Grumman UF/HU-16/JR2F/G-64 Albatross
Страна: США
Год: 1947
Летающая лодка

Транспортный самолет-амфибия с экипажем четыре/шесть человек
Описание
Фотографии
Grumman UF, SA-16 и U-16 Albatross (G-64 и G-111)

   Опыт эксплуатации самолета Grumman JRF Goose, надежно прослужившего всю войну, заставил ВМС США задуматься об амфибии больших размеров, с увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. В 1944 году фирма приступила к разработке самолета G-64 Albatross, позднее поступившего на вооружение ВВС, ВМС и Береговой охраны США. По своей схеме G-64 походил на предшественника. Поплавки устойчивости под крылом сохранили, но изменили их конструкцию, уменьшив сопротивление. Кроме того, горизонтальное оперение сделали свободнонесущим вместо подкосного, установили убирающееся шасси с носовой стойкой и организовали узлы подвески под крылом с внешней стороны от двигателей для вооружения или ПТБ. Дополнительный запас топлива разместили в поплавках. Экипаж машины состоял из четырех человек, а в кабине могли разместиться 10 пассажиров, носилки или груз.
   Заказанный ВМС прототип, получивший обозначение XJR2F-1, совершил первый полет 24 октября 1947 года. Первым серийным вариантом стал UF-1, а усовершенствованный G-111 был запущен в серию в 1955 году под обозначением UF-2. Он имел крыло увеличенного размаха (24,38 м) с изогнутой передней кромкой, элероны и горизонтальное оперение увеличенной площади и оснащался более эффективной противообледенительной системой. В 1962 году после рационализации системы обозначений эти самолеты превратились в HU-16C и HU-16D, соответственно. Самолеты для работы в Антарктике получили обозначение UF-1L (позднее LU-16C), а пять учебных UF-1T со сдвоенным управлением стали называться TU-16C.
   ВВС США сочли G-64 подходящим для спасательной службы, и большая часть из 305 заказанных машин эксплуатировалась Авиационной спасательной службой под обозначением SA-16A. Усовершенствованный самолет, аналогичный UF-2 ВМС, был принят на вооружение в 1957 году под обозначением SA-16B. С 1962 года обозначения этих самолетов изменили на HU-16A и HU-16B, соответственно.
   Обозначение HU-16E (первоначально UF-1G) присвоили самолетам Береговой охраны США, а 10 машин Albatross для Канады получили обозначение CSR-110. Противолодочный вариант, оснащенный РЛС (антенна которой размещалась под обтекателем в носовой части), выдвижным магнитометром, средствами РЭБ и поисковым прожектором, был принят на вооружение в 1961 году. Он мог нести несколько глубинных бомб. Снимаемые с вооружения Albatross не снискали популярности на гражданском рынке из-за высокого расхода топлива.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman HU-16B Albatross

   Тип: транспортный самолет-амфибия с экипажем четыре/шесть человек
   Силовая установка: два радиальных двигателя Wright R-1820-76A/B Cyclone мощностью по 1425 л. с. (1063 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 380 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 241 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; потолок 7165 м; дальность полета 5576 км
   Масса: пустого 10 380 кг; максимальная при взлете с воды 15 422 кг и 17 010 кг при взлете с земли
   Размеры: размах крыла 29,46 м; длина 19,15 м; высота 7,87 м; площадь крыла 96,15 и2
   Полезная нагрузка: до 10 пассажиров или 12 раненых на носилках с одним сопровождающим, или 22 пехотинца, или до 2268 кг груза в закрытой кабине
Последним военным оператором Albatross была Греция - самолеты из подразделения 353 Mira в Элефсисе использовались в качестве патрульных и поисково-спасательных. Хотя это подразделение входило в состав ВВС, оперативное руководство им осуществляли ВМС. Ныне эта эскадрилья летает на P-3 Orion. Albatross были официально сняты с вооружения в 1996 году, но один самолет в варианте РЭБ использовался до конца 1997 года.
The miniscule HAF ASW force still operates eight elderly HU-16B Albatross amphibians within its 353 Mira
Удачные лодки Do 24 после окончания войны еще долго эксплуатировались в ВВС Испании. На фотографии - Do 24 рядом с другой поисково-спасательной летающей лодкой Grumman HU-16 Albatross из состава ВМС ФРГ.
One of the two SA-16As of the 'D' Flight 7th ARS at Dhahran with an underwing radar pod.
Grumman SA-16 N9944F wearing Transocean titles, at Oakland prior to its ferry flight to Guam. Note underwing fuel tank
Grumman HU-16 Albatross BuNo 141262/N7025N lands on runway 22L at Edwards Air Force Base, California on November 19, 2014. It was one of four classic aircraft (the others being a CM-170 Magister, a MiG-15 and an SNJ-5) used by the US Air Force Test Pilot's School for one phase of its current course. The aircraft, built in 1955, is registered to Sea & Air Adventures of Wilmington, Delaware.
Of 13 Grumman Abatrosses converted to G-111 standard for commercial operations with Chalk’s International Airlines, Miami, one (N42MY) is still in active service in Florida. Based at Fort Lauderdale Executive Airport, this converted HU-16B belongs to the Aviation Division of Mirabella Yachts, a company that owns and operates a number of exclusive yachts in the Bahamas and Caribbean. Modifications to civilianise the Albatross to G-111 standard include the fitment of titanium wing spars and outward opening access doors. The G-111 was acquired to carry guests to and from its boats, however, to maximise its usage, it is also available for charter work. Two other amphibians operated by Mirabella Yachts are Albatross N28J and HU-16C N43846 (137908). The latter is resplendent in US Navy markings.
BIRD OF MERCY. First photograph ever to be published of the Grumman G-64 SA-16B (U.S. Navy UF-1) Albatross shows it to have a much greater span. It is now mainly in use with the U.S.A.F. as an amphibian for Sea Rescue duties, and a limited number are in use as utility amphibians with the Navy and Coast Guard. The 16B has accommodation for a crew of four to six, and as an ambulance can carry twelve stretchers. For transport work twelve passengers are carried in addition to a crew of four. Racks under the wings can carry bombs, depth charges, auxiliary fuel tanks, a rescue boat, and other items. Dimensions: Span 96 ft. 6 in.; length 60 ft. 8 in.; height 24 ft. 3 in. Weight, empty 20,300 lb., loaded 29,500 lb. (approximate). Maximum speed at sea-level 290 m.p.h. (approximate).
A Grumman UF-1T, one of five such machines assigned as flying classrooms to the United States Naval Academy, Annapolis; these are the only five built. They are standard except for the desk/seat cabin arrangement.
HAROLD MARTIN'S photograph taken in 1953 shows the Grumman SA-16 Albatross 48-588 in triphibian configuration. By fitting sprung skis under the bull and on the wingtip floats, the Albatross could operate from land, water, snow or ice.
One of eighteen Grumman HU-16B Albatrosses that have served the R. Norwegian A.F. on anti-submarine duties (note nose radar) since the early 1960s. They are now being replaced by Orions.
A "midnite blue"-painted Grumman UF-1 Albatross amphibian (BuAer. 142361) bears the inscription "United States Naval Attache to Norway" on the nose.
Elefsina is home to the HU-16Bs of 353 Mira. Some are held for spares and others must be candidates for display.
Grumman CSR-110 Albatross air-sea rescue aircraft of the R.C.A.F., with triphibious landing gear
A Chilean A.F. Albatross, originally an SAR HU-16A, reconfigured to an HU-16B/ASW.
Another view of a Transocean Albatross receiving attention to its starboard powerplant at Agana. Note cannibalised SA-16 behind.
N9944F at Hong Kong Kai Tak during maintenance by HAECO.
SA-16 N9942F in 1966 on the ramp at Guam
The second Skymaster to wear TT titles was N88909, pictured at Guam with an Albatross behind. The Federation of Micronesia flag replaced the High Commission seal
Grumman U-16 Albatross anti-submarine amphibians.
The 'Triphibian' version of the SA-16B mounted skis under the fuselage and under the wing tip floats, permitting landings on snow and marsh.
A few commuter airlines continue to operate services requiring the use of flying boats or amphibians, such as the Grumman G-111 (a refurbished HU-16 Albatross) shown here in Chalk's livery.
H-19D американской Армии готовится взлететь из международного аэропорта Майями, чтобы отправиться в 4550-км путешествие в Мексику через Гавану в рамках операции "Pogo Stick". В 1955 году пять окрашенных в красно-белый цвет H-19, сопровождаемых амфибиями SA-16 ВВС США, совершили путешествие по удаленным районам Центральной и Южной Америки под эгидой Межамериканской службы геодезической съемки.
A rare picture of the transient parking area of Souda taken in 1958 with a West German HU-16B and a US Navy Skyraider parked together
T.4-16 ‘352-16’ in company with fellow C-54s and Grumman HU-16s awaiting scrapping at the Maestranza Aerea de Sevilla, September 1977.
Amazing scene on the civil ramp at Kindley Field with three PanAm DC-7s including N737PA 'Clipper Climax' and N750PA 'Clipper Matchless', a DC-6, an Eastern Constellation, a Trans-Canada North Star and a KC-97 Stratotanker, just visible in the background are a Globemaster, an Albatross and a Tiger Moth.
Japanese M.S.D.F. HU-16B for SAR
UF-XS - модифицированный Grumman UF-2 Albatross - использовался для отработки технических решений по будущему SS-2.
The UF-XS, seen at the Kohnan plant early in its test programme, was a rebuilt UF-1 Albatross which served as a flying scale model of the PS-1 and as a test-bed for the boundary layer control system and other features adopted for the Shin Meiwa flying boat.
Photograph of the Shin Meiwa UF-XS, a scale model of a projected STOL flying-boat, converted from a Grumman UF-1 Albatross
Conroy Turbo Albatross.
Three-view drawing of the Shin Meiwa UF-XS, a scale model of a projected STOL flying-boat, converted from a Grumman UF-1 Albatross