Mitsubishi FS-X / F-2
Варианты:
Mitsubishi - FS-X / F-2 - 1995 - Япония
Страна: Япония
Год: 1995


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии
Mitsubishi F-2

   В октябре 1987 года Япония выбрала самолет F-16C Fighting Falcon в качестве основы для создания собственного варианта многоцелевого истребителя - для замены устаревших F-1. Программа F-2 стала весьма затратной (один самолет стоил столько же, сколько четыре F-16C Block 50/52) и вызвала много споров, но отчетливо свидетельствует о твердом намерении японского руководства всемерно поддерживать и развивать национальную авиапромышленность. Отличиями F-2 стали новое крыло увеличенной на 25% площади, причем выполненное из композиционных материалов, а передняя кромка крыла еще и покрыта поглощающим радиоизлучение материалом. Для размещения дополнительного БРЭО, включая интегрированную систему РЭБ, японским конструкторам пришлось удлинить носовую часть фюзеляжа.
   Другими особенностями японского варианта самолета стали удлиненный носовой обтекатель, под которым разместили РЛС с активной фазированной антенной решеткой, большее по площади горизонтальное хвостовое оперение, тормозной парашют и усиленный фонарь кабины. Главный подрядчик по программе - компания "Mitsubishi", которая отвечает за финальную сборку и выпуск носовой секции фюзеляжа, а субподрядчиками, занимающимися выпуском других элементов конструкции и бортовых систем, выступают компании "Lockheed Martin", "Kawasaki" и "Fuji".
   F-2 имеет 11 узлов внешней подвески, на которых можно разместить различное вооружение, включая ПКР ASM-2, и дополнительно может нести на концевых авиационно-пусковых устройствах УР класса "воздух-воздух" AIM-9 или Mitsubishi AAM-3. Программа F-2 испытывала многочисленные задержки, рост стоимости и даже испытывала ряд проблем технического характера (в основном они коснулись крыла). Были построены четыре прототипа, включая два одноместных XF-2A и столько же двухместных XF-2B. Первый XF-2A был облетан 7 октября 1995 года, а в конце 1995 года японское правительство одобрило выделение средств на программу по выпуску 130 самолетов данного семейства - принятие его на вооружение было запланировано на 1999 год. Впрочем, необходимость устранения проблем, связанных с прочностью конструкции, привела к тому, что оперативной готовности самолет достиг только в 2001 году. Текущие производственные планы предусматривают поставку 83 одноместных F-2A и 47 спарок F-2B. Последние имеют такие же возможности по применению вооружения, но отличаются сниженной до 685 л емкостью топливной системы.
   F-2B предназначены для повышенной летной подготовки или переучивания летчиков на новую машину, сменив в этой роли T-2. Последний из 94 самолетов F-2 был выкачен из цеха в 2011 году, хотя часть машин была серьезно повреждена во время цунами того года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Mitsubishi F-2A

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель
   Силовая установка: один ТРДДФ General Electric F110-GE-129 сухой тягой 75,62 кН и тягой на форсаже 131,22 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 2125 км/ч или М=2,0; боевой радиус при решении задачи атаки кораблей (судов) - не менее 834 км
   Масса: пустого 9527 кг; максимальная взлетная 22100 кг
   Размеры: размах крыла с ракетами на концевых авиационно-пусковых устройствах 11,13 м; длина 15,52 м; высота 4,69 м; площадь крыла 34,84 м2
   Вооружение: одна 20-мм пушка JM61A1, максимальная масса боевой нагрузки 8085 кг, включая ПКР ASM-1/2, УР "воздух-воздух" AIM-7F/AIM-7M+ Sparrow, AIM-9L или AA-3+, 227-кг авиабомбы Mk 82 и 340-кг бомбы JM117, оснащенные тепловой ГСН GCS-1, а также 454-кг бомбы, кассетные боеприпасы CBU-87/B и блоки НАР JLAU-3/A и RL-4.
Первый прототип истребителя FS-X. Авиабаза Комаки, октябрь 1996 г.
Истребитель F-2A (сер. № 13-8509) из 3-й АЭ 3-го авиакрыла в окраске в честь 50-летия JASDF. Авиабаза Мисава, август 2006 г.
Mitsubishi F-2A. Одноместные F-2A и двухместные F-2B являются наиболее современными тактическими истребителями и учебно-боевыми самолетами Сил самообороны Японии. Несмотря на спорные моменты и высокую стоимость программы - один F-2 стоит столько же, как и четыре F-16C Block 50/52 - F-2 отражает заинтересованность Японии в поддержке собственной высокотехнологичной авиационно-космической промышленности. Этот F-2A (13-8517) был приписан к 3-й эскадрилье 3-го полка на авиабазе Мисава в 2010 году. Он несет на киле малозаметную эмблему 3-й эскадрильи в виде кабуто (самурайского шлема).
Истребитель F-2A (сер. № 43-8525) из 3-й АЭ 3-го авиакрыла в окраске в честь 50-летия JASDF. На борту надпись - Viper Zero. Авиабаза Мисава, август 2006 г.
Первый прототип XF-2B. Испытательное авиакрыло ADTW, авиабаза Гифу, декабрь 1997 г.
Самолет F-2B (сер. № 43-8126) из 21-й АЭ 4-го авиакрыла в окраске в честь 30-летия авиаподразделения. На киле изображен легендарный японский средневековый генерал Масамуне. Авиабаза Мацусима, лето 2006 г.
First prototype Mitsubishi XF-2A, which made its initial flight on 7 October 1995 (1998)
Перехватчик, встречающий ракетоносцы у берегов Японии
Истребитель F-2
F-2 против F-16: новое японское крыло. В конструкции крыла F-2 фирма "Mitsubishi" широко использовала композиционные материалы. По соглашению о совместном производстве, фирма "Lockheed Martin" выпускает левую часть крыла и оба предкрылка, a "Fuji" - правую часть крыла и оба флаперона. Хотя крыло F-2 и имеет много общего с крылом F-16, оно почти на 25% больше по площади. Это достигнуто за счет увеличения размаха, удлинения корневой хорды, уменьшения стреловидности передней кромки и придания задней кромке небольшой обратной стреловидности. Увеличение внутренних объемов позволило разместить дополнительное топливо, а само крыло получило шесть узлов подвески, не считая пусковых устройств на законцовках.
B-52 из 20-й экспедиционной бомбардировочной эскадрильи возглавляет отряд в составе двух F-16 из 18-й эскадрильи "Aggressors", двух F-2 японских ВВС, двух EA-6B авиации ВМС США и одного E-2C японских ВВС. Совместное учение ВВС США и Японии "Cope North".
Целью модернизации комплекса связи B-52H в XXI веке является его глобальное применение в разнородных авиационных группировках
Exercise Cope North Guam 2014 was held between February 14 and 28, 2014. It was a multilateral training exercise conducted from Andersen AFB, Guam, and involved around 80 aircraft from the Japan Air Self Defense Force (JASDF), Royal Australian Air Force (RAAF) and US Air Force and Navy. Air-to-air training was conducted involving dissimilar air combat scenarios, air-to-ground sorties and simulated humanitarian assistance and disaster relief operations. This formation of participants comprises an EA-18G Growler of VAG-132 (tailcode ‘NL’), F-16C Fighting Falcon from the 35th Fighter Wing (‘WW), an 18th Wing F-15D Eagle (ZZ), a B-52H Stratofortress from the 20th Bomb Squadron ('LA'), JASDF F-15J (22-0929 of 204 Hikotai) and Mitsubishi F-2A, an RAAF No. 75 Squadron F/A-18A Hornet and an F-16C of the 364th Fighter Wing (‘AK').
A USAF B-1B Lancer and F-16 Fighting Falcons assigned to Misawa Air Base, Japan, conduct bilateral joint training with JASDF F-2As off the coast of northern Japan on April 22, 2020.
B-1B Lancers assigned to the 37th Expeditionary Bomb Squadron fly alongside Japan Air Self-Defense Force F-2s over the vicinity of the East China Sea on October 21, 2017.
F-2 создан на базе планера F-16C Fighting Falcon и отличается, в частности, новым крылом большей площади и усиленным фонарем кабины. F-2 - первый истребитель с РЛС с активной фазированной антенной решеткой, поступивший на вооружение.
Под радиопрозрачным обтекателем F-2 размещается антенна с активной ФАР РЛС J-APG-1. Это первая в мире РЛС с антенной такого типа, установленная на строевом истребителе.
18 апреля 1996г.: первый двухместный Mitsubishi F-2 поднялся в воздух с аэродрома Комаки (международный аэропорт Нагоя). Учебное командование японских ВВС получило 47 самолетов F-2B, созданных на базе F-16 как замена самолетам Т-2. Небольшое количество двухместных самолетов поступило в истребительные авиаэскадрильи, а также в испытательные и учебные эскадрильи для имитации условного противника.
Second Mitsubishi XF-2B two-seat operational trainer (1999)
Двухместный F-2B имеет такие же боевые возможности, как и одноместная машина, но отличается уменьшенным запасом топлива и несколько большей массой.
The first prototype Mitsubishi TS-X 63-0001 gets airborne for the first time from Komaki air base, near Nagoya, on October 7, 1995 with Mitsubishi test pilot Yoshiyuki Watanabe at the controls. The initials on the fin stand for Technical Research & Development Institute.
Первый прототип истребителя FS-X (сер. № 63-0001)
Японский истребитель F-2
Самолет F-2A (сер. № 83-8544) из испытательного крыла ADTW
Истребитель F-2A (сер. № 53-8535) из 6-й АЭ 8-го авиакрыла. Авиабаза Цуики, 17 сентября 2009 г.
Истребитель F-2A (сер. № 33-8550) из 3-й АЭ 3-го авиакрыла. Авиабаза Мисава, 2009 г.
Первый прототип учебно-боевого самолета Mitsubishi F-2B. Авиабаза Гифу, 2008г.
Серийный самолет F-2B (сер. № 33-8123)
Результат прохождения цунами на авиабазе "Мацусима"
The principal F-2 contractors (1997)
Mitsubishi F-2A
Mitsubishi F-2A, with additional side view (top) of two-seat F-2B (1997)