Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster
Варианты:
Douglas - DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Транспортный самолет
Описание:
DC-4 / C-54 / R5D Skymaster
Douglas DC-4E, DC-4, C-54 Skymaster и R5D
Фотографии:

Цветные фото (31)

DC-4 / C-54 / R5D Skymaster

Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Сконструирован в КБ фирмы "Дуглас эйркрафт" коллективом во главе с А. Рэймондом и Э. Бартоном на базе проекта пассажирского самолета DC-4A. Опытного образца машины не было. Головной серийный C-54 поднялся в небо 26 марта 1942 г. Серийное производство велось на заводах "Дуглас" в Санта-Монике и Чикаго. Всего выпустили 1165 C-54 и их аналогов для флота R5D.
Экипаж - 4 - 5 чел., 26 - 50 пассажиров. Моторы R-2000. Вооружения нет.
В годы Второй мировой войны самолетами типа C-54 располагали США (с марта 1942 г.) и Великобритания (с июня 1944 г., массовые поставки - с февраля 1945 г.).
Основные серийные модификации:
  - C-54 на 26 мест с моторами R-2000-3;
  - C-54A (R5D-1), грузо-пассажирский самолет с моторами R-2000-7, усиленным полом, грузовой дверью, перевозил груз до 14 500 кг или 50 пассажиров;
  - C-54B (R5D-2 "Скаймастер" I), вариант C-54A с интегральными баками в крыле;
  - VC-54C, специальный вариант для правительственных перевозок на базе C-54B, экипаж 7 чел., 14 мест для пассажиров, персональный самолет для президента Ф. Рузвельта имел лифт;
  - C-54D (R5D-3) с моторами R-2000-11;
  - C-54E (R5D-4), вариант предыдущей модификации на 44 - 50 мест с измененной бензосистемой;
  - C-54G (R5D-5), пассажирский на 44 места с моторами R-2000-9.
С конца 1942 г. C-54 начали летать на трансатлантических трассах, затем появились и на Тихом океане. Кроме VC-54C еще несколько C-54 использовались для перевозки различных правительственных делегаций и как штабные для руководства вооруженных сил. Самолет, почти аналогичный VC-54C (только без лифта), был подарен У. Черчиллю. Его дорабатывала потом фирма "Армстронг-Уитворт эйркрафт" из Ковентри. "Скаймастеры" британских ВВС летали в Африку, Индию, Австралию с июня 1945г. В частности, они обслуживали линию между Цейлоном и Австралией.
Выпуск C-54 прекратили в январе 1946г. В Великобритании "скаймастеры" сняли с вооружения в середине 1946 г., в США ВВС использовали их до 1962 г., флот - до 1974 г.
После войны C-54 состоял на вооружении также во Франции и Канаде. На одном из них летал генерал де Голль. Французские машины пустили на слом в 1960-х гг.
В июле - августе 1948 г. C-54 участвовали в "воздушном мосту" в Западный Берлин. В июне 1950 г. эти машины эвакуировали американцев из Сеула, к которому уже подходили северокорейские танки. Позднее проданные гражданским фирмам машины осуществляли перевозки в ряде других локальных конфликтов.


C-54A||
Размах:||35,75 м
Длина:||29,5 м
Моторы, количество х мощность:||4x1290 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29510 кг
Максимальная скорость:||420 км/ч
Практический потолок:||6860 м
Дальность:||6250 км

Douglas DC-4E, DC-4, C-54 Skymaster и R5D

Под первоначальным обозначением DC-4, которое быстро было изменено на DC-4E ("E" - экспериментальный), компания "Douglas" спроектировала и построила прототип нового авиалайнера большой вместимости, который должен был прийти на смену DC-3. Этот весьма дорогостоящий проект финансировался совместно "Douglas" и пятью американскими авиакомпаниями (каждая из сторон внесла по 100000 долларов). DC-4E представлял собой низкоплан цельнометаллической конструкции с большим фюзеляжем почти круглого сечения, с трехкилевым хвостовым оперением и трехопорным шасси, основные опоры которого имели по одному большому колесу и убирались в крыльевые ниши. Силовая установка включала четыре звездообразных двигателя R-2180, установленных в крыльевых гондолах.
  Прототип совершил первый полет 7 июня 1938 года. К тому времени две авиакомпании - "Pan American" и TWA - вышли из проекта, а характеристики и стоимость эксплуатации авиалайнера оказались хуже ожидаемых. В конечном итоге руководство "Douglas" и оставшихся в проекте трех авиакомпаний - "American", "Eastern" и "United" - решили переориентироваться на создание другого самолета, который был бы менее сложным и дорогостоящим в производстве и эксплуатации. В результате этого решения вскоре появилось семейство самолетов DC-4 и C-54, а единственный прототип DC-4E был чуть позже продан в Японию, где получил обозначение LXD1 и использовался компанией "Nakajima" в процессе создания тяжелого бомбардировщика G5N.
  Новый DC-4 образца 1939 года был практически другим самолетом: легче предшественника, с новым крылом большего удлинения, традиционным хвостовым оперением с одним килем, убирающимся трехопорным шасси со спаренными колесами на главных стойках. Изначально в состав силовой установки включили четыре двигателя мощностью по 1000 л. с. (746 кВт), но после переговоров с заинтересованными авиакомпаниями самолет пошел в серию - даже без постройки прототипа - с четырьмя звездообразными двигателями R-2000-2SD1G Twin Wasp мощностью по 1450 л. с. (1081 кВт).
  Однако до вступления США во Вторую мировую войну ни один самолет так и не успел покинуть завод, и все машины отныне достраивались только для военных - под обозначением C-54 Skymaster (первый поднялся в воздух 14 февраля 1942 года). Поначалу передававшиеся военным машины были гражданскими авиалайнерами, получившими военную окраску, но затем производственные контракты уже подразумевали сборку самолетов, приспособленных к решению военных задач - перевозке грузов и личного состава, а также эвакуации раненых. Первым из таких военизированных вариантов самолета, поступившим на вооружение ВВС Армии США, стал C-54A, отличавшийся усиленным полом, грузовой дверью и погрузочным оборудованием. Следом появились и другие военизированные модификации самолета, имевшие вместимость 50 человек для перевозок на маршрутах малой и средней протяженности и 20 человек - для полетов на большую дальность. DC-4 также строился и для ВМС США под обозначением R5D в нескольких вариантах. В общей сложности для ВВС Армии и ВМС США были построены более 1000 самолетов.
  На завершающей стадии выпуска "Douglas" изготовила 79 самолетов DC-4, предназначенных уже для гражданского рынка, которые вместе с большим количеством снятых с вооружения C-54 были проданы различным авиакомпаниям и активно эксплуатировались на дальнемагистральных маршрутах вплоть до появления более подходящих для этого авиалайнеров.

  На базе DC-4 были созданы различные специализированные варианты: 21 самолет с V-образными двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью по 1725 л. с. (1286 кВт), разработанный монреальской "Canadair" специально для канадских ВВС (под названием "North Star"); для гражданских эксплуатантов был разработан DC-4M; еще одним вариантом DC-4 стал Aviation Traders Carvair. Вместимость у различных модификаций была также различной: базовый вариант был рассчитан на экипаж из 4 человек и 44 пассажира, с достаточно большим шагом между креслами, но некоторые авиакомпании выполнили более плотную компоновку пассажирского салона - на 86 мест. Вариант же DC-4M был рассчитан на перевозку в салоне эконом-класса 62 пассажиров.
  Этот самолет внес большой вклад в операцию по установлению так называемого Берлинского воздушного моста в 1948-1949 годах (во время блокады Западного Берлина). Причем авиалайнер также оказался долгожителем, и незначительное количество таких машин продолжало летать даже в начале нового тысячелетия.

  
Варианты

  C-54: первоначальный вариант военно-транспортного самолета вместимостью 26 человек, с силовой установкой в составе четырех звездообразных ПД R-2000-3 мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт); построено 24 самолета
  C-54A: полностью военизированный вариант, способный перевозить до 50 военнослужащих или 14 742 кг груза; оснащался четырьмя двигателями R-2000-7 мощностью по 1350 л.с. (1007 кВт); построено 252 самолета
  C-54B: идентичен C-54A за исключением удаленных из кабины двух вспомогательных топливных баков и увеличения объема топлива в крыльевых баках; ранние самолеты оснащались двигателями R-2000-3, а затем - двигателями R-2000-7 (220 самолетов)
  VC-54C: один C-54A, переоборудованный в персональный самолет президента США Франклина Д. Рузвельта и названный "Sacred Cow"
  C-54D: основной серийный вариант Skymaster, в целом идентичный C-54B, но оснащавшийся четырьмя двигателями R-2000-11 мощностью по 1350 л.с. (1007 кВт); построено 380 машин
  AC-54D: небольшое количество C-54D, оснащенных специальным радиоэлектронным и связным оборудованием для контроля воздушных трасс
  EC-54D: обозначение с 1962 года AC-54D
  HC-54D: обозначение с 1962 года SC-54D
  JC-54D: девять C-54D, приспособленных для операций, связанных с поиском головных частей ракет
  SC-54D: 38 самолетов, модифицированных "Convair" для эксплуатации в спасательных подразделениях военно-транспортной службы и оснащенных специальными радарами и наблюдательными блистерами
  TC-54D: C-54D, переоборудованные в учебные
  VC-54D: C-54D, переоборудованные в штабные самолеты
  C-54E: вариант C-54D с конвертируемым салоном, у которого два топливных бака, расположенных в кабине, были окончательно заменены на баки с мягкими стенками, расположенные во внутренних секциях крыла; кабина могла конфигурироваться для перевозки 50 пассажиров, либо 14742 кг груза, либо штабного персонала в количестве 44 человека; суммарная емкость топливных баков уменьшилась с 13 703 л на C-54 до 13 324 л на C-54E (125 самолетов)
  XC-54F: один C-54B, в экспериментальных целях оснащенный сдвоенными дверьми для выброски парашютистов; прототип предлагавшегося варианта C-54F (создание предполагалось на базе планера C-54D)
  C-54G: вариант для перевозки личного состава, созданный на базе C-54E, оснащался двигателями R-2000-9 (162 самолета)
  VC-54G: C-54G, переоборудованные в штабные самолеты
  C-54GM: обозначение варианта DC-4, выпускавшегося "Canadair"
  C-54H: предлагавшийся десантный вариант с четырьмя двигателями R-2000-9
  C-54J: предлагавшийся вариант штабного самолета на базе C-54G, но без возможности перевозки грузов
  XC-54K: один C-54E, оснащенный в экспериментальных целях четырьмя двигателями Wright R-1820-HD Cyclone мощностью по 1425 л.с. (1063 кВт)
  C-54L: один C-54A, оснащенный усовершенствованной топливной системой
  C-54M: обозначение 38 самолетов C-54E, переоборудованных для перевозки угля в рамках операции "Берлинский воздушный мост"; полезная нагрузка была увеличена до 1134 кг
  MC-54M: 30 самолетов C-54E, переоборудованных в медико-эвакуационные с расчетом на перевозку 30 носилочных раненых и нескольких санитаров; активно использовались в годы войны в Корее
  EC-54U: обозначение после 1962 года R5D-4, оснащенных оборудованием РЭБ и использовавшихся для испытаний и обучения персонала
  XC-112: предлагавшийся вариант с герметизированной кабиной и четырьмя двигателями Pratt & Whitney R-2800-22W
  XC-114: прототип на базе C-54E с удлиненным на 2,06 м фюзеляжем и четырьмя V-образными двигателями Allison V-1710-131 мощностью по 1620 л.с. (1209 кВт)
  XC-115: предлагавшийся вариант на базе XC-114, с четырьмя двигателями Packard V-1650-209 мощностью по 1650 л. с. (1231 кВт)
  XC-116: один прототип, идентичный XC-114, но с тепловой, а не пневматической противообледенительной системой
  R5D-1: 56 самолетов C-54A, переданных ВМС США
  R5C-1C: R5D-1, получившие топливную систему от C-54B
  R5D-1F: штабной вариант R5D-1, после 1962 года -VC-54N
  R5D-1Z: промежуточное обозначение R5D-1F/VC-54N
  R5D-2: обозначение 30 самолетов C-54B, переданных ВМС США
  R5D-2F: штабной вариант R5D-2, после 1962 года - VC-54P
  R5D-2Z: промежуточное обозначение R5D-2F/VC-54P
  R5D-3: обозначение 95 самолетов C-54D, переданных ВМС США; после 1962 года обозначение сменили на C-54Q (базовый транспортный), RC-54V (фоторазведчик) и VC-54Q (штабной), причем последний эксплуатировался и под промежуточным обозначением R5D-3Z
  R5D-4: обозначение 20 самолетов C-54E, переданных ВМС США
  R5D-4R: вариант для перевозки личного состава на базе R5D-4, после 1962 года - C-54R
  R5D-5: 13 флотских самолетов, идентичных C-54G и эксплуатировавшихся преимущественно Береговой охраной США, после 1962 года - C-54S
  R5D-5R: вариант R5D-5 для перевозки личного состава, после 1962 года - VC-54T
  R5D-5Z: штабной вариант R5D-5, после 1962 года -VC-54S
  R5D-6: предлагавшийся вариант, идентичный C-54J
  DC-4-1009: послевоенная гражданская модификация, предполагавшаяся для поставок авиакомпаниям и имевшая вместимость до 44 пассажиров (позже увеличена до 86 пассажиров)
  DC-4-1037: послевоенная гражданская модификация, предполагавшаяся для грузовых перевозок и сохранившая для этого грузовую дверь самолетов семейства C-54
  Skymaster Mk I: обозначение британских ВВС, присвоенное одному C-54B и 22 самолетам C-54D, полученным по ленд-лизу


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas DC-4-1009

  Тип: транспортный самолет с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2000-2SD13G Twin Wasp мощностью no 1450 л. с. (1081 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4265м - 451 км/ч; крейсерская скорость на высоте 3050 м - 365 км/ч; практический потолок 6800 м; дальность полета с нагрузкой 5189 кг - 4023 км
  Масса: пустого 19 640 кг; максимальная взлетная 33112 кг
  Размеры: размах крыла 35,81 м; длина 28,60 м; высота 8,38 м; площадь крыла 135,63 м!
  Полезная нагрузка: до 86 пассажиров
Этот C-54D-5-DC построен в 1943 году, он несет обозначения 21-го смешанного авиакрыла Авиакомандования Аляски, в котором он служил до 1967 года.
Изображен первый построенный C-54D, позже переоборудованный "Convair" в SC-54D, который и запечатлен на фотографии.
Douglas C-54 42-72442 Santa Monica Maid made a wel­come appearance.
A SC-54D of the 37th ARS landing in Japan.
A Douglas SC-54D Skymaster modified by Convair for use by the Air Rescue Service. This aircraft was kept on standby for carrying paratroop medics and liferafts for dropping to U-2 pilots unfortunate enough to ditch in the sea.
ЮАР эксплуатировала DC-4/C-54 до 1995 года. Самолеты использовались в различных вариантах, в основном как транспортные, но были и самолеты радио- и радиотехнической разведки.
Five Douglas DC-4-1009s have been pressed into service with No 44 Squadron, having previously served with South African Airways.
Этот C-54G, поставленный ВВС США в августе 1945 года, в 1947 году был передан НАСА. После более чем 30-летней службы этот самолет купила компания "Aero Union", и он по сей день остается в летном состоянии.
On permanent loan from the USAF Museum, Dayton, Ohio, the resident C-54 at Tempelhof has been repainted inside and out for the Berlin celebrations this summer.
Douglas C-54 Skymaster serial 45-527, wearing fin number “440”, is loaded at Wiesbaden before another supply flight to Berlin in 1949. This particular aircraft would go on to have a remarkably long career, serving with the USAF until 1970, when it was delivered to the Colombian Air Force, with which it continued to serve until 1998 - some 50 years after its involvement in the Berlin Airlift.
Four Black Widows and a Reporter prepare to depart Clinton County AAF. Note other Operation Thunderstorm aircraft in the background, including Flying Fortresses and Skymasters.
Четырехмоторный Дуглас C-54E, участвовавший в праздновании юбилея "воздушного моста" в Западный Берлин, апрель 1998г.
Май 1998г. - 50-летний юбилей Берлинского воздушного моста. C-54 и A340 авиакомпании "Lufthansa" выполняют совместный проход над летным полем аэродрома Шонефельд во время проведения авиасалона ILA'98. A340 по такому случаю получил специальную окраску.
President Franklin D Roosevelt's Douglas VC-54C 42-107451 'Sacred Cow'.
'Sacred Cow' had a lift built into the fuselage to make it accessible by wheelchair.
С середины 1930-х и до конца 1950-х годов фирма "Douglas" была самым известным производителем авиалайнеров в США. Своим успехом она обязана лайнерам, представленным на этом снимке: DC-3, -4, -6, -7 и -8. В конце 1950-х годов доминированию "Douglas" положила конец фирма "Boeing", создавшая лайнер Model 707, которая вот уже четыре десятилетия продолжает оставаться на вершине успеха.
A glorious colour photograph of Wisconsin Central DC-3s N12978 (nearest) and N26214 on the busy ramp at Chicago’s Midway Airport in 1952. In the background, trunk carrier airliners are prepared for another flight, including a pair of American Airlines DC-6s, beyond which is a Capital Airlines DC-4. The local airlines were initially called feeders as their objective was to “feed” small-town traffic to the trunk airlines.
Highlights of the recent Dutch Dakota Association open days at Schiphol-East were the former South African Air Force DC-4 PH-DDS (shown), and a ‘new’ A-26C owned by Dutch warbird enthusiast Richard Nivo, trading as Historic Invader Aviation.
A rare colour photograph of AlA Sky master N88939, probably at Blackbushe, in a classic taxying pose with outer engines stopped and the steerable nosewheel fully deflected to port. Although AIA passenger services did provide cabin staff, mainly locally-employed stewardesses, luxury was not a priority for the young airline.
Douglas C-54A N75415 (c/n 10359) in AIA colours at San Francisco in February 1960, just as the airline was being wound up. It would be operating with Swiss airline Balair as HB-ILB by the end of the year.
The arrival of new Vice-President Walter Sternberg in 1949 led to a revised marketing strategy for National, with “The Buccaneer Route” supplanted by “The Airline of the Stars”, and a brand new colour scheme. Delivered in April 1946, DC-4 N33683 (c/n 42922) served with National until late 1952, when it was sold to Japan Air Lines.
Douglas DC-4 N62296 (c/n 10486) in North American Airlines livery, although it was registered to 20th Century Airlines, part of the North American Airlines Agency. In April 1957 it went to Reeve Aleutian Airways, with which it was serving when it crashed at Great Sitkin Isle in the Aleutians, killing 16, in September 1959.
Douglas DC-4 N79999 of United States Overseas Airlines (USOA), an airline renowned for providing safe, reliable charter service to military and civilian groups throughout its existence. The company was penalised for not terminating its scheduled-route operations by the CAB’s July 10, 1964, deadline, and was accordingly shut down by the CAB that September.
Douglas DC-4 HK-136 at the Parque Jaime Duque, Tocancipa, Colombia in 2008. The author explains: “On arrival I couldn’t frame a decent uncluttered picture, but after visiting the other exhibits, I found it in clear view. Puzzled, I watched a while and, sure enough, it pivots in the wind. What a way to swing a prop(liner)...”
You’re so vane - another view of the oldest swinger in town. To see the DC-4 from above, put co-ordinates N4-947849, W73-962159 into the “Fly to” box in Google Earth.
Самолет DC-4, ныне находящийся на хранении в Фэрбенксе, Аляска, ранее принадлежал "Brooks Air Fuel". Этот армейский C-54D был в свое время передан ВМС США, сменив обозначение на R5D-3 (C-54Q после 1962 года).
DC-4 XW-PSB was the former TF-SIF of the Icelandic Coastguard. Note the extra windows behind the cockpit, underwing searchlight and undernose radar. It was used only as a spares source.