
Описание
Страна : Великобритания
Год : 1931
Двухместный учебный и спортивный самолет
Варианты
- De Havilland - Tiger Moth / D.H.82 - 1931 - Великобритания
- De Havilland - Queen Bee / D.H.82B - 1935 - Великобритания
- Thruxton - Jackaroo - 1957 - Великобритания
de Havilland DH.82 Tiger Moth
Успех DH.60 Moth стимулировал разработку военной версии машины, известной как DH.60T Moth Trainer. По сравнению с гражданскими вариантами, конструкцию DH.60T усилили для полетов с большей массой. Он мог оснащаться подвеской для четырех практических бомб массой по 9,1-кг под фюзеляжем, а также фотопулеметом либо АФА различных типов для разведки. Поэтому Moth Trainer годился для обучения пилотов, бомбардиров и стрелков. Для облегчения аварийного выхода из передней кабины расчалки были наклонены вперед к передней части крепления корневой части крыла, а дверцы кабины - увеличены. Стойки центроплана все еще окружали переднюю кабину, однако в новом учебно-боевом самолете, разработанном по спецификации 15/31, их сдвинули вперед для облегчения покидания машины. Смещение центра тяжести, вызванное этим смещением крыльев, компенсировали, придав консолям небольшую стреловидность. Был установлен перевернутый рядный мотор Gipsy III мощностью 120 л. с. (90 кВт) и скошенный капот, обеспечивший лучший обзор из кабины пилота.
Построили восемь предсерийных экземпляров с тем же обозначением DH.60T, но с новым наименованием Tiger Moth. За ними последовала машина с увеличенным поперечным "V" и стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет получил новое обозначение DH.82. Он впервые поднялся в воздух 26 октября 1931 года. По спецификации 23/31 заказали 35 таких машин под военным обозначением Tiger Moth Mk I. В ноябре 1931 года первые из них прибыли в учебную часть FTS №3. Другие поступили в часть CFS в мае 1932 года. Звено из пяти летчиков CFS показало свое мастерство и перевернутый пилотаж на новом учебно-боевом самолете на аэрошоу 1932 года в Хендоне. Подобные машины поставлялись на экспорт в Бразилию, Данию, Персию, Португалию и Швецию. Еще два самолета со спаренными поплавками фирмы "Short Brothers" были построены по спецификации T.6/33 для оценки британскими ВВС.
Затем де Хэвилленд разработал улучшенную версию с мотором Gipsy Major I мощностью 130 л. с. (97 кВт) и фанерной (вместо полотняной) обшивкой фюзеляжа. Этот самолет назвали DH.82A или Tiger Moth Mk II. ВВС Британии заказали 50 таких машин по спецификации T.26/33. На Tiger Moth Mk II имелся съемный колпак, которым можно было накрыть заднюю кабину для обучения полетам по приборам. Первые машины поступили в Кинли с ноября 1934 по январь 1935 года. Другие попали в летные школы авиакомпаний "Bristol Aeroplane Company", "de Havilland School of Flying", "Brooklands Aviation Ltd", "Phillips and Powis School of Flying", "Reid and Sigrist Ltd", "Airwork Ltd" и "Scottish Aviation Ltd".
Эти компании участвовали в обучении резервистов для британских ВВС. В августе 1939 года действовало не менее 44 таких школ, хотя 20 из них закрылись с началом войны.
До Второй мировой войны бипланы Tiger Moth строили по лицензии в Норвегии, Португалии, Швеции и Канаде. Фирма "de Havilland Aircraft of Canada" собрала 227 DH.82A. Позднее эта компания построила 1520 бипланов DH.82C зимней версии с мотором Gipsy Major IC мощностью 145 л. с. (108 кВт) с переделанным капотом, сдвижным фонарем, обогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо стандартного костыля. При необходимости вместо колес могли устанавливаться лыжи либо поплавки. Некоторые экземпляры, для которых не хватало двигателей Gipsy Major, оснащались моторами Menasco Pirate D.4 мощностью 160 л.с. (119 кВт). 200 DH.82C, от которых отказались канадские ВВС, заказали ВВС США под обозначением PT-24.
После начала войны гражданские машины мобилизовали в ВВС Британии для связи и обучения, а также заказали для военных нужд новую большую партию. 795 самолетов собрали на заводе в Хэтфилде, затем этот завод перевели на серийное производство самолетов Mosquito. Линию по сборке Tiger Moth восстановили на заводе фирмы "Morris Motors Ltd", где изготовили до 3500 машин, фирма "de Havilland Aircraft of New Zealand" построила еще 345 бипланов, а австралийская фирма "de Havilland Aircraft Pty" отправила военным заказчикам 1085 машин.
17 сентября 1939 года, всего через две недели после объявления войны, звено "А" эскадрильи связи британского экспедиционного корпуса (позднее 81-я эскадрилья) отправили во Францию. Всю зиму и весну 1940 года бипланы Tiger Moth этой части летали в северной Франции, поддерживая связь вплоть до эвакуации британских войск из Дюнкерка. Уцелевшие самолеты перелетели в Великобританию.
Бипланы Tiger Moth также готовили к ударам по возможному немецкому десанту. Под задней кабиной либо под нижним крылом устанавливали пилоны для подвески восьми бомб калибра 9,1 кг. Хотя было изготовлено и распределено по летным школам до 1500 комплектов пилонов, ни один такой самолет не применили в боях. Ранее, в декабре 1939 года, сформировали шесть эскадрилий прибрежного дозора, пять из них оснастили бипланами Tiger Moth. Они не могли атаковать субмарины, но звук их моторов и возможность обнаружения могли заставить немецких подводников погрузиться, тем самым помешав возможным атакам на корабли. На Дальнем Востоке несколько Tiger Moth переделали в санитарные самолеты, увеличив багажный отсек и расширив его створки, чтобы туда можно было поместить носилки с раненым.
Однако наибольший вклад в победу Tiger Moth внес в качестве учебного самолета. Машинами этого типа оснастили 28 школ начальной летной подготовки в Британии, 25 в Канаде (плюс четыре школы радистов), 12 в Австралии, четыре в Родезии (плюс школа инструкторов летного дела), семь в Южной Африке и две в Индии.
Также необходимо упомянуть радиоуправляемый самолет-мишень DH.82B Queen Bee, представлявший собой упрощенную цельнодеревянную версию Tiger Moth. Он имел фюзеляж от Moth Major, крылья от Tiger Moth, мотор Gipsy Major, электрогенератор с приводом от крыльчатки и бензобак большой емкости. 5 января 1935 года прототип облетали с ручным управлением, затем собрали 380 машин для обучения пилотов-истребителей, зенитчиков и воздушных стрелков.
До конца войны собрали более 8000 аэропланов Tiger Moth. С окончанием войны многие из них попали на гражданский рынок. ВВС Британии передали много бипланов для гражданского и военного применения в Бельгию, Францию и Нидерланды. Кроме обучения, спорта и досуга они стали применяться в самых неожиданных ипостасях. Многие оказались ценными помощниками в сельском хозяйстве, что оказалось очень важным для Новой Зеландии. Ряд самолетов оборудовали закрытыми кабинами для повышения комфорта пилота и пассажира. Самую серьезную переделку осуществила британская компания "Jackaroo Aircraft Ltd", расширив фюзеляж для посадки четырех пассажиров попарно, плечом к плечу. В период с 1957 по 1959 год собрали 19 таких машин под названием Thruxton Jackaroo, включая варианты с открытой кабиной пилота и закрытым салоном. В 2010 году во всем мире еще летало изрядное число этих "долгожителей".
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
de Havilland DH.82C Tiger Moth
Тип: двухместный учебный и спортивный самолет
Силовая установка: рядный поршневой мотор de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. (108 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 172 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 145 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 229 м/мин; практический потолок 4450 м; дальность полета 443 км
Масса: пустого самолета 506 кг; максимальная взлетная 828 кг
Размеры: размах крыльев 8,94 м; длина 7,29 м; высота 2,69 м; площадь крыльев 22,20 м2
Описание:
- de Havilland DH.82 Tiger Moth
- Flight, November 1931
The New “Tiger Moth” - Flight, November 1932
British Aircraft - Flight, October 1933
THE "TIGER MOTH" FIGHTER - Flight, March 1938
British light aircraft - Flight, September 1939
To-day's Light Aeroplanes
Фотографии
-
Air Pictorial 1999-11 / Register Review
The Tiger Moth G-AOIL is now flying again after a lengthy rebuild. It was one of four ex-civil machines acquired by the Royal Navy in 1956 for glider towing and for use by the Royal Naval Engineering College
-
Мировая Авиация 139
Эксплуатация классического DH.82A Tiger Moth в гражданских авиашколах началась в 1930-х годах, а во время войны машина стала основным самолетом первоначального обучения в британских ВВС. Сотни таких самолетов остаются в пригодном к полетам состоянии даже сегодня, многие несут "историческую" военную окраску.
-
Мировая Авиация 245
Tiger Moth является развитием более раннего DH.60M, от которого отличался крылом с большим углом стреловидности с вырезом, облегчавшим летчикам покидание кабин с парашютом. Угол стреловидности крыла пришлось увеличить для сохранения устойчивости самолета на прежнем уровне после внедрения вырезов. На снимке: самолет в британской военной окраске, машина принадлежит частному владельцу из США.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
de Havilland D.H.82A Tiger Moth.
-
Авиация и Время 2013-04 / С.Дроздов - Air Squadron в Украине
Три самолета DH-82 "Тайгер Мот" во время демполетов. Жуляны, 4 июля 2013г.
-
Air International 2007-05 / AIR International Aviation Photographer Of The Year Competition /Photography competition/
Old Warden airfield forms a timeless backdrop for this pastoral view of a Tiger Moth taking off. Eric Grey has captured the theme of 'a passion for aviation' in the look of glee on the face of the passenger in the front cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1993-10
Calling all Santas! On December 19, 1993 Compton Abbas, down in Dorset, is holding a Santa Flies In Fly-in. This one was snapped during a delivery in veteran Tiger Moth G-ACDC some years ago.
-
Мировая Авиация 210
Этот G-ACDJ, поддерживаемый и ныне в летном состоянии, является вариантом DH.82A довоенной постройки и одним из старейших летающих Tiger Moth. Этот снимок сделан еще в 1955 году, когда машина летала в окраске летной школы "de Havilland".
-
Aeroplane Monthly 1977-11
Air Cdre A. H. Wheeler poses his beautifully-restored Tiger Moth, G-ADGV, for AIR PORTRAITS near Old Warden Airfield on August 27, 1977. This venerable aeroplane has been a regular visitor to this season's Shuttleworth Collection displays.
-
Мировая Авиация 210
Наряду с другими пилотажными бипланами, наподобие американского Stearman Kaydet, Tiger Moth используется в качестве платформы для подобных акробатических упражнений на крыле. Каркас для акробата крепится или к кабану верхнего крыла, или к боковым поверхностям фюзеляжного топливного бака.
-
Мировая Авиация 6
Многие британские летчики приобретали свой опыт пилотажа на самолетах D.Н.82А Tiger Moth разработки "de Havilland". Самолет любим за легкость в управлении и вызывает чувство ностальгии, но не идеален в плане взаимодействия инструктора и ученика из-за раздельных кабин.
-
Мировая Авиация 141
Двухместный De Havilland DH.82 Tiger Moth остается весьма популярным среди желающих совершить развлекательный полет или же получить первоначальные навыки пилотирования.
-
Aviation Historian 10 / M.Hiscock - Alias Thunderbird 6
Tiger Moth G-ANFM in its garish film livery but without the polystyrene passengers added for the bridge sequence. The red sections of the paint scheme are remnants of the Tiger Moth’s previous solid red scheme with a bare-metal engine cowling. For the film the top wing’s upper surface had a “sunburst”-type pattern applied.
-
Aviation Historian 10 / M.Hiscock - Alias Thunderbird 6
“Thunderbird 6” in the rather more tasteful colour scheme it wears today with the Reading Flying Group, which operates from White Waltham. The Tiger Moth is something of a film veteran, having also appeared in The Little Prince in 1974, The Awakening of Emily (1976), Agatha (1979) and, most recently, The King’s Speech in 2010.
-
Aeroplane Monthly 1982-01
Tiger Moth G-ANFV/DF155, formerly owned by the Strathallan Aircraft Collection, flying in May 1979. This aircraft was sold in the auction and is now based at Lossiemouth.
-
Мировая Авиация 84
Семейство самолетов Tiger Moth представлено в коллекции в варианте DН.82А (G-ANKT). Для сезона 2009 года он был оформлен в виде самолета 1930-х годов с кодом K2585 пилотажного звена Центральной летной школы британских ВВС.
-
Aeroplane Monthly 1976-12 / B.Williams - On tour with Cobham's Circus
S. J. Carr’s de Havilland Tiger Moth in 1930-period scheme at Old Warden in June 1976.
-
Air Pictorial 1999-10
Acquired by DH Moth Club secretary and event organiser, Stuart McKay MBE, in 1970, and painstakingly restored to return to the air on December 4, 1998, Tiger Moth G-AZZZ carries the elegant colour scheme of Capt Geoffrey de Havilland’s personal DH.60G Moth, G-AAAA.
-
Aeroplane Monthly 1991-03
Регистрационный номер : G-BFHH GORDON BAIN'S stunning shot of de Havilland D.H.82A Tiger Moth G-BFHH (and matching lighthouse) was taken on October 17, 1989, off Beachy Head, East Sussex. The pilot was Peter Harrison.
-
Мировая Авиация 210
Большинство Tiger Moth, летающих по всему свету и в наше время, отличаются яркой окраской. Подавляющая часть из них является бывшими военными машинами, попавшими на рынок после войны.
-
Air Pictorial 1999-10
The two German-registered Tigers, D-EEAJ and HHT.
-
Aeroplane Monthly 1976-12 / D.H.82A Tiger Moth /Preservation Profile/ (44)
Werner Ulmer’s beautiful Tiger Moth
-
Aeroplane Monthly 1985-11
STUART HOWE photographed D.H. Tiger Moth DF128/G-AOJJ, piloted by Ted Lay, over Woburn during the de Havilland Moth Club's event on August 17 this year.
-
Aeroplane Monthly 1993-12
Phil Shaw and Malcolm Paul's de Havilland D.H.82A Tiger Moth T7230, photographed by RICHARD WINSLADE.
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / S.Harding - RNZAF Historic Flight
The flight’s immaculate D.H.82A Tiger Moth was originally accepted by the RNZAF on October 4, 1940. It had a long and varied career in both military and civilian guises, and now wears the markings it carried while assigned to 2 EFTS in 1941-42.
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / S.Harding - RNZAF Historic Flight
The Historic Flight’s Harvard and Tiger Moth join two Central Flying School CT4 Airtrainers and a Bell Sioux helicopter in a flypast over Wigram. The Historic Flight is under CFS supervision, and its aircraft share a hangar with the New Zealand-built Airtrainers, the design of which is based on the Australian Victa Airtourer.
Другие самолёты на фотографии: Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935PAC CT/4 Airtrainer - Новая Зеландия - 1972
-
Мировая Авиация 115
В фонде имелись три машины фирмы "de Havilland". DH.82 Tiger Moth (фото) был построен в Новой Зеландии и служил в ВВС этой страны 1940-е и 1950-е годы. Этот самолет все еще летает в коллекции.
-
Авиация и Время 2013-02 / А.Хаустов - Aero India-2013
Отреставрированный DH-82 Tiger Moth
-
Мировая Авиация 245
Довольно узкая колея шасси, управляемый костыль и отсутствие тормозов колес ограничивали использование Tiger Moth с травяных аэродромов в ветреную погоду. Машина с канадской регистрацией сфотографирована в 2009 году.
-
Air Enthusiast 1994-09 / S.Bohill-Smith - On the Wings of a Klemm
The DH 82a Tiger Moth was restored first, followed by the Klemm. Both aircraft are finished in their original Swedish Air Force training colours.
Другие самолёты на фотографии: Klemm Kl.35 / Kl.106 - Германия - 1935
-
Aeroplane Monthly 1988-08 / D.Hanson, H.Potgieter - Tigers over the Okavango
Регистрационный номер : ZS-CKX [7], ZS-DHR HERMAN POTGIETER'S superb cover photograph depicts three South African Tiger Moths over the Okavango Delta
-
Aeroplane Monthly 1990-05
Регистрационный номер : ZS-CKX [7] This month's stunning photograph, by HERMAN POTGIETER, features South African Tiger Moth ZS-CKX coming out of a loop over Botswana's Okavango Delta in 1988.
-
Aeroplane Monthly 1986-08
A unique formation of Tiger Club aircraft, comprising five Tiger Moths, six Rollason Turbulents and five Stampes.
Другие самолёты на фотографии: Druine D.3 Turbulent / D.5 Turbi - Франция - 1950Stampe et Vertongen SV-4 - Бельгия - 1933
-
Мировая Авиация 210
Этот DH.82C канадской постройки, сфотографированный на озере Онтарио в 1985 году, оснащен поплавковым шасси для эксплуатации с многочисленных канадских водоемов. Построенный компанией "de Havilland of Canada" на заводе в Торонто в 1942 году, CF-CKF начал свою службу в качестве учебного самолета канадских ВВС.
Тип фотографий
- Боковые проекции (5)
- Цветные фото (40)
- Ч/б фото (344)
- Кабина (13)
- Обломки (13)
- Рисунки, схемы, чертежи (14)