Мировая Авиация 197
-
Это одна из первых фотографий Comet в воздухе - на фотографии G-ALVG, запечатленный в 1949 году. Видны знаки компании BOAC на носовой части и британский "Юнион Джек" на киле.
Первые три Comet I компании BOAC. На переднем плане запечатлен G-ALYP, первый реактивный авиалайнер, вышедший 2 мая 1953 года на коммерческий маршрут из Лондона в Йоханнесбург.
"Air France" приступила к эксплуатации Comet 26 августа 1953 года на маршруте Париж - Рим - Бейрут, но после лишения в апреле 1954 года самолета сертификата летной годности компания больше его не использовала.
"Canadian Pacific" имела в начале 1950-х годов два самолета Comet Series 1A - CF-CUM и CF-CUN (на фотографии). Первый был передан BOAC, где получил регистрацию G-ANAV, a CF-CUN потерпел аварию во время взлета.
Компания "de Havilland" в рамках совершенствования самолета решила на новом поколении, Comet 2, установить двигатели Rolls-Royce Avon. Последние были опробованы на прототипе Comet 2X (G-ALYT), совершившем первый полет 16 февраля 1952 года.
В насыщенной озерами и реками Канаде гидросамолеты стали важным средством связи с удаленными поселениями, часть из которых находятся в очень удаленных районах страны, куда невозможно добраться по суше. На фотографии - DHC-2 Beaver, принадлежащий Королевской канадской конной полиции.
De Havilland Canada DHC-2 Beaver - один из самых удачных легких самолетов, возможности которого существенно возросли после оснащения его поплавковым шасси.
F-4B из 323-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП США несет УР AIM-7 Sparrow и авиабомбы Mk 82. Последние тоннами сбрасывались на противника, а вот для AIM-7 работа находилась нечасто.
F-4B из 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП США запечатлен в 1972 году во время сброса бомб Mk 82. На фюзеляже видна открытая крышка автомата отстрела ИК-ловушек.
F-4B из 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи несет на трехзамковых бомбодержателях по три авиабомбы Mk 82 Snakeye и по две НАР Zuni на боковых авиационно-пусковых устройствах. Плюс под фюзеляжем, вероятно, подвешен один бак с напалмом.
F-86H-10 Sabre. 101-я тактическая истребительная эскадрилья авиации Национальной гвардии штата Массачусетс дислоцировалась в Логан-Филд и в 1958-1964 годах летала на F-86H. Эскадрилья набирала личный состав из западной части штата и позиционировалась как "Ирландская гвардия".
Построили два прототипа YF-86H. Первый, 52-1975 (на фотографии), впервые поднялся в воздух 9 мая (30 апреля???) 1953 года под управлением летчика-испытателя компании-разработчика Джо Линча. Хотя двигатель J73 имел большую тягу, чем J47, модификация "H" была лишь на 16 км/ч быстрее Sabre с самым мощным из двигателей J47.
"The L'il Stinker" - один из самолетов, эксплуатировавшихся с декабря 1957 года по август 1970 года в 104-й эскадрилье истребителей-перехватчиков. Во время инцидента с кораблем радиоэлектронной разведки "Пуэбло" в 1968 году она была приведена в состояние повышенной боеготовности.
Большинство Sabre, включая два прототипа YF-86H, строились на заводе в Инглвуде, но серийные F-86H выпускались на заводе в Колумбусе. F-86H-1, 52-1977, стал первым самолетом, сошедшим со стапеля завода. Обратите внимание на вооружение - шесть пулеметов.
Самолеты Skyraider AEW.Mk 1, Gannet и Sea Hawk на палубе британского авианосца "Арк Ройял". Самолеты ДРЛО Gannet AEW.Mk 3 заменили в этой роли Skyraider.
На фотографии - первый прототип МиГ-29К образца 1988 года ("9-31"), бортовой №311, во время испытаний на ТАВКР "Тбилиси", будущем "Кузнецове", в ходе которых среди прочего отрабатывались взлет и посадка самолета со штатным вооружением. В законцовках крыла корабельного варианта размещена аппаратура станции РЭБ.
Во время испытаний на ТАВКР "Тбилиси" истребитель МиГ-29К "работал" вместе с конкурентом - самолетом Су-27К, а вертолеты Ка-27ПС привлекались для обеспечения полетов.
Первый прототип МиГ-29К, бортовой №311, имел обычную светло-серую окраску, но второй прототип, бортовой №312, уже имел "флотские" окраску и опознавательные знаки (включая хорошо видимый здесь Андреевский флаг). В районе кабины видны эмблемы РСК "МиГ" и МАПО.
На этой фотографии МиГ-29К хорошо виден посадочный гак и выпущенная штанга топливоприемника, а под сложенными консолями крыла можно видеть УР класса "воздух-воздух" Р-77.
P-38H первыми получили опознавательные знаки в виде круглой эмблемы с полосой (до этого была просто круглая эмблема). На фотографии - новый самолет во время испытательного полета из Бербанка перед поставкой в ВВС Армии США.
Последней серийной модификацией Lightning стал P-38M - его создавали после того, как P-70 на Тихом океане оказался неэффективным в качестве ночного истребителя.
Прототип XP-38 (37-457) был облетан в Марч-Филд 27 января 1939 года лейтенантом Б. С. Келси и продемонстрировал великолепные на тот момент характеристики истребителя.
Типичной задачей, которую решали P-38 из состава Дальневосточных ВВС на Филиппинах, была штурмовка японских войск в районе Манилы.
F-2 создан на базе планера F-16C Fighting Falcon и отличается, в частности, новым крылом большей площади и усиленным фонарем кабины. F-2 - первый истребитель с РЛС с активной фазированной антенной решеткой, поступивший на вооружение.
Mitsubishi F-2A
ВВС Франции направили в Алжир на помощь T-6G, оказавшемуся слишком уязвимым от огня с земли, самолеты T-28 Trojan (названы французами Fennec) и AD-4N/NA Skyraider (эксплуатировались с 1960-1962 годов).
Skyraider отлично зарекомендовал себя в Алжирской кампании 1955-1962 годов. На фотографии - AD-4NA из состава EC 1/20 "Aures-Nemencha", дислоцировавшейся в 1960-1963 годах в Боне (ныне Аннаба) и Буфарике.
Гидросамолеты различных конструкций весьма популярны в Канаде и США. На фотографии - самолет Cessna 185 с американской регистрацией.
Желтые полосы на принадлежащем авиации британских ВМС Skyraider AEW.Mk 1 - знак самолетов, принимавших участие в Суэцкой кампании 1956 года. Самолет был приписан к звену "А" 849-й эскадрильи и базировался на борту авианосца "Игл".
В начале 1950-х годов британские ВМС могли использовать в роли самолета ДРЛО корабельного базирования только Skyraider. Экипаж состоял из трех человек, масса полезной нагрузки составляла почти тонну.
В модели Otter компания "de Havilland Canada" воплотила все достоинства Beaver, но при обеспечении большей вместимости. Хорошо виден подфюзеляжный киль, характерный для Otter, а также неубирающиеся лестницы у дверей в пассажирский салон. Впрочем, погрузка в заднюю кабину - не такое простое дело.
Вынужденная посадка гидросамолета на сушу должна выполняться как можно аккуратнее, с возможно минимальным углом пикирования и на минимальных оборотах двигателя. Большая площадь поплавков при вынужденной посадке на сушу компенсирует отсутствие тормозного устройства, имеющегося на "сухопутных" самолетах, но выполнить с таким грузом самостоятельный взлет с суши гидросамолет не сможет. Поэтому приходится применять специальные колесные тележки - во многих случаях, при соответствующем характере местности, это позволяет все же совершить взлет. Такие же тележки применяют при первом взлете нового гидросамолета с аэродрома завода-изготовителя, как на этой фотографии с DHC-6 Twin Otter.
Самолеты Heron часто использовались начинающими авиаперевозчиками, часть из которых позже сумела укрепить свой бизнес. Бельгийская SABENA имела один Heron Series 1.
Данный Heron Series 2D, как и многие другие самолеты, сменил за свою жизнь не одного владельца. После "E.S.&A.Robinson (Holdings)" он попал к французской "Air Paris", а затем оказался в США, где и находится сегодня.
Весной 1961 года британские ВМС заменили пять своих Sea Devon на такое же количество Heron Mk 2, которые получили обозначение Sea Heron C.Mk 20 (на фото) и использовались в качестве связных до 1989 года.
Другие военные эксплуатанты связных Heron - военно-воздушные силы Шри-Ланки, Ганы, Ирака, Иордании (на фото) и ФРГ.
На фотографии - Heron, переоборудованный "Connair Riley", 1977 год, аэродром Улуру (Айерс-Рок) в центральной Австралии. Самолет оснащен двигателями Lycoming IO-540-G1A5.
Проекты переоборудования Heron в основном предусматривали установку более мощных и надежных двигателей. Компания "Shin Meiwa" для "Toa Domestic Airlines" ремоторизировала Heron Series IB с использованием двигателей Continental (модель Tawron).
F-4 Lightning из 3-й группы фоторазведки делает разворот в сторону камеры. 3-я группа прибыла в Ла-Сения, Алжир, в середине декабря 1942 года, а ее самолеты выполнили множество полетов в интересах союзников.
Самолеты-разведчики, такие как этот F-5A, сменив свои пушки и пулеметы на фотокамеры, обеспечивали командиров войск важной развединформацией. Полеты выполнялись на больших, либо, наоборот, сверхмалых высотах.
Этот Monocoupe 110 был построен в 1941 году, а в 2001 году он принадлежал частному владельцу в Фейрфаксе, штат Вирджиния.
Перед поставкой заказчику самолеты МиГ-29К и МиГ-29КУБ (на фотографии) прошли испытания на борту российского ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".
Для невооруженных разведчиков RF-4B скорость была единственным способом избежать поражения противником - они обычно фотографировали цель с высоты 1067 м на скорости 1112 км/ч.
Компания "Beech Aircraft Corporation" продолжила выпуск Diamond II под обозначением Beechjet 400.
На Diamond II установил еще более мощные двигатели. На снимке - прототип Diamond II с ТРДД JT15D-5. От разработки удлиненного варианта Diamond III отказались.
Diamond вошел на рынок, где уже прочно обосновались самолеты Learjet и Gulfstream, но все же смог набрать ряд заказов в США и в других странах мира.
Прототип MU-300 во время первого этапа летных испытаний в Японии. Он стал первым японским пассажирским реактивным самолетом.
The Mitsubishi MU-300 Diamond 1 programme began with the construction and flight testing in Japan of two prototypes, carrying the registration JQ8001 and JQ8002 (on photo). As first flown, neither had the ventral fin, adopted later.
Поплавковое шасси в целом отрицательно влияет на путевую устойчивость гидросамолетов, и часто для ее улучшения применяют дополнительные кили. На приведенном здесь Cessna Caravan I дополнительные поверхности установлены на стабилизаторе.
Некоторое время T-2 использовались японской эскадрильей "агрессоров" (Hiko Kyodotai), дислоцированной на авиабазе Нютабару, и несли на киле эмблему в виде бросающейся на противника кобры. Самолет 69-5127 имитирует советский МиГ-21.
Таиланд - второй оператор F-86L (на фото), получил в 1964 году от 10 до 20 самолетов, поступивших в 12-ю эскадрилью (авиабаза Донмуанг).
F-86L - программа "Follow-On". Последним Sabre, поступившим на вооружение ВВС США, стал вариант F-86L. Главной проблемой для осуществления всепогодных перехватов вражеских самолетов в начале 1950-х годов была недостаточно эффективная и устойчивая связь между оператором наземной РЛС GCI и пилотом истребителя-перехватчика. В рамках программы "Follow-On" была создана и установлена на F-86D компьютеризированная система обмена данными SAGE (Semi-Automatic Ground Environment). Самолеты приводились к стандарту F-86D-45 и дополнительно оснащались новым радиосвязным оборудованием, системой "свой-чужой" и двигателем J47-GE-33. Машины получили обозначение F-86L, первые попали в 317-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков в конце ноября 1956 года. В следующем году на них перевооружили 24 эскадрильи авиации Национальной гвардии, включая 196-ю эскадрилью истребителей-перехватчиков (на фото). Уже к 1965 году последний из 981 переоборудованного F-86L был списан Национальной гвардией.
F-1 предназначался преимущественно для борьбы с вражескими кораблями, особенно - с десантными кораблями и катерами.
OH-58D Kiowa Warrior. Данный OH-58D принадлежит 4-му батальону 17-го кавалерийского полка. Подразделение допущено к базированию на кораблях для решения задач, аналогичных операции "Prime Chance".
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire, НАР Hydra 70 (на фото), а также ПЗРК Stinger.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire (на фото), НАР Hydra 70, а также ПЗРК Stinger.
Компания "Bell" построила 18 вертолетов OH-58D в стелс-варианте - OH-58D OA (Optimized Aircraft), предназначенных для спецопераций. Они не имеют вооружения и отличаются слегка заостренной носовой частью, что снизило фронтальную ЭПР. OH-58D OA переданы 82-й воздушно-десантной дивизии и эксплуатируются 1-м батальоном 17-го кавалерийского полка.
Ключевой фактор успеха OH-58D как разведчика - обзорно-прицельная система McDonnell Douglas MMS, смонтированная на стабилизированной платформе над втулкой несущего винта.
Прицел над втулкой несущего винта. Над втулкой несущего винта в шарообразном композитном обтекателе на стабилизированной платформе смонтирована прицельная система (MMS), которая является "глазами" вертолета Bell OH-58D. Система включает в себя дневную ТВ-камеру с 12-кратным увеличением, оптический прицел, ИК-систему, а также лазерный дальномер/целеуказатель. Он позволяет подсвечивать лучом лазера цели для применения ПТУР AGM-114 Hellfire, размещенных на вертолетах Apache, и управляемых снарядов Copperhead, предназначенных для поражения различных защищенных, в том числе подвижных целей. Надвтулочный прицел имеет угол обзора по горизонтали 360°, а по вертикали +/-30°. Вертолеты OH-58D Kiowa Warrior также оснащены системой ATHS (Automatic Target Hand-off System), которая в автоматическом режиме позволяет с высокой точностью передавать координаты целей командирам полевых артиллерийских батарей.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire, НАР Hydra 70, а также ПЗРК Stinger (на фото, крайние в ряду - остальное это контейнеры с 7,62-мм пулеметами и ПТУР Hellfire).
Единственный зарубежный эксплуатант Kiowa Warrior - Тайвань, армейская авиация которого приобрела в 1993-1999 годах 39 новых машин данного типа.
В 2000 году после аварии с отрывом лопасти рулевого винта вертолетам временно запретили летать - полеты возобновились в 2002 году после замены рулевых винтов. Компания "Excel Air Service" приступила к эксплуатации MH2000 в 2003 году.
Mitsubishi MH2000
Оснащенный поплавковым шасси Model 206 был доработан компанией "Soloy" под установку турбовинтового двигателя Allison. Обводы носовой части фюзеляжа сильно изменились после установки ТВД, была изменена конфигурация воздухозаборников и выхлопной системы.
Во время взлета может возникнуть так называемое "прогрессирующее козление" - ритмическое колебательное движение, вызываемое динамической неустойчивостью сил, действующих вдоль дна поплавков при движении гидросамолета на редане. При неправильном тангаже при глиссировании, то есть когда носовая часть расположена слишком низко, под носом поплавков образуется небольшой гребень (стена воды) и возникает дополнительное давление. При проходе редана по таким гребням поплавки резко наклоняются вперед и зарываются в воду, что приводит к образованию нового гребня. Каждое последующее колебание становится сильнее и, если не исправить положение, самолет может зарыться носом в воду или и вовсе опрокинуться.
Том Кейси в 1990 году на этом гидросамолете Cessna 206, переоборудованном компанией "Wipaire" и названном "Liberty II", предпринял попытку совершить кругосветный перелет, совершая посадку только на воду.
Изображенный M20E оставался в эксплуатации вплоть до середины 2011 года, хотя и был выпущен в 1964 году. Хорошо видно хвостовое оперение характерной для самолетов Эла Муни формы.
Продававшийся как "усовершенствованный УТС", данный самолет представляет собой стандартный четырехместный Mooney M20J образца 1989 года.
Данный ранний вариант семейства Acclaim выпускается и сегодня. Последним вариантом семейства Acclaim является модификация Type S, считающаяся одной из самых скоростных машин в своем классе.
Ovation2 GX - одна из двух моделей, выпускаемых сегодня (другая - Ovation3).
M20T Predator был представлен на тендер ВВС США "Enhanced Flight Screener", но проиграл Slingsby Firefly. Контракт с ВВС Египта также не состоялся.
Mooney Super 21 M20E, N9231V, был выпущен в 1969 году. Super 21 оснащался двигателем IO-360-A1A мощностью 200 л.с.
M22 Mustang был облетан 24 сентября 1964 года. Данный самолет, N3522X, был выпущен в 1966 году.
Изображенный самолет Type A пилотировал знаменитый швейцарский пилот Эмиль Теддоли - он вторым в Швейцарии получил лицензию гражданского пилота. Под управлением Жюля Ведрина самолет стал победителем авиагонок Париж-Мадрид в 1911 году.
Первый самолет Эла Муни, M-18 Mite, имел хорошие летные характеристики и оказался весьма востребованной одноместной спортивной машиной.
Ki-83 - экспериментальный дальний истребитель с усиленным вооружением, фотография сделана уже после войны в ходе испытаний самолета в ВВС Армии США.
Mitsubishi MU-2 - единственные самолеты, находившиеся на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии. 17 таких машин эксплуатировались под обозначением LR-1.
Патрульный вариант Mitsubishi MU-2E эксплуатировался поисково-спасательным авиакрылом японских ВВС.
Самолет MU-2 постоянно преследовали поломки и аварии, включая обледенение и проблемы с двигателями.
Mitsubishi MU-2J
Гидросамолеты с низкорасположенным крылом - почти раритеты. Так как такое расположение крыла ограничивает обзор пилоту при посадке на воду и существенно затрудняет техникам обслуживание гидросамолета на стоянке или в доке. На фотографии - канадский Rosebrugh Special.
Первый M10 Cadet, в целом схожий с A2-A, поднялся в воздух 23 февраля 1968 года. M10 отличался обычным хвостовым оперением.
Единственный прототип M301 запечатлен во время испытательного полета. Машина отличалась от других самолетов семейства стреловидным хвостовым оперением.
В 1972 году этот F-4J из 232-й истребительно-штурмовой эскадрильи авиации КМП базировался в Нампхонге. Эмблема эскадрильи видна сзади на ангаре.
F-4J из 333-й истребительно-штурмовой эскадрильи в 1972 году находился на AB "Америка". F-4J имелись и в эскадрильях, дислоцировавшихся на сухопутных авиабазах, - в 1973 году F-4J с авиабазы Нампхонг стали последними американскими боевыми самолетами, оставшимися в Юго-Восточной Азии.
Варианты от "Saunders Aircraft". Наиболее интересным стал проект переоборудования самолета, предложенный Дэвидом Сондерсом из "Saunders Aircraft Corporation" (Монреаль, Канада). Переоборудование выполнялось преимущественно специалистами "Aviation Traders (Engineering)" (Саузенд, Великобритания), самолет получил обозначение Saunders ST-27. Он отличался новыми двигателями (два ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-34 мощностью no 750 л. с. вместо четырех ПД Gipsy Queen), усиленным крылом, возможностью установки в носовой части метео-РЛС, удлиненным на 3,16 м фюзеляжем - вместимость возросла до 23 мест. Прототип ST-27, оснащенный вначале двигателями PT6A-27 мощностью по 715 л.с., был облетан 28 мая 1969 года, а прототип в полностью серийной конфигурации - в апреле 1970 года. Было построено 12 ST-27, а тринадцатый стал прототипом модификации ST-27B (затем ST-28), совершившей первый полет в июле 1974 года. Новая модель отличалась рядом усовершенствований в конструкции и бортовых системах, а также четырехлопастными воздушными винтами, рулем направления с более широкой хордой, более крупными окнами кабины, встроенными трапами и большим запасом топлива. Ввиду задержек с поставкой самолетов для переоборудования Сондерс намеревался строить серийные ST-28 "с нуля", используя оснастку и оборудование, передаваемые "Hawker Siddeley Aviation". Программа была запущена при наличие заказов на 15 машин, но финансовые проблемы привели к ее закрытию в 1976 году. Построили лишь один прототип.