

    A Lightning F Mk 6 of No 11 Squadron on the approach to Akrotiri during deployment from RAF Binbrook for weapons training.

  • Мировая Авиация 251

    Учебное звено Lightning (LTF). После расформирования 226-й группы переподготовки летного состава встал вопрос о том, где готовить летчиков на Lightning. В итоге в октябре 1975 года звено «C» 11-й эскадрильи получило самостоятельный статус, став учебным звеном подготовки летчиков Lightning (Lightning Training Flight). В его состав входили четыре T.Mk 5 и четыре F.Mk 3, а с 1979 года оно получило один F.Mk 6 - на нем отрабатывались навыки использования бортовых РЛС. Звено расформировали в апреле 1987 года.

  • Авиация и Время 2008-02 / А.Хаустов, А.Котлобовский - Последний крылатый джентльмен
    Регистрационный номер: XS904

    Сохранившийся в летном состоянии "Лайтнинг" F.Mk 6 (сер. N 95250) в камуфляжной окраске и с эмблемой 11-й эскадрильи RAF. Великобритания, аэродром Брантингтхорп, август 2006г.

  • Air International 1980-11 / ??? - Ace qualifying at Akrotiri

    Binbrook Wing Lightning F Mk 6s - a No 11 Sqdn aircraft in the foreground and two more of the squadron's aircraft plus one of No 5 Sqdn, but all flown by pilots of the latter squadron during AIR INTERNATIONAL'S visit - awaiting their turn to fly academic sorties.

  • Мировая Авиация 245

    Эмблему в виде парящего орла на самолетах 23-й эскадрильи дополняли полосы голубого и красного цветов справа и слева от опознавательных знаков на фюзеляже. После поступления F.Mk 6 в камуфляжной окраске цвета эмблемы эскадрильи стали менее яркими (на фото).

  • Мировая Авиация 36
    Регистрационный номер: XR770   [4]

    Из-за нехватки финансовых средств разработка многоцелевого варианта Lightning, оптимизированного для поставок на экспорт была прекращена, и экспортный потенциал самолета так и не был раскрыт в полной мере. Фотография этого XR770 была сделана на авиашоу в Фарнборо в 1966 году - самолет F.Mk 6 принадлежит британским ВВС, но на него нанесены опознавательные знаки Королевских ВВС Саудовской Аравии.

  • Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Arabian Fledgling ... the Royal Saudi Air Force

    Lightning F Mk 53 (53-674) of No 2 Squadron seen taking-off from Dhahran on an armament practice sortie with twin Aden cannon, 2-in (5-cm) rocket pack aft of the nose-wheel, and 68-mm SNEB rocket pods beneath the wings.

  • Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Arabian Fledgling ... the Royal Saudi Air Force

    Lightning F Mk 53 (53-693) of the Lightning Conversion Unit seen on the flight line at Dhahran armed with two 1,000-lb (453,6-kg) practice bombs.

  • Мировая Авиация 166

    Впечатляющая линейка самолетов из учебного подразделения LCU и из 2-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии. Все F.Mk 52 и T.Mk 54 состояли на вооружении 6-й эскадрильи.

    Другие самолёты на фотографии: English Electric / BAC Lightning T.4 / T.5 - Великобритания - 1959

  • Air Enthusiast 1972-06 / ??? - Arabian Fledgling ... the Royal Saudi Air Force

    The 30-mm Aden cannon installation of a Lightning F Mk 53 during re-arming at Dhahran.

  • Air Pictorial 1968-11 / ??? - Recent Kits

    Frog's 1/72nd-scale Lightning F.6 in the colours of No. 11 Squadron, R.A.F.

  • Мировая Авиация 36
    Регистрационный номер: XP762

    Lightning F.Mk 3. Вооруженный ракетами Firestreak перехватчик Lightning F.Mk 3 несет символику 111-й эскадрильи, которая базировалась в Уоттишеме (Великобритания). Эскадрилью перевооружили самолетами Lightning F.Mk 1А в 1961 году, а на Lightning F.Mk 3 пересели в конце 1964 года. В сентябре 1974 года все Lightning были сняты с вооружения этой эскадрильи. Номинально 111-я эскадрилья эксплуатировала только самолеты модификаций F.Mk 1А и F.Mk 3, но периодическая нехватка самолетов приводила к тому, что в эскадрилью передавались истребители Lightning иных вариантов из других подразделений. Поэтому до перевооружения 111-й эскадрильи самолетами F-4 Phantom, в ней побывали истребители Lightning всех модификаций, кроме F.Mk 2А. Представленный здесь XP762 эксплуатировался только в 111-й эскадрилье.

  • Aviation Historian 1 / ??? - Surprise, surprise!
    Регистрационный номер: XM177   [4]

    Surprise, Surprise! by renowned aviation artist Michael Turner PFGAvA shows the high-altitude interception of a USAF Lockheed WU-2A by a pair of RAF Lightnings of Nos 56 and 111 Sqns during a series of trials undertaken by Fighter Command in late 1962.

    Другие самолёты на фотографии: Lockheed U-2 - США - 1955

  • Air International 2008-07 / The Guild of Aviation Artists 2008 /Artists/
    Регистрационный номер: XR795

    Lightning Force, by Patricia Forrest GAvA, shows an English Electric Lightning F.3 of 23 Squadron, flying over St Andrews, near to its home base of RAF Leuchars, in Scotland.

  • Aeroplane Monthly 1988-12
    Регистрационный номер: XS903   [3]

    An exciting new commemorative print by John V. Rayson G.Av.A. to mark the retirement of this classic thoroughbred fighter, English Electric Lightning F6, XS903-Ba (“Eagle 1”) the personal aircraft of Wing Commander J. C. Jarron, RAF, the last Commander of a Lightning Interceptor Squadron, No 11 (F) of RAF Binbrook, Lincs. This aircraft is now preserved at the YORKSHIRE AIR MUSEUM & ALLIED AIR FORCES MEMORIAL, ELVINGTON, YORK.

  • Aeroplane Monthly 1990-07 / Painted Wings
    Регистрационный номер: XR773   [2]

    74 Sqn Lightning F.6s are the subject of Roy Huxley's painting Tiger out of the sun.

  • Aeroplane Monthly 1985-02 / R.Beamont - Sing a song of shock-stall (2)

    Rendered irrelevant by the 1957 Defence White Paper, which effectively cancelled all future supersonic military aircraft developments, the P.28 proposal of 1955 by English Electric for Mach 2 cruise, Mach 25 maximum, development of the Lightning.

  • Aeroplane Monthly 1988-12 / P.Masefield - Wren

    Excerpt from Men and machines at the 1960 SBAC Display.

  • Aviation Historian 20 / G.Baughen - A Brief History of the Future

    LAST OF THE DEDICATED BOMBER-KILLERS: The OR.329/F.155 contenders
    ISSUED BY THE Air Ministry in mid-1954, Operational Requirement 329 outlined what the Air Staff wanted from the next generation of interceptor aircraft, and Specification F.155 detailed how this requirement should be met. The demands of F.155 included the following:
    - the ability to intercept an enemy bomber flying at Mach 1+ within 20min of target contact (approx 250 miles - 400km - from the UK);
    - a service ceiling of at least 60,000ft (18,000m);
    - the ability to carry armament of a mixture of infra-red homing and radar-guided missiles;
    - a crew of two; pilot + weapons officer/navigator.
    Thus the result would have to be a rapid-climbing Mach 2+ interceptor capable of carrying at least two collision-course missiles, and which would eventually replace the English Electric P.1B Lightning. Engine manufacturers also set about developing new powerplants for this new generation of fighters, including de Havilland (Gyron/Gyron Junior) and Rolls-Royce (RB.106).
    Ten designs were put forward for F.155, but none proceeded beyond the design stage, the 1957 Defence White Paper sounding the death knell of the dedicated bomber-killer. The ten were:
    Avro Canada CF-105 Arrow Added to F.155 towards the end of the process, the Canadian Arrow was essentially a stopgap to cover probable delays in the Fairey Delta 3 project (see below).
    Avro 729 Little appears to be known about the Avro 729; it was described variously as a single-Gyron-powered all-weather fighter and a twin-engined canard design, as seen here.
    Vickers-Armstrongs (Supermarine) Type 559 This canard design with a large air intake beneath the cockpit for its twin Gyrons, one atop another, as on the P.1, was to carry a pair of Red Hebe missiles on dorsal pylons. Deemed too radical
    de Havilland D.H.117 Powered by a pair of Gyron Juniors and a D.H. Spectre booster rocket in the tail, the straight-winged D.H.117 was deemed not radical enough, and certainly not enough of an advance on the P.1B Lightning.
    Fairey Delta 3 Based on research undertaken with the Delta 2 (F.D.2), Fairey submitted two designs to F.155; a large twin-Gyron-engined Red Hebe-carrying version that would meet the full spec, and a smaller, less ambitious single-engined version that would be easier to develop. The large version was selected by the MoS and Air Staff.
    Armstrong Whitworth AW.169 With a pair of Gyron Juniors in nacelles fitted to a razor-thin straight trapezoidal wing, the T-tailed AW.169 would carry Blue Vestas on its wingtips.
    English Electric P.8A much modified and larger Lightning fitted with Red Tops on its wingtips, this was considered insufficient advance on the P.1B.
    Saunders-Roe P.187 A development of the company’s SR.53 and SR.177 mixed-power concepts, the P.187 was too big from the outset.
    Hawker P.1103 This was to be powered by a single Gyron, with detachable rocket boosters mounted mid-wing and Red Hebes on its wingtips.

    Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth A.W.167 - Великобритания - 1955Armstrong Whitworth A.W.169 - Великобритания - 1958Avro Type 730 - Великобритания - 1957Avro Canada CF-105 Arrow - Канада - 1958De Havilland D.H.117 - Великобритания - 1958Fairey FD.2 - Великобритания - 1954Hawker P.1103 / P.1121 / P.1129 - Великобритания - 1957Saunders-Roe SR.177 - Великобритания - 1957Vickers-Armstrongs (Supermarine) Type 559 - Великобритания - 1955

  • Aeroplane Monthly 1985-02 / R.Beamont - Sing a song of shock-stall (2)

    The P.1B prototype, XA847. It was Britain's first supersonic fighter and the first British aircraft to reach Mach 2 (November 1958).

  • Air Pictorial 1959-09 / Farnborough Directory

    ENGLISH ELECTRIC LIGHTNING F.A.W.1: Soon to join R.A.F. Fighter Command, the production Lightning F.A.W.1 is now flying although a pre-production machine is on view at Farnborough. It is powered by two Rolls Royce Avon R.A.24R turbojets each rated at 11,250-lb.s.t., and 14,500-lb. with afterburning. Dimensions: Span 34 ft. 10 in.; length, 50 ft.; height, 19 ft. 5 in.

  • Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft

    English Electric Lightning F Mk. 3 twin-engined interceptor

  • Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft

    BAC Lightning F.Mk 3 with leading-edge extension and increased-capacity belly fuel tank

  • Мировая Авиация 119

    English Electric Lightning F.Mk 6

Тип фотографий

  • Все фото (279)
  • Боковые проекции (6)
  • Цветные фото (83)
  • Ч/б фото (162)
  • Кабина (2)
  • Обломки (4)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (22)