Мировая Авиация 192
-
МФИ (МиГ 1.44)
Изображенный вертолет, СССР-26184, в 1978 году появился в аэропорту Саутенд, Великобритания, выполняя презентационный полет, - машину планировала приобрести компания "Harvest Air". Событие привлекло внимание многих британских авиационных энтузиастов.
Восточногерманская компания "Interflug" использовала Ка-26 в качестве легкой транспортной и сельскохозяйственной машины. В 2002 году ее Ка-26 был восстановлен и передан в музей.
Ми-4 во многом был внешне схож с американским Sikorsky S-55. На фотографии - чехословацкий Ми-4.
ВВС Финляндии эксплуатировали в 1969-1979 годах три Ми-4, сегодня один Ми-4 (HR 3) выставлен в Авиационном музее в Вантаа.
Грузовая кабина Ми-6 имела размеры 12 х 2,65 х 2,5 м. На фотографии - Ми-6, принадлежавший советскому "Аэрофлоту".
Экипаж Ми-6 включал пять человек - двух летчиков, штурмана, бортмеханика и радиста. Этот "Красный 50" был сфотографирован в 1990 году.
Ми-6 совершил первый полет в 1957 году - на тот момент это был самый мощный в мире вертолет. Ранние Ми-6 имели шасси с обтекателями, придававшими вертолету элегантность.
Югославия получила некоторое количество МиГ-29 в 1980-х годах. В 1999 году один самолет был сбит голландским F-16,a еще два - американскими F-15.
После распада Чехословакии парк МиГ-29 был разделен между Чехией и Словакией. Чешские самолеты были списаны в 1994 году.
По сравнению с МиГ-25, истребитель-перехватчик МиГ-31 имел гораздо больший потенциал.
Интерес к экспортному варианту самолета, МиГ-31Э, проявил целый ряд стран мира, но пока поставок не было.
Под крылом летающей лаборатории NB-52B (NASA 008) - гиперзвуковой летательный аппарат X-43A Hyper-X. Этот NB-52B был построен в 1955 году как RB-52B, но в 1959 году его модифицировали для испытаний гиперзвукового ракетоплана X-15, проводимых НАСА.
Орбитальный самолет X-38 после сброса с летающей лаборатории NB-52B, на фюзеляже которой видны многочисленные отметки о выполненных миссиях.
Экипаж B-52 из 96-й бомбардировочной эскадрильи с авиабазы Барксдейл во время учения "Red Flag - Alaska".
C-54A-DO Skymaster. Первый серийный C-54 облетан в начале 1942 года; построено 1242 самолета. Данная машина принадлежала Авиатранспортному командованию и входила во вторую производственную серию - эта партия полностью предназначалась для ВВС Армии США.
Этот C-54D-5-DC построен в 1943 году, он несет обозначения 21-го смешанного авиакрыла Авиакомандования Аляски, в котором он служил до 1967 года.
ЮАР эксплуатировала DC-4/C-54 до 1995 года. Самолеты использовались в различных вариантах, в основном как транспортные, но были и самолеты радио- и радиотехнической разведки.
Ветераны Второй мировой войны C-54 были вновь активно востребованы в 1948 году - с началом операции "Берлинский воздушный мост". На снимке - C-54 во время разгрузки в аэропорту Темпельхоф, Берлин, март 1949 года.
C-54 быстро стал главным транспортным самолетом ВС США на Тихоокеанском ТВД. Данный C-54A эвакуирует раненых с Фунафути, острова Эллис, декабрь 1943 года.
Для повышения максимальной взлетной массы C-54 могли оснащаться дополнительными ракетными ускорителями.
В 1955 году 38 самолетов C-54D модифицировали в поисково-спасательные SC-54D (затем - HC-54D).
Среди C-54, переданных ВМС и КМП США под обозначением R5D, имелись уникальные R5D-2-2 - они использовались для испытаний РЛС в Исследовательском центре авиации ВМС США в Патуксент-Ривер, штат Мэриленд.
B-52 из 20-й экспедиционной бомбардировочной эскадрильи возглавляет отряд в составе двух F-16 из 18-й эскадрильи "Aggressors", двух F-2 японских ВВС, двух EA-6B авиации ВМС США и одного E-2C японских ВВС. Совместное учение ВВС США и Японии "Cope North".
Данный P-40F был приписан к учебному подразделению, дислоцированному вне границ США, и несет типовой камуфляж - верх цвета хаки и светло-серый низ. Изображен P-40F-1-CU, 41-13716, один из 603 самолетов той модификации варианта P-40F, которые оснащались моторами Merlin и коротким фюзеляжем от P-40E. Удлиненный фюзеляж пошел с машин пятой серии (Block 5).
Пилоты и наземный персонал у своих самолетов на авиабазе в Китае. Бригадный генерал Шэннолт постоянно удивлялся тому, что японцы не предпринимали серьезных попыток уничтожить его самолеты на аэродроме - выстроенные аналогичным образом самолеты во время атаки на Перл-Харбор понесли чудовищные потери.
Из 50 самолетов Warhawk, потерянных группой "Летающие тигры", большинство стали жертвой аварий в ходе учебной подготовки или попали под вражеские бомбы на земле. Все сфотографированные самолеты имеют "акулью пасть и глаза", но данный рисунок не был унифицированным и постоянным.
Название "Летающие тигры" сохранилось и после того, как группа, которой оно принадлежало, распалась. На фотографии - майор Дэвид Хилл, один из первых добровольцев (10,25 победы).
16-я истребительная эскадрилья входила в 23-ю истребительную группу, взявшую название "Летающие тигры". Одним из известных летчиков 16-й эскадрильи был 1-й лейтенант Ллевелин Коуч - на фотографии он запечатлен со своим P-40E, на котором пилот сбил свой единственный A6M "Zeke".
Первый командир 23-й истребительной группы полковник Роберт Скотт. Он прибыл в Китай в апреле 1942 года и совершил несколько боевых вылетов на P-40. На фотографии полковник Скотт в кабине P-40K-1.
Вариант P-40F Warhawk хорошо отличим по отсутствующему воздухозаборнику поверх капота перед кабиной - результат установки двигателя V-1650 Merlin, строившегося "Packard". Всего построено 1311 самолетов данного варианта, многие - с удлиненной хвостовой частью фюзеляжа.
Kittyhawk Mk.III из 112-й эскадрильи RAF с подвешенной 113-кг бомбой. Северная Африка, конец 1942г.
Тяжелые условия эксплуатации - непременное отличие войны в пустыне, что хорошо видно на этой фотографии. Самолеты эскадрильи несли изображение зловещей "акульей пасти" в носовой части - этот символ англичане позаимствовали у немецких Bf 110 из II группы 76-й эскадры тяжелых истребителей. Изображенный Kittyhawk вооружен 114-кг бомбой и готовится к вылету на непосредственную поддержку подразделений сухопутных войск, а вот в воздушных боях самолет особо не блистал.
Британские офицеры из 8-й армии наблюдают за тем, как специалист по вооружению снаряжает пулеметной лентой патронный ящик 12,7-мм пулемета Browning самолета Kittyhawk Mk III. Каждый пулемет имел боезапас 235 патронов, доступ к патронным ящикам осуществлялся посредством двух откидывающихся назад лючков в верхней части крыла. Общий боезапас Kittyhawk - 1410 патронов, плюс 318 кг бомб. В рамках политики улучшения взаимодействия между Армией и ВВС военнослужащие из армейских частей на трое суток откомандировывались на авиабазы, а летчики направлялись "по обмену" в армейские части на передовую - чтобы лично понять трудности, с которыми каждый день встречается пехота.
Компания "Curtiss" построила три прототипа XP-40Q, переоборудовав их из двух P-40K и одного P-40N. Два из них имели каплевидные фонари, как на изображенной машине 42-45722, изначально являвшейся вариантом P-40N. Самолеты оснащались двигателями V-1710-121 мощностью 1425 л.с. которые работали на четырехлопастные воздушные винты, а радиаторы были перемещены под крыло. Самолет 42-45722 позже модифицировали: радиатор у него вернули в прежнее положение - в низ носовой части, а размах крыла уменьшили до 10,79м. Самолет стал самым быстрым в семействе Warhawk - на высоте 6273 м он развивал максимальную скорость 679 км/ч.
P-40E Warhawk. В 1941 году Сун Мэйлин, супруга Чан Кайши, занимавшая ряд важных постов, способствовала выделению через "China Defence Supplies Corporation" бригадному генералу Клэру Ли Шэннолту около 9 млн долларов. Бригадный генерал был одним из создателей Группы американских добровольцев в Китае, и деньги предназначались на закупку истребителей для данного подразделения. На тот момент группа, носившая неофициальное название "Flying Tigers" ("Летающие тигры"), в основном использовала Curtiss P-36 Hawk. Сотня самолетов P-40C изначально предназначалась для поставки в Великобританию по ленд-лизу. Но на Европейском ТВД эти машины не могли на равных противостоять немецким истребителям, и было решено передать их китайским ВВС. А уже оттуда машины поступили "Летающим тиграм", воевавшим в южном Китае и Бирме. P-40 получили боевое крещение в группе "Flying Tigers" в декабре 1941 года, среди них была и машина лейтенанта Далласа Клингера. Во время службы в 76-й истребительной эскадрилье 23-й истребительной группы на китайском ТВД лейтенант заслужил статус аса, сбив пять японских самолетов.
P-40E Warhawk
Основные отличия F-51H из Национальной гвардии штата Нью-Мексико - высокий киль и облегченная конструкция.
Авиация Национальной гвардии штата Нью-Мексико получила F-51D в 1947 году, но затем некоторое время летала на F-51H - пока в 1953 году не перевооружилась на Lockheed F-80 Shooting Star.
Mustang 67-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи готовятся к снаряжению 227-кг и тысячафунтовыми (454-кг) осколочно-фугасными бомбами перед вылетом на штурмовку железнодорожного узла противника в 1952 году. (Осень 1950г. ???)
133-я истребительная эскадрилья Национальной гвардии штата Нью-Гэмпшир дислоцировалась в Гренир-филд и с 1947 года летала на P-47D, с 1952 года - на F-51H,а 1,5 года спустя пересела на F-94.
Изображение акульей пасти - отличие "мустангов" из 12-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 18-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла. Данный F-51 запечатлен на авиабазе Чинхэ (K-10).
19 сентября 2006 года с авиабазы Эдвардс был выполнен первый полет B-52 с использованием синтетического топлива, полученного на основе природного газа. В первом полете на нем работали два двигателя самолета, а в последующем - уже все восемь двигателей B-52.
Традиционно пожарные автомобили встречают пилотов ВВС США, завершающих свой последний в карьере полет. На снимке - пожарные приветствуют B-52H полковника Грегори Смита водяным салютом.
B-52 - ветеран ВВС США, который значительно уступает в малозаметности B-2, но зато превосходит его в наборе средств поражения и универсальности боевого применения.
В истории авиации было немного самолетов с восемью двигателями, а B-52 - единственный из находящихся в строю. Старые двигатели - неэкономичны, но планы ремоторизации B-52 с установкой по четыре двигателя Rolls-Royce RB211 на машину по финансовым причинам реализованы не были.
Ка-25Ц отличался наличием РЛС "Успех-2А" в увеличенном обтекателе, передающей антенной в подфюзеляжном обтекателе для ретрансляции данных на корабли и другие ЛА, автопилотом АП-114Ц, поджимающимся шасси, а также отсутствием бомболюка и др.
Ка-25 имел соосную схему с трехлопастными несущими винтами с электрогидравлической системой складывания на стоянке, что обеспечивало возможность базирования вертолетов на кораблях ВМФ СССР.
Ка-25 в полете
Советский ВМФ сделал выбор в пользу Су-27К (Су-33), но корабельный МиГ-29К/КУБ позже оказался востребован Индией, а теперь, в модифицированном варианте, он выбран и ВМФ России.
Firefly стал последним самолетом своего класса, поступившим в авиацию британских ВМС. На снимке изображен седьмой самолет Firefly Mk I, который имеет желтую окраску нижних поверхностей - такая схема применялась к опытным самолетам и машинам, занятым в программе испытаний.
Прототип Firefly, Z1826, запечатлен на аэродроме Грейт-Вест (ныне это часть аэропорта Хитроу, Лондон) вскоре после первого полета 22 декабря 1941 года.
Firefly Mk I из 1770-й эскадрильи - первой эскадрильи авиации британских ВМС, вооруженной Firefly, получившей боевое крещение. Самолет готовится к посадке на авианосец после боевого вылета. Видны закрылки увеличенной площади и подкрыльевые направляющие для реактивных снарядов.
Крыло Firefly для обеспечения размещения в ангаре авианосца могло складываться вручную (после войны применили гидравлический привод). Узлы складывания, карданы, размещены на заднем лонжероне.
Разработка NF.Mk II была закрыта в июне 1944 года, а под задачи ночного истребителя доработали FR.Mk I. Заказ на 328 самолетов Mk II был сокращен до 37 машин, часть из них позже переоборудовали в NF.Mk I (на фото). Главной особенностью стала замена на самолетах морской авиации РЛС типа Al Mk X на американскую РЛС типа AN/APS-4, получившую в авиации британских ВМС обозначение ASH (Air-to-Surface H). Новая РЛС весила лишь 91 кг, что позволило разместить ее в небольшом контейнере внизу носовой части машины. Вскоре на стапелях, наряду с FR.Mk I, стали активно собираться самолеты NF.Mk I.
Ночной истребительный вариант Firefly рассматривался еще в самом начале программы, однако создание ночного истребителя NF.Mk II (на фото) обернулось провалом. Размещение дополнительного оборудования (РЛС Al Mk X) в контейнере под каждой консолью крыла привело к смещению центра тяжести машины, дополнительное оборудование пришлось разместить в кабине наблюдателя, а намерение врезать 38-сантиметровый отсек перед противопожарной перегородкой только усугубило ситуацию. Mk II испытывал многочисленные проблемы, поэтому первичный план построить 100 ночных истребителей Firefly был пересмотрен.
МиГ-29СД имел гаргрот увеличенного размера и отличался от МиГ-29СЭ иным составом БРЭО, наличием системы дозаправки в воздухе и другими усовершенствованиями.
В первоначальной борьбе МиГ-АТ проиграл сначала проекту ЭМЗ им. В. М. Мясищева, а в конечном итоге - самолету Як-130. Не последовало и экспортных заказов.
Ми-2 из состава литовских ВВС - на сегодня все пять литовских Ми-2 уже списаны.
Первый опытный В-2 с трехлопастным хвостовым винтом
Этот МиГ-29УБ принадлежал 11-му истребительному авиаполку ВВС Чехословакии, дислоцированному на авиабазе Жатец на западе страны. Чехословакия успела приобрести МиГ-29 только для одной эскадрильи этого авиаполка. Самолеты несли камуфляж, сходный с применявшимся в Люфтваффе и отличный от традиционной серой схемы окраски, применявшейся в советских ВВС.
Хотя МиГ-29УБ и сохранил встроенную пушку и подкрыльевые узлы подвески, но все же имеет существенно меньший боевой потенциал - в том числе по причине отсутствия РЛС.
Ми-4П активно эксплуатировался подразделениями "Аэрофлота".
Развитием Ка-26 стал Ка-226, впервые поднявшийся в воздух в 1997 году. Он отличался измененной носовой частью, новыми двигателями, трансмиссией и БРЭО.
Данный Model T303 Crusader, G-CRUS, был одним из почти 300 самолетов, построенных в 1980-е годы. Прототип был облетан 17 октября 1979 года.
Компания "Curtiss" в 1938 году решила установить на свой самолет P-36A двигатель Allison V-1710-19 мощностью 1160 л. с. с нагнетателем. Это было сделано под впечатлением успешного внедрения в Европе на истребителях рядных моторов с жидкостным охлаждением. Самолет получил обозначение XP-40 и стал первым американским истребителем, поступившим в массовое производство. Данный ранний P-40C несет предвоенные обозначения, вероятно машина принадлежала 20-й истребительной группе.
Истребитель из состава AVG готов взлететь на защиту Рангуна
Генерал Шэннолт, взяв за основу опыт немецких летчиков-истребителей времен Первой мировой войны, готовил своих пилотов к действиям в боевых парах. P-40 внизу несет обозначения ВВС Китайской Республики и отличимую "акулью пасть". Во время рулежки и взлета створки системы охлаждения, расположенные снизу капота, пилоты держали открытыми.
Ранний P-40B (Hawk Model 75-A2) из 23-й истребительной группы выполняет посадку в Куньмине, Китай, после боевого вылета 15 сентября 1942 года. Часть самолетов воевала в составе британских ВВС в Ливийской пустыне, а другие прибыли из Панамы.
Маркетинг модели Skymaster был начат в мае 1963 года, самолет оснащался двигателями Continental IO-360 мощностью по 210 л. с. и имел четырехместную кабину, а также трехопорное шасси. Всего было выпущено 195 самолетов Skymaster. В 1965 году в серию пошел пятиместный Model 337 Super Skymaster (на фото), имевший более мощные двигатели и убирающееся шасси. В апреле 1967 года появился вариант T337 Turbo Skymaster - с двигателями TSIO-360 с турбонаддувом, развивавшими мощность 210 л.с. каждый.
В 1973 году семейство Super Skymaster пополнилось самолетом Model P337 Skymaster (фото), созданным на базе Model 337G, но имевшим герметизированную кабину (давление около 0,24 кг/см2), измененное остекление кабины и оснащавшимся двигателями Continental TSIO-360-C мощностью по 225 л.с. Все три модификации Super Skymaster выпускались "Reims Aviation" - европейской дочерней компанией "Cessna", которая разработала свой самолет с укороченным взлетом и посадкой, а также военизированный вариант FTB337G Milirole с подкрыльевыми узлами подвески и аварийно-спасательным комплектом.
Канадская "Canadair" собрала 71 самолет C-4, оснастив их двигателями Merlin, для гражданского рынка и для ВВС (под обозначением North Star).
Противолодочный вариант оснащался поисковой РЛС "Курс", ГАС "Баку" в кабине, дополнительным баком и спасательной лодкой, мог нести вооружение.
Ми-1 стал первым успешным проектом ОКБ М.Л. Миля, среди его покупателей была и полиция Чехословакии.
Ми-3 создавался по заказу военных как санитарный вертолет, но в серию так и не пошел.
Ми-1НХ применялся для решения различных задач, включая опыление полей - из баков емкостью 500 л.
Ми-1 с двумя закрытыми гондолами для больных или раненых - санитарный вариант.
Ми-2УРП (Mi-2URP) - вертолет огневой поддержки, разработанный в Польше и вооруженный четырьмя ПТУР 9М14М "Малютка", пушкой НС-23КМ и двумя пулеметами РПК. Ми-2УРП-Г (Mi-2URP-G) оснащался четырьмя ЗУР 9М32М "Стрела-2М".
PA-28-151 Warrior удачно совместил новое крыло Cherokee, удлиненный фюзеляж и стабилизатор большей площади. На его базе был создан PA-28-161 Warrior II (на снимке).
PA-28-236 Dakota представлял собой модифицированный вариант Cherokee 235, от которого отличался новым крылом, впервые появившимся на модели Cherokee Warrior в 1973 году.
Самолеты семейства Cherokee широко используются во всем мире для подготовки частных пилотов. На снимке - самолет Warrior II, принадлежащий Оксфордской летной школе.
В 1979 году появился вариант PA-28RT-201T Turbo Arrow IV - самый совершенный представитель семейства Arrow. До 1987 года было выпущено более 900 самолетов этого типа.
Последним представителем семейства Cherokee стал самолет Archer LX, имевший усовершенствованную авионику.
New higher-powered version of the Piper Cherokee with 235 hp Lycoming engine
Самолет PA-28 создавался для частных авиавладельцев и в 1960-1970-е годы часто появлялся на фотографиях вместе с семейными парами, отправляющимися на отдых. На снимке - третий прототип PA-28R Arrow, использовавшийся в 1966 году для рекламы новой машины.
Cherokee Seaplane, оснащенный поплавками Edo 2000, поставлялся в вариантах PA-28S-160 и PA-28S-180. Но варианты с поплавковым шасси особого успеха не имели - у последующих моделей таких вариантов уже не было.
Piper Cherokee four-seat light aircraft in floatplane configuration
"American Airlines" стала стартовым заказчиком на Convair 990, хотя после выявления ряда серьезных проблем едва полностью не аннулировала свой заказ.
Convair 990 поступил в эксплуатацию авиакомпании APSA в декабре 1963 года - два лайнера летали на маршрутах компании до 1977 года, когда компания вышла из бизнеса.
Бразильская авиакомпания VARIG вначале отказалась принимать Convair 990, но в 1963 году все же приняла три лайнера, эксплуатировавшиеся до 1971 года. Примечательно, что компания одновременно эксплуатировала самолеты Convair 990, Douglas DC-8 и Boeing 707.
На снимке - первый серийный Convair 990 во время своего первого полета 24 января 1961 года. На тот момент шесть заказчиков подписали контракты на 38 машин, больше заказов не последовало.
Имя "Coronado", введенное компанией "Swissair", в 1940-е годы применялось компанией "Consolidated Aircraft" к летающей лодке PB2Y - по названию острова в заливе Сан-Диего, который был хорошо виден с заводов "Convair" в Линдберг Филд. Остров, в свою очередь, был назван в честь испанского первооткрывателя.
Model 310Q(на снимке) пришел на смену модификации Model 310P, сохранив его двигатели с турбонаддувом и подфюзеляжный киль, но с выпуклой задней частью кабины с дополнительным окном.
Вариант Model 310F отличался остеклением кабины увеличенной площади, заостренным носовым обтекателем и концевыми топливными баками новой формы.
ВВС США получили 160 самолетов L-27A Blue Canoe (Model 310A), созданных на базе раннего Model 310, имевших оборудование кабины военного стандарта и дополнительные топливные баки.
Model 320A Skyknight строился в небольших количествах - всего 47 машин, отличавшихся от Model 320 концевыми баками и несколько большей взлетной массой.